Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:09, шпаргалка

Краткое описание

1. Природа познавательной деятельности. 3
2. Философия неотомизма. 5
3. Мышление человека и животных. 7
4. Единство взаимосвязь: отрицание возникновение и развитие. 8
5. Сознание.. Условия и предпосылки его возникновения. 9
6. Что означает термин "диалектика". В античной, гегелевской и марксисткой философии. 12
7. Роль скачка в процессе развития. 14
8. Философия о сущности человеческого сознания. 15
9. Философия всеединства Владимира Соловьева. 17

Прикрепленные файлы: 1 файл

Ответы по философии на экзамен.doc

— 781.00 Кб (Скачать документ)

 

  1. Гносеологическая ограниченность сенсуализма и рационализма.

Рационализм (лат. ratio-разум, рассудок) — буквально; способ мышления, философствования, основанный на разуме, рассудке (в противоположность иррационализму). В обычном понимании рационализм — это «трезвость ума», «рассудительность», т. е. способность человека в своей обыденной жизни и познавательной практике рассуждать трезво, выходя по возможности из-под власти чувств эмоции, размышлять, взвешивая все «за» и «против», стремиться к обоснованию своих утверждений и поступков.

В философии под рационализмом  понимают также особое направление  в теории познания, противоположное  эмпиризму. Рационалисты чрезмерно преувеличивают роль разума в познании, обособляют его от чувственного опыта. При этом чувственное (эмпирическое) познание (ощущение, восприятие, представление) или отрицается, или же рассматривается как несовершенное, не дающее истинного знания. Лишь разум, интеллект, по их мнению, способен дать достоверное знание, которое носит всеобщий, необходимый, а не вероятный (случайный) характер. Для обоснования своей точки зрения рационалисты выдвигали учение о так называемых врожденных идеях (Декарт, Лейбниц), или учение об априорных (Апостериори и априори), существующих в мышлении человека до всякого опыта формах знания (Кант). Диалектический материализм отвергает односторонность рационализма.

 Познание — это неразрывное единство рационального (разумного) и чувственного моментов. Разум человека играет активную роль в познании, он способен выходить за пределы того, что непосредственно дано в чувственном опыте (этот момент правильно подчеркивают рационалисты). Однако мышление проникает в глубь вещей, в их всеобщие и необходимые связи не потому, что ему свойственны какие-либо врожденные идеи, а в силу того, что оно неразрывно связано с практической деятельностью людей, и с этой целью использует данные, полученные с помощью органов чувств. Среди рационалистов были и материалисты (Спиноза), но рационализм нередко был связан с идеалистическим решением основного вопроса философии, когда в разуме видели не только основу познания объекта, но и условие самого его существования. Так, в философии Гегеля природа, объективная реальность существует лишь как «инобытие» (как «иная» форма проявления) разума, абсолютной идеи. Рационализм проявляется и в таких науках, как психология (когда разум отождествляют с психикой их ставят над чувствами, волей и т. д.), этика (отрицание опытного, исходящего из практических взаимоотношений людей, происхождения принципов и норм нравственности; это характерно, например, для этики Канта.

Сенсуализм (лат. sensus— ошущение) — направление в теории познания, рассматривающее ощущения в качестве единственного источника наших знаний. Сенсуализм совместим и с материалистическим пониманием действительности (если ощущения рассматриваются как результат воздействия на наши органы чувств материальных предметов и как отражение этих предметов), и с субъективно-идеалистическим взглядом на мир (если ощущения берутся сами по себе и отбрасывается мысль об объективном их источнике). Представители материалистической линии в сенсуализме —Локк, Гассенди, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Фейербах, представители субъективно-идеалистической линии — Беркли, Юм, Мах. Познавательная деятельность человека невозможна вне ощущений, вне чувственных форм знания. Такова точка зрения и марксистской философии. Однако, в отличие от материалистов-сенсуалистов прошлого, которые стояли на позициях эмпиризма, марксисты не преувеличивают роли ощущений в познании, не отрицают качественной специфики мышления, с помощью которого познаются внутренняя природа вещей, их существенные свойства и закономерности. Соединив познавательную деятельность человека с общественной практикой, марксистская философия смогла определить, какое место в процессе познания занимают ощущения, чувственные восприятия.

  1. Сущность явлений.

По мере накопления знаний отдельных  необходимых свойств и связей исследуемого объекта, установления отдельных законов, которым подчиняется его функционирование и развитие, возникает потребность в объединении знаний, сведении их в единое целое. Этот момент развития познания является ступенью воспроизведения сущности как совокупности необходимых свойств и связей (законов) объекта, взятых в их естественной взаимозависимости. Поскольку сущность есть целое, расчлененное на множество взаимосвязанных сторон, отношений, представляющих необходимое в чистом виде, воспроизвести ее в познании можно только через систему идеальных образов, понятии, только через построение соответствующей теории.

Отражая внутреннее, необходимое в  вещи, категория «сущность» возникает, формируется и развивается вместе с категорией «явление». Явление — это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности, через массу случайных свойств и связей, раскрывающихся в результате ее взаимодействия с другими вещами.

Сущность представляет собой совокупность всех необходимых свойств и связей вещи, взятых в их естественной взаимозависимости, законов ее функционирования и развития. К области же явления относятся внешние проявления всех этих сторон и связей (законов).

Идеалисты или вообще отрицают существование  сущности, или отрицают ее материальность.

Диалектический материализм считает, что область существования такого рода понятий — не окружающая действительность, не внешний мир, а сознание. Существуя в сознании, они не только не составляют никакого высшего по отношению к внешнему миру бытия, но подчинены этому миру, зависимы от него, ибо их содержание почерпнуто из этого мира, представляет собой снимок с тех или иных сторон или связей объективной действительности.

Сущность вещей материальна, представляет собой совокупность необходимых  сторон и связей и существует независимо от человеческого сознания. Существуя реально, она органически связана с явлением, раскрывает свое содержание только в нем, через него. Явление же, в свою очередь, тоже неразрывно связано с сущностью, не может существовать без нее.

Явление, представляя собой форму проявления сущности, отличается от нее: сущность в нем нередко выражается в искаженном виде.

Выражая сущность, явление привносит  к тому, что идет от сущности, новые  моменты, черты, обусловленные внешними обстоятельствами, в которых существует вещь, взаимодействиями вещи с окружающими ее условиями. Поэтому явление всегда богаче сущности.

Если явление определяется не только сущностью — совокупностью внутренних необходимых сторон и связей вещи,— но и внешними условиями ее существования, взаимодействием ее с другими вещами, а последние постоянно меняются, то содержание явлений должно быть текучим, изменчивым, в то время как сущность составляет нечто устойчивое, сохраняющее себя во всех этих изменениях.

Будучи устойчивой, по отношению  к явлению, сущность не остается совершенно неизменной. Она изменяется, но медленнее, чем явление. Изменение ее обусловливается тем, что в процессе развития материального образования одни необходимые стороны и связи начинают усиливаться, играть большую роль, другие отодвигаются на второй план или исчезают совсем.

Движение к сущности начинается с выявления основы — основных (определяющих) сторон, отношений. Основные стороны, отношения определяют формирование, функционирование, направление изменения и развития всех других сторон материального образования. Поэтому, приняв их за исходное начало, мы сможем шаг за шагом воспроизвести в сознании существующую взаимосвязь и других сторон, сможем определить место, роль и значение каждой из них.

Основа относится к области внутреннего, является моментом сущности. Однако, начиная исследование объекта с восприятия внешних его сторон, свойств, с описания явления, люди ищут ее (основу) среди свойств и связей, лежащих на поверхности явления. Выделенные познающим субъектом в качестве основы внешние стороны и связи выступают в виде формального основания. Формальное основание не имеет сколько-нибудь значительной познавательной ценности: оно оставляет познающего в рамках явления, фиксации единичного и общего, качественных и количественных характеристик. Через формальное основание познающий субъект не способен осмыслить имеющуюся необходимую связь и зависимость между выявленными им единичными и общими, качественными и количественными характеристиками, он их представляет как существующие.

Но в ходе дальнейшего развития познания человек переходит от внешнего к внутреннему, от описания наблюдаемых  на поверхности явления единичных  и общих, качественных и количественных характеристик к объяснению их из внутренних взаимодействий сторон исследуемого предмета, от фиксации следствия к выявлению порождающей его причины. В ходе этого движения познания существенным образом меняется представление об основе, она теперь выступает в виде реального основания.

Реальное основание выражает действительную причину, порождающую те или иные моменты содержания вещи. Опираясь на них, можно объяснить определенные ее свойства и связи. Но все содержание, все ее стороны и связи вывести из указанного реального основания нельзя, поскольку ряд сторон и связей порожден не данной выявленной причиной, а другими причинами, другими реальными основаниями. В результате возникает необходимость объединения множества имеющихся у исследуемого явления реальных оснований и обусловливаемых ими свойств в единое целое, объяснения их из единого принципа, то есть перехода к новому, более глубокому основанию, так называемому полному основанию.

Полное основание составляют главные (основные) стороны, отношения исследуемого объекта. Основные стороны, отношения  определяют формирование, изменение и взаимосвязь всех других сторон материального образования, поэтому, исходя из них, мы сможем объяснить все его стороны, выявить взаимосвязь между ними и определить место, роль и значение каждой из них.

Достигнув основы, выступающей в  форме полного основания, познающий субъект, опираясь на нее, начинает объяснять все другие необходимые стороны и связи, составляющие сущность исследуемого объекта, воспроизводить в сознании в системе понятий существующую между ними необходимую взаимозависимость.

Поскольку сущность проявляется лишь через явление и последнее выражает ее в преобразованном, часто искаженном виде, то, во-первых, в познании нельзя ограничиваться фиксацией того, что лежит на поверхности материальных образований, необходимо стремиться проникнуть внутрь вещей и за явлением разгадать действительную сущность; во-вторых, в практической деятельности нельзя исходить из отдельных явлений, нужно руководствоваться прежде всего знанием сущности, законов функционирования и развития действительности. Сущность же, законы природной и социальной действительности открывает наука.

 

  1. Основные недостатки догматизма агнастатизма и релятивизма.

Агностицизм (греч. agnos-tos — непознаваемый) — учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достовернее знание о них.

В истории философии классическими  выразителями идей агностицизма были Юм и Кант. Юм считал, что человек  имеет дело только со своими собственными ощущениями; фактами субъективного  опыта, поэтому он не может ничего знать о внешнем мире: ни о том, существует ли он на самом деле, ни о том, каков он. Кант хотя и признал объективное существование вещей самих по себе, по сущность их считал непознаваемыми, полагая, что вещи сама по себе не даны ни в каком опыте «Вещь в себе». По его мнению, человек при помощи рассудка и разума в состоянии познать лишь явления (феномены). При этом то, как вещи являются нам, как мы видим их, определяется, по Канту, не свойствами самих вещей, а особенностями форм познания. В тол или иной форме агностицизм свойствен таким философским течениям, как неокантианство, неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм и т. д. Агностицизм здесь проявляется, направлением, в попытках свести познание к исследованию лишь того, что дано непосредственно в опыте, научном эксперименте (не выходящих к тому же за пределы представлений, мыслей, языка субъекта), или того, что дано «экзистенциально», т. е. может быть осмыслено лишь под углом зрения человеческого существования.

Все иные попытки проникнуть за пределы  этих явлений объявляются бесплодным умствованием, «метафизикой». Современные агностики, по сути дела, стремятся лишить философию ее правя исследовать и познавать своими средствами сущность, общие закономерности мира и его явлений с их совокупности, а науку—ее права на выдвижение гипотез, па разработку теорий, идущих дальше внешних фактов, проникающих в глубь вещей. Агностицизм абсолютизирует, чрезмерно раздувает тот факт, что человек не обладает полным, завершенным знанием мира, что его знания на той или иной ступени их развития ограничены (они обусловлены, например, уровнем развития производства). В основе агностицизма лежит также отрицание связи между сущностью и явлением. Отправляясь от того факта, что сущность предмета не лежит на поверхности, не совпадает с явлением, агностицизм вырывает непроходимую пропасть между ними. При рассмотрении причин распространения агностицизма в буржуазном обществе в современную эпоху нельзя забывать о поддержке, оказываемой ему со стороны идеологов реакционных классов. Сея сомнения в силе разума, философии, науки, агностицизм расчищает место для слепой веры, служит своеобразной опорой религии. Самое решительное опровержение агностицизма дает практическая деятельность людей.

Воздействуя на окружающие предметы, человек проникает в их сущность, получает достоверные знания о них. «Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец».

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"