Охотничьи виды птиц Луганской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашей работы было изучение биологии охотничьих птиц Луганской области.
Мы ставили перед собой следующие задачи:
Составить список видов охотничьих птиц для Луганской области.
Определить биотопическое и географическое распределение этих видов.
Выяснить особенности биологии, мест обитания, гнездования, поведения охотничьих видов птиц.
Выявить решающие факторы, влияющие на численность охотничьих птиц и оценить рациональность их использования в Луганской области.

Содержание

І. Введение 2
ІІ. Обзор литературы. 3
ІІ.1.Особенности строения птиц. 3
ІІ.2.Значение птиц. 13
ІІ.3.Основные особенности экологии птиц 14
ІІ.4. Поведение птиц. 19
ІII. Методика исследования. 53
IV. Физико-географическая характеристика
Луганской области. 55
V. Биология охотничьих видов птиц
Луганской области и их распространение. 57
VІ. Экологическая характеристика охотничьих
птиц Луганской облсти. 108
VІІ.Выводы. 112
Список литературы 113

Прикрепленные файлы: 1 файл

Магистр.Али.doc

— 3.35 Мб (Скачать документ)

В период формирования миграционного  состояния обмен веществ у птиц подвержен глубоким изменениям, которые заключаются в накоплении жировых веществ. Последние откладываются либо под кожей, либо в брюшной полости в виде мощных жировых прослоек. Происходит это в результате увеличения потребности в пище, общего замедления обмена веществ, а также процесса ассимиляции.

Накопление жира — настолько  характерная и хорошо заметная черта, что она служит одним из основных показателей, по которому можно судить о готовности птицы к отлету. Энергию для полета птицы черпают главным образом из окисления пищевого материала. Пища птиц состоит почти исключительно из углеводов, белков и жиров. Жиры выделяют при окислении на единицу массы значительно больше энергии, чем белки и углеводы. Резервный жир у птиц, особенно мелких воробьиных, усваивается непосредственно и поэтому может быстро поступать в кровь из клеток, где он накапливается для последующего окисления в мускулатуре или там, где это необходимо. Во время длительных перелетов птиц значительная часть жира расходуется, а при остановках на отдых и кормежку он вновь быстро восстанавливается.

В период миграции у птиц, находящихся  в развитом миграционном состоянии, величина жировых депо контролирует суточный ритм и количество потребления пищи, а также суточный ритм и активность миграционного поведения. Фактором, с помощью которого жировые депо информируют организм об имеющемся в нем запасе жира, может служить изменение поступления свободных жирных кислот в кровь.

Действие сахара в крови сказывается  преимущественно на изменении суточных ритмов. Следовательно, в период миграций жировые резервы берут на себя роль центрального регулятора миграционного состояния. Они обеспечивают адаптивное состояние высокой миграционной активности при высокой жирности с прекращением активности и стимуляцией кормежки после того, как энергетические резервы израсходованы.

Дальние мигранты бывают значительно  жирнее птиц, улетающих на более  короткие расстояния, точно так же, как мелкие птицы относительно жирнее крупных. У некоторых славок резервный жир составляет свыше 30% от массы тела, а у мелких американских колибри — до 40—46%. Запас жира у некоторых видов колибри составляет всего около 2 г, но и этого запаса топлива хватает им для того, чтобы пересечь примерно за 8 ч Мексиканский залив шириной в 800 км.

В предмиграционном состоянии птицы становятся чувствительны к факторам внешней среды. В этом состоянии даже минимальные отклонения метеорологических условий, условий освещения и питания могут вызвать изменения в физиологическом состоянии организма птиц и переход его из предмиграционной фазы в миграционную, с наступлением которой начинается отлет. Чувствительность к этим внешним раздражителям у многих видов птиц различна.

Сигнальная природа сезонных миграций имеет важное значение для выживаемости птиц. Она могла  возникнуть только в условиях сезонной лабильности среды как приспособление, как тонкая подогнанность организма (и его поведения) к меняющимся условиям жизни.

Сроки миграции. Наиболее массовые и заметные сезонные миграции приурочены к осеннему и весеннему сезонам. Однако сроки миграции в целом не ограничиваются этими сезонами и выходят далеко за их пределы. Даже в одной местности можно наблюдать передвижение птиц в течение почти круглого года.

Столь широкий диапазон начала и  конца сезонных миграций связан с  тем, что виды птиц неодинаково приспособлены к сезонным изменениям условий жизни, благодаря чему в разные сроки приступают к миграциям и в различной форме их осуществляют. В общем виде можно считать, что сроки осеннего отлета зависят от времени наступления в гнездовых местах неблагоприятных зимних условий, а весеннего прилета — от появления там благоприятной обстановки. У каждого вида имеется свое время отлета и прилета, которое отличается для каждой географической области, а следовательно, и для каждой популяции.

Раньше всех отлетают на зимовку  перелетные насекомоядные птицы (стрижи, ласточки, мухоловки, иволги и др.) или питающиеся мелкими водными беспозвоночными животными (разные виды куликов). Для этих птиц раньше, чем для каких-либо других видов, наступает в гнездовых местах ухудшение кормовых и иных условий. Но отлет их происходит заблаговременно, до появления каких-либо существенных перемен в окружающей среде. Позднее всех улетают растительноядные птицы, которые осенью лучше и дольше обеспечены кормами (грач, дрозд-рябинник, гуси, многие виды уток и др.). У поздно улетающих видов сроки отлета довольно близко совпадают с глубокими переменами в их летних местах обитания (замерзание водоемов, оскудение, трудность добывания корма и т. д.).

Насекомоядные птицы, как правило, улетают на более дальние зимовки, чем растительноядные. Весенний прилет происходит в обратном порядке: раньше прилетают растительноядные, позднее— насекомоядные.

Сроки сезонных миграций нередко зависят  от пола и возраста. У ряда видов  осенью сначала улетают молодые птицы, затем старые самки и позднее всех старые самцы (зяблик, камышовая овсянка, полевой жаворонок, пустельга и др.). Весной у певчих птиц часто раньше прилетают самцы, а затем уже самки (зяблик и др.). Но у большинства видов оба пола совершают перелеты одновременно.

Погода оказывает большое влияние  на ход перелетов. Резкое повышение  температуры весной или понижение осенью вызывает у ряда видов массовый прилет (морянка, турпан, синьга) или отлет (гуси, лебеди). Существенное значение имеет ветер, который прежде всего чисто механически влияет на скорость перелета, увеличивая или уменьшая ее. Влияние это особенно сказывается на мелких птицах: боковой ветер может сносить птицу и отклонять от избранного пути. Ветер оказывает влияние на высоту полета: при сильном встречном ветре птицы снижаются и летят низко над сушей или водой. Господствовавшее раньше мнение, что перелеты птиц возможны только при легком встречном ветре, в последнее время отвергнуто. Практически пролет может проходить при любом направлении ветра.

Определенное значение в перелетах  птиц имеют осадки. Певчие птицы  и некоторые водоплавающие стремятся избегать районов дождей, огибая дождевые тучи, но слабый дождь не мешает перелету. Туман ослабляет перелет, снижает его высоту; при густом тумане у многих птиц он вовсе прекращается. Большое влияние на перелет оказывают циклоны и антициклоны.

Большинство птиц совершает перелеты стаями, причем для каждого вида характерен определенный строй: журавли, гуси летят углом или клином, утки — косым рядом, нередко углом, чибисы — растянувшейся по фронту цепочкой, многие мелкие певчие птицы —густой сомкнутой стаей и т. д. Величина стай различна. В стаях птицы бывают более упитанными, чем одиночки.

Пролет протекает не только днем, но и ночью. Днем летят в основном крупные птицы (журавли, вороны, хищники), а из мелких— успевающие накормиться в течение дня (ласточки, овсянки, жаворонки и др.). Ночь они проводят в покое. Ночью пролетают птицы, хуже обеспеченные кормом, а днем они кормятся (мелкие насекомоядные, болотные птицы, многие кулики и т. п.). Некоторые птицы летят и днем и ночью (чибис, скворец, часть уток и др.).

Высота перелета у многих видов  и в разной обстановке неодинаковая. Уток, ржанок отмечали на высоте 2200—2400 м, грачей — 3300 м, журавлей, куликов, певчих птиц над Гималаями — 6000 м, гусей там же — более 9500 м над уровнем моря, где воздух содержит всего 30% кислорода, и остается неясным, как птицы избегают «высотной болезни». Но большинство летит значительно ниже, чаще на высоте от 450 до 750 м, а многие мелкие птицы — ниже 100 м.

Птицы иногда могут развивать очень  большую скорость (стрижи 40—50 м/с, что  соответствует 150—160 км/ч, сапсан во время охоты 100 м/с), но обычная скорость полета у них при миграции более низкая и колеблется у разных видов в пределах от 50 до 100 км/ч. Однако скорость суточного перелета, как правило, намного ниже, в пути птицы делают остановки на отдых и кормежку. Мелкие воробьиные пролетают в среднем 50—60 км в сутки (а иногда 15—20 км), белый аист 60 км, кукушка 80 км, стрижи 100 км.

У многих птиц пролет протекает неравномерно. Некоторые птицы могут покрывать огромные расстояния без остановки на отдых и кормежку. У большинства миграции проходят медленно, месяцами.

Направление перелетов разнообразно и определяется в первую очередь расположением мест гнездовий и мест зимовок. В Европе большинство птиц осенью летит на запад, юго-запад и юго-восток, реже на юг. Весенний пролет идет в обратном направлении. Однако направления и пути осеннего отлета и весеннего прилета не всегда совпадают. Так, из Европы многие птицы осенью летят в Африку по западному побережью Франции и Пиренейского п-ова, а весной возвращаются через Гибралтар, по восточному берегу Испании и вверх по долине р. Роны. Это объясняется тем, что условия погоды и питания весной и осенью в некоторых частях области пролета бывают неодинаковы. Поэтому пути пролета, пригодные осенью, становятся непригодными весной, и наоборот. Во время пролета птицы придерживаются наиболее благоприятных для себя мест в отношении ориентации, отдыха, питания и т. д.

Водные птицы обычно следуют  вдоль рек, озер, морских побережий, лесные птицы придерживаются всякого рода древесных насаждений и т. д. Но нередко водные птицы пересекают обширные безводные пустыни, лесные птицы — степи, сухопутные птицы — морские пространства и т. д. В этих случаях птицы стремятся преодолеть территории с несвойственными им угодьями беспосадочным полетом.

Движение птиц при  перелетах по относительно благоприятным  угодьям приводит к тому, что в  ряде мест — вдоль пойм рек, по цепи озер, морским побережьям, вдоль предгорий и т. д. — образуется густой поток мигрантов. Это послужило причиной появления ранее господствовавшего взгляда о том, что птицы летят узкими, строго фиксированными путями. Позднее, когда был широко применен метод кольцевания и накопилось достаточно фактических данных, было установлено, что абсолютное большинство мигрантов летит широким фронтом. Ширина фронта пролета бывает равна примерно ширине всей гнездовой области данного вида. Поэтому термин «пролетный путь» стали заменять термином «направление пролета» или «область перелета». Не следует думать, что пролет идет сплошь или равномерно по всему широкому фронту. В экологически благоприятных районах концентрация мигрантов увеличивается, в менее благоприятных — уменьшается, а местами пролет не идет вовсе.

Незначительное число  видов летит узким фронтом, что  лишь приблизительно соответствует  старому понятию «пролетный путь». Под узким фронтом понимают такой пролет, когда птицы какого-либо вида населяют обширную область, а их пролетные пути на большом протяжении настолько сужены, что по отношению к размерам этой области они кажутся узкими и напоминают «дороги». Из птиц, населяющих Европу, пролет узким фронтом известен для серого журавля, белого и черного аистов, сорокопута-жулана и др.

Одной из замечательных  особенностей птиц является их ориентация при перелетах, удивительная способность находить дорогу на свои далекие зимовки и вновь возвращаться в родные гнездовые места. Это подтверждается многочисленными данными, полученными путем кольцевания. О высокой ориентации птиц в пространстве свидетельствуют также многие опыты с перевозкой птиц от гнезда на сотни и даже тысячи километров. В этих опытах большинство птиц вновь возвращались к своим гнездам.

Вопрос о том, как птицы ориентируются в пространстве, был поставлен давно, но до настоящего времени не получил полного разрешения. Предполагали, что первый свой перелет на зимовку молодые птицы совершают со старыми, а в последующие годы следуют уже по знакомым пролетным путям. Однако далеко не у всех птиц молодые и старые мигрируют вместе. Известно, что у вальдшнепа, скворца обыкновенного, зяблика, полевого жаворонка и других осенью летят сначала молодые, а потом уже старые; у кукушки, сорокопута-жулана, черноголовой славки и других раньше улетают старые, позднее — молодые. Многие птицы улетают не стаями, а поодиночке, например большинство дневных хищников, пеночки, камышовки, славки и др. Во всех этих случаях о каком-либо влиянии на выбор пролетного пути со стороны старых птиц не может быть и речи, и тем не менее как молодые, так и старые особи прибывают на одни и те же зимовки.

Изучением ориентации птиц занимались многие исследователи, применяя различную  методику: визуальные наблюдения в природе, опыты с перевозкой птиц от гнезда, эксперименты с птицами в клетке, находящимися в состоянии перелетного беспокойства, наблюдения за летящими птицами с помощью радара и с самолета и т. д. Для объяснения механизма ориентации выдвигались разнообразные теории. Согласно одним птицы ориентируются по электрическим и магнитным излучениям в атмосфере: другие связывают ориентацию птиц с механическим эффектом вращения Земли (или эффектом Кориолиса); третьи придают большое значение в ориентации птиц небесным светилам и т. д. Многие гипотезы, на первых порах казавшиеся убедительными, в дальнейшем не выдерживали тщательной проверки. Ни одна из выдвинутых до настоящего времени гипотез не дает полного и убедительного отпета на поставленный вопрос. И тем не менее в результате исследований накопились интересные данные, значительно продвигающие вперед изучение вопроса об ориентации птиц.

Различают общее понятие  «ориентация», свойственное всем животным при определении их места в пространстве, и понятие «навигация», присущее только немногим группам, в том числе и перелетным птицам. «Навигация» означает, что птица может находить цель миграции без заранее ей знакомых наземных ориентиров. Ориентацию с помощью ландшафтных линий не следует считать настоящей навигацией.

Многочисленные данные дают основание  полагать, что большую роль играют зрительные ориентиры. Из всех органов чувств у птиц наиболее развито зрение; острота его велика, и по восприятию пространства и расстояния птицы занимают, по-видимому, первое место среди всех животных.

Поскольку преобладающее большинство  птиц совершает миграции на относительно небольшой высоте, важное значение в ориентации птиц при перелетах имеют наземные ориентиры: береговая линия морей, цепи гор, русла рек, различные особенности ландшафта и т. д. С помощью этих ориентиров корректируется движение птиц и определяется конкретный миграционный маршрут. Наступающая в ходе перелета темнота вызывает у летящих днем птиц прекращение миграции. Роль зрительного препятствия играет также туман. В тумане мигрирующие птицы часто издают крики, нередко теряют направление и сбиваются с пути, а при густом тумане вовсе прекращают перелет. При перелетах через обширные водные пространства зрительные ориентиры сводятся до минимума. В этих случаях предполагается ориентация по характеру движения волн, направлению ветра, характеру освещенности воды и т. д. С помощью этих ориентиров птицы могут, по-видимому, поддерживать выбранное направление.

Результаты опытов ряда исследователей показали, что для ориентации птицы  используют не только наземные, но и небесные ориентиры: днем солнце, ночью луну и звезды. Этот способ ориентации относится уже к навигации. Видимо, разные группы птиц имеют свои особенности в способах ориентации.

Информация о работе Охотничьи виды птиц Луганской области