Интеграционные тенденции и процессы на пространстве СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Россия, в свою очередь, также нуждается в формировании широкой зоны интеграции и стабильности в СНГ, преследуя интересы национальной безопасности и сохранения хозяйственной целостности.
Объектом исследования являются интеграционные процессы и тенденции на пространстве СНГ.
Предметом исследования выступают региональное сотрудничество, направления, особенности взаимодействия и перспективы развития интеграционных группировок в рамках СНГ.
Три основные задачи данной работы:
- проанализировать динамику и основные направления экономического сотрудничества стран СНГ;
- выявить причины и факторы, определяющие содержание интеграционных процессов с участием России и стран Содружества;
- обозначить перспективы развития интеграционного процесса в рамках СНГ.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КР.Интеграционные тенденции и процессы на пространстве СНГ.Цибуленок.ДС 02..docx

— 1.11 Мб (Скачать документ)

В товарной структуре экспортно-импортных операций членов СНГ на протяжении ряда лет существенных изменений не происходит.

Это характерно для торговли как между ними, так и с третьими странами. При этом государства Содружества становятся зависимыми от импорта не только высокотехнологичных и наукоемких товаров, но и продовольствия, медикаментов, товаров народного потребления.

Центральная роль в системе внешнеторговых связей на постсоветском пространстве принадлежит России, доля которой в совокупном объеме экспорта в рамках СНГ составляла в 2011 году 56.7%, импорта — 29.2%. У большинства стран Содружества удельный вес России в их совокупном товарообороте с другими государствами СНГ превышал в 2011‑м 60%. Основными торговыми партнерами России выступают Беларусь, на которую в 2011 году приходилось 30.5% общего объема торговли РФ со странами Содружества, Украина (40.7%) и Казахстан (16.7%).

Вывод:  для укрепления интеграционных процессов очень важно развитие взаимной внешней торговли. Но ориентированность экономик стран СНГ на сырьевой экспорт создает эффект ОПЕК: между собой этим странам торговать нечем; по сути это синдикат. У наших партнеров по ТС энергетические поставки за рубеж превалируют еще больше, чем в России. Даже Белоруссия на рынки Европы поставляет преимущественно нефтепродукты, выступает как переработчик российского сырья. Такая узкая отраслевая специализация - это очень плохо. Малейшее изменение конъюнктуры цен может очень больно ударить по союзу.

 

1.3.3. Инвестиционное сотрудничество в рамках СНГ

 

Рост оборотов торговли между государствами СНГ в докризисные годы сопровождался увеличением объемов взаимных инвестиций.

Как и в торговой сфере, ключевая роль в системе трансграничных инвестиционных потоков в рамках Содружества принадлежит России, занимающей лидирующие позиции среди республик по показателям капиталовложений, направляемых в экономику государств-партнеров. Так, по данным Росстата, совокупный объем инвестиций из России в страны СНГ (без учета средств коммерческих банков) составил в 2008 году 10,2 млрд.долл., увеличившись по сравнению с 2005-м почти в 17 раз. Даже в кризисные 2009-2010 годы этот показатель лишь незначительно сократился до 9,2 млрд.долл. и 7,4 млрд.долл. соответственно, что свидетельствует об устойчивом интересе бизнеса РФ к работе в СНГ. Накопленный объем российских капиталовложений в страны Содружества вырос в 2005-2012 годах в 5,1 раз до 16,7 млрд.долл., из них более 70% составляли прямые и портфельные инвестиции[см. рис. 1.3.5.].

Основными получателями финансовых ресурсов выступают Беларусь, на которую приходилось в среднем более половины всех ежегодных российских вложений в экономику стран СНГ, и Украина. Согласно данным Росстата, эти две страны лидируют по показателю накопленных инвестиций из России, последующие места занимают Армения, Узбекистан и Казахстан.

Среди основных задач:

  1. развитие транспортной инфраструктуры, в том числе общеевропейского значения (трех панъевропейских коридоров);
  2. обновление и совершенствование парка перевозочных средств, особенно торгового флота и гражданской авиации;
  3. приведение показателей функционирования транспортной системы в соответствие с мировыми требованиями по уровню сервиса, качества и стоимости перевозок;
  4. упрощение и ускорение осуществления таможенных формальностей при пересечении общих  границ России и стран СНГ;
  5. гармонизация нормативно-правовой базы отечественной транспортной деятельности с соответствующими правовыми нормами стран Содружества; осуществление необходимых мер по защите и поддержке деятельности российских транспортных предприятий на внешнем рынке.

Значимость взаимной торговли стран СНГ остается довольно высокой. Об этом свидетельствует сопоставление показателей, характеризующих удельный вес Содружества в мировом (3,85% в 2010 гг.) и взаимном экспорте (18,5%); превышение составляет 4,8 раза. Страны постсоветского пространства обмениваются энергетическими и другими минеральными ресурсами, сбывают друг другу изделия, которые могли бы быть неконкурентоспособны на иных рынках; громадная протяженность их общих границ позволяет интенсивно развивать приграничное сотрудничество.5

Активную экспансию на постсоветском пространстве осуществляют ведущие российские корпорации, рассматривающие страны СНГ как важные источники укрепления своей производственной и ресурсной базы, а также перспективные рынки сбыта. К приоритетным секторам их вложений относятся нефтегазовый комплекс, где наибольшую активность проявляют «Газпром» и ЛУКОЙЛ, металлургия и горнодобыча, телекоммуникации. В последние годы отечественными компаниями был реализован ряд масштабных сделок по покупке предприятий из государств Содружества, в частности, одной из крупнейших операций стала покупка в 2009 году компанией «Вымпелком» ведущего украинского оператора связи «Киевстар» за $5.5 млрд.

Большая часть инвестиций государств СНГ, осуществлявшихся в рамках Содружества, направлялась в Россию[см. рис. 1.3.6.].

Вывод: страны СНГ проводят активную политику в области инвестиционного сотрудничества, как на государственном уровне, так и на частном.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ СТРАНАМИ СНГ

 

2.1. Оценка состояния и перспектив  основных факторов,

влияющих на развитие интеграционных процессов  на

постсоветском пространстве

 

Постсоветское пространство  остается регионом, где  интеграционные процессы  до настоящего времени не приобрели устойчивого и всеохватывающего  значения.  На фоне  активного и динамичного   изменения  геополитических и торгово-экономических  процессов в регионе СНГ, включающих  развитие  отношений стран СНГ  с ЕС, расширения политико-экономического влияния Китая на регион Центральной Азии,  выход Украины на соглашение о зоне свободной торговле  с ЕС,  ожидаемое вступление в ВТО Таджикистана,  расширение  политико-экономического влияния Румынии и ЕС в  Молдавии,  интеграционные  процессы  выглядят более статичными, оставаясь во много производными  сложных  экономических и политических  процессов, проходящих на постсоветском пространстве. 

К  2011 году, вместе с постепенным выходом экономик стран постсоветского пространства на  докризисный  уровень,  общая заинтересованность государств  региона в  стимулировании  интеграционных процессов стала падать. По интеграционной тематике  в регионе образовался ощутимый  раскол -  Таможенный Союз с 2012 года  вошедший в стадию Единого экономического пространства и интеграционная периферия из стран СНГ,  постепенно втягиваемых в различного рода  проекты сотрудничества с Евросоюзом («Восточное партнерство»).

В целом, общий интеграционный тренд на постсоветском пространстве остается негативным.  

К процессам,  в целом негативно воздействующим  на  перспективы интеграции  на постсоветском пространстве необходимо отнести:

1)Зависимость  интеграционных  процессов от  перспектив  развития экономики  России.  Уровень глобальной конкурентоспособности  экономики России тесно связан с перспективами развития, углубления и расширения интеграционных процессов на постсоветском пространстве.  При сохраняемом сейчас формате  экономического развития РФ  в регионе  неизбежно будут расти центробежные процессы,  страны СНГ  и их экономики  будут продолжать постепенную  переориентацию на  внешних партнеров (ЕС, Китай, Иран, Турция и т.д.) и внешние интеграционные  предложения (приграничные проекты ЕС).   В свою очередь,  структурная и технологическая модернизация экономики России привяжет экономики основных стран постсоветского пространства к российскому модернизационному тренду, создаст крайне необходимый динамичный  и привлекательный интеграционный имидж России.  В этом случае отпадет  необходимость стимулировать участие партнеров по интеграции  экономическими, таможенными, рыночными уступками,  энергетическими  и сырьевыми  субсидиями и дотациями,  банковскими  кредитами.

2)Влияние  внешних сил на  развитие интеграционных  процессов на постсоветском пространстве.   Основные внешние  игроки –  ЕС, США, КНР, а также региональные  державы – Польша. Румыния, Турция, Иран, как правило, игнорируют  или косвенно  противодействуют  интеграционным инициативам  России в регионе СНГ.  Создание вокруг Москвы  крепкого интеграционного блока не входит в планы, прежде всего, Евросоюза и Китая,  заинтересованных  в  открытом доступе к  ресурсам и рынкам региона.  Россия, в данном случае, разворачивая проект ТС-ЕЭП выступает в роли  конкурента, способного  под прикрытием  интеграционной  группировки  в оперативном  порядке   осуществить региональную бизнес-экспансию. 

Создание  иных версий интеграций,    альтернативных российским инициативам,  представляет для  ЕС и КНР определенную сложность, так как для  развертывания  жизнеспособного  интеграционного проекта  в регионе СНГ  необходим второй центр силы.  Долгое время на эту роль претендовал Киев, но  события 2008  года окончательно  закрыли для Украины  перспективу возглавить собственную интеграционную группировку. 

Европейская версия интеграции на постсоветском пространстве   является примером  удачной   эксплуатации  имиджа  проекта ЕС, что привлекает  к региональным  инициативам  Евросоюза  внимание и симпатии правящих кругов стран СНГ.  Однако  слабой стороной европейского  формата интеграции  в регионе является  отсутствие  реальной  ресурсной и иной поддержки,  в которой крайне нуждаются  большинство стран, вошедших, к примеру, в «Восточное партнерство».

Китай,  пока только находится в стадии анализа интеграционных процессов на постсоветском пространстве.  Но в распоряжении КНР  имеется  свое универсальное интеграционное  объединение – ШОС. Однако  преобразовать ШОС в платформу для региональной интеграции под контролем Пекина  пока не является  вопросом сегодняшней повестки дня.

3)Экономическая  дифференциация и процессы разноуровневой  интеграции. Процессы   углубляющейся экономической дифференциации стран региона  наряду  с  незрелостью политических классов  выступают серьезными   объективными  препятствиями для  создания  жизнеспособных  интеграционных  проектов.  В частности, экономический потенциал  Армении меньше российского в 100 раз, экономика  Таджикистана меньше российской в 140 раз, белорусская – в 40 раз[см. рис. 2.1.]. При таких  экономических диспропорциях  формирование  реальных  проектов  экономической интеграции сдерживается   опасениями  правящих кругов  потерять  часть экономической независимости.  Руководство стран  региона опасается  ослабления своего контроля  над основными  промышленными активами и банковскими  системами, а также национальными  валютами.

4)Опасность  разноуровневой и разноскоростной  интеграции.  Появление в конце 90-х годов ХХ века   в интеграционных процессах  на постсоветском пространстве  принципа   разноуровневой и разноскоростной   интеграции на постсоветском пространстве было обусловлено  комплексом причин, включающих   растущую экономическую  дифференциацию  государств региона  и  неготовность правящих кругов  стран СНГ  к участию  в  интеграционных проектах  высокого уровня. Однако, со временем обнаружилось, что   понятие  разноуровневой и разноскоростной   интеграции  в большей степени связано с  возможностями основного инициатора  интеграционных проектов в регионе – России,  использовать свой  экономический потенциал, ресурсы и  преимущества  самого крупного и емкого рынка в СНГ для  привлечения к интеграции  новых  партнеров.  В тоже время, разноуровневая и разноскоростная  интеграция демонстрировала то, что  процессы интеграции на постсоветском пространстве не  приобрели  достаточной динамики и не стали всеохватывающими, оставляя немало возможностей для того, чтобы участвующие в интеграционных процессах страны  могли в двустороннем переговорном формате с Россией  получать те или иные преимущества, что в итоге  объективно  подрывало интеграционные проекты.   К сожалению,   в данном  формате  продолжаются  попытки  найти для Украины  форму  участия  в процессе расширения  Таможенного  Союза и  создания Единого экономического пространства.

5)Постепенное  накапливание зачастую противоречивых  соглашений, включающих  многочисленные  уступки, преференции и  скрытые/открытые  дотации, дезорганизует интеграционные  проекты, переводит их  состояние  стагнации, что и произошло на  определённом этапе развития  СНГ, затем  и в первой версии  ЕЭП, ЕврАзЭс.  Попытки  преодоления  начинающейся стагнации очередного проекта приводили к появлению все новых форм интеграционных  объединений,  считающихся  более продвинутыми, но  существенно меньшими по составу участников.  В частности, только половина участников ЕврАзЭс смогла войти в состав Таможенного Союза, который при запуске  проекта 1 июля  2010 г.  едва не  лишился  третьего участника – Белоруссии, успевшей принять документы по вхождению в ТС в самый  последний момент (1 июля 2010 г.). 

Устоявшееся мнение о том, что одновременное использование нескольких форматов интеграции позволяет сочетать  развитие интеграции в группе ведущих стран, в данном случае «таможенной тройки» с постепенным распространением  достигнутого уровня экономического  взаимодействия на более широкий круг государств региона, не подтвердилось.  В частности,  попытки вовлечь в Таможенный Союз Киргизию – члена ЕврАзЭс и одновременно  ВТО, оказались  невыполнимыми.   В июле  2011 года от планов вступления в ТС официально  отказался Таджикистан.

Информация о работе Интеграционные тенденции и процессы на пространстве СНГ