Девиантное поведение несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:36, дипломная работа

Краткое описание

Общая цель настоящей работы состоит в выявлении причин, способствующих проявлению преступной девиантности несовершеннолетних, теоретическом обосновании криминологически значимых концептуальных под¬ходов к решению проблем профилактики преступной девиантности несо¬вершеннолетних, ориентированных на кардинальное изменение неблагопри¬ятных тенденций роста данного явления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть девиантность как предпосылку преступного поведения несовершеннолетних;
- рассмотреть основные теории и концепции профилактики девиантного пове¬дения несовершеннолетних с целью уточнения теоретико-методологических основ изучения феномена их преступной девиантности;
- выявить и исследовать особенности современной социальной ситуации при¬менительно к избранной тематике, дать криминологическую характеристику детерминант преступных девиаций несовершеннолетних;
- рассмотреть значимые этапы развития отечественной системы профилактики девиантности несовершеннолетних;
- охарактеризовать особенности современной государственной политики в рас¬сматриваемой области, проанализировать существующие организационные основы профилактики преступных девиаций несовершеннолетних;

Прикрепленные файлы: 1 файл

Теоретическая часть!!!.doc

— 350.50 Кб (Скачать документ)

Одна из наших целей рассмотреть в качестве объекта криминологического анализа преступные девиации, наличествующие у определенной категории общества - несовершеннолетних.

Интересна, на наш взгляд, периодизация преступной карьеры, предложенная Г. Беккером. Первичное нарушение социальных норм, с точки зрения данного автора, обычно носит случайный характер. Затем движущей силой правонарушений становится выгода или получение удовольствия. Арест и осуждение закрепляют за человеком статус преступника. На последующей стадии происходит активная реализация социального статуса, которым общество заклеймило осужденного. Конечным этапом криминализации, по Г. Беккеру, является вступление человека в банду преступников5.

Некоторые отечественные исследователи выделяются три основных этапа перехода неделинквентной девиантности в преступную. Первым этапом считают социально-педагогическую запущенность, характеризующуюся пребыванием в неблагоприятных условиях жизни и воспитания (глобальных или парциальных), появлением в этой связи личностной деформации на уровне социально - педагогической запущенности. Второй этап - начальное (развивающееся) правонарушающее поведения, характеризующийся формированием отдельных актов, а затем системы поведения правонарушающего характера. Третий - этап предпреступного правонарушающего поведения, проявляющегося в системе нравонарушающих деяний постепенно усугубляющегося характера.

Более предметно, на наш взгляд, рассматривают механизм формирования непосредственно девиации В.А. Шапинский и В.И. Мареев, которые выделяют в его структуре четыре основные звена, где, собственно, и реализуется весь комплекс детерминант девиантного поведения: - проблемная ситуация, - ценностно - нормативное регулирование, - принятие решения, - совершение поступка.

С учетом вышеизложенных подходов в процессе формирования преступнойдевиантности несовершеннолетних, на наш взгляд, можно выделить следующие этапы:

  • накопление отрицательного информационного «опыта», формирование соответствующей мировоззренческой установки как основы для усвоения негативно оцениваемых действий;
  • первоначальная дезорганизация поведения;
  • переход от соблюдения социальных норм к их нарушению;
  • реакция общества в лице окружающих девианта (как негативная, так и позитивная);
  • закрепление деформации личности и девиантных форм поведения (либо в силу обиды, либо в результате признания);
  • проявление преступной девиантности.

Рассмотрев наиболее значимые параметры преступной девиантности, а также механизм их формирования, и тем самым более детально охарактеризовав сущность и границы рассматриваемого явления, считаем необходимым более подробно остановиться на вопросе, связанном с его детерминантами. Здесь следует заметить, что современная отечественная наука испытывает достаточно сильное влияние работ зарубежных авторов, до настоящего времени занимающих ведущее положение в изучении проблематики, связанной с социальными девиациями.

Так, первые отечественные основополагающие работы, в частности по социологии девиантного поведения, относящиеся к середине 70-х гг., представляли собой историко-критические обзоры зарубежных исследований либо были нацелены на теоретико-методологическое осмысление сущности различных видов отклоняющегося поведения в развитии нашего общества1.

Мировая девиантология накопила столь богатый теоретический и эмпирический опыт, что анализ различных теорий, сформировавшихся в ее рамках, возможен лишь благодаря тому, что большинство из них могут быть сгруппированы в более широкие теоретические подходы.

Особую роль в становлении девиантологии сыграла социобиологическая теория деструктивности Э.Фромма. Известный фрейдовский физиологический принцип объяснения человеческих страстей Э.Фромм заменяет эволюционным социобиологическим принципом историзма. На основе этого он выделяет: - поведение, связанное с обороной, ответной реакцией на угрозу (доброкачественная агрессия), механизм которого передается человеку на генном уровне; - деструктивное поведение, вызванное страстью к абсолютному господству (злокачественная агрессия), природа которого социальна. Истоки деструктивности - в пороках культуры и образа жизни индивида Современные общественные системы, по мнению Э.Фромма, деструктивны: «Достижение современного индустриального общества состоит в том, что оно пришло к существенной утрате традиционных связей, общих ценностей и целей. В массовом обществе человек чувствует себя изолированным и одиноким, даже будучи частью массы; у него нет убеждений, которыми он мог бы поделиться с другими людьми, их заменяют лозунги и идеологические штампы, которые он черпает из средств массовой информации. Единственная ниточка, которая связывает отдельных индивидов друг с другом, - это общие денежные интересы (которые являются одновременно и антагонистическими)»'.

В русле интеракционистской парадигмы была создана концепция «дифференцированной ассоциации» (Э.Сатерленд, Д.Крэсси), объясняющая причины преступной девиантности социальной, а не биологической, природой индивида. Основываясь на фактах примеров из жизни африканского племени, который приводит У. Ломброзо, о том, что «лучшие воры пользуются у них уважением и хорошо оплачиваются как учителя, передающие детям уроки воровства; жены разбойников гораздо опаснее своих мужей: они систематически приучают детей к противозаконному ремеслу, награждая их за каждое преступление»6, Э.Сатерленд сформулировал свою идею в виде развернутой концепции, сущность которой заключается в следующем7:

  • девиантное преступное поведение ничем принципиально не отличается от других форм человеческой деятельности, человек становится преступником лишь в силу своей способности к этой «профессии»;
  • преступное обучение включает восприятие криминальных взглядов, привычек и умений, которые формируются в результате негативных социальных влияний и которые лежат в основе преступного поведения;
  • человек обучается преступному поведению не потому, что имеет к этому особые задатки, а потому, что криминальные образцы чаще попадаются ему на глаза, и у него устанавливается более тесная связь с такими людьми, у которых он может перенять криминальные взгляды и умения.

Функциональный анализ позволил рассмотреть неоднозначность оценок преступной девиации и представить ее как неотъемлемый ресурс развития общества. Проблемы оценки преступности девиаций несовершеннолетних в настоящее время являются предметом повышенного интереса мировой и отечественной криминологии, социологии, психолого-педагогической науки и практики, государственных организаций и широкого круга общественности.

Изучив предложения ученых и проведя некоторые авторские исследования, предлагаем понятием, наиболее точно отражающим термин «преступная девиантность несовершеннолетних», считать такое поведение несовершеннолетнего, проявляющееся в социально-криминогенных формах и способах интенсивного противоречия официальным, возможным и фактически сложившимся в данном обществе или группе общества нормам и ожиданиям.

1.2. Криминологическая  характеристика детерминант и  проявлений преступной девиантности несовершеннолетних

В современной России динамика кризисного развития в основном преодолена, однако, ее социальные последствия: преступность, проституция, наркомания, алкоголизм, суицид и многие другие - остаются серьезной проблемой. Особое место в этом ряду, по мнению Погосяна Л.А. , занимает деликвентное поведение молодежи, связанное с совершением действий преступного характера. Действительно, развитие молодежной деликвентности представляет особую опасность даже не потому, что несовершеннолетняя и молодежная преступность заметно возросли, а поскольку это связано с развитием «аномальных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия - го есть в широком смысле связано с социальной культурой российского общества в ее проективном состоянии.

Решающая роль в механизме возникновения и формирования любых отклонений в поведении детей, в первую очередь, (т.е. лиц до 10-11 лет) и подростков (т.е. лиц в возрасте 12-14 лет), но уже в меньшей степени, не говоря уже о «старших» подростках или особенно несовершеннолетних (т.е. лиц в возрасте с 14-18 лет) принадлежит семье, под которой понимается, в первую очередь, отец и мать или лица их непосредственно заменяющие1.

В Уголовном кодексе РФ установлены позиции несовершеннолетнего с двух его положений в уголовно-правовых отношениях, а именно: 1) с позиции лица совершившего преступление (ст.ст. 19, 20 УК РФ и раздела 5 - Уголовная ответственность несовершеннолетних); и 2) с позиции несовершеннолетнего-жертвы, чьи общественные отношения подвергнуты посягательству (глава 20 - Преступления против семьи и несовершеннолетних). В качестве лица, несущего уголовную ответственность, в соответствии со ст. 87 УК РФ, установлено понятие несовершеннолетнего как лица, которому ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Применительно к несовершеннолетним, процессы и явления современной действительности, создающие на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания, и тем самым обусловливающие их девиантность, исследованы криминологами достаточно полно. Комплекс детерминант преступных девиаций несовершеннолетних и молодежи сложился в последние 10-15 лет. Его структура в своей основе (примерно 20 показателей) одинакова для большинства регионов. Но, как правило, к ней присоединяется набор из ряда специфических компонентов, присущих конкретным территориальным образованиям Российской Федерации, и чаще всего проявляются следующие детерминанты:

  • неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье;
  • увеличение концентрации в формальных (учебных и трудовых) коллективах

лиц, нуждающихся не просто в воспитании, а в перевоспитании;

  • ухудшение социальных характеристик (образованность, профессиональная подготовка и т.п.) у отдельных групп молодежи;
  • демографические процессы со сложными, в том числе негативными, социальными последствиями;
  • снижение воспитательного потенциала учреждений, ведущих работу с различными контингентами несовершеннолетних;
  • ослабление правоохранительной практики на отдельных ее структурно- функциональных участках;
  • проявление роста насильственной мотивации отдельных групп несовершеннолетних
  • рост корыстной ориентации некоторых групп несовершеннолетних;
  • увеличение числа неформальных объединений несовершеннолетних с асоциальной окраской;
  • ослабление работы с несовершеннолетними по месту жительства;
  • негативные процессы в социальной динамике, в том числе «стигматизированных» несовершеннолетних (трудный, плохой, необеспеченный, бесперспективный и т.д.);
  • наличие заметного количества семей несовершеннолетних с относительно недостаточным уровнем материального обеспечения'.

При этом, на наш взгляд, необходимо учитывать те обстоятельства, что социальные процессы и явления как позитивного, так и негативного характера отражаются на поведении несовершеннолетних, в отличие от взрослых, в более опосредованном виде через их ближайшее окружение.

Как следует из приведенного нами выше перечня детерминант несовершеннолетних девиаций, на первом месте стоит семья как исходная среда для жизнедеятельности несовершеннолетних граждан и поэтому она является ведущей в формировании их личности. Это уникальное социальное образование, выступающее связующим звеном между индивидом и государством, «передатчиком» вечных ценностей от поколения к поколению.

Семья довольно чувствительна ко всем процессам, которые происходят в обществе. Сложности и противоречия исторического развития нашего общества накладывают отпечатки на ее жизнь и воспитательные возможности. Исторически неизбежная трансформация семьи, связанная с естественным развитием общества, привела к изменению модели семейных отношений и содержания социальных ролей членов семьи, к уменьшению зависимости человека от семейной ячейки.

Многочисленные исследования преступности несовершеннолетних показывают, что около 85% подростков с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях8.

Как справедливо отмечают специалисты, «условия семейного воспитания ребенка откладывают отпечаток на всю его жизнь и служат отправной точкой формирования личности. Семья, с точки зрения предъявляемых к ней требований, должна максимально обеспечивать адаптацию ее членов к условиям общественной жизни и выполнению социальных норм»9.

Таким образом, мы еще раз хотим подчеркнуть значение антикриминогенного потенциала доброжелательных отношений в семье. В зависимости от того, насколько полно реализована эмоционально-поддерживающая функция, можно судить о ее возможности противостоять девиантности ее членов.

Помимо семьи наблюдается разрушение и других основных институтов воспитания несовершеннолетних. Осложнилось положение с дошкольным воспитанием детей, произошло сокращение сети дошкольных учреждений, школьная система, оказывающая многолетнее воздействие на формирование личности, значительно деградировала. Уровень воспитательной работы заметно снизился, современные педагоги уже не ориентированы на выполнение именно воспитательных функций, компенсацию недостатков и пороков семейного воспитания. В еще худшем положении находятся интернатные учреждения для несовершеннолетних. Каждый десятый воспитанник детского дома и школы-интерната для детей-сирот заканчивает жизнь самоубийством, каждый третий ребенок из этих учреждений попадает на скамью подсудимых или становится преступником, каждый второй является бомжом10.

Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних