Судебная экспертиза ПНС по уголовным делам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломного исследования не вызывает сомнений. На современном этапе развития государства и общества можно без преувеличения признать, что наркобизнес представляет собой одну из глобальных угроз социальной безопасности, посягающей на здоровье и общественную нравственность не только отдельной нации, но и цивилизации в целом. О признании прогрессивным мировым, сообществом данной проблемы в качестве одной из глобальных угроз для всего человечества свидетельствует принятие ряда международных руководящих документов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Производные наркотических средств как объект исследования…………………………………………………………………………6
1.1 Нормативное регламентирование ПНС………………………………………...6
1.2 ПНС как объект криминалистически значимой информации………………23
Глава 2. Судебная экспертиза ПНС по уголовным делам……………………….32
2.1 Предмет и задачи экспертизы ПНС…………………………………………...32
2.2 Методы экспертных исследований ПНС……………………………………..38
2.3 Особенности назначения экспертизы ПНС и оценка следователем
и судом………………………………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

DIPLOMNAYa_RABOTA_na_pechat.docx

— 146.05 Кб (Скачать документ)
  • Нафтоилиндолы
  • Нафтилметилиндолы
  • Нафтоилпиролы
  • Нафтилметилиндены
  • фенилацетилиндолы (так называемые бензоилиндолы)
  • циклогексилфенолы

На территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1186 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств" был установлен контроль за оборотом части "синтетических каннабиноидов". "Рынок" психоактивных соединений немедленно отреагировал на этот запрет. Появились новые вещества, чья химическая структура незначительно отличается от исходных, включенных в списки контролируемых веществ. Так, широкое распространение в незаконном обороте получили метилендиоксипировалерон (MDPV), бутилон, метилмефедрон, фторметкатинон и ряд других веществ, имеющих сходные с подконтрольными веществами химическую структуру и, очевидно, психоактивные свойства, но не включенные в списки подконтрольных веществ.

Наркотические средства и психотропные вещества как оказывающие воздействие на организм человека, рассматриваются учеными, с медицинской точки зрения, как установление на качественном уровне способности вещества вызывать определенные вредные эффекты у человека может являться медицинским критерием его опасности для здоровья человека. Источниками данных о потенциальной опасности химического вещества являются его физико-химические свойства, результаты эпидемиологических исследований; сообщения о нарушении состояния здоровья лиц, подвергавшихся вредному воздействию; результаты клинических исследований, экспериментов на лабораторных животных, опытов in vitro, анализа зависимости «химическая структура — биологическая активность». В целом, раскрывая содержание медицинского признака наркотических средств и психотропных веществ, следует констатировать значительную вредоносность для здоровья определенных способов их использования. Это качество (вредоносность) является общим для рассматриваемых нами категорий.

А с научной, отнесение вещества к категории опасных представляет собой процесс установления причинной связи между воздействием химического вещества и развитием неблагоприятных эффектов для здоровья человека. Данный процесс предусматривает углубленный анализ всех имеющихся научных данных об особенностях воздействия вещества на организм человека, о вредных эффектах у человека и зависимости эффектов от путей поступления вещества в организм, уровней и продолжительности воздействия, о возможных механизмах развития нарушений состояния здоровья.22 При установлении социального признака наркотических средств и психотропных веществ учеными предлагается учитывать реальную и потенциальную опасность — угрозу причинения ущерба охраняемым законом общественным отношениям, которая в текущий момент хотя и не проявилась в конкретных негативных последствиях, но вполне может их повлечь при определенных условиях. Например, В.Н. Курченко, определяя социальный аспект наркотизма, совершенно справедливо отмечал его негативные последствия «в виде наличного или возможного вреда, причиняемого общественным отношениям.

По моему мнению, дальнейшее развитие теории криминалистически значимой информации в контексте концепции криминалистического учения об организации расследования преступлений позволит все более активно внедрять в практическую деятельность органов расследования математического аппарата, идей и технических средств. В современных условиях методы теории информационных процессов и систем являются необходимым атрибутом криминалистической деятельности: благодаря им правоохранительными органами успешно применяются методики автоматизированного поиска и анализа информации, создаются интегрированные системы информационноаналитического обеспечения (например, ИСОД МВД России, АИПС «Опознание», АИПС «Сова», АИПС «АБИОРИ» и другие)23.  
Применение правоохранительными органами научных положений и технических средств позволяет перевести работу с криминалистически значимой информацией на принципиально новый уровень, придав ей, в первую очередь, характер аналитической и прогностической деятельности.  
В настоящее время осуществляется мониторинг информации глобальной сети Интернет о появляющихся и активно использующихся потребителями новых видах психоактивных веществ. Крайне важны сведения, получаемые из соответствующих учреждений Минздравсоцразвития России о выявленных фактах наличия в составе биологических жидкостей людей, находящихся в состоянии наркотического опьянения, новых маркеров.  
Но интересно, как в Латвии подходят к пониманию криминалистически значимой информации ПНС как объектов. В этой стране список наркотических средств и психоактивных веществ заменен списком основных формул химических групп психотропных веществ, что способствует эффективному ограничению оборота новых синтетических веществ (спайсов, курительных смесей, производных ЛСД и т.д.) имеющих сходную химическую формулу с веществами уже включенными в список запрещенных. Таким образом любая информация, связанная с ПНС является своего рода «частью огромной энциклопедии», которая дополняется по мере закрепления всех результатов исследования по данному вопросу. И, руководствуясь которой, правоохранительные органы, экспертные учреждения и т.д.  обладали всей достаточной информацией для выявления, исследования и обеспечения контроля потенциально опасных веществ. Поэтому целесообразно в рамках создания системы раннего выявления и предупреждения новых видов психоактивных веществ возможна реализация следующих предложений: 1. Рассмотрение возможности создания Центра мониторинга новых видов наркотиков и наркомании, деятельность которого будет направлена на осуществление активного сотрудничества и обмена информацией между странами о новых видах, появляющихся в гражданском обороте психоактивных веществ. 2. Разработка механизма передачи федеральными органами исполнительной власти образцов новых психоактивных веществ в экспертные и научно-исследовательские организации для проведения экспертизы их воздействия на организм человека. 3. Рассмотрение возможности создания списка запрещенных к обороту химических формул (структурных групп) веществ, обладающих наркотическим воздействием на организм человека. 4. Рассмотрение возможности разработки системы оперативного приема сообщений от населения о случаях появления в гражданском обороте новых психоактивных веществ, в том числе синтетических и дизайнерских наркотиков, а также медицинских препаратов, обладающих нежелательными побочными эффектами.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Судебная экспертиза производных наркотических средств по уголовным делам

 

2.1 Предмет и задачи экспертизы производных наркотических средств

     

Судебная экспертиза наркотических средств производится в силу специфики объектов исследования только по уголовным делам и делам об административных правонарушениях в целях обнаружения следов наркотических средств на предметах-носителях, отнесения веществ к наркотическим, установления их родовой и групповой принадлежности, источника происхождения, способов и технологии изготовления.

              На разрешение экспертизы выносятся следующие вопросы диагностического характера.

   - Является ли данное вещество наркотическим средством? К какой группе средств оно относится? Каким именно наркотическим средством оно является?

    - Является ли данное вещество сильнодействующим? Каким именно?

    - Имеются ли на данных объектах следы наркотических и сильнодействующих средств? Если имеются, то каких именно?

    - Каково количество наркотического средства? Каково содержание наркотически активных компонентов в данном веществе?

   - Содержат ли данные табачные изделия (их остатки) наркотические средства? Какие именно?

    - Каким способом получены данные наркотические средства? Можно ли описываемым способом получить наркотическое средство? Может ли быть использована в качестве сырья для кустарного получения наркотического средства данная растительная масса (комплексно с судебно-ботанической экспертизой)? Является ли данная растительная масса отходами производства наркотического вещества (комплексно с судебно-ботанической экспертизой)?

     К  идентификационным вопросам экспертизы наркотических и сильнодействующих веществ относятся следующие.

     1. Получены ли представленные наркотические средства по единой технологии? Не изготовлены ли наркотические средства или сильнодействующие вещества на конкретном заводе?

     2. Имеют ли представленные на экспертизу наркотические средства общую групповую принадлежность по сырью, использованному для их получения?

     3. Не составляли ли единой массы наркотические средства, изъятые у различных лиц, в разных местах?

     Предметом криминалистической экспертизы наркотических средств являются фактические данные, устанавливаемые на основе специальных научных познании о природе, свойствах, технологии кустарного либо промышленного изготовления, методах исследования наркотических средств и анализа материалов уголовного дела, в связи с которыми назначена экспертиза.

Объектами экспертиз НС являются следующие.

- Наркотические средства  кустарного производства, получаемые  из растений конопли

- Синтетические наркотические  вещества, к которым относятся  наркотические средства, полученные  из других менее активных наркотических  продуктов или из исходных  продуктов, не обладающих наркотическим  действием.

- Наркотические средства  и психотропные вещества, выпускаемые  фармацевтической промышленностью, которые можно подразделить на  фармпрепараты, обладающие наркотическим действием, и фармпрепараты психотропного действия. К первой группе относятся вещества, содержащие алкалоиды опия и их производные или их синтетические заменители, такие как препараты морфина, кодеина, тебаина, промедола и др. Вторая группа включает психостимуляторы, такие как фенамин, фенатин, метилфенидат и др. К числу наркотических относятся также некоторые местноанестезирующие средства.

Наиболее часто объекты поступают на экспертизу в виде таблеток, порошков и растворов, пропитанных наркотическими веществами сигарет и папирос, следов на шприцах, иглах, ампулах. Микрочастицы и микроследы наркотических и сильнодействующих веществ могут находиться на предметах-носителях в виде механических включений, наслоений на одежде (в карманах), на стенках чашек, стаканов, на различных приспособлениях, используемых для кустарного производства этих веществ (сита, прессы и проч.).  Объекты на экспертизу необходимо отправлять на предметах-носителях и в максимально короткие сроки, поскольку многие органические составляющие наркотических веществ неустойчивы и могут претерпеть видоизменения при хранении. При этом результативность экспертизы часто зависит от сведений о способах получения и условиях хранения сравниваемых объектов.

При направлении на исследование растворов они должны быть упакованы таким образом, чтобы предотвратить видоизменение (например, испарение) при хранении и транспортировке. Если изъято большое количество наркотического вещества, то на экспертизу представляются несколько образцов (обычно четыре-пять) с различных участков массы и средняя проба (50-100 г), отобранная с различной глубины и из разных мест. Жидкости перед отбором проб необходимо тщательно перемешать. Если изымаемые наркотические вещества растительного происхождения являются влажными, перед упаковкой их необходимо тщательно просушить, иначе возможна порча объектов.

Для отнесения вещества к аналогам и производным наркотических средств и веществ необходимо определение экспертным путем сходства химической структуры и свойств исследуемых веществ со структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ и воспроизведение психоактивного действия на организм человека. Вопрос о сходстве химической структуры и свойств может быть решен в рамках физико-химических исследований и экспертизы наркотических средств и психотропных веществ. Для окончательного отнесения исследуемого объекта к аналогам или производным наркотических средств и психотропных веществ необходимо заключение эксперта о его психоактивном действии на организм человека, что выходит за рамки компетенции эксперта-химика и требует проведения комплексной экспертизы с привлечением специалистов со специальным медицинским образованием и проведением соответствующих химико-токсикологических и химико-фармакологических исследований. Таким образом, в настоящее время в органах ФСКН России при выявлении веществ, обладающих схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека, назначается проведение комплексной экспертизы с участием экспертов разных специальностей (эксперт-химик, эксперт-фармаколог, эксперт-медик) и четко поставленными вопросами, в частности, является ли исследуемое вещество аналогом или производным наркотических средств и психотропных веществ (сходство по химической структуре и свойствам с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят). Правоприменительная практика показывает, что процесс признания вещества аналогом или производным в каждом конкретном случае довольно сложен и длителен, так как требует определенных исследований пролонгированного характера. Так, экспертиза по признанию вещества аналогом или производным, как правило, является комплексной и состоит из двух частей. Первая часть - это химическое исследование, в ходе которого устанавливается схожесть химической структуры исследуемого вещества с химической структурой вещества, включенного в Перечень. Вторая часть - фармакологическое или токсикологическое исследование, в ходе которого устанавливается схожесть психоактивных свойств исследуемого вещества со свойствами веществ, запрещенных к обороту. Схожесть химической структуры устанавливается хроматографическими методами, которые позволяют осуществить наглядное сравнение структурных формул исследуемых веществ. Исследование психоактивных свойств веществ осуществляется с помощью фармакологического исследования, в ходе которого изучается влияние конкретного вещества на поведенческую активность лабораторных животных (как правило, мышей).24  

В случае если при проведении соответствующих экспериментов исследуемое вещество вызывает значительные изменения поведенческой активности животных (изменение двигательной активности, изменения в асимметрии движений, увеличение времени замираний и количества медленных движений, неадекватно проявляющиеся реакции торможения), то эксперт приходит к выводу, что данное вещество формирует специфическое поведение, характерное для состояния опьянения веществами конкретного вида (например, ряда  синтетических каннабиноидов), обладающих психоактивными свойствами. Рассмотреть механизм признания психоактивного вещества аналогом наркотического средства можно на конкретном примере судебной экспертизы из практики. В результате таможенного досмотра было обнаружено вещество растительного происхождения темного цвета. На основании постановления дознавателя по особо важным делам отделения дознания Камчатской таможни сотрудниками Пермской государственной фармацевтической академии Минздрава России была проведена комплексная химико-фармакологическая судебная экспертиза представленного объекта. Экспертам было необходимо установить, является ли представленное вещество наркотическим или психотропным средством либо аналогом данных веществ. Экспертиза состояла из двух частей: химического исследования и фармакологического исследования. В результате химического исследования было установлено, что объект содержит вещество ТМЦП-018, которое является структурным аналогом наркотического средства JWH-018, включенного в Список I "Список наркотических средств и психотропных веществ,  оборот  которых запрещен в Российской Федерации" Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" . В ходе исследования проводилось сравнение химических формул веществ, в результате которого было установлено, что ТМЦП-018 - психоактивное вещество класса синтетических каннабиноидов, являющееся аналогом наркотических средств линейки JWH, в частности JWH-018. 

«Сравнение структурных формул веществ ТМЦП-018 и JWH-018». На формулах видно, что структуры обоих веществ отличаются радикалами, которые на рисунке обведены. Фармакологическое исследование проводилось с целью изучения влияния вещества ТМЦП-018 на поведенческую активность лабораторных животных. Эксперименты проводились на 28 белых мышах-самцах массой 18 - 24 г. В результате исследования острой токсичности, в ходе которого использовалась рассчитанная для лабораторных животных десятикратно превышающая разовую доза исследуемого вещества, было установлено, что данная доза вызывает значительные изменения в поведении и состоянии животных. Животные вели себя пассивно, замирали, не отвечали на внешние звуковые раздражители в течение всего 4-часового периода наблюдения. По результатам теста спонтанной двигательной активности (СДА-тест) были установлены изменения нормальной динамики энергозатрат на двигательную активность после введения вещества в виде резкого и длительного подавления двигательной активности. Так, было выявлено резкое снижение двигательной активности и существенное искажение нормальной реализации циркадного цикла в стрессовых условиях, наблюдавшиеся у контрольных животных.

Информация о работе Судебная экспертиза ПНС по уголовным делам