Предмет морфологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 04:46, контрольная работа

Краткое описание

Слово – единица не только лексики, но и грамматики. Как единица грамматики слово – это система форм (книга, книги, книге и т.д.; читать, читаю, читаешь и т.д.) с их грамматическими значениями.
Морфология (от греч. morphê – «форма» и logos – «слово») – отдел грамматики, который изучает грамматические классы слов (части речи) с точки зрения присущих им форм, а также грамматических значений и грамматических категорий, выражающихся в этих формах. Задача морфологии как науки - выявление и описание специфики функционирования сходных грамматических категорий у слов, относящихся к разным грамматическим классам (частям речи), а также установление круга слов в пределах одного грамматического класса, которые не обладают той или иной грамматической категорией.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Морфология_существительное.doc

— 424.50 Кб (Скачать документ)

Некоторые формы на -е и -у могут различаться своей синтаксической функцией: в сочетании с предлогами в и на формы на -е, отвечая на вопрос в чем?, на чем?, служат дополнением. формы на -у – обстоятельством места (отвечая на вопрос где?), ср.: "На саде [на продаже фруктов сада или на продаже садового участка] он заработал большие деньги" и "В саду росли только яблони". Поэтому явно неправильно следующее употребление формы на мосту (где речь идет не о месте продажи, а об объекте продажи): "Некий мосье Ле Гоарник купил в свое время большой участок земли в Бретани. По участку протекает речка, а через нее перекинут мост. Мосье Ле Гоарник решил на этом мосту заработать И предложил местным властям купить его" (Комс. пр. 1975. 29 марта).*


* В том случае, когда  существительное входит в состав  собственного имени – географического  названия (Нóви-Сад) или литературного произведения ("Восемнадцатый год" А.Н. Толстого, "Лес" А.Н. Островского, "Вишневый caд" А.П. Чехова и др.), оно должно иметь в предложном падеже окончание -е. Поэтому ошибочна следующая форма: "Три [парохода], повернув, причалили к пристани в Новом Саду" (Комс. пр. 1991. 16 нояб.).

 

Для целого ряда слов форму на -у/-ю в сочетании с предлогами в и на нужно квалифицировать как единственно возможную с точки зрения современной литературной нормы. К ним относятся: ад, бок, борт, воз, глаз, горб, долг, кол, кон, лед, лоб, низ, нос, плац, плен, плот, пол (как часть помещения), полк, порт, пыл, рот, сук, тыл, хмель ('состояние опьянения'), чад, шкаф, топонимы Дон, Клин, Крым и нек. др.

Форма на -у выступает также во фразеологических словосочетаниях (как единственно возможная); быть на хорошем счету, быть (не) в ладу с кем-либо, вариться в собственном соку, идти на поводу, иметь в виду, как на духу, на каждом шагу, на краю гибели, на роду написано, не остаться в долгу и др.

2-е и 3-е склонение

Творительный падеж. В творительном падеже существительных 2-го склонения наряду с основным окончанием -ой/-ей употребляется окончание -ою/-ею, свойственное книжной речи и широко используемое в поэзии (где оно дает возможность варьировать : форму одного и того же слова, сообразуясь и со стилем, и с, размером, и с рифмой): "Ты дышишь солнцем, я дышу луною" (А.Ахм.); "То насыпью, то глубью луга, то по прямой за поворот змеится лентою дорога безостановочно вперед" (Паст.); "Надежда, белою рукою сыграй мне что-нибудь такое, чтоб краска схлынула с лица..." (Б.Ок.); "Вслед за императором едут генералы, генералы свиты, славою увиты, шрамами покрыты, только не убиты" (Б.Ок.).

Существительное тысяча* имеет, помимо основной формы данного типа склонения – тысячей, вариантную форму тысячью: "...с тысячью человеками" (Л.Т.).


* Слово тысяча грамматически "ведет себя" как существительное; оно имеет синтаксически независимый род, способно определяться (первая тысяча", "целую тысячу истратили"), от него можно образовать оценочную форму тысчонка (ср. душонка, речонка и т.д.).

 

Существительные 3-го склонения с отвлеченным значением, а также слово кровь кроме основного окончания -(ь)ю имею также окончание -ию, свойственное книжной, преимущественно поэтической речи: "Вот пишет боярин всю ночь напролет. Перо его местию дышит" (А.К.Т.); "Ты дышишь солнцем, я дышу луною. Но живы мы любовию одною" (А.Ахм.); "Счастлив, кто целиком, Без тени чужеродья, Всем действом с бедняком, Bceй кровию в народе" (Паст.). Ср. также в пасхальном тропаре*: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ** и сущим во гробех живот*** даровав".


* Тропарь – 'песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого'.

** Поправ – 'победив'.

*** Живот – 'жизнь'.

 

Особенности образования форм именительного  падежа множественного числа отдельных групп имен существительных

 

В формах множественного числа не сохраняется различие склонений, характерное  для форм единственного числа: все  склоняемые существительные независимо от типа склонения имеют одни и  те же формы дательного (с окончаниями -ам/-ям), творительного (с окончаниями -ами/-ями, о единичных исключениях см. ниже) и предложного (с окончаниями -ах/-ях) падежей. Во многом совпадают у слов разных типов склонения и формы именительного и родительного падежей (см. приведенные выше образцы окончаний во множественном числе).

Существительные мужского рода 1-го склонения  на -анин/-янин образуют форму именительного падежа на -е с усечением суффикса -анин (т.е. без элемента -ин): горожанин – горожане; инопланетянин – инопланетяне; харьковчанин – харьковчане. Основа на -ан (а не на -анин) участвует и в образовании всех других форм множественного числа.

У существительных мужского рода 1-го склонения с суффиксом -онок(-ёнок), означающих детенышей, невзрослые существа, в формах множественного числа суффикс -онок(-ёнок) заменяется суффиксом -ат/-ят. В именительном падеже они имеют окончание -а: зайчонок – зайчата; лисёнок – лисята. Ср. и жаргонное салажонок – салажата. По этой же модели образуются и формы слов на -ёнок, являющихся названиями грибов: маслёнок – маслята, опенок – опята (хотя опенок от пень содержит лишь суффикс -ок; суффикс -ок и в слове щенок, от которого образуются формы множественного числа тоже с суффиксом -ат(-ят), заменяющим собой суффикс -ок) и др.

 

Примечание. Существительные бесёнок и чертёнок образуют формы множественного числа с суффиксом –енят- (заменяющим суффикс -ёнок): бесенята, чертенята; бесенят, чертенят и т.д.

 

Существительные среднего рода на ко (кроме войско, облако, облачко), а также слово брюхо имеют в именительном падеже окончание и (а не а): личико – личики; очко – очки; плечико – плечики; яблоко – яблоки; брюхо – брюхи.

 

Варианты окончаний именительного  падежа множественного числа существительных  мужского рода 1-го склонения

 

Для большинства существительных мужского рода 1-го склонения в именительном падеже множественного числа характерно основное окончание -ы/-и. Это окончание имеют:

1) существительные, содержащие  больше чем один слог, из которых  ударным является последний (в  именительном падеже единственного числа)*: аргумéнт, боксёр, вернисáж, ветерáн, главáрь, дебютáнт, дефúс, кургáн, мотéль, стажёр, экстрасéнс и т.д. Исключение составляют два слова: рукáв – рукавá и обшлáг – обшлагá;


* Совершенно очевидна  поэтому нелитературность формы  в следующем употреблении (в авторской речи): "В большинстве машин сидели шофера..." (Богомолов В.О. В августе сорок четвертого...).

 

2) немалое число односложных  существительных с постоянным  ударением в падежных формах (единственного  числа): бал – балы2, бас – басы2, бой – боú, гол – голы2, жир – жиры2, клуб – клубы2 (дыма), сад – сады2, суп – супы2, сыр – сыры2; ген – гéны, грамм – грáммы, груз – грýзы, зонд – зóнды, клуб – клýбы (объединение людей); лак – лáки, лифт – ли2фты, склад – склáды, слог – слóги, смотр – смóтры, торт – тóрты, тост – тóсты, фунт – фýнты, шеф – шéфы и нек. др.

 

Примечание. Ошибкой, и довольно распространенной, является образование формы mopmá.

 

Окончание -ы имеет также подавляющее большинство заимствованных слов на -тор, -сор (типа вектор, компрессор, лектор). Исключением являются существительные директор, доктор, профессор, образующие именительный падеж множественного числа на -а: директорá, докторá, профессорá. Несколько слов – одушевленные инспектор, инструктор, кондуктор (о человеке), корректор, редактор, неодушевленные прожектор, сектор, трактор (остальные неодушевленные на -тор, -сор имеют окончание -ы) обладают вариантными, стилистически равноправными формами: инструкторы и инструкторá, прожéкторы и прожекторá и т.д.

Вместе с тем значительная часть существительных характеризуется формой на -а как нормативной, т.е. единственно возможной с точки зрения литературной нормы. Формами на -á/-я (ударные) обладают:

1) многие односложные существительные: бок (но во фразеологизме: руки в боки), век (но во фразеологизмах: прожить аредовы веки, во веки вечные, во веки веков, в кой-то веки), верх (верха в значении 'подъемная складная крыша экипажа'), глаз, дом, корм, край, лес, лог, луг, мех (в значении 'выделанные шкуры' или 'изделия из них'), рог, род (в значении 'вид, тип войска или оружия'), рост, снег*, счет (в значениях 'денежный документ', 'разряд финансовой операции'), ток (в значениях 'место молотьбы', 'место токования'), тон (в значении 'цвет, оттенок цвета'), хлеб (в значении 'злак'), хлев, цвет (как окраска чего-либо), шелк (шелка в значении 'изделия').


* Устарелая, но встречающаяся  иногда в поэтической речи  форма снеги (см., например, название  стихотворения Е. Евтушенко "Идут  белые снеги" или название пьесы Р. Феденева "Снеги пали") является экспрессивно-усилительной формой основного значения снег.

 

Окончание -я (с наращением суффикса -j- или oвj-) имеют существительные зуб, зять, клин, кол, ком, крик (в значениях 'приспособление для переноски тяжестей', 'острие, насаживаемое на шест'), кум, муж (в значении 'женатый мужчина по отношению к жене');

2) многие существительные с количеством  слогов больше одного с постоянным  ударением на первом слоге  (в формах единственного числа): áдрес (как обозначение местожительства), бéрег, бóров (как часть дымохода), бýер, бýфер, вéер, вéксель, вéнзель, вéртел, вéчер, гóрод, гóлос, дóктор, дýпель, éгерь, жёлоб, жéмчуг (как изделия), жёрнов, зáкром, кáтер, кúвер, клéвер (как 'посевы этой культуры'), кóлокол, кóрпус (во всех значениях, кроме 'туловище' и 'типографский шрифт'), кýпол, кýчер, лáгерь (во всех значениях, кроме 'общественно-политическая группировка'), лéмех, мáстер, нóмер, óбраз (в значении 'икона'), óкорок, óкруг, óрден (как награда), óрдер (в значении 'документ'), óстров, óтпуск, пáрус, пáспорт, пéрепел, пóвар, пóезд, пóтрох, пóгреб, пóяс, прóвод, прóпуск (в значении 'документ'), сáхар (сахарá – в специальном употреблении в значении 'разновидности этого вещества'), тéрем, тéтерев, тóполь, тóрбас, тýес, хóлод (холодá в значении 'период холодной погоды'), хýтор, чéреп, шáфер, шóмпол, ю2нкер (в значениях 'воспитанник военного училища в дореволюционной России' и 'вольноопределяющийся унтер-офицер' в русской армии), якорь и нек. др.

 

Примечание. Не отвечают литературной норме встречающиеся в письменной и устной речи формы на -а от следующих слов*: вóзраст, вóлос, вы2бор, вы2пас, вы2ход, дóпуск, кóнус, лáцкан, лéктор, мéсяц, прóфиль, снáйпер, рéктор, трáнспорт**, трéнер, цúркуль.


* Предупреждения о  нелитературности форм на -а/-я перечисляемых ниже слов содержатся в "Орфоэпическом словаре русского языка" под ред. Р.И. Аванесова, 3-е изд. М., 1987).

** Форма транспортá звучала, например, в речи выступавших в телепередаче "Жизнь сверх меры" 14 апреля 1990 года, посвященной А.И. Маринеско.

 

Окончание -я (с наращением суффикса -j-) имеют существительные колос, обод, повод ('ремень для управления лошадью').

Несколько десятков существительных  имеют вариантные формы на -ы/-и и -á/-я. Часть этих существительных представляет собой общеупотребительные слова, вариантные формы которых нормативны и стилистически равнозначны. К ним относятся: бункер, ворох, вымпел, глиссер, джемпер, жерех, инспектор, инструктор, китель, корректор, крейсер, крендель (во фразеологизме употребляется только форма на -я: выписывать кренделя), клок, лоскут, лихтер, невод, овод, омут, ордер (как термин архитектуры), пекарь, писарь, полюс, прииск (форма прúиски предпочтительнее), пристав, почерк, прожектор, пудель, рапорт (форма рáпорты предпочтительнее), редактор, рупор, свитер, сектор, скутер, слесарь, соболь (в значении 'мех, изделия из меха' только соболя), соус, стапель, табель, тенор, токарь*, трактор, турман, трюфель, унтер, фельдшер, фельдъегерь, флигель, флюгер, цех, шкипер, шницель, штабель, штемпель, штепсель, шторм, шулер, ястреб.


* В текстах официально-делового характера, например в объявлениях о приглашении на работу, формы токари, слесари преобладают.

 

Значительную группу составляют слова (общеупотребительные и закрепленные за той или иной терминологией), у  которых вариантные формы на -а/-я характеризуют профессиональную речь (механиков, техников, моряков и т.п.). Такие формы активно используются от существительных, являющихся названиями механизмов (и их частей), разного рода приспособлений, орудий труда, оснастки и т.д. (вентиль – вентиля, грейдер – грейдера, дроссель – дросселя, дюбель – дюбеля, танкер – танкера и т.д.), названиями профессий, специальностей, должностей (лоцман – лоцмана, штурман – штурмана и т.д.).

Незначительно число слов, чьи вариантные формы свойственны поэтической, возвышенной речи. К таким вариантным формам относятся снега, ветра, грома, листы (растений), мужи, сыны, тополи. Ср., например: "По этим просекам осенним, простеньким, гуляют шалые ветра" (Р.Каз.); "Я люблю вас, Мои распашные ветра" (А. Прокофьев); "Как бы подкравшись тихим небосклоном, Простерлась туча. Молнии. Грома. На поле ель с ее зонтом зеленым, За полем – где-то далеко – дома" (А. Решетов); "Спросите вы у тех солдат, что под березами лежат, и пусть вам скажут их сыны, хотят ли русские войны" (Евт.); "И свистит, и бормочет весна. По колено затоплены тополи. Пробуждаются клены от сна, Чтоб, как бабочки, листья захлопали" (Забол.).

 

Примечание. Формы на -а/-я и -ы/-и не являются стилистическими вариантами, если относятся к омонимам или к разным значениям слова. Например: зубья (у пилы) и зубы (у человека, животного); коренья ('корни и листья, употребляемые в лишу") и корни (часть растения; математический термин); мужья ('мужчины по отношению к женам') и мужи ('государственные деятели') и т.д.

 

Родительный падеж множественного числа. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа

 

I. Основное окончание существительных мужского рода – -ов/(-ёв)-ев: грибов, грузов, директоров, краев, музеев и т.д.

Часть слов имеет окончание -ей (жителей, учителей, ножей) и нулевое окончание (ботинок, горожан).

1. Окончание -ов/(-ёв)-ев характерно для тех существительных, конечным звуком которых в единственном числе (именительном падеже) является твердый согласный (кроме ж и ш) или -j (на письме – буква й): гриб – грибов, огурец – огурцов, край – краёв, музей – музеев и т.д.

2. Окончание -ей свойственно тем существительным мужского рода, конечным звуком которых в единственном числе является мягкий согласный (кроме -j) или ж, ш: голубь – голубей, желудь – желудей, палач – палачей, нож – ножей, малыш – малышей.

Это же окончание имеет ряд слов на -а, -я мужского и общего рода: батя, дядя, тятя, раджа, чукча, юноша; мямля, пустомеля, (не)ровня, тихоня, а также мужские неофициальные имена с основой на мягкий согласный или шипящий: Володя – Володей, Сережа – Сережей.

Информация о работе Предмет морфологии