Изнасилование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:02, дипломная работа

Краткое описание

Изнасилование относится к числу наиболее опасных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Опасность его определяется тем, что оно влечет за собой тяжкие последствия, вредно сказывается на психике и здоровье потерпевшей, отрицательно влияет на потомство, нередко приводит к расторжению браков, способствует распространение разврата, снижает культурный уровень общества. Целью настоящей работы является рассмотрение таких актуальных вопросов, как история развития законодательства об уголовной ответственности за изнасилование, объективные и субъективные признаки изнасилования, квалифицированные и особо квалифицированные виды изнасилования.

Содержание

Введение

Глава I. Изнасилование по российскому законодательству: история развития и современное состояние………………………………………………………….
1.1. Развитие российского законодательства об ответственности за изнасилование………
1.2. Юридический анализ состава изнасилования по УК РФ…………………..
1.2.1. Объективны признаки……………………………………………….
1.2.2. Субъективные признаки……………………………………..
1.2.3. Квалифицированные квалифицированные виды изнасилования
1.2.4. Особо квалифицированные виды изнасилования…………………….
Глава II. Отграничение изнасилования от смежных составов преступлений……………….
2.1. Отличие изнасилования от насильственных действия сексуального характера……………………………………………………………..
2.2. Отличие изнасилования от понуждения к действиям сексуального характера ……………………………………………………………………
2.3.Отграничение развратных действий от покушения на изнасилование………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

дипломная работа +,Изнасилование.doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)

Например, рассмотрим ст.131 ч.2 п. «д»  изнасилование несовершеннолетней и ч.3 п. «в» изнасилование потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего  возраста. В них говорится о  том, что изнасилование несовершеннолетней девушки от 14 до 18 лет и изнасилование, заведомо не достигшей 14 лет девочек посягает на их половую неприкосновенность, нормальное физическое и половое развитие, а также нравственное формирование. Термин «зависимость» означает, что виновный достоверно знал о её возрасте. Но если будет установлено, что субъект добросовестно заблуждался на этот счёт, данный квалифицирующий признак вменять нельзя (ст.131 п. «д» ч.2 УК РФ). Изнасилование малолетней считается преступлением с использованием её беспомощного состояния. Потерпевшая из-за своего возраста не способна понимать характер и последствия совершаемых с ней действий. Заведомость знания, что потерпевшая является малолетней, доказывается гораздо легче, чем тот же признак, относящийся к несовершеннолетней потерпевшей. Но опять таки остаётся право, гласящее, что объективная ошибка в возрасте потерпевшей исключает возможность квалификации действий виновного по (п. «в» ч.3 ст.131 УК РФ). В сравнении со ст.134 УК РФ, в ней говорится о том, что должно быть установлено добровольное, а не вынужденное согласие потерпевшего на совершение полового акта или иных сексуальных действий. И виновный сознаёт, а не заблуждается, что вступает в сексуальный контакт с лицом, заведомо не достигшим 16-ти лет, и желает совершения этого преступления. При отсутствии такого согласия преступление подлежит квалификации соответственно по ст.ст.131 или 132 УК РФ. И так же добровольное согласие лица, не достигшего 16-ти лет, на совершение действий сексуального характера, не исключает ответственности виновного по ст.134 УК РФ.

Развратные действия ст.135 УК РФ, эту  статью мы хотим отграничить от действий начатых как изнасилование, но по независящим от виновного обстоятельствам, причинам, преступление не было доведено до конца, то есть от покушения на изнасилование.

Покушением считаются действия насильника, направленные на совершение физиологического акта совокупления (попытка  введения полового члена во влагалище  потерпевшей). Под покушением как  деянием, непосредственно направленным на совершение преступления, следует понимать осуществление действий. Сами эти действия проявляются именно в исполнении преступного замысла. Они уже прямо направлены на охраняемый уголовным законом объект (половую свободу), ставят его в непосредственную опасность причинения существенного вреда. Именно незавершённость отличает покушение как самостоятельную стадию развития криминальной деятельности от оконченного преступления. Со стороны субъективной покушение может быть совершено только умышленно и лишь с прямым умыслом.

Пленум Верховного Суда РФ в п.15 обратил внимание судов на то, что  при разрешении дел о покушении  на изнасилование с применением  физического или психического насилия  следует устанавливать, действовал ли подсудимый с целью совершения полового акта и являлось ли применённое им насилие средством к достижению цели. Только при наличии этих обстоятельств действия виновного могут рассматриваться как покушение на изнасилование.

В нашей ситуации мы видим, что подсудимый действовал с целью совершения полового акта, и применяемое им насилие являлось средством к достижению своей цели, но была невозможность дальнейшего продолжения преступных действий впоследствии причин, возникших помимо воли виновного. Поэтому, в отличие от добровольного отказа, покушение и влечёт за собой уголовную ответственность. Придя к выводу об отсутствии в действиях покушавшего на изнасилование добровольного отказа от совершения преступления и квалифицируя его действия по ст.30 и 131 УК РФ, суды не должны ограничиваться общей ссылкой в приговоре на то, что преступление не было доведено до конца вследствие причин, возникших помимо воли виновного, а обязаны указывать на установленные по делу конкретные причины, в силу которых он вынужден был отказаться от доведения преступления до конца.

Рассматривая объективную сторону  покушения на изнасилование, мы видим  действия непосредственно направленные на совершение полового акта, применение насилия; преступление не завершено, то есть не доведено до конца; преступление не завершено по независящим от виновного обстоятельствам. Преступник имеет прямой умысел, он желает совершить эти действия.

Объективная же сторона ст.135 УК РФ выражается в различных действиях  сексуального характера, направленных на удовлетворение половой страсти виновного или на возбуждение полового интереса (инстинкта) у потерпевшей без совершения полового сношения и без применения насилия к потерпевшему лицу, что нельзя сказать о покушении на изнасилование, т.е. ст.135 УК РФ исключает половые контакты с лицами, не достигшими 14-ти летнего возраста. Такие действия подлежат самостоятельной квалификации по ст.131 либо 132 УК РФ.

Как правило, считается, что изнасилование  происходит без содействия потерпевшей. Однако бывает такое и довольно часто, когда потерпевшая ведёт себя неосмотрительно или неправильно (безнравственно) в рискованной для неё ситуации. Рискованная ситуация – это такая ситуация, при которой существует реальная угроза или возможность направления на потерпевшую какого-нибудь лица с целью изнасилования. Ситуация может складываться из таких обстоятельств как место нахождения, время суток, обстановка развития действий, которая во времени предшествует преступлению. Например, в позднее время потерпевшая находится с незнакомым мужчиной в безлюдном месте или когда она находится дома у незнакомца.

Часто в таких рискованных ситуациях, потерпевшая проявляет безнравственное  поведение. Безнравственное поведение  может быть: а) активным, например, распитие спиртных напитков, сознательное уединение  с насильником, проявление с ним ласки; б) пассивным, например, не реагирование на непристойные жесты, слова, действия, не достаточное противодействие проявление  сексуального намерения насильника и тому подобное.

Безнравственное поведение потерпевшей  создаёт сексуальную настроенность насильника перед изнасилованием, способствует совершению преступления. Активное безнравственное поведение потерпевшей в данной ситуации истолковывается им как обещание успеха в удовлетворении полового чувства, а пассивное поведение - как молчаливое согласие вступить в половую связь, то есть вводит насильника в заблуждение, так как у него возникает уверенность в совпадении его желания с желанием потерпевшей и даёт ему основание до определённого момента (до момента активного сопротивления потерпевшей) рассчитывать на добровольное вступление с ним в половую связь.

Безнравственное или неправильное поведение потерпевшей в научной  литературе предлагается называть провоцирующим  поведением. Под провоцирующим поведением имеется в виду не склонение лица к совершению изнасилования с целью последующего его изобличения, а наличие в поведении потерпевшей в определённой обстановке элементов, объективно благоприятствующих изнасилованию.

Так, Минская В.С. указывает: «Для признания  изнасилования спровоцированным важно установить не только наличие безнравственного поведения потерпевшей в рискованной для неё ситуации, но и то, что эти обстоятельства адекватно отразились в создании насильника и повлияли на формирование его психического отношения к деянию».

Представляется, что под провоцированием  изнасилования следует понимать допущение женщиной ситуации, которая  содержит возможность перехода мужчины  к половому акту, независимо от того, будет ли он дозволен женщиной или  будет результатом применения физического или психического насилия. В данном случае важно провоцирование полового акта, но не провоцирование применения силы.

В психологической литературе отмечено, что природа полового акта и предшествующих ему действия связаны с некоторым  насилием. Потерпевшая при своём провоцирующем поведении воспринимает все действия насильника, предшествующие преступному посягательству как обычные, не противоречащие её воле. Чаще она их просто не воспринимает.

Когда сексуально возбуждённый мужчина, пытаясь вступить в половую связь с такой женщиной, встречает действенное сопротивление, то он чаще расценивает его как противоречие и реже из-за неумения владеть собой или нежелание отказать себе в удовлетворении половой страсти применяет насилие, которое с этого момента не соответствует воле и желанию женщины и остаётся преступным.

Так как провоцированное изнасилование  начинается при возбуждённом психическом  и психологическом состоянии  виновного, затрудняющим контроль за своим  дальнейшим преступным поведением, представляется, что степень общественной опасности совершённого преступления в этом случае будет меньше.

На основе изучения судебной практики по делам об изнасиловании при  отягчающих обстоятельствах рассмотренных  судами Краснодарского края за 1996-2008 годы, примерно, 17% изнасилований предшествовало провоцирующее поведение потерпевших.

Уголовное законодательство не содержит прямого указания на необходимость  смягчения уголовной ответственности  за изнасилование, совершённое в  отношении потерпевшей, предшествующее поведение которой было безнравственным, провоцирующим преступление. Трудно установить объективные критерии поведения потерпевшей, содействующего изнасилования. Как правило, не одна из женщин не признаёт, что вела себя безнравственно и способствовала изнасилованию. Представляется, что главным основанием для оценки судом предшествующего поведения потерпевшей является степень рискованности ситуации, характер предшествующих отношений между потерпевшей и лица, подлежащего уголовной ответственности.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 года указано, что «при рассмотрении дел об изнасиловании суды, как и по другим делам должны всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности и с учётом особенностей этой категории дел, тщательно выяснять обстановку, происшествия и взаимоотношения подсудимого и потерпевшей».

Представляется, что такое указание Пленума Верховного Суда РФ свидетельствует  о том, что содержание и характер взаимоотношений подсудимого и  потерпевшей по конкретному делу позволяет судить не только о наличии или отсутствии изнасилования, но по содействии потерпевшей своим поведением совершению преступления.

Судебная практика показывает, что  как правило, суды при определении  размера наказания учитывают  поведение потерпевшей. Но это не ущемление половой свободы и половой неприкосновенности некоторых потерпевших.

Умышленное  оставление без рассмотрения и исследования вопросов, касающихся личности и поведения потерпевшей  при изнасиловании не способствуют укреплению нравственности, а способствуют совершению преступления.

Вопрос об индивидуализации наказания  за спровоцированное изнасилование  является довольно значительным в судебной практике. Наказание за изнасилование, спровоцированное потерпевшей, должно быть менее длительным по сроку лишения свободы и даже не исключается возможность изнасилования более мягкого вида наказания.

Следует иметь в виду, что тщательное изучение обстоятельств, относящихся  к поведению потерпевших при  изнасиловании важно не только для  индивидуализации наказания виновных, но и для разработки мер предупреждения такого опасного преступления как изнасилование.

Анализируя годовые  отчёты о судебной деятельности Славянского  городского и районного судов  Краснодарского края, мы можем сделать  вывод, что рост изнасилования скачкообразен. Из неё видно, что наибольший пик изнасилования пришёлся на 2009 год.

Количество уголовных  дел в судах за 2010 год значительно  занижено, так как преступления, предусмотренные некоторыми статьями УК РФ рассматривают мировые судьи, поэтому процентное содержание изнасилований из всех уголовных дел в суде вместо 1,73% должно быть приблизительно 0,86%.

Согласно динамики зарегистрированных изнасилований за минувшие 12 лет  в России видно, что рост регистрации  числа изнасилований наблюдался до 1990 года включительно. В 1991-1992 годы наметилась тенденция к их некоторому снижению (соответственно на 6 и 3,2% снизились показатели их регистрации). Ещё более явственно это проявилось в1994-1998 годы. При  оценки этих данных следует учитывать значительную латентность рассматриваемых преступлений в связи с тем, что многие жертвы не обращаются в правоохранительные органы. В результате скрываются подлинные размеры этого явления, и осложняется разработка эффективных мер борьбы с ним.

По данным расчётов, проведённых К.А.Толпекиным и Г.Н.Малаховой, ежегодное фактическое  число изнасилований в России (с учётом «искусственной» и «естественной» латентности в настоящее время составляет около 44-50 тысяч фактов, что в 4,5-5 раз выше официальной цифры регистрации. Согласно исследованию, проведённому В.В.Лунёвым, учтённые изнасилования соотносятся с латентными как 1:6.

Основным мотивом совершения рассматриваемых преступлений является стремление к удовлетворению половой  страсти в грубой форме. Иногда сексуальные  побуждения виновного в изнасиловании  сочетаются с хулиганскими побуждениями, подражанием старшим, в стремлении унизить или опорочить женщину, поглумиться над ней, отомстить ей за что-либо и тому подобное. Часто доминирующим мотивом преступного поведения насильника становится стремление к удовлетворению самой потребности в насилии, проявлении агрессии, жестокости, самоутверждении.

По данным выборочного  исследования двое из каждых трёх осужденных за изнасилование совершили преступление с заранее обдуманным намерением умысла и его осуществлением в  большей части случаев незначителен. В 53% изученных случаев преступники применяли меры к завлечению потерпевшей в подходящее место, а в 14% случаев – к приведению её в беспомощное состояние, то есть в сильную степень опьянения и тому подобное. Доля групповых изнасилований составляет примерно 40%. Это значительно выше доли групповых убийств.

Информация о работе Изнасилование в России