Экскурсии религиозной тематики как вектор межкультурной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы: на основе изученного материала создать конкурентоспособный экскурсионный продукт.
Для достижения поставленной цели в ходе работы были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) изучение истории возникновения и развития религиозных направлений в Беларуси;
2) ознакомление с историей возникновения и современным состоянием культовых сооружений Воложинского района;

Содержание

1 Экскурсии религиозной тематики как вектор межкультурной коммуникации 6
1.1 История религиозных конфессий на территории Беларуси 6
Введение 12
2.1 Культовые сооружения как объект экскурсий религиозной тематики 13
2.2 Раков 15
2.3. Ивенец 20
2.5 Першаи 27
Заключение 39
Список использованных источников 40
Приложение А. Схема маршрута 41
Приложение Б. Технологическая карта 43
Приложение В. Карточки экскурсионных объектов 47
Приложение Г. Комплекс наглядных пособий 48
Приложение Д. Приветствие и заключительное слово 49
Приложение Е. Обед в традициях православных, католических, еврейских общин 50

Прикрепленные файлы: 1 файл

Экскурсии религиозной тематики как вектор межкультурной коммуникации.docx

— 536.19 Кб (Скачать документ)

Проект костёла выполнил инженер  Михаил Хатовский из Вильни, известный архитектор, проектировавший и строивший в модном тогда неоготическом стиле. Работа на стройплощадке началась в январе 1905 г., строительство велось хозяйственным методом, на пожертвования верующих, в том числе и генерала Каверского с его женой Альжбетой Плевако. Освящён костёл был 23 декабря 1907 г. ксендзом Яном Козелевичем.

Во время Второй мировой войны  священники покинули красный костёл, но он, тем не менее, уцелел. 16 июля 1947 г. его отобрали у верующих. В 1962 г. костёл перешёл к минской Государственной  библиотеке имени Ленина, с 1976 в здании костела находился её официальный  филиал. Постепенно этот филиал превратился  в книжный склад, и уже в 1980-е  это был архив ненужных книг минской "ленинки".

Верующие не раз обращались к  советским властям с просьбой вернуть им костёл, но их просьбы  не находили никакого отклика. Но местные  жители не теряли веры - и с целью вернуть костёл даже отправляли свою делегацию в Москву. Также в борьбе за возвращение костёла ивенецким католикам оказывали духовную поддержку священники из Польши.

В конце концов, костёл был возвращён  верующим 14 октября 1988 года. Верующим удалось  сохранить часть духовного инвентаря  костела: феретрон (переносной алтарь), хоругви, фигуры святых. На местном  кладбище были спрятаны колокола, которые  заняли своё место на башне костёла  сразу же по его возвращению верующим – и святыня вновь стала  символом неугасаемой веры и любви  жителей Ивенца к Католическому  Костёлу.

Постоянная опека над парафиями  в Ивенце была возложена на францисканцев, которые вновь вернулись в  поселок в 1990 году. Вместе с верующими  они осуществили ремонт в костёле.

9 июля 1989 года после того, как  книжки отправили обратно в  Минск, в вновь возобновившем  свою работу костёле св. Алексея  прошла первая имша.4

В декабре 2007 года отмечалось 100-летие храма [13, с12-13].

Стоит подчеркнуть, что костел св. Алексея в Ивенце отличает высокая культура строительных работ, что проявляется и в особой тщательности кирпичной кладки, и в аккуратной проработке всех деталей богатого декора, и в подчеркнутой простоте и ясности композиционного решения. Все это, вместе взятое, позволило строителям храма создать целостный архитектурный образ, в котором реализована эстетическая программа готического зодчества, окрыленного уже идеями начала ХХ века [11, с 60-61].

 

2.3.2 Церковь св. Ефросинии

Если прогуляться от костёла  св. Алексея к Площади Свободы, то обязательно выйдешь к новой  достопримечательности Ивенца –  к не так давно возведенной  церкви св. Ефросиньи.

С ХІХ в. в Ивенце существовали два православных храма. В 1913 г. при Свято-Троицком храме (костёл св. Михаила Архангела) был открыт женский монастырь. А 9 мая 1915 г. был освящён новый храм во имя преподобной Ефросинии Полоцкой. Ивенецкий женский монастырь стал последней обителью, открытой перед первой мировой войной.

По Рижскому договору 1921 года Ивенец входил в состав Польши, являясь  её приграничным посёлком. В конце 20-х  гг. ХХ в. монастырь подвергся разорению, и монастырский храм продолжил своё существование как приходской.

В 1939 г. Ивенец вошёл в состав Советской  Беларуси. В конце 50-х гг. настоятель Свято-Евфросиниевской церкви отец Корнилий Трашутин был осуждён на 25 лет сталинских лагерей, откуда не вернулся. Через год за одну ночь беснующиеся атеисты осквернили и разрушили саму церковь.

23 июня 1997 г. начались работы  по возведению на месте ранее  существовавшей монастырской церкви  нового храма. Новый красивый  белокаменный храм с куполами  в неорусском стиле чудом сумел  сохранить до наших дней образ  из старой разоренной церкви  – Остробрамскую икону Богоматери.

2.3.3 Синагога

Неподалеку от церкви св. Ефросиньи  находится деревянный деревенский  дом, который невольно обращает на себя внимание. На обычный жилой дом  он не похож – на окнах установлены  решетки, которых не увидишь на окнах  деревянных домов местных жителей. И вообще, создается  впечатление, что в этом доме никто в настоящее  время не обитает. На лицевой стороне  здания – поблекшая со временем синяя краска. Если обойти дом кругом, обнаруживается его совсем другая обратная сторона – каменные стены, на которых сохранились следы былых пожаров.

На  самом деле это деревянное срубное здание на каменном цоколе площадью около 300 квадратных метров –  одна из 3-х сохранившихся в Беларуси деревянных синагог, построенная в 1912 году. Она была возведена в  традиционном стиле белорусских  синагог конца XIX — начала XX веков. До Второй мировой войны в Ивенце проживало около 2-х тысяч евреев, большая часть которых бала уничтожена нацистами в годы Холокоста. В 1959 году в поселке остались 56 евреев, а на сегодняшний день — четыре.

В бывшей синагоге сохранилось печное отопление и кровля из деревянной дранки (гонты). На оштукатуренных и  окрашенных стенах здания несколько  лет назад начала отслаиваться краска, под которой были обнаружены фрагменты аутентичных росписей начала XX века, которые, несомненно, представляют ценность для изучения.

В здании синагоги, закрытой в начале 1940 года, после войны располагался поселковый клуб, прекративший свою деятельность в 2008 году.

В настоящее время после капитального ремонта с заменой инженерных коммуникаций в синагоге планируется  открыть молельный зал для  паломников и создать Центр по изучению истории евреев Западной Беларуси.

Местные власти полагают, что открытие центра в былом иудейском храме  привлечет в Ивенец людей, интересующихся историей своей семьи и западнобелорусского  еврейства. Тем более, что Ивенец находится по дороге к таким еврейским святыням, как Воложин и горпоселок Мир в Кореличском районе Гродненской области.

 

2.3.4 Костел св. Михаила Архангела, монастырь францисканцев

Ансамбль монастыря эффектно расположен на самом берегу реки, и ажурные башни его костела смотрятся в воду как в зеркало. Мощная ограда, в которую включены брама и восьмигранная небольшая башня, дополняют облик этого выразительного архитектурного комплекса.

История костела такова. Уже в 1606 году тогдашний владелец Ивенца Ян Давойна поставил тут деревянный двухбашенный костел. После разрушительной войны, которую Великое княжество Литовское вело с Московией с 1654 по 1667 год, от святыни ничего не осталось. И в 1702 году минский стольник Теодор Ванькович основывает на этом же месте монастырь францисканцев, а уже спустя два года появляется   новый   деревянный   храм, выстроенный   местным   мастером А. Чеховичем. Но и этому костелу была суждена недолгая жизнь — в 1709 году он сгорел.

Наконец, третий по счету костел, но теперь уже каменный, был построен на средства владельца местечка графа Яна Соллогуба в 1745 году. Холм, на котором возводились здания костёла и монастыря, усилили булыжниками и углём. Русло реки Волмы на участке, прилегающем к монастырю, было частично изменено так, чтобы ограда костёла меньше затапливалась. Только в середине XIX века он также не избежал пожара.

Монастырь был закрыт в 1832 году после  подавления известного восстания. Здесь сделали пансионат для престарелых ксендзов. Костёл же закрыли после другого восстания, - Кастуся Калиновского, 1863 г. В письме из министерства внутренних дел в минскую губернскую канцелярию в частности говорилось: "В Ивенце по-монастырский римско-католический костёл, обращённый в приходской, расположен так, что приезжающие в Ивенец торговать люди совращаются в латинство. Костёл необходимо закрыть... передав со всеми строениями в ведомство православного духовенства. Ксендзов перевести в другой приход».

12 декабря 1868 года по приказу  главного начальника края, генерал-лейтенанта  князя Багратиона так и сделали:  костёл был реставрирован и  превращен в православную церковь  св. Троицы. На костёльные башни  водрузили непременные луковицы, а в 1913 году здесь вообще  решили открыть православный  женский монастырь. 

В 1920 году здание костёла вернули  католикам сначала в качестве приходского, а затем перед самой  войной, в мае 1939 года, сюда вернулись  отцы-францисканцы. С 1944 по 1990 год в костёле находился магазин, затем засолочный цех заготконторы, в монастырском корпусе работала средняя школа. Позже здесь размещался цех экспериментально-исследовательского производства Минского проектно-конструктурского технологического института.

В 1990-е белый костёл св. Михаила  отдали обратно католикам. В 2003 начались реставрационные работы, которые  продолжаются и в настоящее время.

Таким образом, костел св. Михаила Архангела является ярким воплощением архитектуры рококо, или «виленского» барокко, как окрестили этот стиль искусствоведы в конце 30-х годов XX века, ибо формирование этого стиля происходило прежде всего в Вильне под влиянием архитектора из Силезии - Иоганна Кристофа Глаубица, в работах которого это стилевое направление сформировалось в середине XVIII века.

Отличительной чертой «виленского» барокко  было наличие на фасаде многоступенчатых, пирамидальных башен, устремленных вверх. Они-то и придавали фасадам  необычайную легкость и силуэтную  выразительность. Их сквозные проемы как  бы растворяли в воздушном пространстве каменную массу, делая ее текучей, пластичной. Благодаря этому сами постройки  казались не сложенными из кирпича, а  как будто вылепленными из глины  или пластилина.

Этому впечатлению способствовала и декоративная обработка башен  и заключенного между ними фигурного  фронтона. В его центре - символ принадлежности костёла к ордену францисканцев: Pax et bonum" ("Мир и добро") - так приветствовал, основатель ордена францисканцев, св. Франциск Ассизский, попадавшихся ему навстречу мирных граждан [11, с 61-62].

 

2.4 Малая Люцинка

Сколько раз колесил по ивенецким дорогам-гостинцам помещик Винцент Марцинкевич, который, оставив государственную службу, приобрел в здешних местах в 1840 году небольшой фольварк Люцинку. Очень скоро этот живописный уголок стал известным для многих представителей демократической интеллигенции, в том числе и для таких выдающихся деятелей белорусской и польской культуры, как поэт Владислав Сырокомля, композитор Станислав Монюшко, скрипач и композитор Константин Кржижановский.

Глава дружного семейства, натура разносторонне  одаренная, человек широкой, доброй души, верный друг, а кроме того, непревзойденный  импровизатор и шутник – В. Дунин-Марцинкевич всегда был рад многочисленным гостям у «цесным, сціплым, небагатым дамку» Люцинки.

Сюда нередко торопились по получению приглашения на спектакль театра Дунина-Марцинкевича, что означало - просмотр очередного написанного в стихах сатирического водевиля или оперы, автором текстов, либретто которых значился сам Винцук Марцинкевич. Исполнителями и музыкантами обычно выступали его дочери Камилла и Цезарина, сын Мирослав, приезжие гости, а временами и дети - ученики так называемой «прыватнай» школы, которую содержали дочери Марцинкевича. Учеником этой школы в 1876 году был и Антон Левицкий - впоследствии известный писатель, публицист, писавший под псевдонимом Ядвигин Ш.

Сам песняр в оставленном им литературном наследии только однажды упомянул Люцинку, назвав один из своих исторических рассказов «Люцінка, альбо Шведы на Літве». Но именно Люцинка, где прожил он 44 года, стала колыбелью его творческих замыслов, местом рождения большинства его произведений. В память об этом в 1986 году здесь была открыта стела с барельефом «дудара беларускага».

Правда, от Люцинки времен Дунина-Марцинкевича осталось немногое: цементные ступеньки, что некогда спускались вниз от крыльца  усадьбы, поставленной средь лужка  на вершине холма, да прикрытый землей фундамент дома писателя. Вскоре после  его смерти его «любы дамок» сгорел. Отстроенный на том же месте дочерьми Марцинкевича новый дом тоже не сохранился.

Стоит тут и еще один своеобразный памятник - лысый пень от старой липы. По преданию, под этой липой была создана, вскоре после «мятежа» 1863 года, «Пінская шляхта» - вершина белорусской драматургии XIX века [11, c 62-63]. 

Усадьба «Марцiнова Гусь»

Как известно, Воложинский район славится ещё и своими агроусадьбами.

Усадьба «Марцiнова Гусь» является наилучшей резиденцией для знакомства с уникальным краем - Налибокской пущей, в котором издавна столкнулись и переплелись 2 начала: Русь и Литва.

 Это типичная деревянная  усадьба мелкой шляхты, крытая  гонтой, с частной экспозицией,  которая представляeт традиционную  бытовую и духовную культуру  восточной Виленщины ("Славянской  Литвы") ХIХ в., в особенности кулинарию и гастрономию.

Владелец усадьбы, доктор исторических наук Алесь Белый - автор многих книг, посвящённых истории белорусской  кухни. «Марцiнова Гусь» - своеобразная творческая лаборатория, в которой  возвращаются к жизни почти утраченные в современной Беларуси гастрономические традиции Великого княжества Литовского.

Некоторые фирменные блюда усадьбы:

Крупник грибной

Зразы шляхетские (с курагой и  черносливом)

Цыплята «а-ля куропатки»

Блины гречневые 

Щавель горячий мясной

Колдуны графа Тышкевича

Гусь "Марцiнова"

Треска по-литвински

Сельдь по-гуральски

В усадьбе организуются и концерты аутентичных, соответствующих обстановке музыки и танцев. Хозяева усадьбы практикуют организацию тематических календарных фестивалей, повторяющихся каждый год, с соотвествующими каждому празднику традиционным меню и этикетом (день св. Казимира, день св. Мартина, Рождество и т.д.).

Информация о работе Экскурсии религиозной тематики как вектор межкультурной коммуникации