Значение судебных решений для конституционного права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного исследования является исследование судебного решения в качестве источника отрасли конституционного права Российской Федерации.
Объект исследования – система источников конституционного права Российской Федерации.
Предмет исследования – судебное решение как источник отрасли российского конституционного права.

Содержание

Введение………………………………………………………………....1
Глава 1. Судебные решения, как источник российского конституционного права.
§ 1. Судебное решение: предмет, содержание, юридическая сила..8
§ 2. Место судебных решений в системе источников конституционного права Российской Федерации…………………………………………17
Глава 2. Значение судебных решений для конституционного права России
§1. Влияние решений Европейского Суда по правам человека на конституционное право России………………………………………….…….37
§2. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в системе источников российского конституционного права…………………54
§3. Значение решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов для отрасли конституционного права России………………………80
Заключение……..…………………………………………..…………97
Список литературы……

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 478.00 Кб (Скачать документ)

М.В. Баглай предлагает следующую классификацию источников конституционного права.12 Прежде всего, он делит все источники конституционного права на две основные сферы: естественное право и позитивное право. При этом к источникам сферы естественного права предлагается относить все неписанные источники, в основном как внутренне присущих человеку состояний свободы и неотъемлемых прав.

К источникам конституционного права, входящим в позитивную сферу, предлагается относить:

- конституции (Конституцию РФ 1993 г., конституции и уставы субъектов  РФ);

- законы (федеральные конституционные  законы и федеральные законы, законы субъектов РФ);

- договоры и соглашения (внутригосударственные договоры и соглашения, международные договоры РФ и т.д.);

- декларации;

- регламенты палат Федерального  Собрания РФ;

- указы и распоряжения Президента  РФ;

- постановления и распоряжения  Правительства РФ;

- судебные решения (постановления Конституционного Суда РФ, решения судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ);

- правовые акты СССР и РСФСР13;

- акты органов местного самоуправления.

В отличие от С.А. Авакьяна, М.В. Баглай предъявляет к актам, считаемым им источниками конституционного права, только требование об обязательном отношении полностью или в части к конституционному праву.

В учебнике Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина, удостоенном Премии Президента РФ в области образования в 2001 г., содержится следующая классификация источников конституционного права14:

- Конституция РФ 1993 г.;

- федеральные конституционные  законы;

- закон о поправках к конституции;

- иные федеральные законы;

- указы и другие нормативные  правовые акты Президента РФ;

- постановления палат Федерального  Собрания РФ;

- постановления Правительства  РФ;

- Регламенты палат Федерального  Собрания РФ;

- Положения о различных органах, образуемых органами законодательной  и исполнительной власти;

- договоры (международные договоры  РФ и внутригосударственные договоры);

- конституции республик и уставы  других субъектов РФ;

- законы, постановления и иные  нормативные правовые акты, принимаемые  органами государственной власти  субъекта РФ;

- правовые акты представительных  органов местного самоуправления;

- законы СССР (в той части, в которой они не противоречат действующему законодательству Российской Федерации);

- постановления Конституционного  Суда РФ;15

- постановления  конституционных (уставных) судов субъектов  РФ;

- обычай.

Основными и обязательными признаками, которыми должен обладать источник конституционного права, по мнению автора данной классификациии, являются: нормативный характер правового акта и наличие в нем норм конституционного права.

Таким образом, в наиболее общем виде можно говорить о том, что под источником конституционного права понимается нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы.

Переходя к непосредственному рассмотрению проблемы положения судебных решений в системе источников конституционного права России, считаем необходимым прибегнуть к логике изложения первого параграфа настоящего дипломного исследования.

1) Решения Европейского Суда  по правам человека.

Как писал М.И. Кукушкин, для того, чтобы определить является ли тот или иной нормативный акт источником конституционного права «необходимо выяснить, относится ли он к числу актов, которые опосредствуют общественные отношения, входящие в предмет регулирования конституционного права».16

Российская Федерация, ратифицировав Европейскую конвенцию, признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека. Соответственно, любое решение, вынесенное Судом в отношении России, обязательно должно быть исполнено.

Не вдаваясь в подробности, отметим, что указание Суда на то, что Россия обязана устранить какие-либо нарушения прав и свобод личности может повлечь за собой, в том числе, внесение изменений в действующее законодательство Российской Федерации. Однако, внесение изменений оформляется нормативно-правовым актом, принимаемым соответствующим органом государственной власти Российской Федерации.

Соответственно, еще одним важным признаком источника конституционного права является его принятие компетентным органом государственной власти. Этому признаку решение Европейского Суда по правам человека так же не отвечает.

Далее попробуем установить, обладает ли решение Европейского Суда по правам человека и другими признаками и чертами, присущими источникам конституционного права РФ.

Итак, как мы уже указали, решения Суда, принятые в отношении России, влияют на развитие конституционного права РФ, хотя сами и не содержат конституционно-правовых норм, а принимаются наднациональным судебным органом.

Нормативный правовой акт обладает следующими признаками17:

1. нормативный правовой акт создается  в результате правотворческой  деятельности компетентных органов  государства или всенародным волеизъявлением (референдумом);

2. в нормативных правовых актах  содержатся только нормы права, т.е. правила общего характера, обладающие  государственной обязательностью;

3. нормативный правовой акт оформляется  в виде официального государственного документа.

Решение Европейского Суда по правам человека всегда выносится в отношении конкретного нарушения и не распространяется на сходные случаи, т.е. носит характер правового акта индивидуального характера (однако имеет прецедентный характер).

В тоже время, исполнение решения Европейского Суда по правам человека гарантируется Российской Федерацией, как участницей конвенции, а само решение обязательно для сторон. Кроме того, решение публикуется в доступных общественности источниках и доводится до сведения сторон. Т.е. налицо соответствие требованиям общеобязательности и характеризуется наличием государственного принуждения исполнения решения.

В итоге мы можем заключить, что решения Европейского Суда по правам человека нельзя считать нормативными правовыми актами, так как отсутствуют основные признаки такого рода правовых актов, сформулированные наукой теории права.

Т.е. решение Европейского Суда по правам человека не обладает необходимыми формальными признаками для признания его таким же источником конституционного права России, как, например, федеральные законы или нормативно-правовые акты Президента РФ или Правительства РФ.

В тоже время, как мы уже указали, они могут оказать существенное влияние на принятие, изменение или отмену конституционно-правовых норм. А также они способны обогатить российское законодательство в области прав и свобод человека.

К примеру, Конституционный Суд РФ при постановлении своих решений исследует соответствующие решения Европейского Суда, что позволяет сформировать обогащенную правовую позицию Конституционного Суда РФ.

Кроме того, как мы отмечали в предыдущем параграфе, необходимо учитывать прецедентный характер решений Европейского Суда и их влияние на развитие национального законодательства в европейских странах.

Таким образом, мы утверждаем, что решения Европейского Суда по правам человека должны признаваться специфическим источником конституционного права России, выполняющим вспомогательную функцию, а порой имеющим направляющее значение, при формировании отечественной отрасли конституционного права, в частности, в области прав и свобод человека и гражданина.

Более подробный и аргументированный анализ той роли, которую играют решения Европейского Суда по правам человека в формировании и развитии конституционного права России будет дан в первом параграфе второй главы настоящего дипломного исследования.

Что касается места, которое занимают решения Европейского Суда по правам человека, то в этом вопросе мы пришли к следующему мнению. Все окончательные решения Европейского Суда мы условно разделили на две большие группы: решения, вынесенные в отношении Российской Федерации, и решения, вынесенные в отношении других европейских государств.

Непосредственное отношение к формированию российского конституционного права, посредством внесения в него соответствующих (в случае необходимости) изменений, влекущих в некоторых случаях отмену отдельных конституционно-правовых норм, имеют только окончательные решения Европейского Суда по правам человека, вынесенные в отношении Российской Федерации в пользу заявителя, подавшего жалобу.

Что касается тех решений Европейского Суда по правам человека, которые вынесены в отношении других европейских государств, то, по нашему мнению, они могут носить характер консультативных или информационных материалов, которые могут при обращении к ним российского законодателя и правоприменителя, существенно обогатить конституционное право России.

В этом смысле значение подобных решений Европейского Суда для российского конституционного права можно сравнить со значением правовой доктрины для конституционного (государственного) права некоторых зарубежных стран. В этой связи, нами предлагается ввести в научный оборот понятие консультативного источника конституционного права России, примером которого могут служить решения Европейского Суда, вынесенные не в отношении Российской Федерации.

В классификации источников конституционного права решения Европейского Суда по правам человека, по нашему мнению, должны располагаться на одной ступени с международными правовыми нормами.

2) Постановления Конституционного  Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

На сегодняшний день можно говорить о том, что большинство отечественных правоведов признали окончательные решения органов конституционного контроля источниками российского конституционного права.

Действительно, к этому есть все основания.

Решения Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ содержат нормы конституционного права. Они способны создавать, изменять или отменять нормы конституционного права Российской Федерации или субъектов РФ.

Решения органов конституционного контроля в России принимаются специальными органами государственной власти в пределах их компетенции. Они не могут противоречить Конституции РФ, имеют общеобязательную силу и их исполнение обеспечивается силой государственного принуждения.

Конечно, все еще дискуссионным остается вопрос о правотворческой функции Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Однако, по нашему мнению, к настоящему моменту также не стоит спорить с тем, что органы конституционного контроля участвуют в правотворчестве.

Так, например, М.С. Саликов пишет о том, что Конституционный Суд, включившись в работу по официальному толкованию Конституции, пошел дальше простого разъяснения смысла отдельных ее положений, значения отдельных понятий и т.п.: в ряде случаев он выступил в качестве квазизаконодателя. Речь идет о его решениях, в которых были определены наименование и форма документа, содержащего поправку к Конституции РФ, субъект, полномочный решать вопрос о включении в текст Конституции нового наименования субъекта Федерации и форме правового акта, опосредующего это заключение, и др. В этих решениях Конституционный Суд в силу «молчания» Конституции сам формулирует «недостающие элементы» конституционного текста, исходя из смысла других норм Основного закона и главных принципов, в нем заложенных».18

Поэтому, напрашивается очевидный вывод о необходимости признания окончательных решений Конституционного Суда РФ в форме постановлений источником конституционного права России.

Между тем, признание решений органов конституционного контроля в Российской Федерации источником конституционного права - еще только полдела. Как отмечает С.А. Авакьян, «появилась даже дискуссия о том, на какое место в классификации источников конституционного права (и вообще права) можно поставить постановления Конституционного Суда. Поскольку зачастую в этих документах дается оценка нормативных актов на предмет их соответствия Конституции РФ, разграничения компетенции государственных органов с точки зрения отраженного в Конституции РФ принципа разделения властей, а тем более учитывая толкование норм самой Конституции в актах Конституционного Суда, некоторые авторы предлагают поставить постановления Конституционного Суда в иерархии источников на второе место - сразу после Конституции РФ. (…) Думается, вместо подобных подходов лучше ставить вопрос иначе: положения о толковании должны найти скорейшее отражение в нормах самой Конституции».19

Мы придерживаемся одной из современных точек зрения о месте решений Конституционного Суда в классификации источников, которой, например, придерживаются М.В. Баглай, Н.В. Витрук, Б.С. Эбзеев, А.А. Безуглов, С.А. Солдатов, М.С. Саликов, И.А. Конюхова.20 По своей юридической силе решения Конституционного Суда РФ в форме постановлений занимают более высокое положение по сравнению с федеральными законами, но находятся ниже федеральных конституционных законов. Этот вывод обосновывается следующим образом. В соответствии со ст.79 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ его решение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению (п.6 ст.125 Конституции РФ). Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях (ст.79 ФКЗ о Конституционном Суде).

Соответственно, постановления конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации занимают в иерархии региональных источников конституционного права России следующее место вслед за конституцией (уставом) субъекта. Так как ими могут быть признаны несоответствующими конституции (уставу) субъекта РФ законы субъекта, иные нормативные правовые акты субъекта, судебные решения и др.

Информация о работе Значение судебных решений для конституционного права России