Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:51, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ по проблеме эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии.
2. Ознакомиться с основными методами психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработка коррекционной программы, направленную на оптимизацию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3.
ГЛАВА I. Теоретическое исследование проблемы эмоциональных
нарушений у детей старшего дошкольного возраста в
отечественной и зарубежной психологии.
1.1 Нарушения в эмоциональной сфере у детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………...
1.2 Основные виды психологической коррекции………………………
1.3 Пути и методы коррекции эмоциональных нарушений
у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование нарушений в
эмоциональной сфере у детей старшего дошкольного
возраста.
2.1 Организация и выбор методов исследования……………………….
2.2 Анализ полученных результатов……………….................................
ГЛАВА 3 Коррекционно - развивающая программа, направленная на
коррекцию эмоциональных нарушений у детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………..
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом1умасовойгиляны.doc

— 553.00 Кб (Скачать документ)

              К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой

 

 

сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и другие.

             Бреслав Г.М. /1990/ к эмоциональным нарушениям относит: 1) отсутствие эмоциональной децентрации - ребенок не способен сопереживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений; В норме ребенок, слушающий сказку, идентифицируется себя с главным героем и переживает вместе с ним. Эти переживания проявляются и в невербальном поведении (мимика, поза и прочие). Отсутствие эмоциональной децентрации негативно влияет и на развитие просоциальной мотивации; 2) отсутствие эмоциональной синтонии - ребенок не способен откликаться на эмоциональное состояния другого человека, прежде всего близкого или симпатичного; 3) отсутствие чувства вины как специфического явления эмоциональной саморегуляции в дошкольном возрасте; 4) фиксированность эмоционального состояния, эмоциональное «застревание», привязанность к ситуации, что обуславливается низкой подвижностью процессов возбуждения и торможения; 5) отсутствие эмоционального предвосхищения. Без возвращения в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести, формирование произвольной регуляции поведения; 6) негативные эмоции и страхи, замкнутость, агрессивность, застенчивость; 7) гиперактивность, «гипердинамический синдром» как проявление нарушений системы эмоциональной регуляции. Он связан с микроорганическими поражениями головного мозга, возникающими в результате множества причин (осложнения беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте, физические и психические травмы и другие) [ 36 ].

              Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев и другие авторы отмечают наличие у детей-неврастеников дошкольного возраста такого эмоционального

 

 

нарушения, как повышенная аффективная возбудимость. У ребенка быстро возникает состояние гнева по незначительным поводам, после аффективной разрядки он может плакать,  испытывать чувство вины

               Ю. М. Миланич (1997) разделяет детей с эмоциональными нарушениями на группы. В 1 группу входят дети с выраженными внутри личностными конфликтами. Родителями и педагогами у этих детей отмечаются тревожность, необоснованные страхи, частые колебания настроения. 2 группу составляют дети с межличностными конфликтами. Эти дети отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, раздражительностью, агрессивностью. 3 группу составляют дети с внутриличностными, так и с межличностными конфликтами. Для них характерны эмоциональная неустойчивость, раздражительность, агрессивность, с одной стороны, и обидчивость, тревожность, мнительность и страхи ---с другой стороны.

              В первой группе преобладают девочки, во второй и третьей --- мальчики. С возрастом (от 4,5 до б—7 лет) количество детей, относящихся к первой и третьей группам, повышается, а относящихся ко второй группе ---уменьшается. Из всего массива  обнаруженных эмоциональных нарушений Ю. М. Миланич выделяет три группы:

               1) острые эмоциональные реакции, окрашивающие конкретные конфликтные для ребенка ситуации: агрессивные, истерические, протестные реакции, а также реакции страха и чрезмерной обиды;  
               2) напряженные эмоциональные состояния --- более стабильные во времени над ситуативные негативные переживания: мрачность, тревожность, подавленное настроение, боязливость, робость;

               3) нарушения динамики эмоциональных состояний: аффективная взрывчатость.

              В исследованиях отечественных авторов достаточно подробно

 

 

изучены преневротические патохарактерологические радикалы, формирующиеся в детском возрасте. В. Н. Мясищев относит к ним черты импульсивности, эгоцентризма, упрямства, сензитивности.

               Гарбузов с соавторами выделяет 9 типов преневротического патохарактерологического радикала: агрессивность, честолюбие; педантичность; благоразумность; тревожная синтонность; инфантильность и

психомоторная нестабильность; конформность и зависимость; тревожная мнительность и замкнутость; контрастность. При этом авторы подчеркивают, что наиболее характерным типом является контрастность, то есть противоречивость всех личностных характеристик [23].

               А. И. Захаров описывает семь видов свойств личности, предрасполагающих ребенка к неврозу. Это: 1) сензитивность (эмоциональная чувствительность и ранимость); 2) непосредственность (наивность); 3) выраженность чувства «Я»; 4) инпрессивность (внутренний тип переработки эмоций); 5) латентность (потенциальность — относительно постепенное раскрытие возможностей личности); 6) противоречивость развития; 7) неравномерность психического развития [21].

               Достаточно подробно изучены личностные особенности детей, предрасполагающие к возникновению невротических страхов: неуверенность в себе, тревожность, несамостоятельность, застенчивость [ 13,20,44].

              Тревожность одна из наиболее  сложных проблем современной  психологической науки. Но одновременно  это одна из наиболее используемых в практике категорий – как диагностических, так и объяснительных, интерпретационных.

              Принято считать, что проблема тревожности как психологическая была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда. Классической работой  по этой теме является его книга «Торможение. Симптом. Тревожность» (1926), которая уже через год после

 

её выхода была издана в переводе на русский язык под названием «Страх» [44]. Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности – чувство неопределенности и беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками – специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями (усиление сердцебиения); осознанием этого переживания. Первоначально Фрейд допускал и существование бессознательной тревожности, однако затем пришел к заключению, что это состояние переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения справляться с опасностью (с помощью борьбы или бегства). Тревожность помещается им в Эго. Что касается бессознательной тревожности, то в дальнейшем она стала рассматриваться в русле исследований психологической защиты.

              По мнению Фрейда, тревожность  выступает повторением в наших фантазиях  ситуаций, связанных с испытанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности. Прообразом таких ситуаций является травма рождения [46].

              Дальнейшее развитие проблема  тревожности в русле неофрейдизма  получила в первую очередь в работах Г.С. Салливана, К. Хорни и Э. Фромма.

С точки зрения Хорни каждый человек обладает собственным личностным потенциалом развития, конструктивная реализация которого позволяет индивиду достигать цели, добиваясь успехов, преодолевая трудности и постепенно становясь тем, кем он может и хочет стать [52] .

Расстройства возникают только в том случае, если силы, способствующие

позитивному росту и развитию, блокируются внешними социальными факторами. В ребенке растущем в здоровой социальной среде развивается чувство принадлежности к безопасному и обучающему окружению. Ребенок родители которого не способны проявлять любовь заботу и уважение к его

индивидуальности становиться человеком испытывающим тревогу, озабоченность, негативизм по отношению к окружающему его миру.

В этом случае здоровое стремление самоактуализации, замещается гипертрофическим стремлением к безопасности.

               Э. Фромм подчеркивал, что основным  источником тревожности является  переживание отчужденности, связанное  с представлением человека о самом себе как об отдельной, личности чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества.[2].

 Разрабатывается данная проблема  и в отечественной психологии.

                По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

               В.В. Давыдов трактует тревожность  как индивидуальную психологическую  особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.

              А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит  становление личности.

              А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

-с процессом обучения – учебная  тревожность;

-с представлениями о себе – самооценочная тревожность;

-с общением – межличностная  тревожность.

               Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.

             И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

               Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.

              Тревожность как психологическая особенность может иметь разнооб

разные формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности.

 Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.

 Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

                 Многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов показали акцентирующее влияние среды как фактора риска возникновения эмоционального неблагополучия в детском возрасте, особенно семьи [29,30,31]. Дисгармония семейных отношений является основным патогенетическим фактором эмоционального неблагополучия ребенка.

              К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным  избирательным  доминированием; маятникообразное

воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации.             

            П.А. Лесгафт отмечал, что недостаточное и жестокое отношение к ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в себя, с неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-заласкивающее – «мягко-забитый» тип с зависимым поведением, холодностью и равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» – честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.

               А. Фрейд выделяет следующие факторы, предрасполагающие ребенка к возникновению невроза: 1) система неосознаваемых фантазий у родителей, приписывающих ребенку определенную роль; 2) пренебрежение потребностями ребенка и «втягивание» его в свою патологическую систему; 3) при наличии невроза у ребенка родители разделяют с ребенком его симптом или отрицают его, прибегая к неконструктивным способам психологической защиты [51]. К. Юнг рассматривал источники «нервных нарушений» у детей и подростков в семейной ситуации. Автор использует понятие примитивного бессознательного тождества, рассматривая его как слияние ребенка с родителями, в результате чего ребенок чувствует конфликты между родителями и страдает от них, как если бы они были его собственными.

              И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной слабости ребёнка.

               В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу

чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как этиологический фактор неврастении.

              Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание – к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью,

Информация о работе Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста