Административная ответственность как предмет совместного ведения Российской Федерации и Чукотского автономного округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 20:50, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является теоретическое осмысление современного состояния и тенденций развития правового регулирования административной ответственности органами государственной власти Чукотского автономного округа.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Новейшая дипломная работа.doc

— 487.50 Кб (Скачать документ)

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы  были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего должна быть норма, устанавливающая  обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое  основание – противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленный законом порядке вправе определить взыскание за административное правонарушение.

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям.

Законодательная основа административной ответственности.

Законодательную основу административной ответственности  образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, закрепляющие:

- составы административных  проступков;

- систему административных  взысканий;

- круг субъектов, имеющих право налагать административные наказания;

- процедуру привлечения  к ответственности.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской 
Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Чукотского автономного округа издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты Чукотского автономного округа.

По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с Чукотским автономным округом законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт Чукотского автономного округа по вопросам административного и административно-процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам.

В административном праве  основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс РФ об административных правонарушениях. Он был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года и введен в действие 1 июля 2002 года в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

 

 

 

§1.2. История становления института административной ответственности в системе вопросов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов

 

С 1 июля 2002 г. вступил  в силу Кодекс Российской Федерации  об  
административных правонарушениях (КоАП РФ). Данный нормативный правовой акт определил систему законодательства об административных правонарушениях. Она состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1. КоАП РФ)11.

До момента введения в действие КоАП РФ административная ответственность регулировалась Кодексом РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г.12, и федеральными законами, законодательством субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами. До 1 июля 2002 г. процесс установления административной ответственности в субъектах РФ имел сложный и противоречивый характер. КоАП РСФСР не регламентировал вопросы установления административной ответственности в субъектах РФ. При этом он не содержал понятия «субъект Российской Федерации» и не был приведен в соответствие с Конституцией РФ13. Законодательное регулирование административной ответственности в субъектах Российской Федерации приходилось осуществлять исходя из того, что они являются правопреемниками компетенции в области установления административной ответственности соответствующих автономных республик РСФСР и полномочий соответствующих краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов. Республики Российской Федерации, являющиеся правопреемниками компетенции соответствующих автономных республик в соответствии со ст. 5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, имели право на установление административной ответственности по вопросам охраны общественного порядка, если они не были урегулированы данным Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями. Республики могли устанавливать правила, за нарушение которых наступала административная ответственность на основании ст. 85 (нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром), ст. 101 (нарушение правил по карантину животных и других ветеринарно-санитарных правил), ст. 112 (нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права на управление), ч. 2 и 3 ст. 113 (нарушение правил плавания, погрузки и разгрузки судов), ст. 114, 121 (в части судов, поднадзорных государственным инспекциям по маломерным судам, и баз (сооружений) для их стоянок), ст. 144, 149 (нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов и нарушение правил торговли на колхозных рынках) КоАП РСФСР14.

Края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономная область  и автономные округа не имели право  осуществлять законодательное регулирование административной ответственности. Указанные субъекты РФ на основании ст. 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и в пределах, определяемых законодательными актами, могли принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность по вопросам охраны общественного порядка, если они не были урегулированы данным Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями. Кроме того, они могли устанавливать правила, за нарушения которых наступала административная ответственность на основании ст. 85, 101, 144, 149, 112, ч. 2 и 3 ст. 113, 114, 121 КоАП РСФСР. В деятельности субъектов РФ в сфере установления административной ответственности кроме законодательных органов участвовали и их исполнительные органы. Определенными полномочиями в сфере установления административной ответственности обладали и органы местного самоуправления. Так, на основании ч. 2 ст. 6 КоАП РСФСР и в пределах, определяемых законодательными актами, они могли принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями и устанавливать правила, за нарушение которых наступала административная ответственность по ст. 101 КоАП РСФСР (нарушение правил по карантину животных и других ветеринарно-санитарных правил). Таким образом, право субъектов Российской Федерации в сфере установления административной ответственности было закреплено в КоАП РСФСР либо как возможность принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, либо принимать правила, по которым- административная ответственность была установлена рядом его статей. При этом порядок принятия таких решений в субъектах Российской Федерации и их виды не регламентировались законодательными актами. Субъекты РФ могли принимать как законы, кодексы, так и иные нормативные правовые акты.

Положения КоАП РСФСР  в части установления административной ответственности в субъектах  Российской Федерации нарушали конституционную норму о равноправии субъектов Российской Федерации, а отсутствие единого подхода к законодательному регулированию административной ответственности в субъектах Российской Федерации нередко приводило к нарушениям прав граждан. На практике, поскольку многие вопросы не регламентировались КоАП РСФСР, субъекты Российской Федерации принимали нормативные правовые акты, содержащие административную ответственность в сфере экономической безопасности, правил дорожного движения, налогового законодательства, законодательства о частной детективной и охранной деятельности. Законодательное регулирование административной ответственности в этих областях относилось к компетенции Российской Федерации, поэтому такая практика была противоречива и незаконна.

Ситуация с установлением административной ответственности в субъектах Российской Федерации изменилась с принятием Постановлений Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1995 г.15 и от 1 февраля 1996 г., а также Определения Конституционного Суда от 1 октября 1998 г.16

Конституционный Суд РФ признал право субъектов Российской Федерации на основании Конституции РФ осуществлять собственное правовое регулирование в сфере установления административной ответственности, отличное от КоАП РСФСР. Дальнейшее развитие полномочий субъектов РФ в области установления административной ответственности получило свое начало в связи с принятием Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»17 и Федерального закона от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ»18. Данные федеральные законы позволяли субъектам Российской Федерации устанавливать административную ответственность за нарушение законодательства субъектов Российской Федерации в случае отсутствия по предметам совместного ведения между Российской Федерацией и субъектами Федерации федеральных законов. При этом принятие законодательства об административной ответственности в субъектах Российской Федерации предусматривало его последующее приведение в соответствие с федеральным законодательством.

Развитие регионального законодательства об административных правонарушениях продиктовано жизненно важной потребностью в качественном регулировании общественных отношений, а также их защиты исходя из социально-экономического развития, исторического опыта законодательного регулирования установления административной ответственности и географического положения конкретного субъекта Федерации. В период роста активности законотворчества субъектов Федерации, принятия ими множества законов об административных правонарушениях, остро встают вопросы: о содержании и стадиях законодательной деятельности субъектов Федерации в области установления административной ответственности; о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации в области установления административной ответственности; об обеспечении качества и эффективности действия регионального законодательства об административных правонарушениях; об обеспечении соответствия данного законодательства нормам федерального законодательства; о структуре и основных направлениях развития регионального законодательства об административных правонарушениях.

Административная ответственность, являясь мерой государственного принуждения, влечет наступление неблагоприятных  юридических последствий, выражающихся в ограничении прав и законных интересов физических и юридических лиц. В связи с этим установление административной ответственности в субъектах Российской Федерации должно быть основано на строгих принципах законности, обеспечивать реализацию прав и законных интересов физических и юридических лиц, охранять их от противоправных посягательств. Принятие незаконного нормативного правового акта, ущемляющего права, свободы и интересы граждан или юридических лиц – это тоже правонарушение, совершаемое законодательным органом и выражающееся в злоупотреблении правом издавать законы об административных правонарушениях.

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО  ОКРУГА

 

§2.1. Нормативно-правовые акты Чукотского автономного округа в сфере административной ответственности

29 мая 2008 года Законодательная  Дума Чукотского АО приняла  закон Чукотского автономного  округа №69-ОЗ «Об административной  ответственности за нарушение  законов и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе». Который устанавливает основания для применения мер административной ответственности и определяет административные наказания за совершение административных правонарушений регионального и местного значения.

Таким образом в настоящее  время на территории Чукотского автономного  округа действуют и подлежат применению два закона об административных правонарушениях: федеральный (КоАП РФ), и закон Чукотского автономного округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе». КоАП РФ устанавливает административную ответственность за административные правонарушения федерального значения. Закон Чукотского автономного округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе», устанавливает административную ответственность за административные правонарушения регионального и местного значения. Все это стало возможным поскольку 01 июля 2002 года вступивший в силу КоАП РФ определил черты новой системы законодательства об административных правонарушениях.

Информация о работе Административная ответственность как предмет совместного ведения Российской Федерации и Чукотского автономного округа