Буллинг как социально-педагогическая работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении многих лет исследуется проблема насилия и агрессии. Масштаб данных явлений не перестает удивлять. На проблему насилия среди учеников все чаще обращают внимание учителя в школе. Эта жесткость принимает различный характер и схожа с такими проблемами, как «дедовщина» в армии. У нас «дедовщину» в школе называют травлей. В США этому явлению дано определение буллин

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
3

1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ
ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА

5

2. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ
11

3. СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
14

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО
БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 88.74 Кб (Скачать документ)
 
    СОДЕРЖАНИЕ 
 
ВВЕДЕНИЕ 3 
1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ  

    ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА

 
5 
2. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ 11 
3. СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА 14 
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО

    БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

 
17 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

             ВВЕДЕНИЕ 

     На  протяжении многих лет исследуется  проблема насилия и агрессии. Масштаб  данных явлений не перестает удивлять. На проблему насилия среди учеников все чаще обращают внимание учителя  в школе. Эта жесткость принимает различный характер и схожа с такими проблемами, как «дедовщина» в армии. У нас «дедовщину» в школе называют травлей. В США этому явлению дано определение буллинг [17, с. 90].

     Буллинг – таким новым термином окрестили старое, можно сказать, вековое явление: детская жестокость. К сожалению, в новом веке это явление приобрело особую актуальность. Проблема насилия в детских коллективах серьезно тревожит педагогов различных стран мира.

     Проблема  булинга долгое время умалчивалась, о ней было не принято говорить, не было даже специального научного термина, так как слово «травля» едва ли можно отнести к терминам. Несмотря на крайнюю значимость проблемы буллинга, в отечественной литературе она практически не освещена, на данный момент существует не более 5 статей или пособий, в которых речь шла бы конкретно о буллинге. В то же время на Западе проблема буллинга – проблема номер один. Первыми исследователями в этом направлении являются ученые Скандинавии, обследовав тысячу учеников в возрасте от семи до одиннадцати лет, исследователи получили такие данные: 23% детей подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. Испанские исследователи приводят данные о 17%–21% распространенности этого явления. Ирландские специалисты говорят, что «…10% детей регулярно подвергаются насилию со стороны сверстников раз в неделю и чаще, а 55% – эпизодически» [31].

     Расхождения в цифрах естественны. Одни называют буллингом серьезные акты агрессии, а другие – любые угрозы и оскорбления, без которых не обходится даже самое миролюбивое человеческое сообщество. Тем не менее понятно, что речь идет о серьезном и массовом явлении.

     Первые  публикации на тему школьной травли появились  довольно давно, еще в 1905 г. К. Дьюкс опубликовал свою работу, но первые систематические исследования проблемы буллинга принадлежат скандинавским ученым, среди них: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд. Среди перечисленных исследователей Д. Олвеус и сегодня остается самым авторитетным исследователем проблемы буллинга. Затем интерес возник и в Великобритании. Среди британских исследователей следует отметить В.Т. Ортона, Д.А. Лэйна, Д.П Таттума, Е. Мунте. В США особое внимание к буллингу стали проявлять в начале 90-х гг. ΧΧ в. [7, с. 160].

     В средствах массовой информации все  чаще и чаще стали появляться сообщения  о негативной ситуации в школах. Постоянно нам говорят о том, как дети издеваются над одноклассниками и учителями. То, что нам показывают по телевизору или пишут в газетах только вершина айсберга. Основная его часть остается не доступной массам или появляется только в интернете. Стоит ввести в поисковой строке, например «драки в школе» как нашему вниманию предстает результат в 6 миллионов страниц. При этом выскакивает довольно много роликов, где показано, как дети избивают друг друга или учителей. Эта проблема хоть и довольно широко освещается, но реальных действий к ее предотвращению не наблюдается.

     Жестокие  отношения между учениками, как отмечает Е. Н. Пронина [26] в наше время дело обычное. Наверное, в каждой школе страны найдется хотя бы один класс, где можно наблюдать это. К сожалению, никто не может точно сказать, откуда у детей берется друг к другу такая ненависть.

     В последнее время стала появляться психологическая и юридическая  литература (как переводная, так  и отечественная), прямо или косвенно касающаяся этого вопроса, но, к сожалению, лишь незначительно ориентированная на социальную практику, особенно на педагогическую деятельность.

Объект  исследования: школьный буллинг.

Предмет исследования: школьный буллинг как социально-педагогическая проблема.

Методы  исследования: теоретический анализ социально-педагогической и психологической литературы, нормативной и программно-методической информации, обобщение и систематизация научных положений по проблеме исследования, сравнительный анализ результатов работы практиков образования.

Цель  курсовой работы: выявить сущностные характеристики школьного буллинга и разработать методические пути его преодоления.

Задачи  курсовой работы:

– изучить сущностные характеристики школьного буллинга;

– определить социальные проблемы школьного буллинга;

– определить методические пути преодоления школьного буллинга.

 

          1 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ           

               ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА 

     Причины буллинга сложны и разнообразны. В науке существует несколько подходов к объяснению природы агрессии. Рассмотрим некоторые из них.

       В психоаналитическом подходе (З. Фрейд) агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы, наряду с инстинктами жизни, эроса, смерти, разрушения.  З. Фрейд, исследуя природу агрессии, предположил, что в человеке непрерывно вырабатывается агрессивная энергия, которую он периодически «выбрасывает», даже иногда без видимого повода.

     В этологическом подходе (К. Лоренц) утверждается, что агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы и берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание.

     Согласно  ситуативной теории агрессии (Дж. Доллард) к агрессии всегда приводит фрустрация (помеха, раздражение), однако агрессия не всегда проявляется в отношении фрустратора. Часто из-за боязни наказания, сильной ответной реакции человек переносит свои агрессивные действия на другого человека или объекты, которые не могут ответить ему тем же.  Н. Е. Миллер выдвинул систематизированную модель, объясняющую появление такого феномена. Он предположил, что подобное поведение агрессивного индивидуума обусловлено тремя факторами: силой побуждения к агрессии; силой факторов, тормозящих данное поведение; сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрирующим фактором.

     Типичным  примером служит история Лены (15 лет).

     Первого сентября Лена шла в школу как  на праздник. Загорелая, повзрослевшая, в новом стильном костюмчике, с модной стрижкой она притягивала взгляды окружающих. Любимые подружки искренне радовались, глядя на похорошевшую Лену, недоброжелательницы косо посматривали, завистливо перешептывались.

     Мальчишки даже не пытались скрывать свое восхищение, особенно преуспел в этом Миша, самый  популярный в параллели десятых  классов парень. Через день он предложил ей встречаться. Лене, в отличие от других девочек, Миша никогда не нравился, и она ему с легкостью отказала. Не желая признавать свое поражение, Миша еще неделю пытался добиться расположения Лены, но она была непреклонна.

     Удар  по Мишиному самолюбию был силен, отказ разозлил привыкшего к успехам у девочек парня, и он начал мстить Лене. При каждом удобном случае Миша ее высмеивал и обзывал, доводя издевками до слез. Часто из раздевалки стала пропадать ее сменка, которую Лена после долгих поисков находила в самых неожиданных местах.

     Свою  красивую белую куртку она однажды  нашла изрезанной и истоптанной в раздевалке, а новое пальто было испачкано разбитыми сырыми яйцами и кетчупом. Но хуже всего было то, что по школе стали распускаться сплетни о якобы легкомысленном поведении Лены, и некоторые друзья и одноклассники стали от нее отворачиваться. Доказать кому-либо причастность Миши к травле было трудно, ведь он вредил исподтишка. В результате в школу Лена стала ходить со страхом. Снизилась успеваемость, она даже начала прогуливать уроки.

     Заслуживает внимания также теория социального научения агрессии (А. Бандура), которая утверждает, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного всестороннего научения. Человек должен наблюдать за социальными формами проявления агрессии и усваивать их.

     Здесь выделены далеко не все, а лишь ведущие  теории, объясняющие такое явление, как агрессия. Уже само появление  таких теорий свидетельствует о серьезности и неоднозначности данного явления, а в самих теориях содержится мысль о том, что агрессия заложена в человеке от рождения, а агрессивность как социальное качество приобретается ребенком очень рано, если у него есть возможность наблюдать ее проявления в окружающей жизни.

     Следовательно, первая причина появления у детей  признаков агрессивного поведения в школе лежит в природе социализации: наиболее экономный для ребенка путь социализации – подражание взрослому. Ребенок, видя агрессию у взрослых, подражает им. Агрессивность пока еще не является чертой характера ребенка, она взята им на вооружение как «подсмотренный» у взрослых способ поведения. Если на этом этапе агрессия не пресекается, если взамен ребенка не учат другим способам поведения, если, более того, она поддерживается взрослыми, то очень скоро ребенок начинает проявлять агрессивность сознательно.

     Буллинг может возникать и как механизм самозащиты, как проявление страха или тревоги в тех случаях, когда ребенок видит реальную или мнимую опасность. Проявляя агрессивность, ребенок стремится защитить себя, оградить от того, с чем он по-другому  не может справиться. У него создается иллюзия смелости. Согласно Э. Эриксону [36], враждебность и агрессивность связывается у ребенка с несформированностью на первом году жизни базисного доверия к миру. Степень развития чувства доверия к людям и к миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Полноценная материнская забота обеспечивает ребенку уверенность в себе, не боязнь проявлять инициативу, допускать ошибки и т.д. Если же ребенок не получает полноценной материнской заботы, то у него вырабатывается и закрепляется собственная защитная реакция в виде агрессивных форм поведения.

     Одной из причин возникновения буллинга, как считает А. Адлер [1], является стремление к преодолению чувства неполноценности, которое ребенок переживает довольно долго. Незрелость, несамостоятельность, неуверенность приводят к болезненному переживанию своего подчиненного положения, появляется стремление во что бы то ни стало достичь превосходства над более сильными и умелыми. Конечно, это причина социально-педагогического порядка. Взрослые, которые не умеют или не хотят понять чувства ребенка, которые унижают его, показывают свое превосходство, стимулируют возникновение агрессивного поведения.

     Исследователь Козлова отмечает: «Агрессивность, если она и заложена в человеке как механизм защиты, может приобретать отрицательные или относительно положительные формы проявления в зависимости от той социальной среды, в которой растет и развивается ребенок, от характера социального опыта, который он приобретает, живя среди людей. Существует определенная зависимость буллинга от структуры семьи, от складывающихся в ней взаимоотношений» [12, с. 62-63].

     Большая склонность к насилию, как подчеркивает И.Г. Малкина-Пых [18], обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей:

      Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.

      Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

      Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую «задавлены», а школа служит «каналом», куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

      Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.

Информация о работе Буллинг как социально-педагогическая работа