Предмет морфологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 04:46, контрольная работа

Краткое описание

Слово – единица не только лексики, но и грамматики. Как единица грамматики слово – это система форм (книга, книги, книге и т.д.; читать, читаю, читаешь и т.д.) с их грамматическими значениями.
Морфология (от греч. morphê – «форма» и logos – «слово») – отдел грамматики, который изучает грамматические классы слов (части речи) с точки зрения присущих им форм, а также грамматических значений и грамматических категорий, выражающихся в этих формах. Задача морфологии как науки - выявление и описание специфики функционирования сходных грамматических категорий у слов, относящихся к разным грамматическим классам (частям речи), а также установление круга слов в пределах одного грамматического класса, которые не обладают той или иной грамматической категорией.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Морфология_существительное.doc

— 424.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Категория рода

 

 

Категория рода – способность существительных (в единственном числе) диктовать грамматически связанным с ними определяющим словам определенные формы: "московский адрес", "московская улица", "московское вещание".

Во множественном числе род  существительных не проявляется: "интересные фильмы", "красивые женщины", "красивые дома", "новые села". Поэтому существительные, которые имеют только формы множественного числа, родом не обладают.

Учась говорить, человек с детства  практически овладевает знанием рода существительных (а следовательно, и формами тех слов, которые зависят от рода существительных). Потом эти знания грамматически осмысляются в школе, расширяются благодаря чтению, восприятию окружающей речевой среды и т.д. Тем не менее употребление некоторых существительных все-таки представляет известные трудности даже для взрослых носителей языка, свидетельством чего служат факты не только живой устной, но и письменной речи. К числу таких трудных слов относятся существительные на мягкий согласный (орфографически оканчивающиеся на -ь), которые могут быть, как известно, словами как мужского (пень, сель), так и женского (вигонь, фасоль) рода. Указать родовую принадлежность каждого из слов названного типа (а среди них множество специальных и устарелых) в учебном пособии невозможно (общая рекомендация – обращаться к словарям)*. Однако некоторые сведения привести целесообразно. Так, почти все названия птиц (оканчивающихся на -ь) – существительные мужского рода (исключения – выпь, неясыть, свия2зь, чéрнеть, шилохвóсть). Отдельного замечания требует слово лебедь. Как название птицы семейства утиных и как название созвездия оно мужского рода. В народно-поэтической речи, особенно при обозначении самки, это существительное женского рода (вспомним тексты пушкинских сказок, стилизованных под народную речь: "Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет"; "Бьется лебедь средь зыбей. Коршун носится над ней"). Все названия насекомых (кроме вошь, кошениль, моль) – слова мужского рода. Из вещественных существительных, в определении рода которых говорящие (пишущие) могут испытывать колебания, а в практике употребления которых встречаются ошибки**, можно назвать аэрозоль, картофель, нашатырь, толь, тюль, шампунь (они мужского рода); ваниль, канифоль, персоль, пемоксоль (они женского рода). Например: "Яшка достал три рулона толя" (В.Некр.); "Промышленный аэрозоль сосредоточен главным образом в нижних слоях атмосферы, и его влияние на климат в глобальном масштабе невелико" (Изв. 1989.17 июля); "То и дело тугой этот ремень осыпали толченой канифолью" (В.Бел.). Женского рода конкретное существительное мозоль; ср. и выражение "наступить на любимую мозоль".


* Из общедоступных  словарей, помимо толковых, род слова  указывают (родовой пометой или  окончанием родительного падежа  единственного числа): "Орфографический словарь русского языка", "Орфоэпический словарь русского языка".

** Ср., например: "У хороших хозяев к этому времени уже высились на задах стога, прикрытые кусками толи [нужно толя]" (Бакл.).

 

Трудными для употребления могут быть и существительные, называющие некоторые виды предметов, используемых парно: бутсы, кеды, клипсы, тапки, тапочки, туфли, унты. Трудность может возникать тогда, когда почему-либо нужно назвать один предмет пары или образовать ту форму косвенного падежа, которая зависит от рода существительного (бутс или бутсов?, бутсу или бymc?, к бутсу или к бутсе? и т.д.). Часть приведенных слов имеет в литературном языке одну родовую форму: бутса, клипса, сандалия*, тапка, тапочка, тýфля. Часть – две: кед и кеда (родительный падеж множественного числа соответственно кедов и кед), унт и унта (род. пад. мн. ч. – унтов и унт).


* О том, что род  слов названной группы не всегда  известен говорящему, свидетельствует  следующий пример: "На ногах  простые плетеные сандали..." (Комс. пр. 1990. 17 янв.). Автор текста, видимо, произвел форму множественного числа – сандали – от сандаль как слова мужского рода.

 

Существительные общего рода

 

Особую группу среди имен существительных  составляют так называемые слова общего рода. Грамматическое своеобразие их заключается в том, что род этих существительных меняется в зависимости от пола обозначаемого ими лица (а значит, меняется и род согласующихся с ними слов). Например: "– Петр Алексеевич у нас запевала – и какой!" (Тург.); и: "Не успел он договорить, как запевала заиграла другую песню, и девки потянули друг дружку" (Л.Т); "В детстве я был большой рева" (Верес.); и: "Удивительно, как сильно может измениться человек – чумазая, лохматая рева стала видной, умной девушкой" (А.Кожевн.).

К словам общего рода относятся:

1) собственные несклоняемые существительные  – иноязычные фамилии на гласную  (Моруа, Депардье, Савари), иноязычные по происхождению фамилии на согласную (Саган, Книпович), а также русские, славянские фамилии на -о (Нестеренко, Дурново, Живаго) и на -ых/-их (Борзых, Чутких);

2) нарицательные несклоняемые существительные,  значительное большинство которых составляют названия лица как принадлежащего к какой-либо народности (банту, бурунди, гереро, кечуа, манси, удэге, ханты и т.д.), а также некоторые наименования лиц разных тематических групп (визави, протеже);

3) неофициальные собственные склоняемые имена на -а/-я (Валя, Геня, Женя, Лера, Паша, Саша и т.д.);

4) нарицательные склоняемые существительные  на -а/-я, в подавляющем большинстве характеризующие лицо по склонности, пристрастию к чему-либо, по какой-либо особенности характера и т.д. и свойственные преимущественно устно-разговорному стилю (задира, кривляка, мямля, невежа, недотепа, плакса, пьяница, разиня, хитрюга и т.д.)*. К ним примыкают некоторые стилистически нейтральные слова (запевала, книгоноша, сирота) и книжное коллега.


* Ср. также оценочный неологизм снимала (имеет неодобрительный характер): "Мы [начинающие кинорежиссеры] знали, что сама возможность получить работу на студии реальна лишь в том случае, если мы предъявим свое лицо, а не никому не нужную "охранную грамоту" послушного "снималы" (Лит. газ. 1980. № 36).

 

От оценочных слов общего рода (типа злюка, разиня, хитрюга) следует отличать слова-характеристики типа ворона, лиса, тряпка, язва. Их характеристическое оценочное значение возникло в результате метафорического переноса, а потому они сохраняют род (женский) своего прямого значения и тогда, когда используются по отношению к лицу мужского пола. Например: "Вчера в этом Варьете (непечатные слова) какая-то гадюка фокусник сеанс с червонцами сделал..." (М.Булг.). Ряд слов на -а является существительными мужского (а не общего) рода: вышибала, громила, детина, заправила, повеса, расстрига, рубака, рубаха (в роли приложения: рубаха-парень), староста*, старшина, судья, тамада. В одних случаях принадлежность слов именно и только к мужскому роду объясняется характером занятия лица как требовавшего большой физической силы (вышибала, громила) или как присущего когда-то или вообще лишь мужчине (рубака, расстрига, тамада), в других – традицией употребления характеристики лишь в отношении мужчины (детина, заправила, повеса, рубаха), в третьих – грамматической традицией (староста, старшина, судья).


* Поэтому не отвечает  норме использование существительного  староста в следующем случае: "– А я помню его рисунки  на школьной выставке..." – сказала  Зина Таранова, бывшая староста класса" (Комс. пр. 1987. 17 янв.).

 

Примечание. Остаются всегда существительными мужского рода названия профессий, должностей, званий и т.д. на согласную (врач, геолог, директор, сержант), которые используются применительно к лицам обоего пола. Называя должность, профессию и т.д., занимаемую женщиной, такие слова диктуют свой род (мужской) стоящим при них определениям (прилагательным, причастиям: "известный геолог", "практикующий врач"). Сказуемое же может иметь форму не только мужского, но и женского рода ("врач назначила лечение", "директор возмущена этим заявлением", "кассир была права"). Ср., например: "– Я понимаю, отчего мой редактор отвергла сценарий: достать деньги для его реализации было практически невозможно" (Дом кино. 1990. Май).

 

Существительные общего рода на -а/-я в современной речи служат нередко характеристикой предметов или животных, птиц, рыб и т.п. Например: "В жаркий полдень стань на колени, склонись над малюткой деревцем, и ноздри уловят молодой и нежнейший запах сосновой смолы" (М.Шол.); "Идут автобусы, грузовые такси, и просто такси, и "частники", т.е. чьи-либо личные машины, но больше всего деловые работяги автомобили" (Вл.Сол.); "Виноград начинает поспевать, и лакомки птицы хлопотливо выискивают побуревшие зерна" (Сераф.). Каким является род подобных слов-характеристик и определений к ним? Поскольку в таких употреблениях существительные общего рода выступают в роли изобразительного олицетворяющего средства, т.е. уподобляют неживой предмет или животное человеку, постольку грамматический род названия предмета (животного) становится своеобразным показателем "пола". Значит, использованные применительно к предметам (животным), существительные общего рода должны иметь определения в грамматических формах того рода (мужского или женского), к которому принадлежат названия характеризуемых ими предметов. Например: "Там, в душном пырее, в диком кудрявом клевере, звенели косы, плыл над людьми прилежный работяга день" (Фад.); "Всю ночь работает кондиционер. Весь день приглушенно шумит в углу неутомимый трудяга" (Лит. газ. 1981. № 41); "Она очень большая неженка, эта машина" (Н.Тих.). Если же название предмета относится к среднему роду (малютка деревце), а он не имеет соответствия с реальным, биологическим полом, то определение к существительному общего рода, характеризующему такой предмет, должно стоять в форме женского рода: "Дынное дерево – большая неженка". Эту форму диктует морфологический "облик" существительного общего рода (с окончанием -а: неженка).

 

Род существительных с размерно-оценочными суффиксами

 

В подавляющем большинстве случаев  существительные, образованные посредством  суффиксов, указывающих на размер, эмоциональную  оценку или и на то и на другое, сохраняют род исходного слова: стол – столик; Петя – Петенька, сын – сыночек, сынишка; народ – народишко; кус – кусина и т.д. – мужского рода; рыба – рыбка – рыбина; земля – землица; лапа – лапища; вдова – вдовушка и т.д. – женского рода; молоко – молочко – молочишко; горе – горюшко; окно – оконце – окошечко и т.д. – среднего рода. Исключение из этого правила составляют следующие образования: 1) болтунишка, врунишка, лгунишка, трусишка, хвастунишка, шалунишка*, являющиеся словами общего рода; 2) зверушка (зверюшка), сараюшка, принадлежащие к словам женского рода (в отличие от исходных мужского рода – зверь, сарай); 3) уродина, являющееся словом общего рода (исходное урод – мужского рода); 4) ласкательные имена на -ик, -унчик, -чик и т.д., производные от имен женского рода, но относящиеся к словам мужского рода: Верунчик (от Вера или Веруня), Ленусик (от Ленуся), Любасик (от Люба), Машустик (от Маша или Машуся) и т.п. (см. также раздел "Категория падежа").


* Родовая принадлежность  слов на -ишк-, указывающих на склонность к чему-либо, на особенность в поведении, квалифицируется в современных словарях по-разному и непоследовательно в пределах даже одного словаря. Так, в "Орфографическом словаре русского языка" (изд. 19-е, 1982) болтунишка, лгунишка, трусишка, хвастунишка характеризуются как слова общего рода, а врунишка, шалунишка – как слова мужского рода, хотя и те и другие соотносительны с исходными парами на -ун/-унj(а); существительные врушка, болтушка с суффиксом -ушк-, которые можно рассматривать как производные и от врун/врунья, болтун/болтунья, и от врать, болтать, – общего рода, а вертушка (от вертун/вертунья или от вертеться) женского рода.

 

Род существительных, образованных словосложением

 

Род существительных, называющих лицо по какому-либо признаку (по профессии, званию, социальному положению), свойству и т.д., определяется по роду ведущего слова, которое указывает на принадлежность лица к мужскому или женскому полу: женщина-скульптор (ж.р.), бой-баба (ж.р.), горе-критик (м.р.), чудо-богатырь (м.р.), человек-загадка (м.р.).

Род составных наименований разновидностей животных, птиц, рыб, насекомых и т.д. определяется по роду существительного, называющего класс, к которому принадлежит данная разновидность: антилопа-козлик (ж.р.), журавль-красавка (м.р.), жук-радужница (м.р.) и т.д.

Род слов, называющих неодушевленные предметы, зависит от типа составного наименования, точнее, от "поведения" существительных в этом наименовании. Различают две основные группы:

1) сложения с неизменяемым компонентом: конференц-зал, комедия-буфф, идея-фикс, альфа-(бета-, гамма-)излучение, блок-пост, нуль-валентность, штаб-квартира.

Род таких составных наименований определяется родом склоняемого  компонента: "мощное гамма-излучение", "допустимая вакуум-высота";

2) сложения со склоняемыми компонентами; автомобиль-радиостанция, диван-кровать, школа-интернат, библиотека-хранилище, вагон-цистерна.

В таких наименованиях компоненты представляют собой чаще всего определяемое и определяющее (этим последним бывает обычно второе слово), а родом составного существительного становится род определяемого, т.е. первого компонента: диван-кровать (м.р.), школа-интернат (ж.р.), библиотека-хранилище (ж.р.).

 

Примечания. 1. Если первый компонент стоит в форме множественного числа, то составное наименование рода не имеет, а определение и сказуемое к нему ставятся в форме множественного числа: "изящные часы-браслет", "открыты новые ясли-сад".

2. Правило об определении  рода составного наименования  по роду первого компонента  действует и в том случае, если  компоненты наименования меняются  местами. Ср.: "Абрамцево – знаменитый музей-усадьба" (Веч. М. 1969. 24 июля) и: "В пяти километрах от станции Бастыево находится всемирно известная усадьба-музей одного из гигантов русской прозы И.С. Тургенева" (Турист. 1970. № 3).

Информация о работе Предмет морфологии