Агрессивное поведение как результат влияния деструктивной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение механизма влияния деструктивной семьи на проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте и разработка программы коррекции семейного воспитательного процесса.
Объект исследования - агрессивное поведение личности в подростковом возрасте.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема агрессивности и ее решение
в психологической науке 7
1.1. Решение проблемы агрессивности в психологических
концепциях 7
1.2. Социальные факторы развития и формирования агрессивного
поведения в подростковом возрасте 12
1.3. Жестокое обращение с детьми как крайняя форма родительских воздействий 18
Глава 2. Изучение влияния жестокости семейного воспитания
на агрессивное поведение подростков 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте 37
2.3. Анализ особенностей семейного воспитания подростков 45
Заключение 51
Литература 55

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом агрессия в семье.doc

— 309.50 Кб (Скачать документ)

 

 

1.3. Жестокое обращение с детьми как крайняя форма родительских воздействий

 

В настоящее время в практической и теоретической литературе в рамках проблемы жестокости распространено множество синонимичных понятий: жестокость, насилие, жесткость воспитательной системы, агрессивность, насильственные агрессивные действия и другие. И хотя все они, так или иначе, употребляются в значении «разрушение» четких определений и разделительных границ между ними авторами не очерчено. С нашей точки зрения, понятия жестокость, насилие различимы, и являющиеся ключевыми для рассмотрения нашего вопроса они нуждаются в уточнении.

Анализ имеющейся литературы показывает, что в разных источниках по сути одно и тоже явление обозначается по-разному, и как жестокость [24, 30], и как насилие [69, 106]. При классификации, например, можно встретить указание и на психологическое, физическое жестокое обращение, и психологическое, физическое насилие, понимаемые как некие действия, воздействия, акты поведения. Подобную нечеткость в употреблении терминов можно объяснить отсутствием в отечественных психологических исследованиях однозначного определения жестокости и насилия.

Анализ определений, встречающихся в литературе, и значений слов «жестокость» и «насилие» в толковом словаре В. И. Даля1 позволяет рассматривать их не как синонимичные, а как соподчиняющиеся понятия, при этом жестокость имеет более широкое значение. Являясь свойством, качеством человека, жестокость может выступать характеристикой его действий, совершаемого насилия, которое, в свою очередь, является выражением человеческой агрессии, формой проявления жестокости. Вместе с тем, жестокостью можно считать не только насильственные физические действия, нарушающие здоровье и жизнь человека, но и действия, непосредственно не содержащие в себе угрозу насильственного отношения, однако, вызывающие нравственные страдания личности и осуждаемые обществом. В качестве примера можно привести такую форму проявления жестокости как торговлю детьми. В подобном контексте жестокость предполагает обсуждение ее морально-нравственной стороны.

Особое значение понимание исследователями жестокости и насилия приобретает на современном этапе психологической науки, в связи с усилением внимания ученых и широким распространением исследований в области жестокого обращения с ребенком. На Западе начало системному научному изучению данной проблемы было положено в 1962 г. в США доктором Хен-ри Кемпе, определившим «синдром избитого ребенка». В советском, российском обществе вопросы жесткости по отношению к детям стали подниматься

На сегодняшний день формулировка точного и исчерпывающего определения жестокости и насилия по отношению к детям затруднена в связи с выделенным многообразием форм жестокого отношения и полидисциплинарным характером рассматриваемой проблемы. Как справедливо отмечает Б. Боннер (1995), нет определения и понятия, которое бы использовалось специалистами в области и юриспруденции, и психологии, и медицины [89].

Анализ определений жестокого обращения с детьми показывает, что содержание этого понятия с течением времени заметно менялось. Эти изменения, кроме временных рамок, обусловлены степенью изученности механизмов жестокости, его последствий для ребенка, а также отражают уровень социального прогресса, социальную политику государства, степень его ответственности за детей.

Среди множества определений термина «жестокое обращение с детьми» (в литературе встречаются понятия "жестокое и небрежное обращение с детьми", "недостойное обращение с ребенком" "злоупотребление и пренебрежение детьми") можно выделить такие, которые объясняют его в узком смысле слова, как нанесение тяжелых физических повреждений (С. Н. Кетре et al., 1962), как серьезное телесное повреждение (R. Uviller, 1978), Другими авторами данный термин трактуется более широко, включая нанесение и физического, и морального ущерба ребенку, отсутствие родительской заботы (V. J. Fontana, 1971, D. Besharov, 1977, R. Е. Heifer & С. Н. Kempe, 1968). D. Gil (1974), Olby (1978) определили жестокость как действия, препятствующие достижению ребенком его физического и психологического потенциала, полноценного развития [89, 70].

На сегодняшний день в психологической литературе утвердился второй подход, при котором к жестокому обращению с ребенком относят не только физическое, но и сексуальное, психологическое (психическое, эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость).

Необходимо отметить, что обозначенные виды насилия могут быть применимы не только по отношению к детям, но и к престарелым людям и женщинам. Данные варианты обозначаются термином «домашнее насилие» [69, 106]. В рамках домашнего насилия выделяется также экономическое насилие. Кроме того, в литературе встречается термин «насилие против женщин» - любое насилие, совершаемое по гендернему признаку, которое так же может включать все обозначенные выше формы [69].

Такой достаточно широкий разброс терминов в отношении проблемы жестокости и насилия, с одной стороны, вносит некоторую путаницу, значительно затрудняя ее понимание, но, с другой, служит показателем распространенности этого явления в обществе, указывая пути его дальнейшего изучения.

Во избежание путаницы в изложении, мы будем рассматривать вопросы жестокости и насилия только в рамках проблемы жестокого отношения к ребенку. Прежде чем перейти к описанию указанных множественных форм жестокости по отношению к детям видится необходимым остановиться на самом термине «жестокое обращение с ребенком» и вариантах его определений, утвердившихся в настоящее время в литературе.

Близкой точки зрения придерживается Е. Т. Соколова, считающая, что для осуществления психотерапевтической помощи важен «...лишь тот факт, что в жизни человека, обратившегося за помощью, некие события раннего детства были запечатлены как насилие» [Цит. по 35, с. 68]. Интерпретация и понимание детьми плохого обращения играют значительную роль в их приспособлении к нему.

Противоположную позицию занимает Д. Глейзер, предлагающая к злоупотреблениям в отношении детей относить любые случаи плохого обращения и причинения вреда, независимо от того считает ли сам ребенок этот опыт приятным или неприятным [22].

Проблема жестокости и насилия широко разрабатывается в рамках юридической психологии [42, 75, 76, 77, 79]. А. Р. Ратинов и О. Ю. Михайлова, обсуждая понятие жестокости с позиции ценностно-нормативной концепции личности, раскрывают его субъективно-психологические критерии [78]. Для понимания явлений жестокости и насилия по отношению к детям представляется возможным использовать некоторые положения данной теории.

В рамках ценностно-нормативной концепции [77], личность характеризуется как многомерное и многоуровневое образование со своей центральной (ядерной) и периферической частью. Ядро личности, образуя жизненную позицию, служит главной психологической детерминантой отдельных актов ее поведения. Для человека как общественного существа ядерным образованием представляется ценность другого человека. Поэтому в основе жестокости, проявления которой рассматриваются в системе межличностного взаимодействия (чаще как одностороннее воздействие), прежде всего, лежит нарушение ценностного отношения к другим людям.

Но если в рамках юридической психологии ценность другого «Я» имеет обобщающий характер, включая в себя отношение ко всему человечеству, и жестокость, в конечном итоге, – это посягательство на общественные отношения. То в контексте семейного воспитания ценностью является личностное развитие ребенка, и жестокость - это посягательство на развитие личностной самореализации ребенка.

Таким образом, под жестоким обращением с детьми в семье возможно понимать нарушение (снижение) родительского ценностного отношения к ребенку как личности. При этом акценты в воспитательной практике родителей смещаются с ценностного, поддерживающего отношения к ребенку на доминирование и демонстрацию собственных прав и позиций (смещение с взаимодействия на воздействие) и вызывают разрушающие для личности ребенка последствия.

Проблема обесценивания личности ребенка во взаимоотношениях со взрослыми неоднократно обсуждалась в рамках гуманистической психологии С. Л. Братченко, подходящего к проблеме насилия с позиции игнорирования человеческих границ (физических, психологических) [12, 13]. Как уже отмечалось, снижение доли личностного начала в родительском отношении к ребенку в процессе его взросления экспериментально подтверждается в работах Е. О. Смирновой и М. В. Быковой [103].

Итак, жестокое обращение с детьми в семье - нарушение или снижение родительского ценностного отношения к ребенку как личности. Насилие -форма проявления жестокости, выражающаяся в применении родителями односторонних принуждающих воздействий (или бездействия) по отношению к ребенку, нарушающих его здоровье и благополучие, препятствующих его оптимальному развитию.

В качестве критериев определения жестокого отношения к ребенку видится необходимым использовать три параметра, отражающие как внешние, так и внутренние характеристики семейного воспитательного процесса. Во-первых, родительские наказания как односторонние воспитательные воздействия по отношению к ребенку. Во-вторых, приоритетность наказаний в воспитательной практике (через оценку согласованности и последовательности действий родителей, отражающих устойчивость их установок именно на наказывающее воздействие). В-третьих, личностные особенности ребенка, препятствующие его социальной адаптации, как результат жестокого родительского воспитания. Думается, что через констатацию внешних и внутренних характеристик системы семейного воспитания становится возможной оценка определяющей роли личности ребенка для родителей, ее принятие или не принятие ими.

Представленные критерии позволяют жестокость родительского воздействия рассматривать как сочетание отдельных воспитательных воздействий родителей, приводящих к возникновению деструктивного эффекта в развитии личности.

В литературе в отношении воспитательной системы находит применение синоним слова жестокость - жесткость («жесткий стиль воспитания», «жесткая позиция»). Обращаясь к словарю С. И. Ожегова , можно говорить о том, что термин «жесткость» является более слабой формой выражения жестокости и представляет меньшую степень ее проявления.

В отношении причин возникновения жестокого обращения с детьми исследователями выдвигаются различные предположения. Так, западными учеными устанавливается связь между возможностью проявления жестокого отношения к ребенку и некоторыми характеристиками родителей: импульсивностью (Е. Elmer, 1965), наличием супружеских трудностей (С. Н. Кешре, 1962), несамостоятельностью, низким самоконтролем и уровнем самоуважения (V. J. Fontana, D. Besharov, 1977), алкоголизмом, наркоманией (Е. Elmer, Gregg, 1967; М. Klein, L. Stern, 1971), психиатрическими расстройствами (Д. Раппопорт и А. Руберкуэ, 1988). Так же имеются указания на пережитый и усвоеный родителями собственный негативный опыт детско-родительских отношений (С. Widom) [89].

Согласно Е. И Цымбал и Т. Я. Сафоновой [119] жестокое обращение с детьми и пренебрежение их нуждами является следствием зависимого от взрослых положения детей, наблюдаемого в семье и обществе, и не может быть оправдано психической патологией или моральным недоразвитием отдельной личности.

В литературе имеются данные о зависимости жестокого обращения от социально-экономических характеристик семьи, при этом отмечается, что как низкий, так и высокий ее экономический статус являются факторами риска. Единственным отличием может быть форма жестокого обращения, в первом случае в семье чаще распространено физическое насилие, во втором – психологическое и сексуальное [30, 89].

Кроме того, исследователями выделяются факторы риска со стороны ребенка, увеличивающие вероятность возникновения жестокого обращения: наличие физических или психических отклонений, недоношенность, проявления в поведении ребенка гиперактивности, агрессивности, импульсивности. Последние могут являться и результатом жестокого отношения. Важным фактором риска является возраст ребенка. В «сензитивных к насилию» периодах жизни ребенка анатомо-физиологические, эмоционально-личностные изменения делают его более травматизируемым. К «возрастам риска» в отношении любых форм насилия относят дошкольный и подростковый возрастные этапы развития ребенка [35].

Таким образом, на сегодняшний день учеными выделяется большое количество факторов, претендующих на объяснение возникновения жестокости по отношению к детям. Вместе с тем, в исследованиях по данной проблеме все больше утверждается комплексная модель жестокого обращения с ребенком, рассматривающая его как многомерный феномен, результат взаимодействия комплекса различных факторов: психологических особенностей родителей и ребенка, характера их взаимоотношений, уклада семьи и внутрисемейных проблем, влияние социально-экономической среды и общественных условий [30]. Дж. Белски [124] подобный подход к жестокому обращению с ребенком назвал экологической моделью. При этом отмечается, что степень влияния данных факторов различна при разных видах насилия.

Как отмечалось выше, традиционно в отечественной литературе выделяют четыре формы жестокого обращения с ребенком [30]:

- физическое насилие  преднамеренное нанесение ребенку  физических повреждений, приводящие  к нарушениям физического, психического  здоровья и развития;

- сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его  согласия или без такового в прямые или непрямые акты сексуального характера. В результате наносится вред психическому, физическому здоровью ребенка, его психосексуальному развитию;

- психологическое насилие - однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а так же другое поведение родителей, вызывающее у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняющее развитие и социализацию.

Информация о работе Агрессивное поведение как результат влияния деструктивной семьи