Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 06:39, автореферат

Краткое описание

В психологии сегодня сформировались и продолжают развиваться теоретические и экспериментальные исследования волевой (В.А.Иванников, Е.П.Ильин, В.И.Моросанова, Е.О.Смирнова, В.И.Селиванов Т.И.Шульга и др.) и эмоциональной (И.А.Васильев, О.В.Дашкевич, О.К.Тихомиров и др.). Однако все еще недостаточно работ, посвященных изучению взаимодействия, взаимосвязи различных аспектов регуляции деятельности, участия различных сторон личности в регуляторном процессе. Подразумевая или констатируя целостность регуляционного процесса, исследователи останавливаются на какой-либо одной его стороне. Изучение эмоционально-волевой регуляции представлено рядом интересных исследований (Г.М.Аванесян, В.Ф.Сопов, О.А.Черникова и др.). Практическая направленность работ в данной области свидетельствует об актуальности темы. Вместе с тем, все еще недостаточно работ по выявлению структуры эмоционально-волевой регуляции деятельности, ее типов, видов. Недостаточно разработан инструментарий диагностики эмоционально-волевой регуляции.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимод.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

Важным аспектом изучения волевой регуляции является рассмотрение ее личностных оснований. Изучая различные стороны волевой регуляции, авторы пришли к заключению о важной роли личности как высшего уровня, обеспечивающего регуляторные процессы (Л.И.Божович, О.В.Дашкевич, В.А.Иванников, Т.И.Шульга и др.). В основном были выявлены способы участия отдельных особенностей личности в волевой регуляции (Л.И.Божович, И.И.Купцов, Н.А.Федоров и др.). В главе рассматриваются различные точки зрения на соотношение эмоциональной и волевой регуляции, представленные в работах С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.А.Иванникова, Е.П.Ильина, Т.И.Шульги, О.В.Дашкевича, А.В.Карпова и др. Анализ работ этих авторов показывает перспективность рассмотрения единства эмоциональных и волевых процессов в механизме регуляции деятельности.

Одним из подходов к рассмотрению личности является подход, представляющий ее как совокупность черт (Р.Б.Кеттелл, Г.Айзенк, А.Г.Шмелев и др.). В логике этого подхода волевая регуляция предстает как система черт, личностных диспозиций, отвечающих за реализацию намерения. Рассмотрение волевой регуляции как механизма, реализуемого системой черт, также обнаруживает в нем наличие эмоциональной составляющей, учет которой позволяет выявить некоторые существенные особенности, порождаемые соотношением эмоциональных и волевых компонентов. Структурирование представлений о волевой регуляции с помощью теории черт выявляет наличие в ней эмоциональной составляющей. Черты, отражающие волевую сторону регуляции, могут в свою очередь быть исследованными на предмет имплицитно содержащихся в них эмоциональных компонентов.

Исследование эмоционального аспекта волевой регуляции не только позволило представить эмоционально-волевую регуляцию более цельно, но и найти более адекватные объяснения влияния на нее целостной личности. Эмоции, являясь индикаторами смысловой сферы личности, не только позволяют субъекту лучше осознавать свои личностные особенности, но и направляют волевые усилия на реализацию значимых для субъекта целей.

В некоторых случаях  представления о волевом компоненте эмоциональной регуляции открывают дополнительные перспективы. Обратная связь, обеспечивающая регуляцию на различных этапах реализации деятельности и в междеятельностном пространстве, реализуется, в частности посредством оценивания и оценки. В теории оценивания и оценки (Н.А.Батурин) показана роль эмоциональности в целостных гештальтах успеха и неудачи. Привлечение конструкта эмоционально-волевой регуляции с опорой на теорию рефлексивных процессов А.В. Карпова открывает в этой области дополнительные перспективы. Раскрытая А.В.Карповым таксономия трансформаций базовых закономерностей под влиянием рефлексии позволяет предполагать в данном случае некоторые эффекты воздействия рефлексивных факторов. Например, ослабление негативного влияния эмоциональной составляющей неуспеха и фасилитация позитивного аспекта. Либо снижение негативного влияния успеха и усиление его позитивного влияния. Рассмотрение волевого компонента эмоциональной регуляции также позволяет лучше представить влияние целостной личности на регуляторные процессы. Рассмотрение эмоциональной и волевой сторон регуляции деятельности в единстве позволяет найти новые пути к анализу участия различных особенностей личности в этих процессах.

Изменение теоретической  рамки и включение в нее  эмоциональных и волевых регуляторных процессов в единстве позволяет открыть новое направление исследований и наполнить новым теоретическим и экспериментальным содержанием понятие эмоционально-волевой регуляции.

Особенно актуально  рассмотрение эмоционально-волевой регуляции в аспекте социальной психологии, исследование взаимосвязи эмоционально-волевой регуляции родителей и детей опосредованной системой семейных отношений.

Для понимания некоторых  аспектов связи эмоционально-волевой регуляции и педагогического мышления служит теория решения педагогических проблемных ситуаций М.М.Кашапова.

В главе анализируются  подходы к изучению эмоциональной регуляции. И.А.Васильев, исследуя эмоциональные аспекты регуляции мыслительной деятельности в рамках теории мышления О.К.Тихомирова, использует термин мотивационно-эмоциональная регуляция. Мотивационно-эмоциональная регуляция рассмотрена И.А.Васильевым в контексте стадий мыслительной деятельности, таких как инициация, целеобразование, реализация. Выявлены механизмы этой регуляции на каждой стадии. В исследованиях И.А.Васильева показано, что мотивационно-эмоциональная регуляция связана с функционированием динамической смысловой системы. В качестве более общего понятия используется концепт смыслового управления, которое представляет собой подсистему управления наряду с подсистемой рационально-логического управления. На основе теоретического анализа и эмпирических данных показано, каким образом взаимодействуют эти две подсистемы управления на каждой стадии мыслительной деятельности. Возможно формирование двух различных динамических систем регуляции в зависимости от преобладания у субъекта деятельности внутренней либо внешней мотивации. Соответственно в зависимости от внутренней или внешней мотивации обнаруживаются различия в мотивационно-эмоциональной регуляции деятельности. Одним из механизмов смыслового управления являются интеллектуальные эмоции. Для понимания регулирующей роли эмоций И.А.Васильев использует понятие эмоциональной коррекции, введенное А.В. Запорожцем.

В работах О.К.Тихомирова, В.Е.Клочко, И.А.Васильева высказывается предположение, что эмоции не просто являются регулятором деятельности наряду с планами, целями, гипотезами, но и выполняют функцию своеобразного «регулятора регуляторов». То есть они координируют возникновение и функционирование регуляторов деятельности. Эмоция, согласно данному подходу, приводит в действие «структуру саморегуляции». Целостный акт понимания рассматривается И.А.Васильевым как трехкомпонентный, состоящий из интеллектуальных эмоций, установок и содержания. Эмоции отражают динамическую сторону акта понимания, установки направляют действие, а содержание соответствует предметному аспекту. Единицей анализа, объединяющей все три аспекта, является смысл.

Подход И.А.Васильева близок к пониманию единства волевых и эмоциональных процессов. Эту близость можно предполагать из названия мотивационно-эмоциональная регуляция и использования в качестве единицы анализа смысла. Мотивационно-эмоциональная регуляция связана с динамической смысловой системой. Однако в данном подходе акцент сделан на рассмотрении единства интеллектуальных и эмоциональных процессов. Регулирующая функция эмоций рассмотрена на примере мыслительной деятельности. К рассмотрению единства волевых и эмоциональных сторон регуляции подошел также О.В.Дашкевич на примере рассмотрения регуляции индивидуальных форм спортивной деятельности, регуляции деятельности в экстремальных условиях.

В подходе О.В.Дашкевича раскрываются особенности эмоциональной регуляции общественно полезных видов деятельности на примере индивидуальной формы спортивной деятельности. Эмоции анализируются на личностном уровне психической регуляции деятельности и рассматриваются как специфическая субъективная форма деятельности и общения. Эмоциональный процесс рассматривается как процесс, преобразующийся в деятельности, приобретающий в ней новые формы. Эмоции объективируются в деятельности, являются компонентом ее структуры и участвуют в регуляции ее основных «единиц» - собственно деятельности, действий и операций. Эмоции так же связаны с мотивами, целями, задачами, средствами и результатами деятельности и с основными типами межуровневых отношений психологической структуры деятельности, такими как социально – психологические, собственно психологические и психо-физиологические отношения. О.В.Дашкевич выделяет личностный уровень эмоциональной регуляции деятельности, что предполагает включенность эмоций в механизмы направленности личности, самоконтроля, саморегуляции, уровня притязаний, целеполагания, целеосуществления. Эмоциональная регуляция раскрывается как целостное психическое образование, включающее аффективный, познавательный и волевой компоненты. Эти компоненты не рядоположенны и внешне связаны, а взаимоопосредуют друг друга. Концепт «эмоция», по сути, применяется к такого рода целостным психическим образованиям, в которых аффективный компонент выражен более отчетливо. На уровне деятельности в исследовании изучались особенности мотивации и самооценки. Подтверждены положения о мотивирующей функции эмоций. Развиты некоторые положения о влиянии личностных особенностей на эмоциональную регуляцию, изучавшиеся ранее в исследованиях О.В. Овчинниковой, Е.Е.Насиновской, Н.И.Наенко и др.

О.В.Дашкевич вслед за Б.Г.Ананьевым, С.Л.Рубинштейном, Л.И.Божович, В.С.Мерлиным, Л.С.Славиной, И.И.Чесноковой, Г.С.Сухобской и др. подчеркивает связь самооценки, а следовательно, и эмоциональной регуляции с социальными, общественными отношениями, социальным взаимодействием. Таким образом, проблема помещается в фокус рассмотрения социальной психологии. Развитие эмоциональной регуляции предполагает включение эмоций в предметное содержание общественно-полезной деятельности. В результате такого включения содержание социальных норм интериоризуется в структуру эмоциональной регуляции.

В работах О.В.Дашкевича  эмоции, рассматриваясь в связи со структурными компонентами деятельности, исследованы на примере деятельности с широкой представленностью двигательных задач, соответствующих им двигательных операций и вегетативных функциональных систем. Намечены ориентиры рассмотрения эмоциональной и волевой регуляции в тесной взаимосвязи. Вместе с тем, акцент сделан на рассмотрении структуры именно эмоциональной регуляции. Эмоциональная регуляция изучена преимущественно в спортивной деятельности, индивидуальной ее форме. Эмоциональная регуляция рассмотрена в экстремальных условиях. Остаются открытыми многие вопросы взаимосвязи эмоциональных и волевых проявлений, формирования эмоционально-волевой регуляции в семье, возможности использования мотивационно-результативных методик при изучении регуляции различных форм общественно полезной деятельности школьников, оптимальной тактики целеполагания в связи с эмоциями уверенности-сомнений, связи параметров уверенности-сомнений с различными личностными особенностями.

В результате теоретического анализа показано, что эмоции в современных подходах (Sherer и др.) рассматриваются как комплексное явление, включающее волевую составляющую.

Дается анализ основных подходов к пониманию стресса  и рассматривается взаимосвязь  и различия понятий стресса и волевых усилий на основе подхода к стрессу Perre и Reicherts.

В подходе Zimmerman процессы саморегуляции, близкие по смыслу некоторым трактовкам воли, рассматриваются с социально – психологических позиций. Понятие саморегуляции связывается с понятием мотивации и раскрывается Zimmerman как метакогнитивная, мотивационная и поведенческая активность, направляющая субъекта к достижению цели. Теория Zimmerman получила название социально – когнитивной теории саморегуляции и мотивации.

Как и в отечественной литературе, зарубежные авторы больше говорят о взаимодействии и единстве когнитивных и эмоциональных процессов. Согласно подходу Zajonc, эмоции и когнитивные процессы представляют собой две независимые системы. Согласно Lazarus, Folkman, Perre и Reicherts, когнитивная оценка неразрывно связана с эмоциональным процессом и представляет собой его компонент. Когнитивная оценка «запускает» эмоциональный процесс и определяет его качество, но не прекращается по мере развертывания эмоции. В главе рассмотрен вопрос о соотношении волевых и эмоциональных проявлений в рамках стрессового эпизода. Включенность волевого компонента в процесс переживания и преодоления стрессовой ситуации в подходе Perrre и Reicherts можно констатировать благодаря тому, что копинг стресса в основном носит характер осознанного процесса, регулируется сознательно поставленной целью. Если понимать волевой процесс в широком значении этого термина, как произвольность, то копинг входит в понятие волевой регуляции. Более узкое понимание воли как процесса преодоления трудностей и препятствий на пути достижения цели или как процесса произвольного изменения мотивации тоже соотносится с копингом. Копинг может быть связан с преодолением трудностей либо с потребностью индивида восполнить недостаток мотивации. В зарубежной психологии понятие воли развивается, в частности, в рамках исследований локуса контроля личности. В этом случае волевой компонент включается в модель стресса Perre и Reicherts посредством такой переменной, как контролируемость стрессогенной ситуации, рассмотренная с субъективной стороны. В основном эта переменная связана с локусом контроля личности.

В модели Scherer волевой компонент включен непосредственно в структуру эмоции наряду с когнитивным компонентом, так как функцией мотивационных тенденций является подготовка к действию, а функцией моторной экспрессии – взаимодействие между интенцией и реакцией. Таким образом, два из пяти компонентов эмоции по Scherer непосредственно связаны с регуляцией действия, и в случае, если эта регуляция осуществляется в затрудненных условиях либо в условиях недостатка мотивации, с волевой регуляцией. Косвенно связан с волевой регуляцией и пятый компонент эмоции – субъективные переживания, так как этот компонент по Scherer имеет функцию контроля интеракций между внутренним состоянием организма и средой.

Теоретический анализ, приведенный  в главе, позволяет очертить проблемное поле исследования.

Во второй главе  «Методология и основные процедуры  исследования эмоционально-волевой регуляции деятельности в социальном взаимодействии» на основе анализа состояния проблемы излагаются методологические процедуры и методы проведения исследования.

Теоретико-методологические положения, сформулированные в данном разделе, ориентируют на изучение эмоционально-волевой регуляции с учетом объективно-психологических показателей, таких, например, как результаты деятельности.

Приводятся характеристики авторской  методики диагностики компонентов  эмоционально-волевой регуляции (ВКЛ).

Опросник ВКЛ разработан нами для  диагностики выраженности эмоционально-волевых особенностей личности в возрасте от 11-ти до 55-ти лет. Он может применяться как в исследовательских целях, так и для решения практических задач. Целью разработки методики было создание надежного инструмента диагностики эмоционально-волевой регуляции деятельности, пригодного для исследований, охватывающих большой круг испытуемых и учитывающего направленность регуляторных процессов на область социального взаимодействия.

Раскрываются ограничения  ретроспективных методов. Обосновывается целесообразность применения наряду с ретроспективными методами методологии, основанной на структурированном самонаблюдении за проявлениями эмоционально-волевой регуляции в условиях реального социального взаимодействия. Дается описание особенностей авторской методической процедуры структурированного самоанализа волевых эпизодов (ССВЭ), с помощью которой фиксируется более 20 эмоциональных параметров. Обосновывается методический принцип разделения регуляторного процесса на эпизоды, реализуемые в повседневном социальном взаимодействии субъекта. Метод совмещает в себе возможности количественного и качественного анализа исследуемой реальности, что позволяет наряду с применением статистических процедур производить содержательную оценку ситуации, эффективности эмоционально-волевой регуляции, ее динамики в конкретных обстоятельствах, соотношения различных ее компонентов.

Информация о работе Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии