Экскурсии религиозной тематики как вектор межкультурной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы: на основе изученного материала создать конкурентоспособный экскурсионный продукт.
Для достижения поставленной цели в ходе работы были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) изучение истории возникновения и развития религиозных направлений в Беларуси;
2) ознакомление с историей возникновения и современным состоянием культовых сооружений Воложинского района;

Содержание

1 Экскурсии религиозной тематики как вектор межкультурной коммуникации 6
1.1 История религиозных конфессий на территории Беларуси 6
Введение 12
2.1 Культовые сооружения как объект экскурсий религиозной тематики 13
2.2 Раков 15
2.3. Ивенец 20
2.5 Першаи 27
Заключение 39
Список использованных источников 40
Приложение А. Схема маршрута 41
Приложение Б. Технологическая карта 43
Приложение В. Карточки экскурсионных объектов 47
Приложение Г. Комплекс наглядных пособий 48
Приложение Д. Приветствие и заключительное слово 49
Приложение Е. Обед в традициях православных, католических, еврейских общин 50

Прикрепленные файлы: 1 файл

Экскурсии религиозной тематики как вектор межкультурной коммуникации.docx

— 536.19 Кб (Скачать документ)

После Рижского мирного договора 1921 года Раков очутился на польской стороне, около самой границы. И неудивительно, что местечко стало одним из контрабандистских  центров. Из Польши в Советский Союз нелегально поставляли мануфактуру  и спирт, а из СССР в Польшу –  золото и меха.

В Великую Отечественную войну  немецкие фашисты сожгли Раков, уничтожили свыше 2 тыс. человек, т.е. практически  всё местное население.

Некогда большой город, столица  графства магнатов Огинских, культурный, религиозный и экономический  центр, теперь Раков имеет статус деревни в Воложинском районе.

От городища на Менке дорога прямиком, через Старое Село, идет к Раковскому шоссе. Через 20 километров появляется и сам Раков. Справа от дороги виднеется первая примета Ракова: Крестовоздвиженская часовня, с которой связано одно народное предание.

По преданию, Раков – одно из шести мест в Беларуси, которые  посетила Пресвятая Дева Мария. Подтверждением тому служит чудотворный источник, расположенный у упомянутой выше часовни. В летописной книге Спасо-Преображенского  храма есть запись о местном предании, в котором говорится о явлении  иконы Божией Матери слепому возле  источника. Омывши свое лицо в источнике, слепой прозрел и увидел на дереве у источника образ Божией Матери с Предвечным Младенцем. Стал на колени, возблагодарил он Бога за чудесное исцеление. В память сего чудесного события этот человек на собранные пожертвования соорудил деревянную церковь и поставил там явленную икону. Церковь много раз горела, но быстро отстраивалась заново. Разрушили-таки ее во второй половине прошлого столетия. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы исчезла. Новая каменная часовня Божией Матери над источником появилась в 1993 году («капличка» - на местный манер). На часовне цитата из Послания св. апостола Павла «З Бога не насмяешся».

И сегодня не иссякает святой источник и количество людей, приходящих и  приезжающих к нему, чтобы испить необычайно вкусной, освежающей воды, умыться, набрать с собой. Химический анализ воды из источника показал  в ней содержание невероятного количества ионов серебра. Источник был освящен православными и католиками. По большим церковным праздникам к часовне совершаются крестные ходы из раковского Спасо-Преображенского собора.

 При въезде в Раков, в поле зрения также попадают несколько кладбищ: справа православное, слева — старое католическое, с белокаменной каплицей св. Анны, построенной в 1830 году; за католическим кладбищем располагаются два иудейских кладбища – что свидетельствует о том, что в Ракове в разные времена жили представители данных конфессий

  Далее дорога  переходит  в  одну  из  улиц  Ракова,  где сейчас  живет более   2-х тысяч жителей. На берегу реки Ислочь стоит аккуратное здание из белого кирпича – это молитвенный дом христиан веры евангельской. Развернувшись, можно увидеть древнее городище. Здесь в XVI веке стоял феодальный замок, который упоминается на известной карте Великого княжества Литовского, составленной Томашем Маковским в 1613 году. С древнего городища открывается удивительный вид на все три храма.

 

2.2.1 Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенская церковь - одна из главных архитектурных достопримечательностей Ракова. Храм никогда не закрывался, в нем никогда, со дня освящения  до нынешней поры, не прекращались богослужения. Основание храма было заложено в 1735 по благословению киевского митрополита Афанасия Шептыцкого при униатском монастыре базильян (васильян). Настоятель монастыря отец Адриан Папковский основал в Ракове братство во имя святой Праведной Анны, и именно с помощью братства при поддержке владельца Ракова, князя Казимира Сангушки, начал возводиться большой каменный храм. Строительство затянулось на долгие годы. Основные работы были окончены в 1793 году, почти через 60 лет. 16 сентября храм был освящен в честь Преображения Господня. В 1839 году с ликвидацией унии монастырь был упразднён, церковь стала действовать как приходская. Во второй половине XIX века церковь неоднократно перестраивалась для изменения костёльного облика.  В 1906 г. стены церкви были расписаны П. Курбатовым. Был также обновлен иконостас. По своему убранству и благолепию Раковская церковь вошла в число наилучших храмов Минской епархии.

В честь 25-летия отмены крепостного  права перед храмом в 1886 году была построена брама-звонница. Ее нижний ярус представляет собой арку, верхний  — четырехгранный объем со сквозными  арочными проемами, куда помещен колокол. Покрытие имитирует характерные  для древнерусского зодчества волнообразные  скаты.

Величественный и просторный храм украшен старинным паникадилом3, имеющим свою историю. Его приобрели в 1899 году на собранные прихожанами средства. Часть денег была прислана Всероссийским пастырем, святым праведным Иоанном Кронштадтским, чудотворцем.

Прихожане почитают находящуюся в  храме икону, которую называют «Афонской». Это список с иконы Божией Матери «Акафистской» или «Предвозвестительницы», переданный в дар Спасо-Преображенской церкви монахами Горы Афон в 1910 году по просьбе тогдашнего настоятеля храма – отца Константина Околовича. Список был сделан монахами Святой Горы на кипарисовой доске, в которую вложили частицу Животворящего Креста Господня, камешек от гроба Пресвятой Богородицы, частицы мощей священномученника Харлампия, святителя Григория Паламы, мученника Георгия Нового. Также среди особо чтимых образов храма: список иконы Божией матери "Раковская", список иконы Божией матери «Крупецкая».

 

2.2.2 Костел Божией Матери Ружанцовой и Св. Доминика

Костел, построенный в 1906 году на месте деревянного католического храма, определяет силуэтную панораму древнего местечка. В его композиционном и пластическом решении зодчие использовали формы средневековой готики. Выполненный из желтого лицевого кирпича, который доставляли из Литвы до Воложина по железной дороге, а оттуда – на телегах; с тщательной проработкой швов кладки, в чем проявляется веяние господствовавшего тогда стиля модерн, костел сразу же дает понять зрителю, что готика тут «как бы не настоящая», что это всего лишь искусная декорация архитектуры давно ушедшей эпохи, сентиментальное и одновременно ностальгическое воспоминание о прошлом, когда подлинная европейская готика была мощнейшим воплощением католической сакральности. Не случайно о готике той поры, «пламенеющей готике» XV века, говорили как об архитектуре, «перешедшей по ту сторону своего материального существования и подавляющей своей невесомостью».

Ступенчатые контрфорсы, высокие стрельчатые  окна и ниши, зубчатый фриз, стрельчатые  своды в интерьере — все  это скомпоновано и собрано в  постройке начала XX века, которая  предстает перед нами как романтическая  реминисценция готики, некогда отождествлявшей  эпоху подъема и триумфа католической веры.

Это материализованное архитектором с помощью кирпича воспоминание словно призывает к восстановлению религиозно-идейных позиций, утраченных католицизмом на этих землях в XIX веке, и служит действенным средством для привлечения прихожан в лоно католической церкви.

Таким образом, в неоготической  архитектуре католицизм нашел впечатляющую художественную выразительность, которая содействует пробуждению религиозного порыва и эмоционально укрепляет ту веру, что неоднократно была поколеблена в ходе противоречивых событий истории.

Возле костела установлен Крест  в память Святых Миссий - общих молитв, прошедших в Ракове в мае 2006 года.

В костеле сохранился древний образ  св. Казимира Ягеллона.

Следует также подчеркнуть, что если православное культовое строительство щедро финансировалось и стимулировалось государственной казной, то католики строили храмы в большинстве своем на добровольные пожертвования местных помещиков-меценатов. Так было и здесь.

Костел был построен при содействии тогдашних владельцев местечка — помещиков Здзеховских. Их усадьба стояла на виду у костела, на берегу Ислочи, рядом с древним городищем.

Прогуливаясь по улицам Ракова, уместно вспомнить, что в прошлом веке здесь действовала крупная мануфактура по производству сельскохозяйственных машин, изделия которой пользовались широким спросом в Псковской, Петербургской и иных губерниях России. Местные жители успешно занимались свиноводством, пошивом одежды, производством арф-веялок, которые особенно хорошо были известны в Минском повете. Но настоящую славу Ракову принесли его кустари-гончары.

Свое начало раковская керамика берет в XVI — XVII столетиях. Расцвету этого ремесла тут способствовали высококачественные глины, залежи которых  находились неподалеку от Ракова (в  деревнях Кучкуны и Бузуны). При обжиге глиняные изделия приобретали красный цвет.

Ассортимент изделий включал в  себя самую разнообразную посуду (кухонную, столовую, предназначенную  для транспортировки продуктов), предметы для украшения интерьеров, вроде горшков и ваз для  цветов, а также игрушки.

Раковскую керамику приобретала почти вся северо-западная Беларусь. Раков имел Магдебургское право, каждую неделю на центральной площади города проходили торги. Керамические изделия продавали в деревнях, на местечковых кирмашах, в городах: Минске, Браславе, Лиде и даже в Вильне [11, с 55-58].

Эксклюзивным объектом Ракова является музей-галерея братьев Янушкевичей.

Нынешний хозяин музея, Феликс Янушкевич - художник, реставратор, президент Белорусской Академии изобразительных искусств, академик. В галерее Феликса есть великолепная коллекция керамики раковских мастеров. Это самая большая коллекция керамики в Европе, в ней - около 1700 предметов. В собрании галереи - Венера Раковская и даже фрагменты слуцких поясов. Их, между прочим, когда-то здесь ткали.

На том месте, где теперь находится  музей-галерея, до 1942 года жил пекарь Ёсель Красносельский. Его семья  погибла в Раковском гетто. Но весь свой скарб Красносельские успели спрятать ещё до заключения в гетто: положили в медные бочки и закопали. Феликс Янушкевич организовал раскопки на своем участке и извлек из недр земли когда-то надежно спрятанный еврейский скарб. По словам Феликса, чего там только не было: сорок гирь, велосипед, помады, тарелки и даже ночные горшки. Сейчас предметы быта еврейской семьи можно также увидеть в экспозиции музея-галереи Янушкевичей [12, с 10-11]. 

2.3 Ивенец

Городской поселок Ивенец расположен в 30 км от Ракова по берегам реки Волмы  — притока Ислочи, впадающей в  Неман. Ивенец находится в восточной  части Налибокской пущи, и сегодня  в этом уютном городском поселке  живет около 5 тысячи человек.

Согласно письменным источникам Ивенец известен со второй половины XV века как  владение графов Соллогубов, хотя есть мнение, что местечко существовало ещё в XIV веке и принадлежало великому князю Витовту.

От Великого князя Витовта Ивенец перешел к его племяннику Андрею Владимировичу. В начале XVIII века хозяином поселения был менский стольник Теодор Ванькович из известного меценатского рода. Впоследствии на протяжении долгого времени Ивенец находился во владении тех самых крупных феодалов Соллогубов, упомянутых выше. При них поселение в 1522 году стало местечком.

В середине XVI века здесь появляются протестанты, а вместе с ними — кальвинистский сбор, школа и госпиталь. После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году местечко входит в состав Российской империи, становится центром волости.

Во время национально-освободительного восстания под предводительством  композитора-патриота Михала Клеофаса Огинского отряд повстанцев двигался из Ошмян через Вишнево и Воложин на Минск и дошёл до Ивенца. Но тут он узнал, что Минск очень хорошо укреплён, и решил отступить. Местные крестьяне давали Огинскому телеги для обоза.

Не обошли Ивенец и исторические события Отечественной войны  1812 года. Здесь мужественно воевали с противником верные сыновья России под командованием генерала Дорохова, но под натиском превосходящих сил противника вынуждены были отступить.

В XIX в. Ивенец населяли католики (поляки), евреи и в значительно меньшем количестве белорусы и русские.

По Рижскому договору 1921 года Ивенец входил в состав Польши, имея статус приграничного посёлка. После освобождения Западной Беларуси из-под белопольской власти в Ивенце было создано временное управление, которым руководил коммунист Ряжинский и отряд Рабочей и Крестьянской гвардии. Управление в короткий срок установило новый порядок. В январе 1940 года был создан Ивенецкий район с административным центром в Ивенце.

Сегодня Ивенец является городским  поселком в Воложинском районе Минской  области.

И этот посёлок – удивительное место, где по соседству друг с другом находятся два костёла, церковь и синагога.

 

 

2.3.1 Костел св. Алексея

Возникновение костёла св. Алексея  в Ивенце тесно связано с историей самого местечка. После восстания 1863 г. царское правительство начало угнетать католическую церковь и местное население. 28 ноября 1868 г. по приказу министра внутренних дел, генерала Тимашова, были закрыты оба ивенецких костёла: св. Троицы (фарный) и св. Михаила (францисканский), а также деревянная часовня на кладбище, существовавшая с 1820 г. Оба каменных храма власти переоборудовали под православные церкви.

30 ноября 1904 г. благодаря усилиям  генерала Эдварда Каверского  Николай II лично дал официальное  разрешение на строительство  нового костёла на ивенецком  кладбище. Примечательно, что сделано  это было ещё до выхода известного  апрельского указа 1905 г. о веротерпимости, после которого в Беларуси  началось массовое строительство  костёлов. Титул нового католического  храма - св. Алексея - был выбран  в знак признательности за  царское "добро", в честь  наследника российского императорского  престола.

Информация о работе Экскурсии религиозной тематики как вектор межкультурной коммуникации