Административная ответственность как предмет совместного ведения Российской Федерации и Чукотского автономного округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 20:50, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является теоретическое осмысление современного состояния и тенденций развития правового регулирования административной ответственности органами государственной власти Чукотского автономного округа.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Новейшая дипломная работа.doc

— 487.50 Кб (Скачать документ)

Учитывая, что действие законодательства об административных правонарушениях во времени является неотъемлемой частью общих положений и принципов законодательства об административных правонарушений а установление общих положений и принципов относится в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации, то и на закон Чукотского автономного округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе» действуют тот же принцип установленный статьей 1.7 КоАП РФ (Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

(в ред. Федерального  закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ).

То есть. как  и в КоАП РФ - лицо совершившее  административное правонарушение предусмотренное  законом Чукотского автономного  округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе», подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Так же Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Производство  по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Таким образом  учитывая вышесказанное можно сделать  вывод, что закон Чукотского автономного  округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов  и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе» в соответствии со статьей 13 вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования, то есть с 26 июня 2008 года, так как официальная публикация произошла 16 июня 2008 года в газете «Ведомости» №36 (257) – приложение к газете «Крайний Север», и прекратит свое действие со дня вступления в силу нового аналогичного закона регулирующего административную ответственность на территории Чукотского автономного округа, как прекратили свое действие в соответствии со статьей 12 закона Чукотского автономного округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе», ранее используемый закон, с внесенным в него изменениями:

1) Закон Чукотского  автономного округа от 21 декабря 2007 года N 156-ОЗ "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений, совершаемых на территории Чукотского автономного округа, не установленной федеральным законодательством" ("Ведомости" N 51 (327) - приложение к газете "Крайний Север" от 28.12.2007 г.);

2) Закон Чукотского  автономного округа от 22.02.2008 г. N 27-ОЗ "О внесении изменений  в Закон Чукотского автономного  округа "Об административной ответственности  за отдельные виды правонарушений, совершаемых на территории Чукотского автономного округа, не установленной административным законодательством Российской Федерации" ("Ведомости" N 8 (335) - приложение к газете "Крайний Север" N 8 (1610) от 29.02.2008 г.).

§2.2 Субъекты административной ответственности предусмотренной законодательством об административной ответственности Чукотского автономного округа

 

В начале данного параграфа хотелось бы отметить, что в целях обеспечения единообразия судебной практики Пленум Верховного Суда РФ постановлением от 24.03.2005 № 5 разъяснил судам некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении дел, связанных с применением Кодекса РФ об административных правонарушениях. Думается, что эти разъяснения будут интересны и иным специалистам, сталкивающимся по роду своей деятельности с применением КоАП РФ. Согласно выдержки из вышеуказанного постановления можно отметить, что применению подлежат только те законы субъектов РФ, которые приняты с учетом положений статьи 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации. В частности, законом субъекта РФ не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами РФ. В качестве мер административного наказания могут быть предусмотрены предупреждение и административный штраф в размере, установленном абзацем первым части 3 статьи 3.5 КоАП РФ.

Таким образом в статье 1 закона Чукотского автономного округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов  и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе», определяет один из видов административного наказания который может устанавливаться вышеуказанным законом, и применятся мировыми судьями, органами и должностными лицами за совершение административных правонарушений предусмотренных законом Чукотского автономного округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе». Кроме административного штрафа на основании статьи 1.3 КоАП РФ, вторым видом административного наказания в вышеуказанном законе может быть и такой вид как предупреждение. Но в вышеуказанном законе Думой Чукотского автономного округа было принято решение, что в данной основной редакции закона такая мера административного наказания как предупреждение применятся не будет. То есть в 7 (семи) статьях содержащих диспозиции административных правонарушений и соответственно санкции за их нарушение вышеуказанного закона Чукотского АО, единственной мерой наказания указанной в санкциях вышеуказанного количества статей, является – административный штраф.

Административный штраф является основным наказанием, и может применяться только по отдельности. Не допускается назначения наказания в одном постановлении административного штрафа и предупреждения. С учетом того, что как и указано выше такое административное наказание как предупреждение не нашло своего места в санкциях статей закона Чукотского автономного округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе», то данное правило назначения административного наказание практически не может быть нарушено.

Кроме того, необходимо четко уяснить смысл и значение статьи 3.1 КоАП РФ23, согласно которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях которые указаны мною в таблице ниже.

 

По своим целям, основаниям и порядку применения, а так  же характеру последствий административные наказания отличаются от других мер  административного принуждения  которые могут применятся должностными лицами уполномоченными вышеуказанным  законом как составлять, так и рассматривать административные правонарушения предусмотренные законом Чукотского автономного округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе».

От административно-предупредительных  мер (проверка документов, установление шлагбаумов и предупреждающих знаков, ограничение движение транспорта и пешеходов, закрытие участков Государственной границы, карантин и т.д.) и мер административного пресечения (требования прекратить противоправные деяния, административное задержание, применение военнослужащими пограничных войск физической силы и технических средств, изъятие вещей и документов и др.) меры административного наказания отличаются прежде всего по целям их применения. Если административно-предупредительные меры направлены, как правило, на предотвращение и предупреждение правонарушений и не связаны с совершением конкретного правонарушения, а меры административного пресечения на принудительное прекращение противоправных действий, то меры административного наказания преследуют цель либо морального, либо материального, либо личностного воздействия на правонарушителя. Иными словами ни административно-предупредительные меры, ни меры административного пресечения не несут в себе состояние административной наказанности, не дают итоговой юридической оценки противоправного деяния виновного лица, а предшествуют ей. Таким образом «отрицательная оценка» компетентного органа, содержащаяся в постановлении по делу об административном правонарушении, материализуются в административном наказании. Применение административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение, образует завершающий элемент в структуре административной ответственности.

В части 2 ст. 3.1 нашел свое проявление принцип гуманизма законодательства об административных правонарушениях, соответствующий общепринятым принципам  международного права. Так, административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий. Данная норма вытекает из положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г. Статья 3 Конвенции24 гласит: «Ни кто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию». Так же ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ не допускает со стороны уполномоченных должностных лиц нанесении вреда деловой репутации юридического лица.

Отсутствие в законе Чукотского автономного округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе» других видов административных наказаний, кроме административного штрафа, связано с запретом, который введен частью 3 статьи 3.2 КоАП РФ. Такие административные наказания, как конфискация орудия или предмета правонарушения, возмездное изъятие орудия или предмета правонарушения, лишение специального права, дисквалификация, административный арест и административное выдворение за пределы Российской Федерации, могут устанавливаться только КоАП РФ.

Возможность вводить законом субъекта Российской Федерации в качестве мер административной ответственности только предупреждение и административный штраф связана с концептуальной установкой федерального законодателя, которая хотя и не нашла прямого выражения в КоАП РФ, однако усматривается в его нормах.

В соответствии с принципами справедливости и соразмерности тяжесть административного наказания должна соответствовать тяжести совершенного административного правонарушения. Административные наказания, установление которых отнесено исключительно к ведению Российской Федерации, являются более суровыми, чем административный штраф и предупреждение, а потому применяться они могут за совершение наиболее общественно вредных административных правонарушений.

Пунктом 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение. Можно считать, что «федеральное значение» вопросов определяется, в частности, уровнем значимости регулируемых сфер общественной жизни, а значит, степенью важности и юридической защищенности общественных отношений (объекта административного правонарушения) от противоправных посягательств. Предполагается, что в КоАП РФ включены все административные правонарушения, которые являются настолько тяжкими, что за их совершение возможно применение конфискации, возмездного изъятия орудия или предмета правонарушения, лишения специального права, дисквалификации, административного ареста или административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Напротив, административные правонарушения «регионального и местного значения» характеризуются меньшей степенью общественного вреда, поэтому за их совершение возможно установление и применение только наименее суровых административных наказаний: предупреждения и административного штрафа25.

В соответствии со статьей 2.5 КоАП РФ лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (так называемые «особые субъекты»), несут ответственность по закону Чукотского автономного округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе». на общих основаниях только за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды, то есть по статье 3 закона Чукотского автономного округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе» в части проезда транспортных средств на гусеничном ходу по землям, занятым оленьими пастбищами. Остальные нормы и правила, за нарушение которых КоАП РФ допускает административную ответственность особых субъектов на общих основаниях, выведены за рамки предметов ведения субъектов Российской Федерации и не могут охраняться законом Чукотского автономного округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе».

К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административное наказание в виде административного штрафа не применяется (статья 2.5 КоАП РФ). При совершении указанными лицами административных правонарушений, предусмотренных статьей 3 закона Чукотского автономного округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе», никакое административное наказание не может быть назначено, так как предупреждение указанная статья не предусматривает. В связи с этим и с учетом части 1 статьи 2.1 КоАП РФ военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, не считаются субъектами ни одного из административных правонарушений, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса. Во всех случаях совершения противоправных деяний, запрещенных законом Чукотского автономного округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе», производство в отношении военнослужащих-призывников не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 статьи 24.5 КоАП РФ), а именно — такого обязательного элемента состава, как субъект административного правонарушения. Собранные по такому делу материалы могут быть направлены командованию воинской части для привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Информация о работе Административная ответственность как предмет совместного ведения Российской Федерации и Чукотского автономного округа