Административная ответственность как предмет совместного ведения Российской Федерации и Чукотского автономного округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 20:50, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является теоретическое осмысление современного состояния и тенденций развития правового регулирования административной ответственности органами государственной власти Чукотского автономного округа.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Новейшая дипломная работа.doc

— 487.50 Кб (Скачать документ)

В целом же региональные законы об административной ответственности 

должны последовательно и неуклонно соблюдать гарантии  ст. 45 Конституции Российской Федерации государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, не должны умалять их общепризнанных прав и свобод (ч.2 ст.55 Конституции РФ). В ряду подлежащих обязательному соблюдению установленный ч.1ст.50 Конституции РФ запрет на повторное привлечение к юридической ответственности за одно и тоже противоправное деяние. Это правило выдерживается в КоАП РФ, фактически не предусматривающем такого квалифицирующего признака административного правонарушения, как повторность его совершения.

Говоря о перспективах развития законов субъектов Российской Федерации и о законе Чукотского АО в частности нельзя говорить односложно – быть ему или не быть; его  надо основательно проанализировать и по результатам анализа учесть полезный правотворческий опыт. Н.Г.Салищева справедливо призывает: «На ряду с усовершенствованием КоАП РФ требует обстоятельного изучения учеными-административистами законодательство субъектов Российской Федерации и практика его применения»28. Такой подход к проблеме рационального соотношения федерального и регионального законодательства является конструктивным и продуктивным.

Более чем своевременный  призыв ученого обстоятельно изучать  региональное законодательство об административной ответственности надо понимать тоже обстоятельно. Это значит, что надо признать «сыгравшими свою роль» информационные « агитки» и пересказы содержания закона Чукотского АО об административной ответственности, что пора перейти к интегрированному, системному и целевому синтезу комплексного выражения сущности, значение и социальной роли указанного закона об административной ответственности. Прежде всего, необходим детальный тематический – анализ в связи с Конституцией Российской Федерации и федеральным КоАП РФ вопросов нормативно-правовой регламентации и процессуально-правового регулирования. Не обойтись без коллективного обсуждения проблем и выработки рекомендаций на научных конференциях, чем в частности занимается, например, такой новый журнал «Административное право и процесс».

По анализируемым вопросам нельзя руководствоваться эмоциями «нравится – не нравится» и  утверждать, что закон Чукотского АО не легитимен только в виду несоответствия такого нормативного решения ст.55 Конституции  Российской Федерации, допускающие ограничение прав и свобод человека и гражданина только на основании федерального закона.

Законодательный опыт субъектов  Российской Федерации и Чукотского автономного округа в частности  надо использовать с большей пользой  при обновлении федерального законодательства об административной ответственности. Правовая действительность подсказывает необходимость целенаправленного перехода от детального анализа к комплексному синтезу, от количественного пересказа и дифференциации правовых установлений – к комплексной унификации правовой регламентации и процессуально-правового регулирования в сфере административной ответственности. Технология реализации высказанных суждений видится простой – исключить п.4 и 5 ст.1.3 КоАП РФ, не вынося вопрос на решение Конституционного Суда Российской Федерации.

Пункты 1 и 2 ч.1 ст.1.3 КоАП РФ надо оставить как нормативно-правовое разъяснение о сфере федеральных  интересов в части решения  вопросов общей системы законодательства об административных правонарушениях  и видах административных наказаний по вопросам федерального уровня (административный арест, конфискация и др.).

Исключение п.4 и 5ч.1ст.1.3 КоАП РФ – это только начало перестройки  всей системы российского законодательства об административной ответственности. Ее продолжение будет заключаться в признании недействующими всех законов всех субъектов Российской Федерации об административной ответственности. Но тут не поможет даже Конституционный Суд Российской Федерации, который в праве принимать решение не по «всем», а только по конкретным законам, в том числе и по законам субъектов Российской Федерации.

В перспективе эти  вопросы « встанут на свое место» при изменении ст.1.1 КоАП РФ в части  определения соотношения федерального и регионального законодательства об административной ответственности.

По логике, если российские законодатели проявят последовательность и установят применение административного  штрафа только по постановлениям судей, как это должно быть согласно ст.35 Конституции Российской Федерации, из числа органов административной юрисдикции необходимо исключить административные комиссии вместе с их вариациями, и множество должностных лиц многочисленных ведомств. Дела обо всех видах административных правонарушений подлежат передачи в ведения федеральных и мировых судей и, возможно, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав либо ювинальных судов.

Конечно же, требует реконструкции  ст.1.1 КоАП РФ в части ее структуры  и содержания. Необходим развернутый  анализ с существующей ситуацией  и перспектив ее изменения. Пока твердо можно сказать одно: в региональных законах невозможно « переварить» нормативно-правовой массив неосвоенный федеральным кодексом об административных правонарушениях. Аргументы состоят в том, что региональные законы об административной ответственности вышли разнокалиберными ( от 13 до 100 статей, а по числу страниц от 4 до 20 страниц). Это неизбежно повлекло обновление редакции законов в ряде регионах. Так, в Чукотском автономном округе за последние восемь лет закон Чукотского АО об административной ответственности обновлялся пятнадцать раз, что существенно не изменило его содержательную сторону.

Концептуально Россия не была готова к формированию региональных законов, которые не отличаются оригинальностью  и самостоятельностью, во многом повторяют КоАП РФ и друг друга, что связано, прежде всего, с отсутствием законотворческих кадров, с отсутствием надлежащего контроля за центробежными импровизациями со стороны министерства юстиции и его региональных органов.

Многие вопросы о  перспективах регионального законодательства об административной ответственности могут восприниматься как дополнительная суета вокруг формы правотворчества в ущерб его содержанию и вызывают радикальные суждения. Так, вместо введения в действие закона Чукотского АО об административной ответственности к 01 июля 2002 года, т.е. ко дню введения в действия КоАП РФ 2001 года, такой закон был принят с большим запозданием. Сомнительную надобность этого закона показывает тот факт, что он был принят только 21 декабря 2007 года, т.е. пять лет спустя после должного срока, а в 2008 году ново-принятый закон 29 мая 2008 года – вывел из действия сорок две статьи предыдущего закона29. ( смотри приложение 5-7 к настоящей дипломной работе).

Правотворчество в сфере  административной ответственности (как и правотворчество в целом) требует профессиональных знаний, умений, навыков и высоких способностей видеть социальную полезность и перспективу закона. По моему мнению на учебу в высшие учебные заведения следовало бы принимать в порядке целевой подготовки специалистов по заявкам регионов на третий курс. При этом могут быть учтены не только и не столько профессиональный и научный потенциал кандидатов по конкурсу, но  главным образом – их правотворческий потенциал, который может быть определен по результатам тестирования. Для такой подготовки специалистов регионы найдут средства для стимулирования ВУЗов и студентов, первых – оплатой за обучение, вторых – выплатой повышенных стипендий и гарантией трудоустройства. Такой порядок подготовки специалистов будет способствовать воспитанию грамотных, надежных и инициативных разработчиков законопроектов, - не только исполнителей «ценных указаний» руководителей законодательных органов власти, но, прежде всего, проводников и защитников российской Конституции и законности.

В качестве предложений, по итогом настоящей дипломной работы, хотелось бы сказать, что будет вполне своевременно, если теперь уже начнут работать на федеральном уровне разработчики проектов раздельных Российского кодекса  об административной ответственности (РКАО) и Российского административно-процессуального кодекса (РАПК). Они правомерно вберут в себя многие состоявшиеся и подтвержденные практикой положения региональных законов об административной ответственности. В последних целесообразно ограничиться только указанием на минимум специфических для регионов видов административных правонарушений, исключить «популярные» и конъюнктурные, а «типичные» включить в РКАО. К таковым можно отнести: проезд транспортных средств на гусеничном ходу по землям, занятым оленьими пастбищами (ст.3 Закона Чукотского АО от 06 июня 2008 года) и т.п.

В региональных законах  неуместны приложения (о примерных  образцах протоколов, постановлений, типовых  положений об административной комиссии, о перечне особо охраняемых объектов административно-правовой защиты и т.п.).

Региональное законодательство об административной ответственности  должно «переболеть» зудом правотворческой  импровизацией. «Переболеет» и остепениться в рамках единого федерального закона так, как остепенилась вольница со ста семью учебниками по истории для средней школы30, мирно «дрейфующая к вразумительно оптимальному числу их – для каждого класса должно быть не больше трех учебников по истории»31. При предлагаемом упорядочении законодательство об административной ответственности целесообразно исключить из региональных законов процедурные и процессуальные вопросы с констатацией в РАПК положение о том, что дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена субъектами Российской Федерацией рассматривают мировые судьи, и только они.

Принятие раздельных РКАП и РАПК позволит перейти от тысячестраничных или лаконичных комментариев КоАП РФ к обстоятельным, подъемным  и транспортабельным изданиям.

Анализ региональных законов и закона Чукотского автономного округа об административной ответственности в частности убеждает в пользе местной законотворческой инициативы, во много существенно дополняющей федеральное законодательство об административной ответственности. Практическая апробация содержащихся в таких законах административно-правовых норм будет способствовать их унификации и создает предпосылки для совершенствования российского законодательства об административной ответственности.

Спектр административных правоотношений предусмотренный законом Чукотского АО об административной ответственности не очень велик, поэтому пройдет немного времени, и в настоящий закон будут вноситься изменения, дополнения, отменяться определенные статьи. В ходе изучения закона можно обратить внимание на то, что он содержит многочисленные нормы, правила, требования, законодательство регулирует определенные виды деятельности, и поэтому необходимо четко, безукоризненно выполнять все требования закона, что послужит правовой гарантией соблюдения прав и обязанностей личности.

В ходе написания дипломной работы были изучены новые понятия и внесенные элементы новизны в определения, уже используемые в науке.

Так, под установлением административной ответственности в субъекте РФ следует понимать закрепление в законе субъекта РФ норм права, содержащих определенные варианты общественно вредного поведения физического или юридического лица, а также вид и размер административного наказания за такое поведение.

Функция законодательной  деятельности субъектов РФ в области  установления административной ответственности - это содержание законодательной деятельности субъекта РФ в области установления административной ответственности, роль, назначение регионального законодательства об административной ответственности в системе законодательства об административных правонарушениях.

Под качеством закона субъекта РФ об административных правонарушениях понимается совокупность правовых свойств закона, соответствующих теоретически и практически выработанным технико-юридическим требованиям. Региональное законодательство об административных правонарушениях необходимо строить исходя из реальной оценки общественной вредности административных правонарушений, на основе научной и информационной базы, планово, с учетом прогноза развития и анализа эффективности действия норм, динамики совершаемых административных правонарушений. Законодательство Чукотского автономного округа об административной ответственности должно отвечать требованиям справедливости, гуманизма. В процессе принятия законов, представительные (законодательные) органы государственной власти Чукотского автономного округа обязаны принимать во внимание потребности конкретного региона в правовом регулировании общественных отношений в условиях социально-экономического развития, географических особенностей и действующего регионального законодательства об административных правонарушениях. Законодательство Чукотского автономного округа об административных правонарушениях является мобильным, позволяющим быстро реагировать на изменение общественных отношений, федерального законодательства, но в то же время подвержено влиянию вследствие изменения социально-культурного и экономического факторов развития общества. При этом законодательство Чукотского автономного округа об административных правонарушениях может быть эффективным рычагом позволяющим воздействовать на неблагоприятные последствия технического прогресса.

Законодательство Чукотского автономного округа об административных правонарушениях — это эффективное  средство защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц при условии участия их в законотворческой инициативе. Законодатель Чукотского автономного округа может принимать законы, предусматривающие административную ответственность только за нарушение норм, установленных в субъектах Российской Федерации и при соблюдении следующих условий:

а) региональный законодатель не должен выходить за пределы определенной законом компетенции по установлению административной ответственности. Исключением  может быть необходимость приведения законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствие с федеральным законодательством в связи с принятие нового федерального закона;

Информация о работе Административная ответственность как предмет совместного ведения Российской Федерации и Чукотского автономного округа