Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 06:39, автореферат

Краткое описание

В психологии сегодня сформировались и продолжают развиваться теоретические и экспериментальные исследования волевой (В.А.Иванников, Е.П.Ильин, В.И.Моросанова, Е.О.Смирнова, В.И.Селиванов Т.И.Шульга и др.) и эмоциональной (И.А.Васильев, О.В.Дашкевич, О.К.Тихомиров и др.). Однако все еще недостаточно работ, посвященных изучению взаимодействия, взаимосвязи различных аспектов регуляции деятельности, участия различных сторон личности в регуляторном процессе. Подразумевая или констатируя целостность регуляционного процесса, исследователи останавливаются на какой-либо одной его стороне. Изучение эмоционально-волевой регуляции представлено рядом интересных исследований (Г.М.Аванесян, В.Ф.Сопов, О.А.Черникова и др.). Практическая направленность работ в данной области свидетельствует об актуальности темы. Вместе с тем, все еще недостаточно работ по выявлению структуры эмоционально-волевой регуляции деятельности, ее типов, видов. Недостаточно разработан инструментарий диагностики эмоционально-волевой регуляции.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимод.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

Очень слабая возрастная динамика у такого качества, как  выдержка. Показатель, равный 18.1 в 6 классе остается без значимых изменений на уровне 17.5 на 5 курсе университета. Обнаружены небольшие колебания показателя, например, его небольшое снижение в отрезке от 6 к 8 классу и последующее увеличение к 10 классу, которые не меняют общей тенденции.

Показатель настойчивости также в основном стабилен. В начальной точке возрастного диапазона его значение составляет 11.8, а в конечной – 12.0. Небольшие колебания не достигают значимого уровня ни в одном из сравниваемых возрастов.

Решительность значимо  не различается. Начальный уровень – 13.2 – конечный - 11.7. Показатель стабилен на протяжении всего возрастного диапазона.

Стабильность обнаруживает и общий показатель развития эмоционально-волевой регуляции. В начальной точке возрастного диапазона его значение равно 136.8, а в конечной – 135.0.

Таким образом, несмотря на положительную динамику отдельных параметров эмоционально-волевой регуляции, в целом можно заключить, что без специально организованной психолого-педагогической работы она развивается незначительно. Выводы о том, что сама по себе включенность в учебную деятельность обеспечит становление эмоционально-волевой регуляции, чрезмерно оптимистичны. Необходимы изменения, оптимизация параметров учебной деятельности для придания ей развивающего эффекта. Кроме того, требуются целенаправленные развивающие и формирующие психолого-педагогические воспитательные усилия для обеспечения положительной динамики и включенности регуляторных процессов в социальное взаимодействие.

В пятой главе «Исследование  проявлений эмоционально-волевой регуляции в аспекте эффективности деятельности и социального взаимодействия» излагаются основные итоги реализации исследовательской программы лабораторно организованного социального взаимодействия и анализа волевых усилий в условиях реального социального взаимодействия при помощи метода структурированного самоанализа волевых эпизодов.

Исследование эмоционально-волевой регуляции методом лабораторно организованного социального взаимодействия с помощью методик МР-1 и МР-2 О.В.Дашкевича показало, что уверенность в успехе на различных этапах процесса и в различных экспериментальных ситуациях представляет собой единый параметр. Уверенность в ситуации успеха; неуспеха; успеха; следующего за неудачей; уверенность в задачах различной степени трудности коррелируют между собой.

Уверенные в успехе испытуемые начинают деятельность в экспериментальной  ситуации с задачи меньшей трудности  и совершают большее число  попыток в ситуации успеха 1. Такая  же тенденция выявилась и в  отношении ситуации успеха 2. Выявлена наиболее благоприятная с точки зрения эмоционально-волевой регуляции тактика целеполагания, обеспечивающая наибольшую уверенность в успехе, продуцирующая эмоции радости. Эта тактика оправдывает себя в ситуации неуспеха, приводя к проявлению большей настойчивости (большее количество попыток для преодоления ситуации неуспеха). Личностные особенности, связанные с данной тактикой целеполагания, - эмоциональная устойчивость (С+), самоконтроль (Q3+), беспечность (F+), низкая выраженность эмоций гнева. В обнаруженных факторах видна тенденция. Они отражают различные стороны эмоциональности. С одной стороны, обнаруженная в исследовании тактика целеполагания способствует проявлению уверенности и положительных эмоций; с другой стороны, она сама возникает на фоне определенных эмоциональных особенностей субъекта. Исследование ошибок памяти в ситуации успеха и неуспеха обнаруживает, что их больше в ситуации неуспеха. Выявленный факт согласуется с данными, которые отмечают П.Фресс и Ж.Пиаже. Ошибки памяти в данном случае помогают эффективной эмоционально-волевой регуляции. Уверенность в успехе положительно связана с временными характеристиками психомоторики и с рядом личностных параметров. Уверенные по результатам экспериментальной процедуры испытуемые более эмоционально стабильны (С+), настойчивее преодолевают препятствия, доводят до конца начатое дело (Q3+), обладают большей эмоциональной теплотой (А+) и интернальным локусом контроля.

Оптимальная стратегия целеполагания в ситуации неуспеха связана также с уверенностью испытуемого. Личностные факторы, обеспечивающие эту стратегию, таковы – теплота (А+), самостоятельность (Q2+), интернальный локус контроля в области достижений. Параметр количества попыток в ситуации неуспеха связан с эффективностью учебной деятельности (r=0.31).

Параметры, выявляемые в процедуре  лабораторного эксперимента, рассматривались  в связи с эффективностью учебной  деятельности учащихся. При исследовании связей эффективности учебной деятельности и личностных параметров было обнаружено, что положительные корреляционные связи имеют такие факторы, как теплота (А+), эмоциональная устойчивость (С+), самостоятельность (Q2+) и интернальность. Эти факторы оказались теми же, что и выявленные в ситуации лабораторного эксперимента, как связанные с уверенностью в успехе.

Как показали результаты лабораторного эксперимента, эмоциональные  и волевые параметры в регуляции  конкретной деятельности выступают  в тесном единстве. Они образуют определенные сочетания, блоки, влияющие на те или иные аспекты деятельности и на ее результативность. При анализе поведения испытуемого в конкретном виде деятельности или конкретном типе ситуаций, например, в ситуации повторяющегося неуспеха трудно выделить отдельно эмоциональную и отдельно волевую составляющие регуляции. Эти стороны имеют тесные связи и взаимно обусловлены.

Исследование при помощи структурированного анализа проявлений эмоционально-волевой регуляции в полевых условиях привело к следующим результатам (количество исследованных эпизодов – 151). Наиболее выраженной эмоцией, сопровождающей волевое усилие, является интерес. Средняя выраженность этой эмоции (9.4) превышает выраженность эмоций радости (6.9), удивления (5.7), горя (6.7), гнева (5.1), отвращения (4.4), презрения (4.5), страха (4.2), стыда (4.4), вины (6.2). Эти данные подтверждаются еще одним исследованием, в котором выраженность перечисленных эмоций рассматривалась в связи с выраженностью волевых качеств по методике ВКЛ. Получены значимые положительные корреляции волевых качеств и общего балла с эмоцией интереса и отрицательные – с выраженностью эмоций горя, гнева, стыда и вины. Выраженность эмоции радости положительно коррелирует с энергичностью, инициативностью и решительностью. В общей сложности в рамках данного исследования получены 37 значимых корреляции эмоций по шкале К.Изарда и волевых качеств личности по ВКЛ. Данные подтверждаются с помощью метода контрастных групп, с помощью которого обнаружены значимые различия между волевыми и безвольными испытуемыми по методике ВКЛ по выраженности эмоций интереса, радости, горя, гнева, стыда.

Исследование с помощью  метода ССВЭ показало, что волевые  усилия дифференцируются в зависимости  от характера сопровождающих их эмоций. Отчетливо выделяются две их разновидности. Во-первых, волевое усилие с преобладанием  эмоций интереса и радости. Во–вторых, волевое усилие с преобладанием эмоции горя или эмоции горя в сочетании с некоторыми другими отрицательными эмоциями, такими, например, как гнев, вина. Эмоции являются индикаторами эффективности волевых усилий.

Анализ с помощью  метода ССВЭ выявил индивидуальные различия между испытуемыми в зависимости от эмоциональной составляющей волевого усилия.

Данные показывают, что  в механизме волевой регуляции, понимаемом как произвольное изменение мотивации (В.А.Иванников), существует важный эмоциональный компонент. Именно эмоция интереса способна, по мнению К.Изарда, усиливать побуждения, включая основные потребности.

Функциональные психические состояния, включенные в процесс эмоционально-волевой регуляции, обладают количественными отличиями и качественной спецификой в зависимости от вида и эффективности эмоционально-волевой регуляции. Функциональные психические состояния, характеризующиеся высокими показателями уровня бодрствования, мотивации оценки успеха и настроения, являются условием ее эффективности. Качественные отличия функциональных психических состояний, характерных для неэффективной эмоционально – волевой регуляции, заключаются в более слабой интегрированности компонентов состояния, в первую очередь, за счет слабой интегрированности в общую структуру такого компонента, как уровень бодрствования.

Метод ССВЭ позволяет  не только исследовать особенности  эмоционально-волевой регуляции деятельности, но и корректировать недостатки ее развития. В данном случае коррекция основана на углубленном анализе индивидуальных особенностей испытуемого и динамики эмоционально – волевой регуляции, разделенной на дискретные единицы (эпизоды), включенные в реальное социальное взаимодействие. Являясь систематическим самоанализом, процедура не только дает разнообразную информацию для проведения индивидуальных консультаций, но и сама по себе играет терапевтическую роль. Данный вид коррекционной работы дополняет работу с малой группой.

Исследования, проведенные  с помощью различных методов, приводят к сходным результатам в том отношении, что всегда обнаруживаются очень тесные связи между эмоциональной и волевой сторонами регуляции деятельности. Эти связи настолько выражены и многочисленны, что можно говорить об эмпирическом подтверждении целостности эмоционально-волевой регуляции деятельности.

Учет эмоциональной  составляющей этого механизма позволяет  увидеть новые возможности объяснения участия целостной личности в  процессе волевой регуляции.

В шестой главе «Типы  эмоционально-волевой регуляции деятельности» приводятся характеристики групп испытуемых с различными соотношениями компонентов эмоционально-волевой регуляции, выделенных методом семантического сходства.

Кластерный анализ, проведенный  на выборке 635 человек, исследованных при помощи методики ВКЛ, выявил наличие групп (типов) испытуемых с различными соотношениями компонентов эмоционально-волевой регуляции деятельности.

Кластерный анализ в целом разделил испытуемых на группы по выраженности совокупности волевых качеств. Выделились группы с низким, средним и высоким уровнем всех 9 сторон регуляции, отражаемых тестом. В коррекции в данном случае нуждаются испытуемые, демонстрирующие низкий уровень выраженности всех компонентов эмоционально-волевой регуляции (средние значения в стенах варьируют от 1 до 3). Более глубокий анализ индивидуальных случаев показал, что у этой категории учащихся, как правило, низкие результаты в учебной деятельности. Они пассивны в установлении социальных контактов, не способны отстаивать свою точку зрения, особенно в ситуациях, связанных с конфликтом, напряжением. Самооценка низкая. Помимо горизонтального «расслоения», кластерный анализ выделил группы испытуемых с недостаточным уровнем развития отдельных сторон эмоционально-волевой регуляции на фоне высокой или средней выраженности остальных сторон. Профили в этом случае демонстрируют «выпадения» либо «пики» отдельных качеств, порождающие определенные диспропорции в функционировании целостного механизма эмоционально-волевой регуляции.

Примером такого рода диспропорций является выраженная ответственность при низких значениях остальных показателей по методике. В результате при достаточно высокой значимости результатов деятельности у испытуемого нет необходимого волевого ресурса для его достижения. Данный профиль также был обнаружен нами при рассмотрении группы больных с диагнозом тревожно-депрессивное расстройство и астено-невротическое расстройство. Были выявлены различия по параметру ответственности. Ответственность больных неврозом оказалась значимо выше на фоне значимо более низких значений выраженности остальных показателей, таких как энергичность, решительность, настойчивость и др. Кластерный анализ выявил аналогичную группу среди здоровых испытуемых. Как правило, в этой группе рассматриваемая диспропорция не столь велика, как в группе больных неврозом, но наблюдаются некоторые общие черты. Анализ отдельных случаев показал, что у таких испытуемых повышенная тревожность (фактор О методики 16 PF, шкала Дж.Тейлор), фрустрированность (фактор Q4), ригидность (фактор Q1) и подозрительность (фактор L).

Другая диспропорция, связанная с ответственностью, состоит  в том, что она выражена слабо  на фоне высокой выраженности остальных  качеств. Следующая диспропорция, проявившаяся в результате кластерного анализа, заключается в очень низкой выраженности решительности на фоне высокого или среднего уровня развития остальных волевых качеств.

Следующая диспропорция характеризуется высоким показателем  энергичности и низким – выдержки при средних или выше среднего показателях выраженности остальных качеств. В данном типе испытуемые обладают яркой эмоциональностью, высокой энергетикой, которую труднее контролировать. Вероятно, именно этот тип испытуемых породил в литературе по психологии воли дискуссию о том, что за сильную выдержку можно ошибочно принять слабость побуждений. Обобщая данные рассуждения, можно сказать, что за ними стоит идея относительной оценки выдержки и самоконтроля в зависимости от силы побуждений субъекта. Наши данные показывают, что дело не только в силе мотивации, но и в эмоциональности, особенностях темперамента, энергетики. С нашей точки зрения, целесообразнее рассматривать эмоциональные и волевые качества в единстве. Речь скорее идет о типе личности или, во всяком случае, о типе эмоционально-волевой регуляции.

Еще одна диспропорция заключается в низком показателе целеустремленности на фоне среднего или даже высокого уровня развития остальных волевых качеств. В данном случае испытуемые инициативны, энергичны, деятельны, способны брать на себя ответственность, проявлять настойчивость. Но у них отсутствует целевая перспектива, особенно дальняя. Они реализуют скорее ближние, ситуативные цели и могут действовать противоречиво. Еще один диспропорциональный тип регуляции связан с недостаточным развитием инициативности на фоне высокого или среднего уровня развития остальных волевых качеств. Данный тип характеризуется сформированностью основных компонентов регуляции, но слабым участием регуляторных процессов в социальном взаимодействии.

Можно сказать, что существуют различные соотношения компонентов  эмоционально-волевой регуляции. Некоторые из этих соотношений носят характер диспропорций, снижающих эффективность деятельности и приносящих ощущение субъективного неблагополучия. Эти диспропорции нуждаются в коррекции. Эмоционально-волевая регуляция осуществляется целостной личностью. Эмпирический анализ диспропорций обнаруживает близость некоторых из них к типам личности, темперамента, характера, нашедшим отражение в психологической литературе. Рассмотрение вопроса с позиций соотношения различных компонентов системы эмоционально-волевой регуляции позволяет нам более четко диагностировать и более детально анализировать затруднения испытуемых в осуществлении деятельности и в социальном взаимодействии. Тип испытуемых с высокой выраженностью всех компонентов эмоционально-волевой регуляции позволяет ясно представить позитивный полюс в изучаемой реальности.

Информация о работе Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии