Скульптура времени нового Царства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:58, доклад

Краткое описание

Искусство времени Нового царства прошло большой и сложный путь. Конец Среднего царства был одним из тяжелых периодов в истории Египта - страна подверглась нашествию гиксосов, которые затем властвовали около полутораста лет. Борьбу за их изгнание и новое объединение государства возглавили Фивы. Эта борьба не только завершилась полным успехом, но в свою очередь египетские войска вторглись в Азию и захватили большие территории. Египет стал крупной мировой державой.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Скульптура времени Нового царства.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

Эти дорогие скульптуры изготовлялись, видимо, только в царских мастерских: они изображают обычно головы для статуэток фараонов, сфинксов с головами царей, встречаются изредка заупокойные фигурки "ушебти" видных придворных, - это были, вероятно, царские поминальные дары57. Детали одного ушебти, принадлежавшего Хекарешу, воспитателю детей Тутмеса IV, и сделанного из светло-голубого стекла, были выполнены листовым золотом.

Очевидно, и статуэтка Сапаира, отлитая из великолепного темно-синего стекла, на фоне которого прекрасно  выделяется золото иероглифов, была изготовлена  в царских стекольных мастерских конца XVIII династии; на эту дату указывает тип парика и трактовка фигуры.

Сохр.: голова отбита и приклеена. Сильно стерто лицо.

Часть головы статуэтки мужчины. Черный базальт. Выс. 0,05 м.

От головы сохранилось лицо и  парик надо лбом и левым ухом. Парик - типа конца XVIII династии: он разделан зигзагообразными полосами, идущими вниз от темени, а боковые пряди - прямоугольниками, изображающими локоны; уши наполовину закрыты. Такие парики, появляющиеся, видимо, при Аменхотепе III, имеются на целом ряде скульптур, относящихся ко времени правления преемников Эхнатона, и встречаются еще при XIX династии. Лицо - также типа конца XVIII династии - с полными щеками, миндалевидным разрезом глаз, крутыми бровями и пухлыми губами с ямочками в углах. XIV в. до н. э.

Сохр.: поврежден нос, выбоины между  левым глазом и бровью, на левой  щеке, на подбородке слева, на парике.

Инв. Из собрания И. И. Толстого. Поступила  в 1955 г.

Статуя - коленопреклоненный мужчина с наосом. Известняк. Выс. 0,56 м.

 

№8

Мужчина изображен стоящим на коленях  и держащим наос со статуэткой бога Осириса. На голове - парик, разделанный  прядями, идущими от темени; внизу  каждая прядь заканчивается двумя-тремя квадратами, изображающими локоны. Боковые пряди парика, окаймляющие лицо и падающие на плечи, покрыты удлиненными прямоугольниками, также передающими локоны. Лицо с тонкими чертами и правильным овалом имеет характерное для амарнских скульптур выражение задумчивости, однако в нем нет жизненности, наполняющей эти скульптуры, оно холодно и бесстрастно. На мужчине надета плотно облегающая тело рубашка с вырезом на груди; короткие рукава книзу расширяются и лежат горизонтальными складками. Передний конец длинного, доходящего до щиколоток передника падает спереди свободными, закругляющимися складками. Спереди, на левой стороне наоса, сохранилось три иероглифических знака: "правогласный". Остальная надпись стерта, как и надпись на пилястре, где видно лишь начало двух столбцов: "(1) [Дары], которые дает царь... (2) Атон...". На короне Осириса сохранились следы красных и желтых полос. Статуя хорошей работы, однако живот трактован стандартно и складки на рукавах сделаны несколько небрежно.

Трактовка лица, тип одеяния и парика, равно как и все стилистические особенности статуи, датируют ее временем правления фараона Харемхеба. Середина XIV в. до н. э.

Сохр.: почти полностью сошла  краска. Надписи стерты, за исключением  нескольких знаков. Повреждены стенки наоса и левый передний угол базы; на базе имеются и другие выбоины. Потерта поверхность.

Инв. Из коллекции Кастильоне. Поступила  в 1862 г.

Группа градоначальника  Аменемхеба с женой и матерью. Серый гранит. Выс. 0,91 м.

 

№9

 

В центре группы сидит сам Аменемхеб. На голове его парик, разделенный спереди на прямой пробор; пряди парика обрамляют лицо и падают на плечи; из-под парика на лбу видны собственные волосы. Одежда Аменемхеба состоит из рубашки с короткими рукавами, которые к локтям расширяются и заканчиваются множеством складок, и длинного передника, подпоясанного шарфом; один конец последнего свешивается спереди из-под пояса ниже колен, другой, отделанный бахромой, лежит на коленях. Слева от Аменемхеба сидит его жена58, Таисеннеферт, справа - его мать Кало, причем каждая из них положила руку на плечо Аменемхеба. Обе женщины одеты одинаково в характерных тонких одеждах знатных египтянок конца XIV в. до н. э. На их головах - тяжелые пышные парики, состоящие из множества мелких косичек, которые спускаются сплошной массой по плечам, не закрывая, однако, грудь. На париках надеты венки из лепестков лотоса. На лбу, из-под париков, у обеих женщин видны собственные волосы, разделенные на прямой ряд. На шеях надеты большие ожерелья, оканчивающиеся рядом подвесок. Ни у Аменемхеба, ни у женщин сандалий нет.

 (В текстах на группе Таисеннеферт названа "сестрой" Аменемхеба, но поскольку так обычно в Новом царстве называли жену, то более вероятно считать, что Таисеннеферт была женой Аменемхеба, тем более что скульптурные группы обычно состоят из главы семьи, его жены и матери. Возможность того, что Таисеннеферт одновременно была и сестрой Аменемхеба, не исключена, хотя браки с сестрами в древнем Египте, за исключением царской семьи, сравнительно редки.)

Группа  прекрасной работы. Хорошо переданы тонкие одежды, детали головных уборов и украшений. Отмечены мускулы лиц, складки кожи; лицо матери Аменемхеба явно старше, чем лицо его жены.

Спереди, на одежде каждого из трех членов группы, имеется по столбцу иероглифической  надписи. На одежде Аменемхеба читаем: "Верховный писец царя, любимый им, начальник храма Джесеркара (Аменхотепа I), начальник житниц Амона, покойный князь Города, Аменемхеб, рожденный Кало". Текст на одежде матери Аменемхеба: "Певица Амона, госпожа дома покойная Кало, правогласная, мать покойного Аменемхеба, правогласного, князя Гермонтиса". Текст на одежде Таисеннеферт: "Начальница затворниц  Хатор, владычицы Инерти, певица Амона, покойная Таисеннеферт, сестра Аменемхеба, князя Фив". 

Задняя сторона скульптуры плоская  и обработана в виде стелы; на ней высечены четыре столбца иероглифического текста таким образом, что позади фигуры Аменемхеба приходится два столбца, а позади фигур женщин - по одному. Каждый текст содержит молитву от имени данного лица к тому или иному божеству. Так, позади фигуры Аменемхеба читаем: "Дары, которые дает царь Гору-Ахути и Атуму, владыке Гермонтиса, Духу, живущему в небе, Прекрасноликому, вожатому Преисподней. Я пришел к тебе, Птах-Сокар-Осирис, владыка Расетау, да дадут они64 выйти его  душе живой, чтобы следовать в место, которое ей угодно на земле, подниматься и спускаться перед Ра при сопровождении бога в его час, (сказано) верховным писцом царя, любимым его, начальником закромов Амона в Карнаке, покойным Аменемхебом, князем Города, рожденным покойной Кало". Приведенные в молитве Аменемхеба пожелания содержатся в ряде глав ритуального погребального сборника "Книги Мертвых".

Текст позади фигуры Кало: "Дары, которые  дает царь Осирису Уннеферу и Нут, родившей пять богов, да дадут они  процветать телу в некрополе, входить и выходить в двери Преисподней, чтобы видеть диск утром, чтобы пить на водопое реки - для духа покойной Кало, матери князя Аменемхеба". Приведенные в молитве Кало пожелания содержатся в следующих главах "Книги Мертвых".

Текст позади фигуры Таисеннеферт: "Дары, которые дает царь Исиде, великой, матери бога, владычице Инерти, Прекрасноликой, Хефтетхернебес, да даст она соединиться моей душе с ее телом, да летит она к месту, которое ей угодно, получая жертвы чистые перед владыкой Абидоса - для духа начальницы затворниц владычицы Инерти, Таисеннеферт, жены князя Аменемхеба". Приведенные в молитве Таисеннеферт пожелания имеются в главах 89 и 189 "Книги Мертвых".

(В этом тексте "владычицей Инерти" названа уже Исида. Как видно из дальнейшего, здесь имеется в виду сложный образ Хатор-Исиды-Хефтетхернебес. Последнее имя означало буквально "находящаяся против своего господина"; это было и названием местности на западном берегу Нила в Фивах, расположенной прямо против Карнакского храма Амона-Ра, который и назван здесь "ее господином", и одновременно являлось одним из наименований богини фиванского некрополя. Брюйер считает, что название Хефтетхернебес относилось не только к определенному кварталу на левом берегу Нила против Карнака, но и ко всему левому берегу от Дра Абу Эль-Нага до Мединет Абу. To, что в данном тексте имеется в виду одна богиня, а не две (Исида и Хефтетхернебес), как переводили В. С. Голенищев и Б. Брюйер (в примечании Голенищев добавляет, что Хефтетхернебес может относиться к Исиде), видно из того факта, что в тексте мы читаем "да даст она". Тройной образ Хатор-Исиды-Хефтетхернебес засвидетельствован на ряде памятников; так, изображение подобного божества находится в сцене сотворения мира на саркофаге Педиамона.

Группа Аменемхеба - выдающаяся фиванская скульптура XIV в. до н. э. Это один из редких сохранившихся памятников времени, последовавшего за крушением реформ Эхнатона. В пользу такой датировки нашей группы говорит ряд фактов. Если мягкость моделировки фигур, мелкая игра света и тени на прядях париков и складках одежд женщин могли быть характерными и для времени Аменхотепа III, т. е. конца XV в. до н. э., то одежда самого Аменемхеба, как мы уже видели, указывает на после амарнское время, равно как и его парик. Близкий парик мы видим на статуе самого Харемхеба, изображающей его еще полководцем и, следовательно, относящейся ко времени Тутанхамона. Далее, почти идентичные парики носят современники Сети I - начальник гарема в Мемфисе Хормин и главный царский писец Юни. Послеамарнская датировка подтверждается строгостью одинаковых круглых, несколько плоских лиц и тем, что на шеях всех фигур имеются две характерные врезанные линии, передающие складки; такие линии появляются на амарнских статуях и сохраняются в последующее время. Отсутствие повреждений в написании имен богов также свидетельствует о том, что памятник был сделан после Амарны.

Группа Аменемхеба, видимо, стояла в его гробнице, поскольку в  надписях, как мы видели, имеются  тексты "Книги Мертвых". Эта  гробница известна. Она расположена в части некрополя Фив, называемой теперь Дра Абу Эль-Нага. Лепсиус описывает две сцены: на одной Аменемхеб приносит жертвы Осирису и Нефтиде, на другой - Аменемхеб, его жена и родители поклоняются фараону Аменхотепу I и его матери, Яхмес-Нефертири, считавшимся божествами - покровителями фиванских кладбищ. Запись Лепсиуса упоминает имя отца Аменемхеба - его звали Меху, т. е. так же, как и сына, поскольку Меху является сокращением имени Аменемхеб. К сожалению, звание Меху полностью не сохранилось, но, поскольку в него входило имя Амона, очевидно, Меху также был как-то связан с храмом этого бога.

Судя по званиям самого Аменемхеба, он занимал весьма высокое положение  в Фивах. Его близость ко двору  определяется званием верховного царского писца, любимого царем. Он занимал должности градоначальника столицы и видного центра фиванского нома - Гермонтиса, а также начальника закромов храма Амона в Карнаке и правителя храма Аменхотепа I на западе Фив. Должность начальника закромов Карнакского храма, т. е. главного официального святилища государства, принадлежала к одним из виднейших в стране, ее занимали наиболее могущественные из вельмож - везиры, верховные жрецы, сильные временщики. Вспомним хотя бы таких лиц, как Хапусенеб, Инени, Сенмут, Менхеперрасенеб, - все они были и начальниками закромов храма Амона. X. Кеес, рассматривая этот вопрос, прямо пишет, что все градоначальники Фив были и начальниками житниц Амона.

В то же время Аменемхеб был связан с управлением царскими храмами  на западе Фив; непосредственно он руководил хозяйством храма Аменхотепа I, культ которого играл большую роль в фиванском некрополе. В этом свете приобретает особый интерес и звание жены Аменемхеба, Таисеннеферт - "начальница затворниц Хатор, владычицы Инерти". Если судить только по этому эпитету Хатор, следовало бы признать, что Таисеннеферт была верховной жрицей храма Хатор в Джебелейн. Однако мы уже видели выше, что, судя по обоим текстам молитвы Таисеннеферт, речь идет о богине фиванского некрополя, синкретическом божестве Хатор-Исиде-Хефтетхернебес. Была ли Таисеннеферт верховной жрицей неизвестного нам храма этой богини на западе Фив, или все же она была главой храма Хатор в Инерти, сказать пока нельзя, но обе эти возможности интересны, так как в одном случае мы имели бы сведения о неизвестном еще святилище Фив, а в другом - о достаточно тесной связи храмов Инерти и Фив, а следовательно, и общего ими управления. Если вспомнить при этом, что Аменемхеб был градоначальником не только Фив, но и Гермонтиса, то возможно, что тексты нашей группы могут иметь определенный интерес для истории фиванского нома в XIV в. до н. э.

Сохр.: отбиты носы и руки от локтей у всех фигур (у Аменемхеба сохранились  кисти). У фигуры Кало отбито правое колено. Небольшие выбоины.

Часть статуи верховного жреца бога Амона Пасера. Черный гранит. Выс. 0,39 м,

 

№10

Нижняя часть статуи верховного жреца бога Амона Пасера. Пасер  был изображен идущим с выдвинутой вперед левой ногой и опущенными руками. На бедрах - обычный короткий передник. На статуе имеются следующие иероглифические надписи: на базе: "Верховный жрец Амона Пасер, правогласный". На переднике: "Все, что выходит пред Амоном, - для духа верховного жреца Амона, Пасера, правогласного". На пилястре (сохранилась лишь половина двух столбцов надписи): "(1)... вхождение и выхождение в его дом для духа верховного жреца Амона, Пасера, правогласного (2)... [да дадут] они жизнь, благоденствие и здоровье для духа [верховного] жреца [Амона, Пасера, правогласного]".

Сохр.: утрачена вся верхняя часть  статуи; отбита большая часть левой стороны пилястра; выбоины.

Инв. Из собрания Н. П. Лихачева. Поступила  из ИКДП в 1938 г.

Статуя Аменеминта. Известняк. Выс. 1,05 м.

Аменеминт изображен стоящим на коленях и держащим в руках  жертвенник, на котором врезанным  рельефом изображены приношения - гусь, бедро и голова быка, птицы, овощи, плоды, хлебцы, цветы. На Аменеминте - парик и одеяние знати времени XIX династии, на ногах - сандалии. Лицо статуи явно повреждено, а затем грубо сделано заново уже в XIX в.

На статуе имеются следующие надписи, выполненные врезанными иероглифами - около жертвенника, справа налево: "Царский опахалоносец по правую сторону, царский писец книг Аменеминт". Спереди под жертвенником - два столбца: "Дары, которые дает царь Птаху великому, к "Югу от его стены" владыке Анхтауи, - да даст он мне погребение в резиденции и хвалы - для духа писца книг Владыки Обеих Земель, Аменеминта". Сзади, на пилястре - два столбца: "(1) Дары, которые царь дает Птаху великому, к "Югу от его стены", владыке Анхтауи, да даст он мне хвалы перед ним ежедневно - для духа царского опахалоносца по правую сторону, для царского писца, великого начальника сокровищницы Владыки Обеих Земель, царского писца, великого правителя дома в храме Усермаатра-Сетепенра в доме Амона, царского посла, приносящего дыхание жизни, входящего пред господина своего вовремя ежедневно, судящего праведно, царского писца книг Владыки Обеих Земель, Аменеминта". На базе спереди - знак жизни "анх", и от него в обе стороны надписи - налево: "Дары, которые дает царь всем богам Меннефера, да дадут они мне дыхание и выхождение пред ними - для духа Царского писца книг Владыки Обеих Земель, Аменеминта, правогласного"; направо: "Дары, которые дает царь богам Кебху и Девятке богов в Ону, да дадут они, да увижу я Истину в ее появлении - (сказано) первым царским опахалоносцем его величества, царским писцом книг владыки Обеих Земель, Аменеминтом, правогласным".

Информация о работе Скульптура времени нового Царства