Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории государства и права".

Прикрепленные файлы: 1 файл

1-10 билеты.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

 

 

9.Государственная Дума в 1906 – 1914 гг.: состав и основные направления деятельности.

19 октября 1905 г. был утвержден указ "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений". В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение. 
 
Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров. Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Но сохранились "всеподданнейшие" доклады министров царю.  
Первым председателем реформированного Совета министров стал С.Ю. Витте (до 22 апреля 1906 г.). С апреля по июль 1906 г. Совет министров возглавлял И.Л. Горемыкин, который не пользовался ни авторитетом, ни доверием среди министров из-за своей бездарной предыдущей деятельности на государственных постах. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П.А. Столыпин (до сентября 1911 г.). 
 
11 декабря 1905 г. был утвержден избирательный закон, расширивший избирательные права путем установления четвертой курии - рабочей. Выборы по-прежнему оставались многостепенными, не всеобщими и не равными.  
20 февраля 1906 г. были утверждены законы "Учреждение Государственной думы" и "О переустройстве учреждений Государственного совета". Первый закон определял срок деятельности Думы (5 лет), при этом царь мог досрочно распустить ее и назначить новые выборы; он же определял продолжительность сессий и сроки перерыва в ихработе.  
 
Учреждение Государственной думы вызвало реформу Государственного совета. Он провозглашался законодательным органом, имел равные с Думой права, мог отклонять любой законопроект, принятый думским большинством.  
 
К весне 1906 г. был подготовлен и накануне открытия I Государственной думы утвержден Николаем II свод "Основных государственных законов" (ОГЗ). Согласно статье 4 ОГЗ "императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть... повиноваться власти его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает". Из "Основных законов" было устранено определение царской власти как неограниченной.  
 
Статья 86 закрепляла законодательную власть Государственной думы и Государственного совета: "Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора". "Основные законы" определяли взаимоотношения Государственной думы и Государственного совета, а также этих "палат" с Советом министров и центральным аппаратом. Законопроекты, не принятые Думой и Советом, считались отклоненными; проекты, отклоненные одной из палат, могли быть снова внесены на рассмотрение только с разрешения царя. Фактически после опубликования ОГЗ 1906 г. царь лишился двух важнейших прерогатив: неограниченного права законодательствования и автономного распоряжения государственным бюджетом. 
 
Черносотенные партии мест в Думе не получили. Серьезное поражение потерпели на выборах октябристы - к началу думской сессии у них было всего 13 депутатских мест. Заметное место среди депутатов занимала крестьянская трудовая группа (107 мест). К концу существования I Думы социал-демократы образовали самостоятельную фракцию из 17 человек. 63 депутата представляли в Думе автономистов (поляки, литовцы, латыши, украинцы, мусульмане). Благодаря тому что в начале думской сессии националисты, трудовики и беспартийные (105 человек) в основном голосовали вместе с кадетами, последние фактически руководили I Государственной думой. Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев. I Дума начала работу 27 апреля 1906 г. 
 
С роспуском I Думы произошли изменения в составе правительства. 8 июля 1906 г. председателем Совета министров назначается П.А. Столыпин с сохранением за ним поста министра внутренних дел. Именно он сыграл огромную роль в роспуске I Думы, проявив качества волевого, энергичного политика. 
Деятельность I Государственной думы в целом способствовала разрушению "конституционных иллюзий" демократической интеллигенции, не оправдала надежды крестьянства на решение аграрного вопроса. 
 
17 июля 1906 г. вспыхнуло восстание солдат и матросов в крепости Свеаборг, 19 июля их поддержали солдаты и матросы Кронштадта и Ревеля. Огромным напряжением сил правительству лишь через три дня удалось подавить мятеж. После этого царское правительство окончательно встало на путь открытого террора в борьбе с революционнымдвижением, которое постепенно шло на убыль. 
 
В этой обстановке прошли выборы во II Государственную думу. Путем всевозможных уловок и прямых репрессий правительство стремилось обеспечить приемлемый для себя состав Думы.  
Всего во II Думу было избрано 518 депутатов. Кадеты по сравнению с первыми выборами потеряли 55 мест. Народнические партии получили 157 мест. Социал-демократы имели 65 мест. Всего у левых партий было 222 мандата, или 43% голосов в Думе. Значительно усилилось правое крыло Думы: в нее вошли черносотенцы, которые вместе с октябристами имели 54 мандата (10%). 
 
Открытие II Государственной думы состоялось 20 февраля 1907 г. Председателем Думы стал правый кадет Ф.А. Головин. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала государственный бюджет на 1907 год, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т. д. 
 
3 июня 1907 г. был опубликован царский манифест о роспуске II Государственной думы и изменении положения о выборах. Издание нового закона о выборах явилось фактически государственным переворотом, поскольку оно нарушало "Основные государственные законы", по которым ни один закон не мог последовать без одобрения его Думой.Государственная дума первых двух созывов лишь формально являлась законодательным органом. За 72 дня деятельности I Государственной думы Николай II утвердил 222 законодательных акта, и из них только один рассматривался в Думе и Государственном совете и был ими одобрен. В течение 102 дней существования II Думы император утвердил 390 законов, и только два из них прошли через Государственную думу и Государственный совет. 
 
В III Думу было избрано: правых - 51, октябристов - 136, прогрессистов - 28, кадетов - 53, националистов - 90, трудовиков - 13 и социал-демократов - 19. Пост председателя Думы последовательно занимали октябристы: помещик Н.А. Хомяков, в 1910 г. А.И. Гучков, а затем (с 1911 г.) М.В. Родзянко. 
За пять лет ее работы (до 9 июня 1912 г.) она провела 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой Думой. Основное место в думских дебатах занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы, рабочий и национальный.  
 
В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную думу. Заседания IV Думы открылись 15 ноября 1912 г. Председателем ее в течение пяти лет (до 25 февраля 1917 г.) был октябрист М.В. Родзянко. Основными фракциями IV Думы являлись; правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли два думских большинства. Кроме них в Думе были представлены трудовики (10) и социал-демократы (14). 
 
Начавшаяся в 1914 г. мировая война временно притушила разгоравшееся оппозиционное движение в российском обществе.  
В августе 1915 г. на совещании членов Государственной думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 и 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И. Шидловский, а фактическим руководителем - П.Н. Милюков. Декларация блока, опубликованная в газете "Речь" 26 августа 1915 г., носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства "общественного доверия" (из царских сановников и членов Думы).

 

10.Государственное  и административное право по Судебнику 1550 г.

С развитием  процесса централизации страны появилась  необходимость сотворения нового свода  законодательства, каковым и стал Судебник 1550 года (царский). Данный документ базируется на нормах российской Правды, обычном праве, судебной практике и Судебнике 1497 года (так как называемый "великокняжеский").

С изданием Судебника  расширяется круг возможностей центральной  власти: контроль за наместниками, взимание единой гос пошлины, право сбора  торговой пошлины (таньги) переходит  к царской администрации.

Проводится  точно выраженная социальная направленность наказания, усиливаются черты розыскного процесса. Регламентация обхватывает  сферы уголовно-правовых и имущественных  отношений. Закрепляется сословный  принцип наказаний и сразу  расширяется круг субъектов преступления- в него включаются и холопы. Новым кодексом законов запрещался перевод в холопы детей боярских (мелкопоместных дворян на службе князей и бояр) и ограничивается приток посадских людей во владения монастырей. Последняя мера указывала на рвение страны не допустить убыли налогоплательщиков, поскольку духовенство было освобождено от государевых налогов. Податное популяция обязано нести тягло -совокупность натуральных и денежных повинностей.

Судебник 1550 года сохранил Юрьев день, но включал в себя более упорядоченные статьи о правилах перехода фермеров и разрешал обращать холопов в фермеров, ограничил права наместников, ужесточил наказания за разбой, вводил статьи о наказании за взяточничество.

существенно определеннее инсталлируются в законе субъективные признаки преступления, разрабатываются формы вины.

грех по Судебнику 1550 года не лишь нанесение материального  либо морального вреда (обиды). На первый план сейчас выдвигается защита имеющегося общественного и правового порядка. Грех - нарушение установленных норм, предписаний и совместно с тем воли сударя, которая неразрывно связывалась с интересами страны.

возникло понятие  государственного преступления, которое  было неизвестно российской Правде. К  таким относится: крамола (антигосударственное деяние), заговор, мятеж.

Усиление центральной  власти обусловило развитие форм внесудебной, внеправовой экзекуции. Практика выработала такую своеобразную форму судебного  процесса, как "облихование" (ст.52 Судебника 1550 года): если подозреваемого винили в том, что он "ведомо лихой человек", этого было довольно для внедрения к нему пытки. Обвинение предъявляли 15-20 человек "наилучших людей", детей боярских, дворян, представителей верхушки посада либо фермерской общины. "Облихование" порождало особенного субъекта -"лихого человека". К "лихим" (особо опасным) делам относились -разбой, грабеж, поджог, убийство ("душегубство"), особенные виды татьбы.

Группа должностных  преступлений и преступлений против порядка управления и суда: взятка ("посул"), казнокрадство.

Развитие денежной системы породило таковой состав преступления как фальшивомонетничество ( чеканка, подделка, фальсификация  средств).

Преступления  против личности разделялись на :

- квалифицированные  виды убийства ("государский убийца", разбойный убийца)

- оскорбление  действием и словом.

Группа материальный преступлений. Огромное внимание уделено  татьбе, в которой выделялись неотграниченные  юридически друг от друга грабеж и  разбой (открытое хищение имущества) и квалифицированные виды:

- церковная,

- "головная" (похищение людей).

Усложняется и  система наказаний, формируются  новейшие цели наказания: устрашение и  изоляция преступника. Телесные наказания - основной вид наказания. Более распрастраненная форма - "торговая казнь", т.Е. Битье  кнутом на торговой площади.

Членовредительные наказания возникли в период судебников и делали важную символическую функцию - выделение преступника из общей  массы (урезание ушей, языка, клеймение). Дополнительные наказания частенько  применялись в виде штрафов и  денежных взысканий.

В судебном процессе различаются две формы. Состязательный процесс - при ведении гражданских и менее тяжких уголовных дел. Использовались свидетельские показания, присяга, ордалий (в форме судебного поединка), широкий набор процессуальных документов: вызов в трибунал осуществлялся посредством "челобитной", "приставной" либо "срочной" грамоты. В судебном заседании стороны подавали "ставочные челобитные", заявляя о собственном присутствии. По решенному делу трибунал выдавал "правовую грамоту", с выдачей которой иск прекращался. Розыскной процесс применялся в более серьезных уголовных делах

- государственный  преступления, убийсва, разбой и  др. Сущность розыскного ("инквизиционного") процесса заключалась в следующем:

дело начиналось по инициативе государственного органа либо должностного лица, в ходе разбирательства необыкновенную роль игрались такие подтверждения, как поимка с поличным либо собственное признание. Для получения последнего применялась пытка. В качестве другой новой процессуальной меры употреблялся "повальный обыск"

- массированный  допрос местного населения с  целью выявления очевидцев преступления  и проведения процедуры "облихования". В розыскном процессе дело  начиналось с издания "зазывной  грамоты" либо "погонной грамоты", в которых содержалось предписание властям задержать и доставить в трибунал обвиняемого. Судоговорение свернуто, главные формы розыска: допросы, очная ставка, пытки. По приговору суда "облихованный", но не признавший собственной вины преступник, мог быть подвергнут тюремному заключению на неопределенный срок.

Решенное  дело не могло быть рассмотрено вторично в том же суде. В высшую инстанцию  дело переходило "по докладу" либо "по жалобе", допускался лишь аппеляционный  характер пересмотра (т.Е. Дело рассматривалось  поновой). Судебная система состояла из ряда инстанций: трибунал наместников (волостей, воевод), приказной трибунал, трибунал Боярской думы либо великого князя. Параллельно действовали церковные и вотчинные суды, сохранялась практика "смешанных"судов.


Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"