Понятие принципов международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:15, реферат

Краткое описание

Принципы международного права — это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они являют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Принцип международного права — это норма международного права, имеющая обязательный характер для всех субъектов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

международное право.doc

— 754.50 Кб (Скачать документ)

В зависимости от договоренности сторон момент вступления договора в силу может быть связан с совершением определенных действий (подписание, утверждение, обмен документами и т.п.) или с наступлением событий или фактов (конкретная дата, истечение какого-либо срока после ратификации, вступление в силу другого договора и т.д.).

Момент вступления договора в силу имеет важное юридическое значение, например, в связи с действием  международно-правовой диспозитивной  нормы, согласно которой международные  договоры обратной силы не имеют, если стороны не договорились об ином. Своим соглашением стороны вправе придать договору обратную силу, вследствие чего он будет применяться к тем действиям и событиям, которые имели место до вступления договора в силу. Например, советско-американское соглашение о культурном и научном обмене вступило в силу 19 марта 1966 г., но начало действовать с 1 января 1966 г.

С точки зрения срока действия различают  определенно-срочные, неопределенно-срочные, бессрочные и особые договоры.

Определенно-срочные заключаются  на определенный период времени и прекращаются с его истечением. Ничто, однако, не препятствует пролонгации таких договоров.

Неопределенно-срочные договоры заключаются  на неопределенный срок, и их прекращение  поставлено в зависимость от совершения сторонами определенных действий (денонсация) или наступления определенных событий (достижение цели договора).

К бессрочным относятся договоры, которые не содержат положений, предусматривающих  возможность их прекращения. Таким  договором является, например, Устав  ООН. 
Особыми являются международные договоры, срок действия которых временно не установлен, но определение его предусмотрено сторонами в будущем.

Статья 25 Венской конвенции 1969 г. устанавливает, что договор или часть договора может применяться временно до вступления его в силу, если это предусмотрено самим договором или если участвовавшие в его заключении государства договорились об этом каким-либо иным образом. Согласно законодательству РФ решения о временном применении международного договора или части его принимаются органом, принявшим решение о подписании этого договора.

Российская Федерация как продолжательница СССР автоматически стала носительницей  прав и обязанностей, вытекающих из действующих договоров, заключенных  Союзом ССР до его прекращения  как субъекта международного права.

Кроме действия договоров во времени, различают их действие в пространстве. В соответствии со ст. 29 Венской конвенции 1969 г. договор обязателен для каждого  участника в отношении всей его  территории, поскольку иное намерение  не выражено в договоре или не установлено иным образом. 
Сферой действия некоторых международных договоров может быть вне государственная территория. К ним относятся Договор об Антарктике 1959 г., Договор о космосе 1967 г. и др. Эти договоры регулируют деятельность государств, осуществляемую за пределами их территорий.

Российская Федерация, как и  другие государства, обязана выполнять  свои договорные обязательства в  строгом соответствии с общепризнанным принципом международного права  «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda).

По общему правилу, договор не создает  обязательств или прав для третьего (т.е. не участвующего в этом договоре) государства без его на то согласия. Это правило вытекает из принципа суверенного равенства государств, согласно которому юридической природой взаимных прав и обязанностей государств является их добровольно выраженное согласие. В международном праве оно известно как принцип pacta ter-tiis пес nocent пес prosunt (договоры не вредят и не благоприятствуют третьим лицам). 
Существующие из этого правила изъятия касаются, в частности, государства-агрессора. Заключая международный договор, государства вправе налагать на государство-агрессора обязанности, не испрашивая его согласия. Примером этого служат соглашения о Германии между державами антигитлеровской коалиции.

Возможны и другие случаи. Так, договор  может содержать положения, с  которыми вынуждены считаться третьи стороны (например, договор об изменении  государственной границы).

Международный договор может предоставлять  третьим сторонам определенные права. Как известно, Конвенция о режиме Черноморских проливов 1936 г. предоставила торговым судам всех флагов право пользоваться в мирное время свободой прохода и плавания в проливах (ст. 2).

Для того чтобы международный договор  мог быть применен, он должен быть верно понят теми органами и должностными лицами, в обязанности и компетенцию которых входит применение международных договоров. Правила и методы толкования международных договоров служат целям правильного понимания и добросовестного исполнения субъектами международного права своих договорных обязательств. По этой причине толкованию придается важное значение.

Истолковать международный договор  означает верно установить то, о  чем договорились стороны в момент заключения договора, выяснить выраженную ими в договоре их согласованную волю. Иначе говоря, толкование договора есть установление его правового значения, смысла и содержания.

В зависимости от того, кто толкует  договор, различают толкование, даваемое самими участниками договора (аутентичное), и толкование, даваемое международными органами (смешанные комиссии, международный суд, арбитраж). Одностороннее толкование договора одним из его участников не обязывает других участников.

Современные многосторонние международные  договоры во многих случаях содержат так называемые легальные дефиниции, т.е. определения терминов, применяемых в договорах. Такие дефиниции не являются научными определениями. Их цель — предупредить разногласия между участниками или определить предметную сферу действия договора. Они не должны рассматриваться как соглашения о толковании договора, которые обычно заключаются уже после возникновения разногласий по поводу понимания договора.

Основные принципы толкования сводятся к тому, что договоры должны толковаться  добросовестно, в соответствии с обычным значением слов в их контексте, если иное не установлено в договоре. Толкование должно находиться в соответствии с объектом и целями договора, а также с основными принципами международного права. Оно не должно наносить ущерба правам сторон.

Для достижения правильного понимания  постановлений договора применяются  разнообразные методы, основные из которых сводятся к следующему.

Грамматическим называется толкование, основанное на этимологическом и  синтаксическом анализе текста договора.

Логическое толкование основано на использовании законов логики (например, закон исключенного третьего, различные правила построения силлогизмов и др.).

Систематическое толкование включает в себя изучение связи одних частей договора с другими или связи  данного договора с другими договорами, если, естественно, такие связи имеются.

Историческим называется толкование, основанное на изучении обстоятельств  заключения договора. Для этого толкования применяются главным образом  подготовительные материалы переговоров  или конференций, предшествовавших заключению договора.

Приведенный выше перечень приемов  толкования не является исчерпывающим.

При толковании договоров могут  иметь значение различные обстоятельства, включая, например, те, которые относятся  к практике применения договоров, свидетельствующей об определенном понимании этих последних.

4.1. Мирное урегулирование международных  споров

Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения взаимных претензий между государствами.

В основе международных споров лежит целый ряд факторов экономического, социально-политического, идеологического, военного, международно-правового характера. В самом общем виде международный спор можно рассматривать в качестве специфического политико-правового отношения, возникающего между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающего противоречия, существующие в рамках этого отношения.

С момента возникновения спора  и в течение всего периода  его развития и существования  должен действовать принцип мирного  разрешения международных споров как общепризнанный императивный принцип международного права.

В Уставе ООН для квалификации конфликтных  отношений используются понятия  «спор» и «ситуация».

Понятие «международная ситуация», которая  может привести к трениям между  государствами или вызвать спор между ними и которая может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, в Уставе ООН не определяется, как не определяется и понятие «спор».

Согласно доктрине международного права и практике Совета Безопасности, а также Международного Суда ООН, спор имеет место в том случае, когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. «Ситуация» — более широкое понятие, чем «спор». Общим признаком, характеризующим как спор, так и ситуацию, является столкновение интересов государств.

Различают два вида споров и ситуаций: продолжение одних угрожает международному миру и безопасности, продолжение других не сопряжено с такой угрозой. В свете целей ООН важнее улаживать споры и ситуации первого вида. Вместе с тем, исходя из этих же целей, всякие споры и ситуации должны быть улажены, ибо те из них, что не угрожают международному миру и безопасности, все же вызывают международные трения, а для поддержания дружественных отношений и сотрудничества между государствами необходима ликвидация любых международных трений.

Устав ООН не устанавливает  критериев разделения споров и ситуаций на две указанные категории, предоставляя решение этого вопроса Совету Безопасности. В ст. 34 Устава говорится: «Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор и любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Такие критерии, очевидно, и не могли быть установлены, поскольку решение вопроса о том, представляет ли спор или ситуация угрозу международному миру и безопасности, обусловлено конкретными обстоятельствами каждого конкретного спора или ситуации, а также зависит от характера внешней политики спорящих либо вовлеченных в ситуацию сторон.

Во всяком случае, несомненно то. что принцип мирного разрешения международных споров распространяется на все международные споры и ситуации, независимо от того, угрожают они или нет международному миру и безопасности.

Правовые последствия, вытекающие из квалификации Советом Безопасности ООН конфликта в качестве «спора» или «ситуации», не одинаковы. На основании п. 3 ст. 27 Устава ООН постоянный член Совета Безопасности, являющийся стороной в споре, должен воздержаться от голосования при принятии решения. Это положение не относится к ситуациям. Согласно п. 1 ст. 36 Устава ООН, Совет Безопасности может рекомендовать процедуру или методы урегулирования как спора, так и ситуации. В соответствии со ст. 37 и 38 Совет Безопасности может рекомендовать сторонам условия разрешения спора, но не ситуации. Передача дела в Международный Суд ООН может иметь место только в отношении спора, но не ситуации.

Международные споры классифицируются по различным основаниям: по объекту  или предмету спора, по степени опасности  для международного мира, по географии распространения (локальные, региональные или глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние).

Устав ООН предусматривает определенные процедуры урегулирования нескольких разновидностей международных споров. Среди них: «спор, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности» (ст. 33); «международные споры» (п. 3 ст. 2); «любой спор», то есть спор, который может и не представлять собой прямой угрозы поддержанию международного мира (ст. 38); «местные споры» (пп. 2 и 3 ст. 52);«споры юридического характера» (п. 3 ст. 36).

Какого-либо четкого разграничения  между юридическими (правовыми) и  политическими спорами в Уставе ООН не содержится. Вместе с тем  в п. 2 ст. 36 Статута Международного Суда ООН содержится перечень критериев, дающих представление о том, что следует понимать под спорами юридического характера. Правовыми спорами, подпадающими под юрисдикцию Международного Суда ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства.

Особое место среди всего  разнообразия международных споров занимают территориальные споры, то есть споры о принадлежности определенного участка территории, которые часто сопровождаются опасными политическими кризисами и вооруженными конфликтами.

В современном международном праве  в качестве общепризнанного императивного сложился принцип мирного разрешения споров, согласно которому международные споры должны разрешаться исключительно мирными средствами.

На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 годов была разработана и  принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, которая в определенной мере обобщила и унифицировала правила применения добрых услуг и посредничества, образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий. Однако в условиях признания допустимости и правомерности вооруженного насилия в международных отношениях обращение к добрым услугам и посредничеству, а также к другим предусмотренным в конвенции мирным средствам разрешения споров не носило для ее участников юридически обязательного характера. Например, согласно ст. 2 упомянутой Конвенции, в случае важного разногласия или столкновения договаривающиеся державы соглашались, «прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав». Оговорка «насколько позволят обстоятельства» делала такое обращение полностью зависящим от усмотрения каждой из спорящих сторон, и, следовательно, оно ни в коей мере не являлось обязательной стадией разрешения споров. Аналогичной оговоркой обусловливалось обращение к третейским судам и следственным комиссиям.

Информация о работе Понятие принципов международного права