Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:39, реферат

Краткое описание

Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация ряда бывших республик СССР, созданная для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях[1].
Республика Беларусь (2001)
Республика Казахстан (2001)
Республика Киргизия (2001)
Российская Федерация (2001)
Республика Таджикистан (2001)

Прикрепленные файлы: 1 файл

мж.docx

— 217.27 Кб (Скачать документ)

В целях обеспечения условий для создания с 1 января 2011 года на единой таможенной территории таможенного союза усовершенствованной системы контрольно-надзорных и разрешительных функций в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и потребительского рынка, ветеринарии и обеспечения карантина растений были приняты три протокола о внесении изменений в вышеуказанные соглашения таможенного союза по санитарным мерам, ветеринарно-санитарным мерам и о карантине растений (Решение № 39).

В рамках осуществления в таможенном союзе экспортного контроля 5 июля 2010 Межгоссовет ЕврАзЭС (высший орган таможенного союза) на уровне глав государств поручил Комиссии таможенного союза внести на рассмотрение очередного заседания высшего органа таможенного союза на уровне глав государств следующие документы: Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств-членов таможенного союза; Единые правила к порядку контроля над осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю в государствах-членах таможенного союза; Единые перечни (списки) товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю в государствах-членах таможенного союза; Соглашение о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами-членами таможенного союза, а также через таможенную границу таможенного союза; Единый список продукции военного назначения государств-членов таможенного союза и Единый перечень (список) товаров таможенного союза, контролируемых по соображениям национальной безопасности государств-членов таможенного союза.

Важным шагом в развитии таможенного союза стало утверждение главами государств на июльском заседании высшего органа таможенного союза Положения порядке присоединения государств – членов Евразийского экономического сообщества к таможенному союзу в рамках ЕврАзЭС, определяющего требования, условия и процедуру присоединения государства-кандидата к таможенному союзу.

В связи с принятым Протоколом о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 6 октября 2007 года, наделившим Суд ЕврАзЭС компетенцией по рассмотрению споров в рамках таможенного союза, Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (на уровне пятерки) был принят новый Статут Суда Евразийского экономического сообщества, конкретизирующий его полномочия по разрешению споров и процедуру их рассмотрения в рамках таможенного союза.

Таким образом, в настоящий момент достигнуты значительные результаты в формировании договорно-правовой базы таможенного союза: принято более 70 международных соглашений, многие из которых уже вступили в силу или временно применяются. Еще большее число нормативных правовых актов, в том числе актов Комиссии таможенного союза, приняты и утверждены в развитие международных договоров таможенного союза, что соответствует требованиям, установленным в Плане действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, Плане мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса таможенного союза, Этапах и сроках формирования единой таможенной территории таможенного союза и Плане действий о формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010 – 2011 годы.

13.

Выделим три ключевые особенности институциональной структуры ЕврАзЭС.

1. «Интеграционные процессы (в ЕврАзЭС – Н.К.) имеют разноскоростной и разноуровневый характер», – отмечает заместитель председателя Правительства РФ С.Е. Нарышкин [14]. Можно сказать еще резче: идея дифференцированной интеграции на пространстве СНГ достигла своего предельного воплощения, граничащего с абсурдом.

На практике страны-участники СНГ имели полное право выбирать, подписывать или не подписыватькаждое из заключаемых в рамках СНГ международных отношений. Впоследствии, пользуясь тем, что сроки ратификации этих соглашений не регламентировались, страны СНГ, по сути, имели абсолютное право ратифицировать или не ратифицировать подписанное соглашение. В итоге к 2000 г. сложилась ситуация, при которой половина стран присоединились лишь к 40–70% подписанных в рамках СНГ документов [15]. Да и эти ратифицированные соглашения зачастую не выполнялись.

Тот факт, что отсутствие единой правовой базы блокирует любые интеграционные инициативы, был осознан политическими лидерами. С этой точки зрения создание ЕврАзЭС стало большим шагом вперед, – появляется понятие договорно-правовой базы Сообщества: Договор о ЕврАзЭС и другие действующие в рамках Сообщества договоры «по списку, определяемому решением Межгосударственного совета» [16]. Присоединение ко всем этим договорам обязательно для любой страны, вступающей в ЕврАзЭС; подразумевается, что это обязательно и для всех стран-основателей. В данном качестве договорно-правовая база ЕврАзЭС является полным аналогом acquis communautaire Евросоюза [17].

Идея единства договорно-правовой базы ЕврАзЭС получила дальнейшее развитие в соглашениях, регулирующих функционирование Таможенного союза, – в них не допускаются оговорки. Таким образом, ЕврАзЭС отказался от формата беспорядочной дифференциации, об опасности которой предупреждал еще бывший председатель Еврокомиссии Жак Делор, отмечая, что Европейский союз рискует превратиться в гигантский универмаг, где каждый будет платить лишь за то, что он берет с полки.

Очевидные сложности в реализации базового интеграционного проекта – создания Таможенного союза и единого экономического пространства – легко объяснимы. Участие в Таможенном союзе подразумевает существенный пересмотр всей таможенно-тарифной системы, выработку единой торговой политики и создание определяющих ее новых институтов, что требует высокой степени координации и принятия невыгодных в краткосрочной перспективе решений. А создание единого экономического пространства, понимаемого как пространство четырех свобод, невозможно без глубокой гармонизации ряда областей законодательства, эффективно работающих институтов, обеспечивающих функционирование этого законодательства, и наличия взаимного доверия между странами-участниками. В этой ситуации легко понять, почему при строительстве Таможенного союза ЕврАзЭС страны-члены обратились к другому типу дифференциации, который уже хорошо зарекомендовал себя в Евросоюзе (и не только) – модели авангарда и арьергарда.

Таможенный союз создается тремя странами ЕврАзЭС: Россией, Казахстаном и Белоруссией [18]. При этом по всем основным особенностям создаваемая модель взаимоотношений авангарда и арьергарда сходна с существующей в Евросоюзе:

· соблюдается единство институциональной структуры авангарда и всего ЕврАзЭС [19];

· цели авангарда соответствуют базовому направлению развития и целям всего ЕврАзЭС;

· создание авангарда не наносит ущерба уровню интеграции в рамках всего ЕврАзЭС;

· существует возможность для отстающих стран присоединиться к авангарду при готовности взять на себя дополнительные обязательства.

Использование модели авангарда и арьергарда несет не только очевидные выгоды, но и серьезные угрозы. В случае ЕврАзЭС особую озабоченность вызывает дисбаланс между уровнем интеграции, достигнутым в масштабах всего Сообщества, и потенциальной (если она будет достигнута) глубокой интеграцией между странами авангарда. В Евросоюзе надстройка авангарда (экономический и валютный союз) опирается на давно и стабильно функционирующие в рамках всего ЕС таможенный союз и единый внутренний рынок. В ЕврАзЭС же до сих пор не полностью завершено создание зоны свободной торговли, – ныне существующий режим основывается на ряде двусторонних соглашений, которые не всегда тщательно выполняются. В этих условиях создание Таможенного союза, а тем более единого экономического пространства, рискует разорвать Сообщество на две части. Чтобы минимизировать этот риск, постоянно подчеркивается, что все страны ЕврАзЭС смогут вступить в Таможенный союз; в очередной раз об этом в мае 2010 г. заявил В. Путин, упомянув не только полноправных членов, но и наблюдателей (Армению, Молдову, Украину). Впрочем, позиция стран арьергарда во многом будет определяться успешностью создания Таможенного союза ЕврАзЭС и его способностью стать привлекательным для их экономик.

2. Вторая особенность состоит  в том, что ход интеграции в  ЕврАзЭС не соответствует классической схеме региональной экономической интеграции: зона свободной торговли (ЗСТ), таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. Впрочем, если не считать Евросоюза, не многие интеграционные группировки могут похвастаться соответствием теории и практики.

В ЕврАзЭС de facto существует зона свободной торговли, однако с многочисленными изъятиями и с регулярным применением мер, которые в принципе не соответствуют режиму ЗСТ, – таких как квотирование и вывозные пошлины. Основой режима свободной торговли является договорно-правовая база, унаследованная из 1990-х годов и формируемая двусторонними договоренностями государств ЕврАзЭС. В связи с этим существует необходимость юридического закрепления сложившихся в данной области отношений в многостороннем формате.

Таможенный союз на пространстве СНГ пытались создать неоднократно, в том числе и в формате пяти стран-основателей ЕврАзЭС. В настоящее время предпринимается очередная попытка, на этот раз в составе трех государств.

При этом в ЕврАзЭС действует ряд договоренностей по либерализации (упорядочению) движения капитала, услуг и граждан, что более соответствует стадии общего рынка. Кроме того, и в сфере движения товаров сотрудничество иногда выходит за пределы классического понимания ЗСТ или ТС. Гармонизация технических регламентов – это скорее стадия общего рынка, а в ЕврАзЭС с середины 2007 г. действует Соглашение об основах гармонизации технических регламентов от 24 марта 2005 г. Таким образом, в рамках классической теории было бы весьма сложно дать ответ на вопрос, на какой именно стадии экономической интеграции находится ЕврАзЭС. Несоответствие теории и практики подтверждается мнением российских экономистов о том, что в ЕврАзЭС «условия регулирования… остаются сверхлиберальными по сравнению с другими интеграционными образованиями (как в случае с торговлей), либо неопределенными (как в случае с миграцией или движением капиталов)» [20].

Не стыкуется с классическими схемами и та активная работа, которая ведется в рамках отраслевого сотрудничества, прежде всего в энергетике, сфере транспорта и использовании водных ресурсов. А в 2009 г. был создан Центр высоких технологий ЕврАзЭС, который займется разработкой мер по сближению законодательства в сфере научно-технической и инновационной деятельности, а также реализацией отдельных инновационных проектов. Более того, отраслевое сотрудничество ведется и в неэкономических областях, что, в принципе, не свойственно группировкам с невысокой степенью интеграции: реализуется ряд мер по охране границ, в сфере юстиции, в том числе и в области уголовного права.

Наконец, в последние годы между странами ЕврАзЭС интенсивно развивается проектное сотрудничество: строительство Сангтудинской ГЭС-1 (Таджикистан), ГЭС Камбарата-2 (Киргизия), разработка уранового месторождения Заречное (Казахстан), строительство алюминиевого комплекса в Киргизии и горно-обогатительного комбината в Казахстане. Как правило, такие проекты нацелены либо на увеличение экспорта, либо на создание единых производственных цепочек в странах ЕврАзЭС.

Важной предпосылкой для реализации такого рода проектов стало создание в 2006 г. Евразийского банка развития с капиталом 1,5 млрд долларов США. На конец 2008 г. инвестиционный портфель банка составил $1,197 млрд, при этом только за 2008 г. он вырос на $0,930 млрд [21]. В частности, в 2008 г. банк предоставил софинансирование таким проектам, как производство регионального пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100, реконструкция вагоностроительного завода в Ленинградской области, строительство деревообрабатывающих комплексов в России и Казахстане, строительство терминала в порту Усть-Луга (Россия), строительство ЛЭП «Северный Казахстан – Актобе». А в 2010 г. к проектному сотрудничеству активно подключился Антикризисный фонд ЕврАзЭС [22]: одобрены заявки на реализацию одного инвестпроекта в Белоруссии (машиностроение) и пяти – в Армении (металлургия, химическая промышленность).

Можно только приветствовать развитие отраслевого и проектного сотрудничества. Однако устойчивость интеграционных процессов, в том числе и в отдельных отраслях, зависит, на наш взгляд, от прогресса в сфере общеэкономической интеграции, прежде всего от создания реального функционирующего Таможенного союза. Например, Узбекистан относительно безболезненно вышел из рядов ЕврАзЭС; единственным для этой страны негативным последствием такого шага стало исключение из многостороннего сотрудничества по управлению водными ресурсами. А вот выйти из Таможенного союза будет гораздо сложнее.

3. Третьей ключевой особенностью  институциональной структуры ЕврАзЭС является ее слабость, что выражается в принятии решений на основе консенсуса и исключительно на высшем уровне; в отсутствии органа, способного выражать общие интересы Сообщества; в неэффективных механизмах исполнения решений и контроля за их исполнением.

На первый взгляд может показаться, что в органах ЕврАзЭС активно применяется принцип квалифицированного большинства, но детальный анализ свидетельствует об обратном. Страны-члены, на словах признавая необходимость перехода к голосованию большинством, на практике не готовы к этому. Решения Комиссии постпредов принимаются большинством в две трети голосов, но в случае разногласий вопрос передается на рассмотрение Интеграционного комитета ЕврАзЭС. В Интеграционном комитете решения также принимаются большинством в две трети голосов, причем передача вопроса на высший уровень, в Межгоссовет, происходит лишь в том случае, «если за принятие решения проголосовали пять Договаривающихся Сторон, но при этом оно не набрало большинства в 2/3 голосов» [23], то есть если против проголосовала Россия. Однако, как было показано выше, и Комиссия постпредов, и Интеграционный комитет лишь готовят проекты решений и соглашений для Межгоссовета, а если и принимают какие-то решения самостоятельно, то лишь организационного и процедурного характера. Единственным органом ЕврАзЭС, полномочным принимать обязательные решения, является Межгоссовет, а вот он действует исключительно консенсусом.

14.

ДОГОВОР об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года

ДОГОВОР о сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов Евразийского экономического сообщества от 21 февраля 2003 года

ДОГОВОР о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации от 18 июня 2004 года

ДОГОВОР о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года

15.

Обеспечивая преемственность созданных ранее Договариваю-щимися Сторонами органов управления интеграцией, для выполнения целей и задач настоящего Договора в рамках ЕврАзЭС действуют:

Информация о работе Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество