Судебная экспертиза ПНС по уголовным делам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломного исследования не вызывает сомнений. На современном этапе развития государства и общества можно без преувеличения признать, что наркобизнес представляет собой одну из глобальных угроз социальной безопасности, посягающей на здоровье и общественную нравственность не только отдельной нации, но и цивилизации в целом. О признании прогрессивным мировым, сообществом данной проблемы в качестве одной из глобальных угроз для всего человечества свидетельствует принятие ряда международных руководящих документов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Производные наркотических средств как объект исследования…………………………………………………………………………6
1.1 Нормативное регламентирование ПНС………………………………………...6
1.2 ПНС как объект криминалистически значимой информации………………23
Глава 2. Судебная экспертиза ПНС по уголовным делам……………………….32
2.1 Предмет и задачи экспертизы ПНС…………………………………………...32
2.2 Методы экспертных исследований ПНС……………………………………..38
2.3 Особенности назначения экспертизы ПНС и оценка следователем
и судом………………………………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

DIPLOMNAYa_RABOTA_na_pechat.docx

— 146.05 Кб (Скачать документ)

На первый взгляд приведенная формулировка дает понятие "производные", однако с юридической точки зрения, как считают большинство ученых, ее недостаточно, чтобы привлечь лицо к административной или уголовной ответственности, так как согласно вышеизложенной формулировке к "производным" следует отнести большой класс наркотических средств или психотропных веществ, которые не входят в Перечень. Сам же термин «производные» появился в Перечне наркотических средств еще 14 лет назад в 1998 году в позициях: «Экгонин, его сложные эфиры и производные, которые могут быть превращены в экгонин и кокаин» и «лизергиновая кислота и ее производные».  

С. В. Сыромятников и И. И. Сарычев в своей работе писали, что “производные вещества, обладающего психоактивными свойствами, будут также обладать теми же свойствами. Научная обоснованность данной позиции, в том числе подтвержденная и на практике, позволила создать механизм эффективного противодействия распространению так называемых дизайнерских легальных наркотиков, который был реализован в уже упоминавшемся Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. N 882. В ходе согласования проекта этого Постановления с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, на наш взгляд, удалось разрешить некоторые принципиальные вопросы: - необходимо ли юридическое закрепление понятия "производные", например, в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; - будут ли производные обладать теми же психоактивными свойствами, что и "первоисточник"; - не приведет ли запрет на оборот производных к уголовному преследованию, скажем, ученых-фармацевтов, которыми в рамках разработки новых лекарственных средств могут быть синтезированы "производные наркотических средств и психотропных веществ", что в конечном итоге негативно скажется на развитии отечественной науки и промышленности? Обсуждение этих вопросов позволило прийти к выводам о том, что используемое понятие "производные" является общепринятым и достаточно широко применяется в ряде нормативных правовых актов и в принципе не требует дополнительного обоснования.”17 

Можно дискутировать по этому вопросу, но очевидно, что никто не в состоянии дать точное химическое название всех производных веществ, поскольку на основании закономерностей комбинаторики количество возможных вариаций производных веществ будет составлять число с двенадцатью нулями. Сложность сложившегося положения вещей признает и ФСКН России. Сейчас ситуация такова, как показывает практика, что по факту наркотическим в нашей стране вещество признает эксперт, а не Правительство. Причем не соблюдая все критерии отнесения веществ к НС, а проводя всего одну экспертизу исследования молекулярной структуры вещества и выявления фактов замещения одного или нескольких атомов водорода, галогенов и (или) гидроксильных групп. Таким образом, для отнесения вещества к производному того или иного наркотического средства или психотропного вещества достаточно соотнести его химическое строение с химическим строением имеющегося в Перечне психоактивного вещества (что не представляет значительной сложности и может быть установлено в рамках производства химической экспертизы сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений правоохранительных органов). При этом меры контроля производного соответствуют мерам контроля того наркотика, производным которого он является. По мнению С.В. Сыромятникова и И.И. Сарычева, указанные изменения позволяют криминализировать оборот всех веществ, оказывающих психоактивное действие на организм человека, что представляется более эффективным и менее затратным по сравнению с разработкой механизма отнесения индивидуальных веществ к аналогам. Поэтому и ряд авторов считают необходимым заменить в законодательстве понятие аналога наркотического средства и психотропного вещества на производное таковых. Однако, на мой взгляд, это было бы не только преждевременно, но и неправильно. Следует согласиться с А.В. Федоровым в том, что понятия "производные наркотических средств и психотропных веществ" и "аналоги наркотических средств и психотропных веществ" нельзя рассматривать как тождественные, поскольку признаки указанных понятий совпадают лишь частично. Безусловно, ряд производных наркотических средств являются, по существу, их аналогами. Однако само понятие аналога все же шире понятия производного. Они соотносятся между собой как целое и часть.

В вопросе регламентации ПНС нам стоило бы ориентироваться на опыт зарубежных стран. В частности, в США и Швеции оборот новых психоактивных веществ ограничивается временными запретами, введенными в этих странах и действующими до   1,5 лет до включения нового психоактивного вещества в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Кроме того, в США (штат Аризона) был принят закон, запрещающий базовые химические формулы синтетических наркотиков.                                                                                                                 В Швеции действует «Закон об уничтожении некоторых видов веществ, вредных для здоровья», который дает право прокурорам изымать из оборота и уничтожать ряд веществ, в том числе вещества, в отношении которых можно предположить, что они будут внесены в список наркотических средств или товаров, наносящих вред здоровью. К ним относятся вещества, находящиеся в списке, который составляется и регулярно обновляется Шведским национальным институтом общественного здоровья. В данном списке содержатся вещества, которые не использовались прежде в медицинских целях и в отношении которых в настоящее время проводятся исследования для определения их наркогенности.                                                                                  В Финляндии в   2011 г. на национальном уровне была принята упрощенная система включения новых наркотических веществ в список запрещенных постановлением правительства. Органы полиции или таможни обращаются в центр безопасности развития в сфере фармакологии, который проводит необходимые исследования и представляет доклад в Министерство здравоохранения. Необходимыми условиями для запуска национальной процедуры являются опасность вещества для здоровья и предварительное направление информации о нем в систему раннего предупреждения (EWS) ЕС.

 

1.2 Производные наркотических средств как объект криминалистически значимой информации

 

Криминалистические исследования осуществляются в рамках комплексного изучения материальной обстановки по делу. Задачи криминалистического исследования НС определяются в каждом конкретном случае ситуационно, в зависимости от обстоятельств дела. Правильно поставленная работа с материально-фиксированными источниками информации о событии преступления, заключающаяся в собирании (обнаружении, фиксации, изъятии) и предварительном исследовании материальных следов преступления, является необходимым условием его успешного раскрытия и расследования. Сотрудники, выполняющие эту работу (следователи, оперативные работники, специалисты), изначально должны быть нацелены на использование всех видов материальных следов - объектов традиционных и нетрадиционных криминалистических и других судебных экспертиз, поскольку заранее определить, какие именно следы сыграют ключевую роль в раскрытии преступления, невозможно. Микрообъекты, связанные с преступлением, остаются на любом месте происшествия.

Итак, начнем с методов обнаружения и фиксации НС. Вещества и материалы изымаются по самым разным категориям уголовных дел, чаще всего при производстве осмотра места происшествия, обыска, выемки. Они могут находиться в различных агрегатных состояниях — твердом, жидком (в том числе мазеобразном) и газообразном; представлять собой объемы сыпучих или жидких веществ или материалов; целые изделия, их фрагменты, частицы, пятна, волокна. Методика обнаружения, фиксации и изъятия вещества зависит от его природы, количества и той розыскной или доказательственной информации, которую рассчитывают получить при их исследовании. Однако существует ряд общих рекомендаций.

Пятна и капли, образованные веществами (например, лакокрасочных или горюче-смазочных материалов), можно рассматривать с традиционных позиций трасологии с точки зрения их формы и механизма образования как следы-вещества, а также как объекты криминалистического исследования веществ и материалов, изучая их состав, структуру и свойства.

‘Как показывает мировая и отечественная практика борьбы с наркоманией, для обнаружения наркотических средств наиболее часто используются собаки охотничьих и служебных пород: немецкие овчарки, лабрадоры, спаниели и др. Интересно, что в некоторых странах для этих целей пытаются использовать молодых львов, так как диапазон распознавания запахов у них значительно шире, чем у собак. Помимо живых систем, как за рубежом, так и в России созданы приборы - так называемые детекторы запахов. В основу их действия положены хроматографические методы разделения веществ на отдельные компоненты и анализ. К их числу относится прибор «Пурга», созданный в 1986 г. на биологическом факультете МГУ. Аналогичный по принципу действия прибор «Супернов», разработанный для таможенной службы английской фирмой «Астрофизике рисерч лимитед», способен анализировать состав воздуха с поверхности багажа и улавливать микроскопические дозы наркотиков. В 1992 г. в США была предложена установка мультифониой ионизации воздуха, позволяющая определять даже одну молекулу наркотически активного вещества в пробе.18

В 1991г появилось сообщение об изобретении в США системы аэрозольных реактивов, предназначенной для идентификации малых количеств кокаина, марихуаны, гашиша и других препаратов. Система дает возможность определять следовые количества названных препаратов на различных поверхностях (дереве, картоне, коже и т.д.). На международной выставке «Таможня-87», проводимой в 1987 г. в Москве, западногерманской фирмой «Шторц» демонстрировались эндоскопы (фиброскопы), позволяющие вести визуальный поиск наркотиков в недоступных местах.19

Таким образом, обнаружение НС в ходе проведения следственных действий требует от специалистов и следователей определенных навыков и мер предосторожности с целью сохранения их доказательственного значения. Микрочастицы НС могут находиться на объектах-носителях в виде механических включений и наслоений на одежде (особенно в карманах), на стенках чашек и стаканов, шприцев и игл, на губах и т.д.

Классифицировать НС можно следующим образом:

• по цели изготовления; 
• по происхождению; 
• по способу изготовления; 
• по типу воздействия на человека; 
• по химическому строению основного физиологически активного компонента (химическая классификация).

Однако такая классификация не совсем удобна, так как подразумевает разделение этих веществ на слишком большое количество групп. Более простой, рациональной и пригодной для криминалистических целей является классификация по фармакологическому действию на организм.

В этом случае все контролируемые вещества делятся на шесть групп: 
1) опиоиды; 
2) наркотические средства, получаемые из конопли; 
3) стимуляторы, амфетамин и его производные; 
4) галлюциногены; 
5) успокаивающие средства и транквилизаторы; 
6) другие контролируемые вещества.

Такое деление достаточно условно, так как некоторые вещества обладают комплексным действием на организм.

ПНС как материальный источник информации по особенности проявления можно охарактеризовать как химический синтез наркотических средств в подпольных лабораториях полупромышленного характера с использованием специального оборудования.

С учетом этого материальные источники информации делятся следующим образом:

1) следы хранения, изготовления или переработки наркотических средств. Сюда следует отнести сами наркотические средства и психотропные вещества, наркотикосодержащие растения и лекарственные препараты, инструменты и оборудование для изготовления и переработки наркотических средств (лабораторная и бытовая посуда с остатками продуктов приготовления или синтеза наркотических средств), исходные, промежуточные и конечные продукты синтеза, а также записи схем синтеза.

2) следы сбыта, приобретения и потребления наркотических средств. Это прежде всего следы инъекций на теле человека, употребляющего наркотики, сигареты, иглы, шприцы, ампулы, бинты, смывы с рук, ногтевые срезы и волосы, следы наркотических средств на предметах одежды (манжетах и вороте рубашки, в карманах и т. п.), рецептурные бланки (в том числе поддельные) на получение наркотиков в аптеках и документы, покрывающие хищение наркотических и сильнодействующих веществ в лечебных учреждениях.

3) следы перевозки наркотических средств. Это специально изготовленные или приспособленные упаковки и контейнеры, капсулы, ампулы, на которых могут быть следы пальцев рук, наслоения различных веществ и материалов, попавшие на упаковку в процессе транспортировки, а также частицы наркотических средств.20

В настоящее время для предварительного исследования наркотических средств и психотропных веществ различные фирмы выпускают наборы а кс пресс-тестов, отличающихся по составу и способам применения химических реагентов (капельные, ампульные, аэрозольные и т.д.). Нередко для тестирования одного объекта рекомендуется несколько цветных реакций. При этом их особенности и последовательность проведения в различных комплектах тестов неодинаковы, а методические указания по выбору оптимальных вариантов отсутствуют.  Поэтому большинство цветных химических реакции, рекомендуемых для обнаружения наркотических средств и психотропных веществ во внелабораторных условиях, являются групповыми и не обладают достаточной селективностью по отношению к индивидуальным соединениям. Поэтому положительные результаты таких исследований рассматриваются как ориентирующие, предварительные, не имеющие доказательственной силы, и требуют обязательною дальнейшего подтверждения экспертным путем с применением современных физико-химических методов (хроматография, масс-спектрометрия и др.). С учетом этого при обнаружении соответствующих объектов малой массы, которые могут быть полностью израсходованы в ходе предварительного исследования, таковое ни в коем случае не производится, а вещество направляется для производства экспертизы.21

Производные некоторых веществ обладают намного большим эффектом чем оригиналы, поэтому они не только усиливают эффект или заменяют его на другой, но в некоторых случаях, как показывает практика, могут приводить к летальному исходу. Например, совсем недавно РФ и Европа столкнулись с чрезмерно набирающим популярность дизайнерским наркотиком под общим названием «спайс» (spaice). На тот момент его активно продавали через интернет плюс не стеснялись пропагандировать, выдавая эту психоактивный синтетический наркотик за смесь трав, таких как: "Шалфей предсказателей", "Гавайскую розу", "Голубой лотос" и др. Пока не выявили в составе легальных на тот момент смесей вещество с названием JWH-18 JWH-018 — химическое соединение, принадлежащее к семейству 3-замещённых N-алкилиндолов. Это вещество воспроизводит эффект марихуаны и усиливает его в несколько раз, хотя химическая структура JWH-018 существенно отличается от Δ9-тетрагидроканнабинола (ТГК) – активного компонента марихуаны. Десятки людей под действием этого вещества совершали самоубийства или поступки, которые к ней приводили. Естественно вещество попало под контроль. Но этот факт дал толчок к появлению других синтетических канабиоидов в растительных смесях таких как JWH-073, JWH-250, JWH-398 и иных канабиоидоподобных.

 

Сейчас, в основном, синтетические канабиоиды представлены шестью основными группами:

Информация о работе Судебная экспертиза ПНС по уголовным делам