Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:09, шпаргалка

Краткое описание

1. Природа познавательной деятельности. 3
2. Философия неотомизма. 5
3. Мышление человека и животных. 7
4. Единство взаимосвязь: отрицание возникновение и развитие. 8
5. Сознание.. Условия и предпосылки его возникновения. 9
6. Что означает термин "диалектика". В античной, гегелевской и марксисткой философии. 12
7. Роль скачка в процессе развития. 14
8. Философия о сущности человеческого сознания. 15
9. Философия всеединства Владимира Соловьева. 17

Прикрепленные файлы: 1 файл

Ответы по философии на экзамен.doc

— 781.00 Кб (Скачать документ)

Общественную практику нельзя рассматривать как нечто  постоянное, застывшее, неподвижное. Она  непрерывно изменяется, развивается  и совершенствуется вместе с развитием действительности, общественного производства и научных знаний. Но поскольку процесс развития и совершенствования общественной практики есть процесс бесконечный, то и момент относительности ее как критерия истины никогда не исчезает полностью.

  1. Абсолютная идея философии Гегеля.

Абсолютная идея есть абсолютная и  полная истина. Истина — совпадение понятия и объективности, она имеет и гносеологический, и онтологический статус. В гносеологическом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету. Истина конкретна и исторична: философская истина, достигающая наибольшей конкретности, представляет мир в системе диалектических категорий. Частная истина — односторонняя, относительная. Гегель проводит принцип единства исторического и логического. Например, в истории философии содержание — логическое, форма — историческая; каждое последующее учение «снимает» предыдущее, относительные истины «диалектически складываются» в абсолютную. Истина развивается, она есть не только результат, но и процесс, ведущий к результату (истина, говорит Гегель, не отчеканенная монета, которую можно готовой положить в карман). Истина в онтологическом плане есть соответствие предмета понятию. Бывают неистинные предметы — не соответствующие своему понятию: дурной (плохой) преподаватель, студент. О таком предмете, далеко отстоящем от своего понятия, можно иметь правильное представление, но оно не будет истинным в понятийно-содержательном плане. Идея практики связывает между собой оба значения истины. Наша деятельность, направленная на преобразование непосредственно существующего, необходима для познания и осуществления истины. Истина предметна, она должна созреть, ее время должно прийти. Таким образом, истина предстает в теоретическом и практическом виде. Практический — ценностно выше: он обладает достоинством всеобщности и непосредственной действительности. Единство теории практики, субъективного и объективного — в Абсолютной идее.

Система Гегеля строится диалектически, в виде триад, представляющих сферы  развития абсолютной идеи: 1) чистое мышление, логику, она исследуется в разделе философии «наука логики»; 2) природу, являющуюся предметом «философии породы»; 3) дух, рассмотрению которого посвящена «философия духа». Внутри каждой из этих сфер обнаруживается несколько уровней, каждый из которых образуется по принципу триады. В «стихии чистого мышления идея существует в себе» — в системе развивающихся, взаимосвязанных, переходящих друг в друга категорий. Поскольку категории выражают связи предельной общности, их отношения, считает Гегель, выявляются не через родовидовое поведение, а через сопоставление. Движущая сила развития категорий ~ противоречие, форма развития — отрицание отрицания. Философ выделяет три основные сферы «чистого мышления» — бытие, сущность, понятие. В природе, где идея пребывает «вне себя», «в ином», она разворачивается в пространстве как внешнее проявление саморазвития логических категорий. Природа материальна и потому есть как бы самоотрицание идеи — идея «в форме инобытия», «окаменевший дух». Здесь нет свободы. По Гегелю, природа системна, но не эволюционирует. Материя реально существует в движении, в котором пространство и время переходят друг в друга. В природе выделяются три последовательные системы: 1) механика, 2) физика, 3) органика. В духе, т. е. в сознании и истории, абсолютная идея существует «в себе и для себя». Она возвращается из «инобытия» к себе в человеке (ее стихия—разум и свобода), постигает свое содержание в видах человеческого сознания и деятельности. Дух есть синтез (снятие) чисто логического и природного. Три основные области развития духа: 1) субъективный дух — в индивидуальной жизни, 2) объективный дух — в общественной жизни, j) абсолютный дух — в духовной жизни общества — в искусство, религии, философии.

Система Гегеля претендует на завершенность, на нахождение абсолютно совершенных форм развития в различных областях. Такими формами, по Гегелю, являются: в истории — германский мир, в обществе — буржуазное гражданское общество в государственном устройстве — конституционная монархия с сословным представительством, в религии — протестантизм в философии — предложенный Гегелем тип философии.

 

  1. Понятия бытия и не бытия в истории философии.

Бытие — центральная категория онтологии. Представления о бытии и небытии появляются уже в дофилософских формах мировоззрения — в мифологии и религии. Греческая, ветхозаветная, египетская мифология рассказывают нам о творении мира из ничего или о возникновении его из хаоса (пустоты, «зияния»).

В философии первую попытку определить бытие и небытие предпринял Парменид Элейский. Он отверг небытие, поскольку  его нельзя ни помыслить, ни выразить в словах, а бытие отождествил  с мышлением, т. е. мысль об объекте и само мыслимое совпадают. Последователи Парменида развили его идеи и доказывали, что бытие едино и неизменно, неподвижно. Однако другие представители древнегреческой мысли впоследствии не поддержали элеатов в их категорическом отрицании небытия, хотя и продолжали развивать некоторые предложенные ими аспекты определения бытия (прежде всего тождество бытия и мышления).

Уже Платон понял, что, отвергая небытие, мы лишаем себя возможности сравнивать, различать, относить — т. е. познавать. Поэтому он допускает небытие как существующее «нечто». Небытие не абсолютно, оно причастно бытию, оно противостоит бытию как иное — тождественному. Например, истинно-сущему бытию — миру вечных и неизменных идей противопоставлена эра» — неопределенная бесформенная и непознаваемая изменчивость. Сочетание этих двух противоположных начал рождает множественный мир изменчивых вещей — чувственно-постигаемое бытие. Возникший спустя пять веков после Платона неоплатонизм для объяснения и определения бытия прибег к идее сверх бытия — Единого. Бытие происходит от Единого, как свет лампы. Единое неопределимо и непознаваемо (немыслимо), оно и сверх бытие, и не-бытие. Но оно не ничто, оно — благо. Исследование бытия как такового считал своей задачей Аристотель. Следуя за Парменидом, он не различал бытие понятийно оформленного мышления о бытии, поэтому думал, что все понятия выражают бытие в разных смыслах. Более всего, однако, выражает бытие понятие «сущность», которая есть «суть бытия», Аристотель, таким образом, не искал определения бытия как отдельного понятия. Что же касается бытия, то здесь он развивает мысли как элеатов, так и своего учителя Платона. Абсолютного небытия нет, но оно существует относительно самого бытия: это бытие в возможности, без которого нет возникновения, рождения. Такое потенциальное бытие-небытие заключено в материальной причине каждой вещи, а первая материя—это потенциальное бытие всех вещей вообще, или их актуальное небытие. Первоматерии как чистой возможности Аристотель противопоставляет Бога-форму всех форм, чистую действительность, осуществленность — наивысшее бытие. От этого учения Аристотеля пойдет и средневековое схоластическое понимание Бога как актуальнейшего существенного всеобщего бытия и источника всякого единичного бытия.

Традицию соотносительного определения бытия и небытия тех же самых, что и у Аристотеля, позиций панлогизма, продолжил; в нач. XIX в. Г. Гегель. Поставив перед собой вопрос: С чего следует начинать науку?», он анализирует само понятие начала; и показывает, что любое начало есть единство бытия ничто (ничто, из которого должно произойти нечто). Затем и подвергает анализу понятие «бытие»: «Бытие есть чистая неопределенность и пустота. В нем нечего созерцать... В нем также нет, ничего такого, что можно было бы мыслить... Бытие, неопределенное непосредственное, есть на самом деле ничто и не более и не менее, как ничто». Истина состоит не только в том, что чистое бытие = чистому небытию. «Но точно также,— продолжает Гегель,— истина... состоит в том, что они не одно и то же, что они абсолютно различны, но также нераздельны... Их истина есть, следовательно... становление; такое движение, в котором они оба различны». В итоге становления получится «наличное» (т. е. определенное) бытие. Применение чистых абстракций бытия и небытия дает нам и определенное бытие, и определенное небытие, например, «есть 100 талеров, нет 100 талеров».

Большой заслугой Гегеля было диалектическое осмысление категорий бытия и  небытия как тождественных и  различных, как взаимосвязанных, взаимопроникающих  и взаимопереходящих друг в друга. Однако после его смерти интерес к вопросам, подобным вышерассмотренному, чрезвычайно понизился. Исключение составили лишь меньшинство философов, среди которых можно выделить Ф. Энгельса. Возникший уже в XX в. на основе, прежде всего его трудов диалектический материализм вновь обращается к проблеме бытия как к центральной философской проблеме. Он отбрасывает понятие «бытия вообще» (чистого бытия — так же, как и чистого небытия) и отождествляет бытие, прежде всего с материальностью. Оно абсолютно и вечно, так как материя несотворима и неуничтожима. Поэтому невозможно абсолютное небытие, оно может быть лишь относительным, когда одни материальные состояния и формы переходят в другие. Но есть еще и вторичный род бытия — идеальное, которое содержательно отражает материальное бытие и в силу этого зависит от него. Оно относительно и временно (и в смысле родовом, и в смысле индивида).

В XX в. определению бытия и небытия большое внимание уделяли также представители экзистенциализма. Особенность их подхода к данной задаче в том, что она решается преимущественным образом применительно к человеку — т. е. сужается. Прежде всего, экзистенциалисты различают бытие человека и бытие вещей. Если последние просто безразлично присутствуют, то человек задается вопросом о смысле своего существования, он есть возможное бытие, предполагающее проектирование, выбор способа своей актуализации. Такое бытие называется экзистенцией. Экзистенция есть осмысленное и подлинное бытие, а вещи — это даже и не бытие, а просто сущее. Особыми характеристиками экзистенции является совпадение в ней сущности и существования, а также временность, конечность. Экзистенция определяется еще и тем, что это бытие, текущее к своему окончанию, «бытие-к-смерти». Смерть есть ничто, небытие. Но само ничто шире, чем смерть: оно также основание (источник) и граница бытия.

 

  1. Объективная и субъективная диалектика.

Материалист Гераклит в своем учении обращает внимание на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход  противоположностей в нем, т.е. прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.

Объективная диалектика – это диалектика природы и материальных общественных отношений. Субъективная диалектика –  это диалектика процесса познания и  мышления людей. При этом субъективна  она лишь по форме. Возникает вопрос, какая диалектика первична: объективная диалектика или субъективная диалектика. Этот вопрос не возникал у Гегеля, так как он исходил из принципа тождества бытия и мышления. Для материализма, разумеется, первичной признается объективная диалектика мира, а субъективная диалектика деятельности сознания выступает как вторичное, как форма отражения мира, соответствующая своему объекту. Поэтому часто, когда говорят о диалектике, без особых оговорок рассуждают об объективной диалектике и субъективной диалектике как об одном и том же, что в какой-то мере оправдано. Однако лишь до тех пор, пока само мышление, сам процесс познания не становится предметом специального исследования.

 

  1. Учения о ноосфере Вернадского.

Техническая деятельность человека может  и должна не разрушать, а поддерживать принципы организации биосферы, дополнять биосферу и взаимодействовать с ней в качестве компонента единой динамической системы. Образование подобного «симбиоза» технической деятельности человека и биосферы позволяет говорить о новом этапе научно-технического прогресса. Если современный его этап превращает естественные процессы в индустриальные, то следующий этап призван приспособить индустриальные к естественным и создать таким путем новый тип круговорота вещества и энергии на нашей планете. Фактически данный этап научно-технического прогресса уже начался. Его непосредственным выражением выступает сейчас разработка и внедрение в производство безотходной технологии, в том числе основанной на замкнутом цикле.

При обобщении основных направлений решения экологической задачи напрашивается принципиальный в теоретическом отношении вывод. В прошлые эпохи производство и воспроизводство непосредственной жизни охватывали два круга явлений: производство средств жизни и производство общественных индивидов. В современную эпоху со всей настоятельностью возникает необходимость в новом виде производства — в производстве и воспроизводстве самой природной среды. В связи с этим важное в методологическом отношении значение приобретает созданное основоположником биогеохимии В. И. Вернадским (1863—1945) учение о ноосфере.

В отличие от французского философа П. Тейяра де - Шардена (1881—1955), сводящего в конечном счете ноосферу к некой над материальной основе, непосредственно связанной с центральным очагом психического сосредоточения— « точкой Омега» (богом), Вернадский подошел к поставленной проблеме исключительно с естественнонаучных позиций, с позиций естествоиспытателя, исследующего геологические, планетарные процессы. Для Вернадского ноосфера есть сфера человеческого труда и разума, точнее, сфера, организованная и управляемая разумной деятельностью людей,— результат планомерного, сознательного преобразования природы. В будущем не отдельные элементы природной среды, а вся природная среда станет единым подвластным человеку комплексом естественных условий и технических средств, поддерживающих эти условия. Ученый считал, что биосфера должна неизбежно стать ноосферой при условии, что разум человека будет направлен, на созидание, а не на разрушение природы. Анализ связи сложившейся экологической ситуации с пониманием будущего человечества показывает теоретическую глубину, философскую и естественнонаучную обоснованность учения Вернадского о ноосфере и вместе с тем утопичность идей ученых, пытающихся искать решение экологической задачи независимо от решения назревших социальных задач.

Говоря о будущем, нельзя забывать настоящее. Не завтра, а сегодня надо положить конец разорению природы, утвердить в качестве простых  норм нравственности и справедливости бережное, действительно человеческое отношение к ее богатствам. Поскольку отношения людей к природе определяются через их отношения друг к другу, постольку подлинное единство человека и природы предполагает, прежде всего подлинное единство самого человечества.

Угроза ядерной и экологической катастрофы заставляет осознать необходимость объединения усилий человечества в борьбе с этой угрозой. Разум должен объединить людей всех стран и народов в борьбе за выживание человечества, несмотря на существующие между ними различия.

  1. Чувственная и рациональная ступень отражения.

В процессе познания участвуют в  совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция,

Чувственное познание основано на чувственных  ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором  истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Общее направление процесса познания выражается в формуле:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"