Скульптура времени нового Царства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:58, доклад

Краткое описание

Искусство времени Нового царства прошло большой и сложный путь. Конец Среднего царства был одним из тяжелых периодов в истории Египта - страна подверглась нашествию гиксосов, которые затем властвовали около полутораста лет. Борьбу за их изгнание и новое объединение государства возглавили Фивы. Эта борьба не только завершилась полным успехом, но в свою очередь египетские войска вторглись в Азию и захватили большие территории. Египет стал крупной мировой державой.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Скульптура времени Нового царства.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Скульптура  времени нового Царства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скульптура времени  Нового царства (XVI-XII вв. до н. э.)

Искусство времени Нового царства  прошло большой и сложный путь. Конец Среднего царства был одним  из тяжелых периодов в истории  Египта - страна подверглась нашествию гиксосов, которые затем властвовали около полутораста лет. Борьбу за их изгнание и новое объединение государства возглавили Фивы. Эта борьба не только завершилась полным успехом, но в свою очередь египетские войска вторглись в Азию и захватили большие территории. Египет стал крупной мировой державой.

Фараоны новой, XVIII династии продолжали расширять и укреплять завоеванные  владения и одновременно все дальше продвигали свою южную границу, покоряя  давно привлекавшую их Нубию. Множество рабов и различные ценности, непрерывно поступавшие в страну в процессе постоянных войн, обогащали верхушку общества и давали возможность царям и жречеству вести крупные строительства храмов.

Уже в XVI в. до н. э. начался новый  расцвет культуры и искусства. Именно тогда были построены замечательные памятники архитектуры - фиванские храмы бога Амона-Ра, заупокойные святилища и скальные гробницы фараонов, великолепные дворцы. Талантливые зодчие ввели много новшеств; был создан новый тип храма, большое значение в декорировке зданий приобрели колоннады и скульптуры.

Для изобразительного искусства этого  времени характерен рост реалистических поисков, вызванный как изменениями в общественной среде - усилением обмена, развитием городской жизни, ремесел, ростом значения средних слоев населения, так и расширением тесных контактов с другими народами, взаимодействием с их культурами. В то же время искусство отражало и стремление к декоративности, возникшее в итоге прилива богатств и появления соответствующих новшеств в быту двора и знати: иных, более изысканных и пышных одежд и париков, сложных форм убранства жилищ.

В начале периода в скульптуре заметно  возвращение к стилю первых десятилетий  Среднего царства. Общая обстановка казалась схожей: фараоны-фиванцы, объединившие государство в XVI в. до н. э., стремились подражать памятникам своих предков - объединителей страны в XXI в. Однако на самом деле оба периода настолько отличались по существу, что это не могло не отразиться на общем развитии идеологии и, следовательно, в искусстве. Уже с середины XVI в. до н. э. в памятниках скульптуры явно ощущается новый стиль. Обе его струи - реалистические поиски и декоративность - постепенно нарастают, и к концу XV в. уже чувствуется та мягкость трактовки, то стремление к правдивой передаче образа, которые послужили почвой для расцвета изобразительного искусства начала XIV в. до н. э., когда в силу исторической обстановки были сняты привычные каноны и поставлены новые задачи. Этот период - время предельного обострения противоречий между царской властью, опиравшейся на средние слои населения, и высшей знатью и жречеством - называется обычно амарнским, по современному названию местности, где по приказу фараона Аменхотепа IV - Эхнатона была построена новая столица - Ахетатон. Замечательные по реализму скульптуры, созданные в этом городе, - портреты царя, его жены Нефертити и дочерей - общеизвестны, как известна и гибель большинства этих памятников при разгроме Ахетатона после смерти Эхнатона и торжества реакции.

Вторая половина Нового царства проходила в сложной обстановке возобновившихся войн и продолжавшейся борьбы внутри рабовладельческой верхушки. В процессе этой борьбы обострилось соперничество северных центров и Фив. Религиозно-философские учения этих городов, равно как и их искусство, отчетливо использовались в политических целях борющимися силами.

В XIV-XIII вв. до н. э. были созданы такие  прославленные памятники, как гигантский главный колонный зал карнакского  храма Амона-Ра в Фивах, скальные храмы в Нубии (Абу-Симбель и  др.), храм Сети I в Абидосе. Царские скальные гробницы намного превысили по масштабам и декорировке усыпальницы фараонов XVIII династии.

Изобразительное искусство сохраняло  вначале ряд достижений амарнского периода, и на их основе было создано  много нового и интересного как в скульптуре (например, светские образы царей и цариц), так и в рельефе и росписи (большие многофигурные композиции батальных сцен, увеличение роли пейзажа). Однако изменение исторических условий в конце Нового царства (XII в. до н. э.), потери внешних владений, экономические трудности, нарастание внутренних противоречий, ослабление центральной власти и увеличение власти жречества привели к постепенному упадку государства. В искусстве наблюдается утрата поисков нового; в рельефах и росписях резко возрастает религиозная тематика, скульптура повторяет прежние, утратившие новизну образы.

а) Царские  статуи

Царских скульптур времени Нового царства в Эрмитаже почти нет. Верхняя часть крупной статуи фараона по своей сохранности не дает представления о ее первоначальном облике. Единственным, но зато чрезвычайно интересным образцом этого типа памятников является составляющая часть группы фигура царицы, по стилю несомненно близкая к амарнским скульптурам .

Часть статуи Эхнатона или Нефертити - фрагмент руки. Известняк. Дл. 0,098 ж.

Сохранилась только небольшая часть  руки повыше кисти. На руке врезано  имя бога Атона, заключенное в  картуши, от которых сохранилась  только верхняя часть.

Наличие на руке статуи имен бога Атона  указывает на то, что статуя изображала фараона Эхнатона или его жену, царицу Нефертити. XIV в. до н. э.

Сохр.: потерта поверхность.

Инв. Из собрания Н. П. Лихачева. Поступила из ИКДП в 1938 г.

Часть скульптурной группы. Известняк. Выс. 0,15 м.

 

№1

 

Скульптура представляет собою  верхнюю половину женской фигуры, сохранившуюся от супружеской группы. Правая рука женщины протянута вправо и, очевидно, обнимала фигуру мужчины, который в свою очередь обнимал женщину левой рукой, часть которой сохранилась. На голове женщины - гладкий трехчастный парик; одеяние не разработано, отмечен только ворот. Лицо хорошей работы: широкие и тяжелые верхние веки больших полузакрытых глаз и глубокие углы рта сближают памятник с амарнскими портретами. Груди небольшие, но слегка отвислые, как у статуэтки царицы Нефертити47; по-видимому, живот был несколько одутловатый. По всем стилистическим особенностям памятник относится ко времени правления преемников Эхнатона. Для скульптур этого периода характерно сочетание амарнских традиций с попытками вернуться к прежним, хотя бы чисто внешним нормам. Ввиду отсутствия головного убора трудно решить, кого изображала женщина, а следовательно, и вся группа. Необходимо, однако, учесть, что наличие высокого пилястра (или спинки кресла), превышающего уровень головы, указывает на то, что поверх парика на голове женщины был надет высокий убор - корона с двумя перьями или двойная корона, поэтому можно предположить, что данный фрагмент принадлежал фигуре царицы или богини и что, следовательно, группа изображала либо царя с царицей, либо бога и богиню. Однако и лица божеств все равно воспроизводили бы черты правящего фараона и царицы, как это бывало постоянно. Убедительным примером от времени правления Харемхеба, вступившего на престол через 12-15 лет после смерти Эхнатона, может служить голова колоссальной статуи богини Мут, найденная в Карнаке вместе с фрагментом парной статуи Амона48. Лицо Мут явно портретно и стилистически еще очень близко к скульптурам Амарны. Вполне вероятно, что оно повторяет черты царицы Мутнеджемт, жены Харемхеба, как это показывает сравнение с лицом Мутнеджемт в известной группе ее и Харемхеба49. Сопоставление этих двух скульптур с нашей статуей царицы показывает определенное сходство всех трех памятников, так что возможно предположить, что и эта статуя изображала Мутнеджемт в образе богини Мут, головным убором которой была как раз высокая корона обоих Египтов. С таким предположением вполне согласуется и то, что преемники Эхнатона, желая подчеркнуть разрыв с его учением, посвящали много скульптур в фиванские храмы Амона, и то, что наша статуя обладает всеми чертами именно фиванских художественных мастерских50. Отсутствие детальной разработки парика и одежды, а также надписей на оборотной стороне, возможно, указывает на то, что группа не была закончена. XIV в. до н. э.

Сохр.: отбит нос, правая сторона лба и весь верх головы; повреждено левое плечо, мелкие выбоины.

Инв. № 18577. Из собрания Русского археологического института в Константинополе. Поступила  в 1931 г.

Аналогии: Группа Харемхеба с женой, царицей Мутнеджемт. JEA, 39, 1953 г.

Часть статуи фараона. Камень. Выс. 0,51 м.

Голова и плечи статуи фараона. На голове - платок с уреем на лбу. На оборотной стороне сохранилось  начало иероглифической надписи : "Царь Южного и Северного Египта, владыка Обеих Земель...". XII-X вв. до н. э.

Сохр.: отбиты нос и бородка, поврежден  урей; выбоины.

Инв. Из собрания Н. П. Лихачева. Поступила из ИКДП в 1938 г.

База от статуэтки  Сети I. Стеатит. Разм. 0,083 X 0,041 м.

База спереди закруглена; в ней  имеются два круглых отверстия  для укрепления статуэтки. По краю базы, со всех сторон идет иероглифическая надпись, начинающаяся спереди и расходящаяся в обе стороны направо: "Да живет бог благой, владыка существующего, Менмаатра, сын Ра, Сети-Меренптах, возлюбленный Исиды, правогласный"; спереди, налево (табл. I, 64б): "Да живет бог благой, владыка Обеих Земель, Менмаатра, сын Ра, Сети-Меренптах, возлюбленный Осирисом, правогласный перед богом великим". На нижней стороне базы (см. табл. I, 64 в): "Посвящено начальником зависимых людей храма Рамсесом для Владыки его". Таким образом, на базе была установлена статуэтка Сети I, посвященная в храм Осириса неким Рамсесом, начальником зависимых людей.

Сохр.: выбоины.

Инв. Из собрания Н. П. Лихачева. Поступила  из ИКДП в 1938 г.

 База от  статуэтки Рамсеса II. Песчаник. Разм. 0,103 х 0,075 х 0,033 м.

В базе имеются два отверстия  для укрепления статуэтки. Справа, по краю, вырезана иероглифическая надпись (табл. I, 65а): "...Усермаатра-Сетепенра, сын Ра, Рамсес-Мериамон". Слева, по краю базы, также вырезана иероглифическая надпись: "...сын Ра, Рамсес-Мериамон". Таким образом, ясно, что на базе была укреплена статуэтка Рамсеса II.

Сохр.: разбита на две части и  склеена, утрачена часть переднего  левого угла. Потерта.

Инв. № 18058. Из собрания Н. П. Лихачева. Поступила из ИКДП в 1938 г.

б) Статуи частных  лиц

Статуи частных лиц получают во времена Нового царства большое  распространение. Особенно возрастает количество скульптур, посвящавшихся  в храмы. В иконографии статуй частных лиц наблюдается ряд  изменений, хотя основные типы стоящих и сидящих фигур продолжают занимать значительное место. Большое распространение получают статуи, изображающие сидящего на корточках человека, окутанного плащом; подобные скульптуры изредка появляются еще в Среднем царстве, однако только теперь они занимают видное место среди других памятников аналогичного назначения. Пожалуй, еще чаще встречаются новые типы статуй - коленопреклоненные фигуры, держащие в руках то жертвенник, то изображение божества, то стелу с текстом молитвы или гимна божеству. По-прежнему остаются популярными семейные группы.

Отмеченные выше новшества в  обиходе знати сильно изменили облик  скульптур. Уже в XV в. до н. э. появляются новые одеяния: у мужчин - рубашка  с короткими рукавами, плотно облегающая тело, и передник с пышными складками; у женщин - отделанный бахромой плащ, драпирующий всю фигуру и ниспадающий мягкими складками. Эти одежды в разные годы имеют те или иные особенности. Так, рукава рубашек у мужчин вначале были почти прямые и заканчивались всего двумя-тремя складками; в XIV в. рукава значительно удлиняются и, главное, расширяются к локтю, складок становится все больше и больше. Передник также делается длиннее, доходя до щиколоток; спереди он падает большими, иногда закругляющимися складками. Подчас такие складки лежат в несколько рядов. Входит в употребление опоясание в виде широкого шарфа, отороченного бахромой, концы которого низко спускаются спереди.

Одновременно с одеждой значительно  усложняются и прически, моды на которые также меняются. Мужчины  начинают носить парики с множеством локонов, сначала опускающихся на плечи, затем падающих двумя прядями на грудь. Эти пряди, сравнительно короткие в конце XV в. и в первой половине XIV в. до н. э., позже значительно удлиняются. Женщины в XVI в. до н. э. носят парики, несколько напоминающие моды времени Среднего царства. Косички таких париков как бы сплетаются еще в три части, две из которых обрамляют лицо, а третья спускается с затылка. В XV в. до н. э., одновременно с изменением мужских причесок, у женщин появляются тяжелые парики, состоящие из сплошной массы косичек, ровно охватывающей всю голову. Иногда такие парики имеют слегка выпуклый силуэт (в XV и в начале XIV в. до н. э.), позже совершенно прямой, с отделяющимися длинными боковыми прядями, падающими спереди почти до талии (вторая половина XIV-XIII в. до н. э.).

Передача множества складок  на новых одеждах и сложных  сочетаний локонов или косичек  на париках потребовала и новых  приемов. Характерно, что эти приемы появляются сначала на деревянных статуэтках: именно на них вырабатывали скульпторы некоторые способы виртуозной трактовки туго завитых кудрей. Однако не все эти приемы затем были перенесены на камень. Если, например, зигзагообразная разделка прядей сравнительно легко была освоена и на каменных статуях, то передача мелких локонов в виде множества чешуек встречается только в деревянной пластике.

По имеющимся в Эрмитаже статуям  частных лиц времени Нового царства  можно наглядно проследить основные этапы развития скульптуры XVI-XII вв. до н. э. Так, голова мужчины, относящаяся к началу периода, еще близка искусству Среднего царства. Статуя Мааниамона  и группа Шери уже показывают сложение новых художественных форм, а замечательная деревянная статуэтка юноши конца XV в. до н. э. отражает характерное для этого времени сочетание реалистических поисков с изысканным изяществом.

Большим пробелом является отсутствие амарнской скульптуры, и представление  об этом этапе развития египетского  искусства дает только уже упомянутая выше интереснейшая статуя царицы, созданная в годы, непосредственно примыкавшие к правлению Эхнатона.

Памятники времени преемников Эхнатона, вообще довольно редкие, удачно представлены в Эрмитаже такими характерными скульптурами, как статуя мужчины с наосом, прекрасная семейная группа Аменемхеба и часть небольшой головки от мужской статуэтки.

Особенность искусства периода XIX-XX династий хорошо прослеживается на целом  ряде статуй и статуэток.

Статуэтка Камеса. Черный гранит. Выс. 0,38 м.

Камее изображен сидящим на кубообразном сидении. На голове - гладкий парик, боковые пряди которого падают на плечи. Черты лица даны резко и отчетливо; нос большой, скулы выдаются. Отмечен зрачок, на щеках глубокие складки, углы губ опущены. Руки Камеса лежат на коленях, левая держит цветок лотоса. На бедрах - длинный гладкий передник, почти доходящий до щиколоток. Работа суммарная, пропорции не выдержаны; вся фигура слишком приземиста и массивна, слишком подчеркнута мускулатура плеч и груди, чрезмерно велики ступни. По обеим сторонам сидения высечено по четыре столбца иероглифической надписи, содержащей текст обычной заупокойной молитвы, слева Осирису, справа - Амону-Ра (табл. I, 66а): "Дары, которые дает царь Осирису, владыке Абидоса, да даст он жертвы хлебом, пивом, быками, гусями, печеньем, вещами прекрасными всякими, чистыми одеждами, ладаном, благовонными мазями, для духа Камеса, правогласного. (Сделано) его матерью, оживляющей его имя, Себекиу, почтенной"; "Дары, которые дает царь Амону-Ра, владыке Карнака, (да даст он) жертвы хлебом, пивом, быками, гусями, печеньем, вещами всякими прекрасными, чистыми, которыми живут боги, для духа Камеса, правогласного в некрополе". Надписи исполнены крайне грубо, имеются ошибки. Знаки произвольно расчленены на части; иногда иероглифы размещены вопреки правилам египетской каллиграфии (группа слов nb.t nfr.t во втором столбце левой надписи), некоторые иероглифы имеют крайне некрасивые формы (знак dj во вторых столбцах обеих надписей, знаки р, т; огромный знак Кз и др.).

Имя Камеса характерно для периода XVII династии (XVI в. до п. э.). Грубость работы памятника, ошибки и каллиграфические недостатки надписей могут быть объяснены общим уровнем культуры периода. Это было время изгнания гиксосов, около полутораста лет владевших Египтом. Гиксосское завоевание ослабило и экономику и культуру страны. Многие традиции, знания, навыки были утрачены. Крупные памятники архитектуры вообще не возводились, а скромные сооружения отличались низким строительным уровнем. Скульптурам была свойственна поверхностная характеристика образа.

Информация о работе Скульптура времени нового Царства