Благотворительность в Ставропольской губенрнии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:12, контрольная работа

Краткое описание

Частная благотворительность имеет глубокие исторические корни в России, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую из основных заповедей – о любви к ближнему. Свое выражение она получила в раздаче милостыни. Идея милостыни лежала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Благотворительность в Ставропольской губернии.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

В то же время купец Волобуев строит часовню Казанской Божией Матери на Нижнем базаре, перечисляет огромную сумму для золочения иконостаса Троицкого собора. В 1848 году вносит пожертвования на строительство Иоанно-Предтеченского храма, давшего начало крупнейшему на Кавказе Иоанно-Мариинскому женскому монастырю.

Перед смертью, последовавшей в 1854 году, Игнатий Иудович отписал  по завещанию по 500 рублей Казанской  и Троицкой церквам, 300 рублей - Варваринской, а 1200 рублей серебром были розданы пожеланию  покойного бедному люду в день его погребения.

"Светлое царство русское" - так назвал купеческое сословие  великий русский писатель Иван  Сергеевич Шмелев. "Не только  государственное, но и огромное  жизненное дело воистину делало  наше именитое купечество, -читаем  мы в очерке Шмелева "Душа Москвы".

- Не о промышленности  и торговле речь: русское купечество  оставило добрую память по  себе и в духовном строительстве  России... Неисчерпаемо море щедрых  даров купечества во имя человека-брата;  много дел человеколюбия и  просвещения остались безымянными, по Слову: "пусть левая рука твоя не знает, что творит правая". Сотни миллионов рублей воплотились в храмы, приют, богадельни, школы, гимназии, народные дома, больницы, ремесленные училища, театры, библиотеки и картинные галереи. Не хлопотали "о народе", не кричали, не суесловили, а делали без шума, просто.

В рапорте на имя губернатора  ставропольский городничий Зервальд 25 сентября 1808 года писал: "Временно торгующие  армяне, не представя позволение от начальства, купя себе место от здешней  казачьей станицы возле рядов, начали строить каменную церковь..." В ответ на этот рапорт губернатор ответил: "Даю вам знать, что место, указанное ставропольской станицей, городу не принадлежит и зависит не от гражданского, а от военного начальства. Строить им сию церковь не препятствовать..."

Строительство было продолжено, но завершилось  по ряду причин только в 1836 году. Она  была деревянной, облицованной камнем, с двумя куполами. Церковь назвали  именем святого Григория Просветителя - первого армянского патриарха. С притоком армянского населения в Ставрополь и обогащением общины создались условия для реконструкции церкви. Инициаторами стали известные в городе купцы Тер-Микелов и Макар Попов. В 1867 году по указу Его Императорского Высочества, Наместника было дано разрешение на строительство каменной армянской церкви в Ставрополе. В апреле 1881 года она была готова для богослужения. Ставропольская армянская церковь играла значительную организующую роль в общине, поддерживала национальные традиции, обычаи, устраивала базары, сборы от которых шли на благотворительные цели и обучение армянских детей.

Григорий Николаевич Прозрителев (1849-1933) принадлежит к  числу тех бескорыстных просветителей, которые оставили заметный след в  истории российской провинции XIX - начала XX в. Проявляя большой интерес к истории Северного Кавказа, он развивал и внедрял в общество лучшие традиции российской интеллигенции.

Отец занимался благотворительностью и был набожным человеком. Мать состояла в женском благотворительном  обществе Св. Александры, хлопотами которого в Ставрополе было открыто женское училище с пансионом для благородных девиц. Пример родителей и их окружения оказал решающее влияние на формирование Григория Николаевича

Отойдя от революционного движения, Г.Н. Прозрителев начинает активную служебную, общественную и краеведческую деятельность.

Работая присяжным поверенным в  окружном суде, ведет дела инородцев. Во время поездок по делам службы имеет возможность непосредственно  знакомиться с культурой и  бытом населения Северного Кавказа.

Поражает активность его участия  в благотворительных и просветительных  обществах. В течение ряда лет  он является членом общества грамотности, потом председателем общества содействия воспитанию и защиты детей, участником обществ Красного Креста и помощи бедным, обществ по устройству народных лекций, по борьбе с пьянством, помощи голодающим и бедным, членом Союза культурно-просветительских и благотворительных обществ г. Ставрополя. Выступая инициатором открытия ночлежных домов для беспризорных детей, состоит распорядителем музыкального кружка, создает на личные средства народный театр для населения окраин. Во время эпидемий инициирует создание комитетов по борьбе с холерой и тифом. Его имя часто встречается в числе жертвователей на различные благотворительные цели.

В 1903 г. он публикует большую статью о необходимости создания в Ставрополе краеведческого музея, где могла  бы быть представлена история и культура народов, населяющих Северный Кавказ. Музей учреждается губернским статистическим комитетом 24 февраля 1905 г.

В 1906 г. при статкомитете создаются  Ставропольская ученая архивная комиссия и Ставропольский музей Северного  Кавказа. Г. Н. Прозрителев избирается председателем Комиссии и возглавляет  археологический отдел музея. Летом 1906 г. он участвует в съезде археологов и архивных деятелей в г. Владимире, отмечая, что "с этого момента Ставрополь примыкает к семье всероссийских ученых, работающих по охране памятников старины и архивов и ученые общества узнают о существовании музея Северного Кавказа".        

очевидцы многих событий этого  периода истории Кавказа. Они  помещали на страницах сборников  статкомитета и ученой архивной комиссии свои воспоминания. Г.Н. Прозрителев  не только редактирует указанные  сборники, но и сам активно печатается в них, помещая статьи по археологии, истории, архивным изысканиям. К 100-летию Отечественной войны 1812 года он издаёт отдельной книгой фундаментальный труд "Военное прошлое наших калмыков". В 1922 г. за заслуги перед этим народом он был избран Почетным гражданином Калмыкии.

В 1907 г. Г. Н. Прозрителев начинает изучение золотоордынского города Маджары, расположенного на месте современного г. Буденновска. В этих работах принимает участие  один из крупнейших археологов России В. А. Городцов.

В археологических целях  Григорий Николаевич совершает поездки  в Теберду, Балкарию, Азов и Керчь, где собирает экспонаты для музея. Он изучает археологические памятники  Ставропольской губернии, на основании  чего составляются первые археологические  карты и серьезно ставится вопрос о сохранении археологического наследия.

Эта проблема была остроактуальной  в связи с быстрым экономическим  освоением региона, в результате чего нарушались и уничтожались древние  курганы, поселения, городища и могильники. В начале XX в. Ставропольская губерния находилась на первом месте в России по распаханности земель, в результате чего активно разрушались древние памятники, в защиту которых Г.Н. Прозрителев выступал постоянно.

В 1913 г. за большую работу по спасению и сохранению архивов Г.Н. Прозрителев был награжден орденом Станислава III степени.

В 1916 году он избирается председателем Кавказской археографической комиссии и переезжает в Тифлис. Но в связи с военной и революционной  обстановкой в следующем, 1917 г., возвращается в Ставрополь, где готовит к изданию обширный труд "Ставропольская губерния в историческом, этнографическом и бытовом отношениях". В 1919 г. он издает первую часть этого исследования, остальные две части сохранились в рукописях и не изданы до сих пор.

За короткий срок в музее были собраны обширные коллекции, что позволило уже в 1906 г. открыть его для посетителей. Г. Н. Прозрителев передал музею свою собственную коллекцию кавказского оружия, а также собрание по археологии и этнографии.

История сохранила один из множества случаев, занимательных своим сюжетом. В 1910 г. в с. Казинке Ставропольской губернии крестьянином Алейниковым на огороде был открыт знаменитый клад, состоящий из 19 золотых предметов сарматского времени общим весом более 16 кг. Клад был передан в Императорскую археологическую комиссию и поныне хранится в золотой кладовой Государственного Эрмитажа. За сданные ценности нашедший получил приличное вознаграждение – 37 тыс. рублей. Другой же крестьянин, продавший ему год назад землю, подал в суд, требуя долю и мотивируя это тем, что он продавал землю, но не её недра. Ведение дела было поручено Г.Н. Прозрителеву, который закончил его к обоюдному удовлетворению истца и ответчика. Благодарные крестьяне подарили судье 1500 рублей, которые он пожертвовал на нужды ученой архивной Комиссии. Из этой суммы на 860 руб. закупили ценную коллекцию антиквариата для музея, значительно пополнив его собрания.

Гордостью музея являлись этнографические сборы о народах, населявших Северный Кавказ: русских, украинцах, белорусах, армянах, калмыках, ногайцах, туркменах, представителях Дагестана, чеченцах, осетинах, ингушах, балкарцах, кабардинцах, карачаевцах, татарах, мордовцах и других. С помощью этих коллекций в экспозиции вошли интересные комплексы, воссоздавшие обстановку жилищ и костюмы горских и кочевых народов. Особый интерес посетителей вызывали манекены, которые демонстрировали внешний облик и одеяние многих жителей этого южного региона.

На правом берегу реки Кочети, среди офицерских участков, где находились хутора, располагалась Покровская женская община. Сама община находилась на некотором возвышении, а на самом высоком месте был построен храм. Общину возглавляла мать Татиана со старшими сестрами. В храме служили три священника, старшим из которых был отец Филипп Николайченко. 

Планировалось, что закладываемый  храм должен стать одним из лучших в епархии и по своим архитектурным  достоинствам, и по своим размерам. Общая стоимость здания, исчисленная  по смете, составляла 100 тысяч рублей, не считая иконостаса, утвари и украшений. Размеры храма составляли 65х40 аршин. Архитектура выдержана в византийском стиле. В подвальном полуэтаже размещался еще один храм - теплый, который использовали в зимнее время. Постройку храма планировалось закончить в 5-6 лет. Храм строился на пожертвования местных жителей, часть средств расходовалась на самые неотложные нужды и возведение подсобных помещений. Украшен же храм был ценной утварью, пожертвованной черноморцами. 

Самым известным благотворителем  был крестьянин из Ставропольской губернии, села Новоегорлыкского, Гавриил Захарович Петров. Он вручил 10000 рублей на постройку храма, не отказываясь впредь помогать в случае нужды. Сам Гавриил Захарович был родом из крепостных. На Кавказ прибыл вместе со своим отцом из села Выжлеса Спасского уезда Рязанской губернии в конце 30-х гг. XIX в. в возрасте 11 лет. Сначала они с отцом жили в селе Новоегорлыкском, занимались бондарным делом. С отменой крепостного права его отец приписался к сельскому обществу, продолжая заниматься прежним ремеслом. Неустанным трудом и бережливостью отцу удалось собрать немалые деньги, а сын его - Гавриил Захарович - впоследствии увеличил капиталы, занимаясь торговлей. Он скупал хлеб в те годы, когда цены на него были невысоки, и продавал в неурожайные годы. Помогая нуждающимся, Гавриил Захарович упрочил за собой имя благотворителя. Он снискал всеобщее уважение и любовь настолько, что без совета «дяденьки Захарыча» не предпринималось ни одно общественное дело. На его личные средства был расширен и украшен местный сельский Николаевский храм, построен храм в бедном поселке Джувэ, общая стоимость которого превысила 22 тысячи рублей. Им же было пожертвовано 1500 рублей на постройку храма при доме «безпомощных» в г. Ставрополе, 1000 рублей на нужды Андреевской церкви. 

Гавриил Захарович Петров помогал также Андреевско-Владимирскому братству. Его первый взнос в 1888 г. составил 5000 рублей (произошло это в самом начале деятельности братства). Эти средства дали возможность сразу приобрести дом, где помещались 60 бесприютных детей, со школой и мастерскими, дешевая столовая для бедных, народная библиотека и читальня, книжный склад, квартиры для служащих. 

Гавриил Захарович также  сделал значительный вклад средств  в строившуюся больницу для душевнобольных в г. Ставрополе. Он помогал при  расширении здания Ольгинской женской гимназии, а на постройку Александровской гимназии пожертвовал свыше 4000 рублей. Все это делалось им для укрепления жизни края. 

При преосвященном Агафодоре  в Покровской женской общине была возведена деревянная, обложенная кирпичом пристройка к храму размером 29х20 аршин. В ней, кроме помещения начальницы, находились 8 келий. Стоимость этой постройки составила 4000 рублей. Также было построено здание школы, с помещением для учителя и особой комнатой для приюта детей отдаленных хуторов. Содержание этих детей община взяла на собственный счет. В 1900 г. в школе обучалось 20 детей: часть из них проживала в общине постоянно, а часть приходила из близко расположенных хуторов, приписанных к храму общины. Из сумм училищного совета учительница получала в год 240 руб., а община предоставляла ей квартиру с отоплением, освещением, столом и прислугой. 

Позднее в общине был  построен завод по изготовлению кирпича. Им снабжался г. Моздок и близлежащие  станицы. 

 

 

 

Глава  2 Виды благотворительной помощи пострадавшим при наводнении 2002 г в Ставропольском крае

 

С 18 по 21 июня 2002 года на территории Ставропольского края произошло наводнение, в результате которого была разрушена экономическая и социальная инфраструктура почти трети территории Ставропольского края.

Вот некоторые официальные документы того периода

 

Обращение Государственной  Думы Ставропольского края к органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации в связи  с катастрофическими последствиями  наводнения в Ставропольском крае

Уважаемые коллеги!

С 18 по 21 июня 2002 года на территории Ставропольского  края произошло наводнение, имевшее  характер стихийного бедствия с катастрофическими  последствиями.

В результате ливневого  паводка погибли 47 человек, 18 числятся без вести пропавшими, 15 тысяч жителей населенных пунктов края эвакуированы из зоны затопления, сотни семей остались без крова, лишились имущества.

Ущерб нанесен  двенадцати административным районам  и городам края. Пострадало 60 населенных пунктов, подтоплено и разрушено более 15 тысяч жилых домов, школ, больниц, детских садов, производственных объектов.

Информация о работе Благотворительность в Ставропольской губенрнии