Сепаратистские движения в Китае на примере Синьцзян-Уйгурского автономного района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

В нынешнем 21 веке многие политики ставят в повестку дня проблему национального самоопределения и этнического сепаратизма. Есть масса публикаций на эту тему, в которых авторы с различных позиций пытаются подойти к рассмотрению этих явлений, либо оправдывая, либо категорично осуждая их. Однако от этого тема не становится более понятной. Этничность – материя тонкая и не терпит категоричности. Тем более что в большинстве случаев в основе этнических конфликтов и сепаратизма лежат не этнические, и даже не этнополитические и религиозные, а сугубо экономические факторы. Борьба за передел собственности, за право владения и распоряжения территорией и природными ресурсами, обладание политической властью – вот истинная основа преобладающей части так называемых "этнических конфликтов" в наше время.
В этом контексте проблема этнического сепаратизма в Китае вообще и в северо-западном Китае в частности является для нашего региона одной из ключевых. Ни для кого не является секретом, что так называемая "уйгурская проблема" имеет место, но в ее освещении слишком много эмоций и мифологии, которые служат плохую службу уйгурскому народу, справедливо добивающемуся признания "уйгурской проблемы" мировым сообществом и придания ей международного статуса. Задача состоит в другом: необходимо четко определить, в чем суть этой проблемы, и каковы пути ее решения.

Содержание

I. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-8

II. Сепаратистские движения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8-11

III. Исторический аспект.
3.1 Синьцзян-Уйгурский автономный район . . . . . . . . . . . . . . . . 12-14

IV.Национальная политика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14-18

V. Экономический аспект. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18-19

VI Демографическая проблема. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19-21

VII. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21-23

VIII. Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Бурятский Государственный Университет

Факультет восточный

Кафедра этнологии, этнографии и истории

 

 

Курсовая работа

Сепаратистские движения в Китае на примере Синьцзян-Уйгурского автономного района.

 

 

 

                                   Выполнил:

                                                   Студент I курса,

                                                                        Группы: 10690, Михеева Н.Д.

                                                       Научный руководитель:

                                               Канд.ист.наук,

                                                   Ст.преподаватель

                                              И.Г.Аюшиева

 

г. Улан-Удэ. 2010г.

 

 

Содержание.

 

I. Введение. .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  .  .  3-8

 

II. Сепаратистские движения. .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   .  .  .  .  .  .  .  .8-11

 

III. Исторический аспект.

3.1 Синьцзян-Уйгурский автономный район .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  .  .  . 12-14  

 

IV.Национальная политика.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  14-18

 

V. Экономический аспект.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  . .  .  .  .  .  .  .  .  .  18-19

 

VI Демографическая проблема.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  . .  .  .  .19-21

 

VII. Заключение.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  .  .21-23

 

VIII. Список используемой литературы.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 24

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение.

 

В нынешнем 21 веке многие политики  ставят в повестку дня проблему национального самоопределения и этнического сепаратизма. Есть масса публикаций на эту тему, в которых авторы с различных позиций пытаются подойти к рассмотрению этих явлений, либо оправдывая, либо категорично осуждая их. Однако от этого тема не становится более понятной. Этничность – материя тонкая и не терпит категоричности. Тем более что в большинстве случаев в основе этнических конфликтов и сепаратизма лежат не этнические, и даже не этнополитические и религиозные, а сугубо экономические факторы. Борьба за передел собственности, за право владения и распоряжения территорией и природными ресурсами, обладание политической властью – вот истинная основа преобладающей части так называемых "этнических конфликтов" в наше время. 
В этом контексте проблема этнического сепаратизма в Китае вообще и в северо-западном Китае в частности является для нашего региона одной из ключевых. Ни для кого не является секретом, что так называемая "уйгурская проблема" имеет место, но в ее освещении слишком много эмоций и мифологии, которые служат плохую службу уйгурскому народу, справедливо добивающемуся признания "уйгурской проблемы" мировым сообществом и придания ей международного статуса. Задача состоит в другом: необходимо четко определить, в чем суть этой проблемы, и каковы пути ее решения. Решить эту задачу без многостороннего подхода, включающего в себя исследования по всему комплексу вопросов исторического, социально-экономического, политического и международного аспектов проблемы, практически невозможно.

 

Не менее значимо звучат и поднятые в работе вопросы безопасности в Центрально-Азиатском регионе в контексте "уйгурской проблемы". И дело даже не в деликатности и сложности самой проблемы, но прежде всего – в изменении тактики деятельности так называемых "сепаратистских организаций" в СУАР КНР.

 

По-человечески понятно стремление уйгурского народа, как и любого другого, к самоопределению и созданию независимого государства, но насколько эта цель реализуема практически, приемлема ли тактика террора для ее достижения и каковы последствия ее применения не только для этнических меньшинств Китая, но и дальнейшей судьбы самого уйгурского народа?

 

Очевидно и то, что дальнейшая интенсификация проблемы этнического сепаратизма в Синьцзяне способна существенно изменить расклад геополитических сил в Центрально-Азиатском регионе и привести к его дестабилизации. Отсюда – большой вопрос, затрагивающий основы геополитической стабильности не только в Центрально-Азиатском регионе, но и во всем мире: сможет ли Пекин сохранять контроль над национальными территориями Китая? Ответ на данный вопрос не совсем очевиден.

 

Во-первых, хотя ханьцы и составляют подавляющую часть населения Китая, большие куски китайской территории населены народами, у которых правление ханьцев вызывает раздражение, и сведения о волнениях в провинции Синьцзян заставляют искать ответ на вечный вопрос: насколько сильна власть Китая над его суровым и редконаселенным дальним западом?

 

 

Во-вторых, в глобализирующемся мире все взаимосвязано. И в этой ситуации, учитывая решимость уйгурских радикалов вести борьбу до "последнего уйгура", твердое намерение Китая прекратить эту борьбу и неменьшее искушение некоторых государств использовать эту борьбу в геополитических интересах, почти со стопроцентной вероятностью можно утверждать, что государствам Центральной Азии, скорее всего, вряд ли удастся остаться в стороне от разгорающегося конфликта в Китае. А раз так, то будут вынуждены выбирать из двух зол меньшее и принимать "непопулярные решения". И проблема заключается в том, чтобы выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями.

 

Проблема политического сепаратизма в современных международных отношениях стоит остро. На сегодняшний день в мире имеется  не мало стран, в которых существуют национальные районы или области, провинции или штаты, в большей или меньшей степени желающие получить политическую независимость. Например, французская провинция Квебек в Канаде, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Тибет и Тайвань в Китае. К числу этих стран относится и Россия (Республика Чечня). На сколько реальны шансы, какой либо национальной автономии на самоопределение, зависит от многих различных факторов, определяющим из которых является фактор силы и могущества государства.

 Особую актуальность проблема  этнических конфликтов приобретает  и в связи с участившейся  практикой использования в ходе  их развития тактики террора  как средства достижения конкретных политических целей.  Конец XX века продемонстрировал  нам не только глобальность проблемы терроризма, но и фактическую безнаказанность терроризма этнического.

 

 
 Объектом моей курсовой работы является политический сепаратизм как фактор, определяющий внутреннюю и внешнюю политику государств в современных международных отношениях.  Предметом работы является проблема сепаратизма и отдельно взятые сепаратистские группы на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Основной целью данной работы является изучение на базе доступных материалов исторического, демографического и экономического аспектов проявления этнического сепаратизма уйгурской нации и определить дальнейшие тенденции и перспективы его развития. Провести анализ данного региона и изучить общественно-политическую обстановку.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решение  следующих задач:

- анализ внутренних  и  внешних  факторов  причин  этнического уйгурского сепаратизма;

- раскрытие характера проявления этнического сепаратизма уйгуров на современном этапе;

- формулирование на основе проведенного исследования теоретических и практических выводов и оценок относительно дальнейшего развития проявлений уйгурского сепаратизма.

 

Необходимо отметить, что эта проблема в отечественной историографии имеет недостаточную степень изученности, поскольку до недавнего времени проблема уйгурского сепаратизма не являлась столь актуальной.

 

В качестве источников используется литература, посвященная проблемам международной и региональной безопасности, национализму и национальным отношениям, а также геополитике и проблемам национальной безопасности.

О причинах возникновения проблем межнациональных отношений и национализма дается в книгах ученых - этнологов Калашниковой В.Л. «Национальные отношения», Крысько В.Г. «Этнопсихология и межнациональные отношения», Андерсона Б. «Нации и национализм». Они утверждают, что внедрение чуждых этническому самосознанию коренных народов присоединенных территорий элементов пришлой культуры является одним из поводов для внутриполитических конфликтов, поскольку нации, являющиеся меньшинством, стремятся сохранить и преумножить свои языковые и культурные особенности.

Также хочется отметить работу Бондаренко А. «Синьцзян: проблемы экономического и политического развития» // Азия и Африка сегодня, №1, (12-14) 2008 г., раскрывающую Синьцзян, как стратегически важный район для экономики Китая, и хотя по экономическим показателям Синьцзян значительно отстает от среднекитайского уровня развития. Власти Китая пытаются решить вопрос отсталости западных регионов страны форсированными темпами. В этом видят залог успеха проводимых рыночных реформ и политической стабилизации в регионе.

 

Возможности всемирной компьютерной сети Интернет позволили получить доступ к тем материалам и статьям, которые не были опубликованы ни в периодических изданиях, ни в монографиях

По этому поводу хочется выделить статью К.Л.Сыроежкина, известного историка-востоковеда, выпустившего монографию по теме «Мифы и реальность этнического сепаратизма в Китае, и безопасность Центральной Азии» и опубликованную на сайте http:// analitika. org. от 11.03.2009 г.

Также изучение данной проблемы велось на основе таких трудов как:

Драган П. "Уйгурский сепаратизм "http://chinadata.ru/uygur от 10.11.2008 г.,

Вахиди А. Наша Родина называется Уйгурстаном - http://analitika.org.

07.03.2008, Беримжарова А. "Уйгурская проблема набирает обороты" //Лица

08.11.2008.- №42. - С. 2-4., Волков В."Проблемы уйгуров в Центральной

Азии" http: worlddiscussion.ru - 14.10.2008 и Козырев В. "Уйгурская

проблема"  Международные процессы, 09.04.2007.- №12. - С.2-3.

 

II. Сепаратистские движения.

Первую группу составляют сепаратистские движения, носящие субрегиональный характер и вызванные межэтническими противоречиями ("этнической конкуренцией") между обладающими де-юре равными, но де факто - административно подчиненными автономными национальными образованиями. Эти противоречия наиболее рельефно наблюдаются как на уровне уйгуры - казахи, монголы, киргизы, дунгане, так и на биэтническом уровне и проявляются прежде всего в виде стремления менее малочисленных, но обладающих "собственными национальными территориями" этнических групп обособиться от уйгуров и войти в непосредственное подчинение центру на правах национальных автономных районов.

Эта группа сепаратистских движений непосредственно не угрожает территориальной целостности КНР, а напротив, являясь постоянным фактором, ограничивающим влияние уйгуров в регионе, достаточно активно используется центром в его противодействии "уйгурскому сепаратизму".

Существенно и то, что за годы функционирования этих территорий в качестве национально-территориальных автономий в них произошли существенные этносоциальные изменения и в большинстве из них доминируют ханьцы, и как этническая и, особенно, как активная социальная сила. Поэтому образование в их пределах независимых от КНР этнических государств практически невозможно; равно как и нет смысла (с позиций центра) предоставлять им более широкие автономные права. Решение проблем сепаратизма в этих регионах СУАР решается достаточно просто: поощрение миграции ханьцев, усиление воинских контингентов с соответствующим ограничением внешнего влияния, осуществление необходимых кадровых перестановок с заменой национальных лидеров на уйгуров или ханьцев.

Вторая группа - региональные сепаратистские движения, которые по своим целям, характеру деятельности и особенностям влияния на социально- политическую обстановку в регионе подразделяются на несколько категорий.

(1) Сепаратистские движения на  религиозной основе, ставящие своей  целью создание на территории  Синьцзяна "Исламской Восточно- Туркестанской  Республики". Наибольшее распространение  эти движения имеют в округах  Южного Синьцзяна, где влияние  религии наблюдается наиболее отчетливо, а социальная база (в том числе и из числа власть предержащих) наиболее широка. Однако, слабой стороной этих движений является, во-первых, то, что в условиях полинационального и многоконфессионального Синьцзяна выдвигаемые их лидерами лозунги не воспринимаются не только большинством населения региона, но и даже исповедующими Ислам народами. Во-вторых, сама сепаратистская деятельность под эгидой религиозных организаций ставит последние вне закона. В-третьих, эта деятельность может осуществляться только при значительных зарубежных финансовых вливаниях, поскольку существование самих религиозных организаций полностью зависит от государственных дотаций.

(2) Сепаратистские движения на  этнической (преимущественно, уйгурской) основе. Наиболее распространенная форма в 80-х и начале 90-х годах, но претерпевшая существенные изменения в настоящее время. Главная цель - создание в пределах автономного района независимого этнического государства Уйгурстан. Сильный момент - наличие возможности, воздействуя на этническое самосознание, мобилизовать на активные действия уйгуров, проживающих как в пределах КНР, так и за рубежом. Слабые стороны: отсутствие поддержки у других (в том числе и тюркоязычных) этнических групп; явная этническая направленность движения; разжигание антиханьских настроений; недооценка этносоциальной ситуации в регионе и его экономического потенциала; ориентация главным образом на зарубежную поддержку и помощь; в 90-х годах переход от преимущественно пропагандистской деятельности к организации террактов и диверсий с целью привлечения внимания мировой общественности к "проблеме самоопределения уйгурского народа".

(3) Сепаратистские движения за  воссоздание "Восточно-Туркестанской  Республики", получившие наибольшее  распространение в последние два-три года,как движения, отпочковавшиеся от второй категории. Существенным преимуществом этих движений является снятие в них лозунга о создании Уйгуристана и его замена пропагандой идеи о воссоздании существовавшей в 1944-1946 гг. ВТР, как формы государственной независимости коренных народов Синьцзяна. Недостаток - антиханьская направленность и отсутствие поддержки в округах Южного и Восточного Синьцзяна, где и в период существования ВТР ее эмиссары рассматривались не иначе как "агенты Кремля" и подвергались суровым наказаниям. Существенное значение имеет и то обстоятельство, что деятельность этой категории сепаратистов в значительной степени зависит от поддержки из-за рубежа и осуществляется преимущественно под руководством (либо влиянием) организаций уйгурской эмиграции.

Информация о работе Сепаратистские движения в Китае на примере Синьцзян-Уйгурского автономного района