Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. Российская экономика сегодня активно развивается, становится все больше предпринимателей, заинтересованных в благоприятной среде для деятельности. Государство берет на себя обязательства по развитию такой среды — принимаются специальные законы, устанавливаются особые, льготные условия для ведения, например, малого и среднего бизнеса.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Товарный знак как предмет преступления 6
1.1. Нормативная характеристика 6
1.1.1 Исключительное право 6
1.1.2 Свидетельство на товарный знак 8
1.1.3 Виды товарных знаков 9
1.2. История развития российского законодательства о товарных знаках и уголовной ответственности за его нарушение 10
1.3. Ответственность за незаконное использование товарного знака в уголовном праве зарубежных государств 14
1.4 Криминологическая характеристика незаконного использования чужого товарного знака 21
1.4.1. Статистические данные 21
1.4.2. Характеристика личности преступников 22
1.4.3. Причины незаконного использования товарного знака 24
1.4.4. Предупреждение преступлений 25
Глава 2. Анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 180 УК РФ 28
2.1. Виды составов. Спорные и сложные проблемы состава. 28
2.1.1 Ущерб 28
2.1.2 Неоднократность 36
2.1.3 Предупредительная маркировка 39
2.2. Объективные признаки 40
2.2.1 Объект 40
2.2.2 Объективная сторона 43
2.2.3 Субъект 45
2.2.4 Субъективная сторона 47
2.4. Оптимизация уголовного законодательства в сфере незаконного использования товарного знака 49
Заключение 55
Библиографический список 56

Прикрепленные файлы: 1 файл

дипломная работа Зоновой Марии НОВЫЙ.docx

— 110.48 Кб (Скачать документ)

Незаконным использованием наименования места происхождения  товара признается также использование  зарегистрированного наименования места происхождения товара лицом, не имеющим соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное  место происхождения товара или  наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными.38

Наименование места происхождения  товара — это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами39.

Использование будет незаконным, если у лица нет юридически действительных прав на использование соответствующего предмета преступления, и он используется в отношении именно той группы товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), в отношении которой зарегистрирован подлинный товарный знак (знак обслуживания, наименование места происхождения товара), с целью ввести в заблуждение покупателя.

Объективная сторона состава  преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 180, характеризуется действием в виде незаконного использования предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в РФ товарного знака или наименования места происхождения товара.

2.2.3 Субъект

К данному составу преступления применяются общие правила относительно субъекта, то есть им является вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет40. Однако, исходя из смысла ст. 1484 ГК РФ, совершить данное преступление может только хозяйствующий субъект. Для доказательства обратимся к тексту статьи. Итак, «лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом…»41

Исходя из текста статьи 1229 ГК РФ, правообладателем является гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

Далее обратимся к тексту статьи ГК РФ о государственной регистрации товарного знака, так как в ней указано какие лица могут быть заявителями при государственной регистрации, соответственно эти же лица и являются правообладателями. Итак, «заявка на государственную регистрацию товарного знака (заявка на товарный знак) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (заявителем)»42. Это положение подтверждает то, что обладателем права на товарный знак может быть только хозяйствующий субъект. Это значит, что субъектом преступления может быть либо гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, либо участник юридического лица, либо возможен вариант, когда данное преступление совершается лицом, ведущим незаконную предпринимательскую деятельность.

Эта норма в УК РФ — одна из тех, при работе с которой встает вопрос об ответственности юридических лиц. Административной ответственности подлежат и юридические лица, поэтому возможно разграничение при работе с совершившими данные преступления. Но возникает и проблема того, что две нормы — уголовная и административная — по сути дублируют друг друга, отличаясь лишь присутствием в уголовной норме признаков неоднократности и ущерба. Поэтому при привлечении к той или иной ответственности необходима кропотливая работа следственных органов для решения вопроса о том, стоит ли все-таки привлекать физическое лицо как единственно ответственное за совершение данного преступления.

Некоторые специалисты считают  субъект преступления специальным, некоторые — общим. Большинство уголовных дел совершается индивидуальными предпринимателями или руководителями юридических лиц. Некоторые авторы отмечают, что специальным субъектом преступления выступает лицо, которое, кроме необходимых признаков субъекта, должно обладать еще особыми дополнительными признаками, ограничивающими возможность привлечения других лиц за совершение конкретного преступления.

На практике субъектами преступления могут быть признаны и рядовые  продавцы, когда они были вовлечены  в преступную деятельность, то есть знали о том, что товар является контрафактным. Если исходить из такой практики, то субъект перестает быть специальным, так как продавец является наемным работником, а не руководителем юридического лица.

Вопрос о субъекте данного  преступления на сегодняшний день является не до конца разработанным учеными и практиками.

2.2.4 Субъективная сторона

Субъективная сторона  преступления — это внутреннее психическое  отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию. Субъективная сторона выражается в форме вины43. Согласно психологической теории, вина определяется как психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности. В первую очередь, в данном составе преступления основным элементом вины нужно выделить субъективное осознание виновным неоднократности и ущерба. Очевидно, что данное преступление может быть совершено только умышленно, но встает вопрос о том, какой умысел возможен в составе данного преступления — прямой или косвенный.

При прямом умысле лицо сознаёт  общественную опасность своих действий или бездействия, предвидит возможность  или неизбежность наступления общественно  опасных последствий (интеллектуальный момент) и желает их наступления (волевой момент). Однако в данном случае прямой умысел означает, что лицо желало своим преступным использованием товарного знака наступления ущерба для потерпевшей стороны. Но такая ситуация скорее возможна в случае с равноправными конкурентами, использующими все легальные и нелегальные методы по изгнанию друг друга с рынка. Но в большинстве случаев данные преступления совершаются с целью обогатить свое предприятие, а не причинить ущерб правообладателю, чей товарный знак используется.

Как известно, в рассматриваемом  составе преступления есть два обязательных признака — это неоднократность  и ущерб. Если рассмотреть субъективную сторону применительно к ним, то можно сделать вывод о том, что в случае с причинением  крупного ущерба субъективная сторона  будет характеризоваться косвенным  умыслом, а при неоднократности  использования — прямым.

Факультативный признак  субъективной стороны данного преступления — это мотив, который в первую очередь характеризуется наличием корыстных целей, то есть желания субъекта преступления обогатиться за счет использования уже известного товарного знака. Также в меньшей степени это желание ухудшить репутацию конкурента или причинить ему своими действиями ущерб.

Как показывает судебно-следственная практика, доказывание умысла по некоторым  делам вызывает трудности, так как зачастую лица утверждают, что приобрели товар на законных основаниях.

Уголовное дело № 115398, возбужденное СУ при Подольском УВД по ст. 180 ч. 1 УК РФ в отношении ИП Гусейновой АГ, которая осуществляла реализацию одежды и обуви с незаконным использованием товарного знака «Адидас», чем причинила правообладателю крупный ущерб в размере 258,597 рублей. Уголовное преследование было прекращено на основании ст. 24 ч.1 и 2 УПК РФ в связи с незнанием последней о контрафактности реализуемой ею продукции, а уголовное дело было приостановлено на основании п.1 ч.1 ст. 208 УПК РФ.

Другим примером приостановления  производства предварительного расследования  по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ может служить  уголовное дело № 109510, возбужденное СУ при Одинцовском УВД по ст. 180 ч.1 по факту обнаружения на Акуловском таможенном посту Одинцовской таможни МО поступившего из Финляндии в адрес ООО «Ленокс» товара, в том числе ремней с пряжками торговой марки «Wrangier», сходной до степени смешения с товарным знаком «Wrangler», в связи с чем правообладателю товарного знака был причинен крупный ущерб на сумму 668,100 рублей. В ходе следствия установлено, что ООО «Ленокс» было зарегистрировано на подставное лицо. Лиц, причастных к совершению данного преступления, установить не удалось.

2.4. Оптимизация уголовного законодательства в сфере незаконного использования товарного знака

Очевидно, что уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность  за незаконное использование товарного  знака в законодательстве России разработана недостаточно качественно. В связи с этим возникают трудности  ее применения на практике, хотя, безусловно, количество преступлений, связанных  с незаконным использованием товарного  знака, довольно велико.

Зачастую в качестве способа  улучшения той или иной уголовной  статьи предлагается усиление санкции  за совершение предусмотренного преступления. Однако в случае с незаконным использованием товарного знака (и другими преступлениями в сфере экономической деятельности) в таком «улучшении» нет необходимости. Вопрос об экономических преступлениях и санкциях, предусмотренных за их совершение, стоит довольно остро в доктрине. Так, например, А.Э. Жалинский указывает: «За пределы возможного разумного толкования на практике выходит бесконечное расширение и ужесточение уголовно-правовых запретов, пусть даже объясняемое значимостью для общества тех или иных интересов. Например, в сфере экономики это уголовная ответственность за невозвращение валюты, за незаконное использование товарного знака, за неиспользование акцизных марок и пр.».

В качестве первого улучшения в текст статьи хотелось бы предложить дополнение в перечень предметов, охраняемых указанной статьей, — это фирменное наименование и коммерческое обозначение.

Исходя из положений, закрепленных ст. 1473 ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Юридическому лицу принадлежит  исключительное право использования  своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в  том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и  иной документации, в объявлениях  и рекламе, на товарах или их упаковках.

В этой же статье указано, что не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

В свою очередь, юридическое  лицо, нарушившее указанное правило, обязано по требованию правообладателя  прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или  сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и  возместить правообладателю причиненные  убытки.

Опираясь на вышеизложенные факты, можно сделать вывод о  том, что фирменное наименование незаслуженно не включено законодателем  в список предметов ст. 180 УК РФ. Также, как и товарный знак и прочие перечисленные в статье предметы, фирменное наименование является объектом исключительных прав, и юридическое лицо, незаконное использующее его, подлежит гражданской ответственности. Соответственно, по аналогии с теми объектами исключительных прав, которые уже включены в ст. 180 УК РФ, фирменное наименование должно также присутствовать среди предметов данного преступления.

Аналогичные нормы ГК РФ охраняют и коммерческое обозначение, следовательно, и оно должно быть включено в состав предметов преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ.

Следует отдельно отметить, что исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование. Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака (ст. 1541 ГК РФ).

Второе изменение, которое  необходимо внести, — это исключение пункта о предупредительной маркировке. Ее использование применительно  к незарегистрированному товарному  знаку не отвечает критериям общественной опасности. Стоит отметить, что, как  и основной состав преступления, вторая часть предполагает причинение крупного ущерба (либо неоднократности). Но в  данном случае неясно, кому может быть причинен ущерб при использовании  предупредительной маркировки. Вряд ли на сегодняшний день для среднего россиянина имеет значение, проставлена  ли на товарном знаке предупредительная  маркировка. Если он до степени смешения похож на известный товарный знак, то проставленная или не проставленная  предупредительная маркировка не изменит  отношения к приобретаемому продукту.

Итак, по мнению автора, положение  о предупредительной маркировке необходимо исключить из УК РФ.

Далее хотелось бы отметить что формулировка «товарный знак» не является обобщающей по отношению к иным средствам индивидуализации, которые также присутствуют в ст. 180 УК РФ. Вместе с тем в ГК РФ применяется в отношении всех предметов (и тех, что уже являются предметами указанного преступления, и тех, которые предложены для внесения в их перечень) единая формулировка — средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Представляется разумным привести уголовное законодательство в соответствие с гражданским — определяющим основы для перечисленных выше категорий.

Информация о работе Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака