Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 06:39, автореферат

Краткое описание

В психологии сегодня сформировались и продолжают развиваться теоретические и экспериментальные исследования волевой (В.А.Иванников, Е.П.Ильин, В.И.Моросанова, Е.О.Смирнова, В.И.Селиванов Т.И.Шульга и др.) и эмоциональной (И.А.Васильев, О.В.Дашкевич, О.К.Тихомиров и др.). Однако все еще недостаточно работ, посвященных изучению взаимодействия, взаимосвязи различных аспектов регуляции деятельности, участия различных сторон личности в регуляторном процессе. Подразумевая или констатируя целостность регуляционного процесса, исследователи останавливаются на какой-либо одной его стороне. Изучение эмоционально-волевой регуляции представлено рядом интересных исследований (Г.М.Аванесян, В.Ф.Сопов, О.А.Черникова и др.). Практическая направленность работ в данной области свидетельствует об актуальности темы. Вместе с тем, все еще недостаточно работ по выявлению структуры эмоционально-волевой регуляции деятельности, ее типов, видов. Недостаточно разработан инструментарий диагностики эмоционально-волевой регуляции.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимод.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

В главе 7 «Эмпирическое исследование взаимосвязи параметров эмоционально-волевой регуляции и социального взаимодействия в семье» приводятся результаты исследований эмоционально-волевой регуляции воспитательного поведения и деятельности родителей в условиях семейного взаимодействия. Выборка составляет 502 испытуемых, имеющих детей в возрасте до 16 лет,- для батареи тестов М.Перре; 180 человек - для батареи тестов М.Перре в совокупности с методикой ВКЛ. В основном исследуются психолого-педагогические ситуации, связанные с применением наказания, в том числе физического, так как именно они наиболее вероятно ведут к диспропорциям эмоционально – волевой регуляции.

В исследовании получен большой массив данных, сгруппированный по трем уровням. На первом уровне исследуются взаимосвязи эмоционально-волевой регуляции у родителей и параметров семейного взаимодействия. На втором уровне – взаимосвязи параметров семейного взаимодействия и поведенческих особенностей детей, ряд из которых отражают особенности эмоционально-волевой регуляции. На третьем уровне рассматривается такой элемент взаимодействия, как  практики наказания в семье родителей взрослых испытуемых в связи с эмоционально-волевой регуляцией и параметрами семейного взаимодействия у этих испытуемых. Таким образом, в некоторых случаях оказалось возможным рассмотреть, как те или иные особенности эмоционально-волевой регуляции передаются от родителей к детям, опосредуясь системой семейного взаимодействия.

В исследовании установлено, что супруги с более высоким  уровнем развития эмоционально-волевой регуляции более удовлетворены семейным взаимодействием. Вывод сделан на основе полученных 38 значимых корреляционных зависимостей, 30 из которых значимы на уровне 0.01 %.

Супруги с выраженными  волевыми качествами не склонны к  переживанию печали, подавленности, тревожности. Они чаще испытывают эмоцию радости. Результат подтверждается многочисленными корреляциями, значение которых по абсолютной величине доходит до 0.47. В совокупности с данными, полученными нами в совместном российско–швейцарском исследовании, этот вывод означает, что волевые испытуемые реже наказывают детей и параметр, опосредующий эту связь, – эмоциональный.

Супруги с выраженными волевыми качествами склонны чаще приписывать своему партнеру по браку эмоции радости. Это может быть следствием как реального положения дел, так и атрибутивным феноменом.

Родители с выраженными  волевыми качествами склонны в большей  степени применять такие способы наказания, как демонстрация ребенку своего огорчения и требование извинений, чем физические наказания. Вывод получен на основе 37 значимых корреляционных связей волевых качеств с поведением родителей в различных воспитательных ситуациях.

Выраженность волевых  качеств у родителей непосредственно  коррелирует с некоторыми особенностями  поведения ребенка. Дети таких родителей  не склонны переживать подавленность, более активны, лучше контролируют себя.

В исследованиях обнаружено, что частота наказаний влияет на поведенческие проявления детей, на некоторые особенности эмоционально-волевой регуляции их деятельности. Частые физические наказания связаны с проявлениями у детей синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Частые физические наказания приводят к тому, что дети менее активны и хуже контролируют свои эмоции. Им сложнее довести до конца начатое дело. Вывод основывается на анализе 49 значимых корреляционных зависимостей между частотой применения родителями наказаний в различных ситуациях и различными поведенческими проявлениями детей. Дети, которых чаще физически наказывают, действуют менее обдуманно, заторможены и плохо спят.

Частые наказания, применяемые  к ребенку, отрицательно влияют на формирование у него ответственности за свое поведение. В пользу этого вывода мы получили 9 корреляций из 12 возможных, две из которых значимы на уровне 0.01%.

В наибольшей степени (по сумме корреляций) на поведение ребенка  влияют такие виды наказаний, как  «сердиться», «отшлепать» и «давать  оплеуху». Влияние такого вида наказания, как «сердиться» амбивалентно. Влияние таких видов наказания, как «отшлепать» и «дать оплеуху» отрицательно. Частота употребления наказания «отшлепать» сочетается с такими особенностями, как возбуждение, чрезмерная активность, уступчивость, низкое уважение со стороны сверстников, трудность сосредоточения, порча чужих вещей и не доведением задуманного до конца. Частота употребления наказания «дать оплеуху» сочетается с низкой уступчивостью, низкой способностью сострадать, отсутствием товарищей по игре, низким уважением со стороны сверстников, низкой активностью и неспособностью довести до конца задуманное.

Полученные нами результаты говорят о том, что низкая толерантность  родителей к поведению ребенка  негативно сказывается на его  поведенческих проявлениях, характеризующих эмоционально-волевую регуляцию. Особенно отчетливо связаны с низкой толерантностью склонность ребенка часто испытывать вспышки гнева, раздражения и трудность сосредоточения, легкая отвлекаемость. В своей совокупности полученные данные дают нам ясное понимание негативного влияния низкой толерантности на эмоционально-волевую регуляцию у ребенка.

Низкая удовлетворенность  родителей различными сферами семейной жизни сказывается на эмоционально-волевой регуляции у детей также негативно. В отношении связи наиболее характерных для супругов эмоций и поведенческих проявлений детей можно сказать, что подавленность, тревожность, смущенность, неудовлетворенность, переживаемые супругами, негативно влияют на эмоционально-волевую регуляцию у детей. Преобладание эмоций радости и гордости собой – положительно. Влияние вины, ответственности амбивалентно. Можно сказать, что нахождение родителей в состоянии эмоционального стресса негативно влияет на формирование эмоционально-волевой регуляции у детей.

Частота наказаний, применяемых  к испытуемым в их родительской семье, связана с меньшей удовлетворенностью различными сферами семейного взаимодействия в будущем. Вывод также сделан не на основе отдельной корреляции, а на основе их совокупности, подтверждающей одну и ту же тенденцию. Частота наказаний, применяемых к испытуемому в его родительской семье, связана с большей частотой эмоционального стресса в будущем. Вывод основывается на 21 значимой корреляции.

Удовлетворенность различными сферами семейного взаимодействия представляет собой единый параметр. Различные стороны удовлетворенности не идентичны, но тесно связаны. Значение коэффициентов корреляции, подтверждающих это заключение, варьирует по абсолютному значению от 0.47 до 0.71. Удовлетворенность влияет на частоту наказаний. Чем меньше удовлетворенность, тем практика наказания интенсивнее. Об этом свидетельствуют 27 непротиворечивых по знаку коэффициентов корреляции.

В главе приводятся итоги  корреляционного анализа взаимосвязи  практик наказания в семье и волевых качеств личности. В данном случае речь идет о наказаниях, которые применялись в родительской семье в прошлом, и волевых качествах, измеренных в настоящий момент. Мы предполагали, что волевые качества будут тем менее выражены, чем интенсивнее была практика наказаний в родительской семье. Достаточно явно эта гипотеза подтвердилась в отношении ответственности. Из 12 возможных корреляций получено 5 значимых. Две из них значимы на уровне 0.01 и три – на уровне 0.05. Еще 4 корреляции хотя и не достигают значимой величины, подтверждают тенденцию. Таким образом, подтверждение гипотезы обеспечивают девять коэффициентов корреляции из 12 возможных. Все они свидетельствуют о том, что чем больше наказывали испытуемых в детстве, тем менее они ответственны. Частые наказания, регулируя поведение ребенка со стороны, не способствуют развитию у него ответственности, внутренних регуляторов поведения.

Получила свое подтверждение  гипотеза о связи частоты наказаний, применяемых в родительской семье, и удовлетворенности семейной жизнью в будущем. Вся совокупность значимых корреляций, обнаруженных в процессе проверки данной гипотезы, имеет одинаковый знак и, таким образом, подтверждает одну и ту же тенденцию. Четыре корреляции значимы на уровне 0.01 процент и восемь – на уровне 0.05. Супруги, которых больше наказывали в детстве, менее удовлетворены в будущих супружеских отношениях. Нами показано, что наказания, особенно физические, негативно влияют на формирование личности ребенка. Вероятно, недостатки в формировании личности впоследствии сказываются на качестве семейных отношений, что снижает удовлетворенность.

Эмпирически выявлена взаимосвязь  между наказаниями в родительской семье и частотой переживания  тех или иных эмоциональных состояний  супругами. Так, совокупность корреляций свидетельствует о том, что испытуемые, которых чаще наказывали в детстве, чаще переживают печаль, подавленность, тревожность, беспокойство, досаду, неудовлетворенность. Таким образом, в основном эмпирические данные свидетельствуют о тенденции испытуемых, наказываемых в детстве, чаще переживать эмоциональный стресс.

Воспитательная практика по параметру частоты применения наказаний и по виду предпочитаемых наказаний передается от поколения  к поколению, сохраняя определенную устойчивость. Мы получили 62 значимых корреляции между частотой, с которой те или иные виды наказаний применялись к родителям в их детские годы, и частотой наказаний, которую они обнаруживают в отношении собственных детей. Взаимосвязь прослеживается и в отношении видов применяемых наказаний. В исследованиях обнаружены многочисленные связи между взаимодействием в семье по параметру практик наказания, уровнем эмоционально-волевой регуляции, выявленной у супругов, и эмоционально-волевыми особенностями детей.

Можно констатировать, что частота наказаний, применяемых к ребенку, отрицательно влияет на формирование у него ответственности за свое поведение. Частота наказаний, применяемых к испытуемому в его родительской семье, связана с меньшей удовлетворенностью различными сферами семейной жизни в будущем. Частота наказаний, применяемых к испытуемому в его родительской семье, связана с большей вероятностью эмоционального стресса, связанного с его собственной семейной жизнью в будущем. Частота наказаний, применяемых к ребенку, зависит от удовлетворенности семейным взаимодействием. Чем выше частота, тем меньше удовлетворенность. Практика наказаний и по параметру частоты применения наказаний, и по характеру предпочитаемых наказаний передается от поколения к поколению, сохраняя определенную устойчивость.

Сопоставление различных уровней  исследования позволяет увидеть, что  параметры эмоционально-волевой регуляции у родителей и детей связаны многими корреляционными зависимостями и опосредованы рядом параметров семейного взаимодействия. Одним из таких опосредующих параметров является удовлетворенность супругов различными сферами семейной жизни.

Супруги с позитивными  характеристиками эмоционально-волевой регуляции более удовлетворены браком, а эта удовлетворенность, в свою очередь, позитивно влияет на особенности детей, характеризующие эмоционально-волевую регуляцию их поведения.

Еще один показатель удовлетворенности  характеризует степень подавленности  родителей по поводу обязанностей в  отношении воспитания ребенка и  личной жизни в целом. Влияние эмоционально-волевой регуляции у родителей на детское поведение, опосредованное этим параметром, принципиально сходно с влиянием, опосредованным удовлетворенностью различными сферами семейной жизни.

Преобладающие у родителей  эмоции (печаль, тревога, радость, вина, гордость, смущение, неудовлетворенность) имеют два полюса, противоположно характеризующие состояние эмоционального стресса. Эти полюса также противоположно связаны с эмоционально-волевыми особенностями по ВКЛ и поведенческими особенностями детей, характеризующими позитивные и негативные стороны эмоционально-волевой регуляции. Соответствующая синхронная смена знаков корреляционных связей демонстрирует позитивное влияние эмоционально-волевой регуляции высокого уровня у родителей на эмоционально-волевую регуляцию у детей, опосредованную различными эмоциями, связанными с семейным взаимодействием.

Сопоставляя группы корреляционных связей, можно увидеть, что позитивные характеристики эмоционально-волевой регуляции у родителей, опосредуясь толерантностью, приводят к развитию позитивных характеристик эмоционально-волевой регуляции у детей. Дети в этом случае в меньшей степени проявляют симптомы гиперактивности, лучше контролируют гнев, меньше испытывают страх и более уверены в себе, не склонны к излишне эмоциональным реакциям, лучше спят и имеют меньше проблем с едой. Кроме того, в этом случае дети охотнее помогают взрослым и менее уступчивы.

Таким образом, можно  констатировать, что помимо прямых связей параметров эмоционально-волевой регуляции у родителей и у детей, существуют опосредованные семейными характеристиками связи. Опосредующими параметрами социального взаимодействия в семье являются частота применения практик наказания родителями, характер предпочитаемых наказаний, толерантность родителей к поведению ребенка, удовлетворенность семейным взаимодействием, эмоции, переживаемые супругами. Как прямые, так и опосредованные связи параметров эмоционально-волевой регуляции у родителей и у детей не противоречивы и свидетельствуют о том, что позитивные параметры эмоционально-волевой регуляции у родителей способствуют формированию позитивных параметров эмоционально-волевой регуляции у детей. Дети в этом случае более активны, в меньшей степени проявляют симптомы гиперактивности, лучше контролируют гнев, меньше испытывают страх, более уверены в себе, не склонны к излишне эмоциональным реакциям, лучше спят и имеют меньше проблем с едой, охотнее помогают взрослым, легче сосредотачиваются, более ответственны. Опосредуясь параметрами семейных отношений, некоторые особенности эмоционально-волевой регуляции передаются от родителей к детям.

Информация о работе Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии