Следы дальнего выстрела автомата Калашникова на различных преградах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

В условиях обострившейся криминогенной обстановки, сопровождающей глобальные социально-экономические преобразования нашего общества, некоторая часть населения получила доступ к огнестрельному оружию, которое использует в противоправных целях, подвергая жизнь и здоровье людей смертельной опасности. Быстротечность инцидентов с его применением не позволяет в подавляющем большинстве случаев даже при наличии свидетелей восстановить истинную картину происшедшего без решения судебно-баллистических задач диагностического (неидентификационного) характера.

Содержание

Введение………… ……………………………………………………...с. 3

Глава 1. Общая характеристика автомата Калашникова и боеприпасов к нему.

§ 1.1 Общая характеристика автомата Калашникова ………………...с. 4

§ 1.2 Общая характеристика боеприпасов к автомату Калашникова…………………………………………………………...……..с. 11

Глава 2. Криминалистическое исследование следов применения автомата Калашникова на различных преградах.

§ 2.1 Следы выстрела автомата Калашникова на преградах ………с. 31

§ 2.2 Экспериментальные исследования повреждающего действия 5,45-мм пуль патрона 7Н6 и 7,62-мм пуль отечественного
патрона обр. 1943 г…………………………………………………….с. 37

Заключение…………………………………………………….……….с. 52

Библиографический список…………… ……………………………...с.53

Прикрепленные файлы: 1 файл

1234567.doc

— 925.00 Кб (Скачать документ)

Осмотр  в ультрафиолетовом освещении (УФ)

Облучение объекта  УФ-лучами способно вызывать его люминесценцию, длина волны которой зависит от параметров материала. Источниками УФ-излучения могут служить, к примеру, ртутно-кварцевые лампы.

Зерна бездымного пороха, в том числе и полусгоревшие, также способны люминесцировать  в УФ-лучах. Степень и характер их люминесценции зависит от марки бездымного пороха. Дымный порох не люминесцирует в УФ-лучах.

Копоть выстрела в УФ-лучах смотрится бархатисто-темной, а опаленные участки текстильных  тканей — буровато-оранжевыми на общем  черном фоне.

Контактно-диффузионный способ.

Одним из главных  признаков огнестрельного повреждения  является отложение в области  входного отверстия металлов, являющихся частью копоти выстрела. В копоти выстрела могут встречаться: ртуть, сурьма, олово  как продукты разложения капсюльного состава; медь, цинк, никель, свинец, появляющиеся в итоге истирания поверхности пули и вымывания пороховыми газами материала её дна; железо как материал стен канала ствола.

Для их обнаружения  благодаря собственной простоте и доступности в основном употребляется контактно-диффузный способ. Этот способ дозволяет не лишь установить природу металлов, но и их топографическое распределение.

Суть контактно-диффузного способа в следующем. Часть металлов с поверхности объекта переносится  на адсорбент, где и находится с помощью реактивов-проявителей, дающих в итоге взаимодействия с сплавами характерную окраску. В качестве адсорбента, как правило, употребляется желатиновый слой заблаговременно отфиксированной фотобумаги. В адсорбент частицы сплава переходят в итоге диффузии. Для этого он пропитывается реактивом, способным растворить разыскиваемый сплав, и плотно прижимается к объекту. Так, для обнаружения свинца отфиксированную фотобумагу можно вымачивать в растворе уксусной кислоты, являющейся для него растворителем, а в качестве реактива-проявителя употреблять раствор сульфида натрия. Реактивы, используемые для выявления главных металлов выстрела контактно-диффузным способом, приведены в таблице.

Способ  проявления

Для визуализации копоти выстрела на черных тканях может быть использован так называемый способ проявления. Этот метод состоит в том, что при помощи растворов хлорной извести, гидросульфата, азотной кислоты либо перекиси водорода удаляется окраска ткани. После этого на обесцвеченном участке вблизи пулевого повреждения можно следить окопчение.

Физические  способы

Из физических способов для определения элементного  состава веществ в зоне огнестрельного повреждения применяется эмиссионный  спектральный анализ. Этот способ владеет  высокой чувствительностью и дозволяет устанавливать не лишь качественный состав копоти, но и процентное содержание входящих в нее частей. Эмиссионный спектральный анализ основан на регистрации спектров испускания возбужденными атомами вещества строго определенного комплекса длин волн.

Способы исследования пороха и продуктов  его горения

Принадлежность  частиц к пороху того либо другого  типа устанавливается по их форме, окраске, растворимости в воде и продуктам  сгорания.

По форме  зерна бездымного пороха имеют вид  относительно правильных квадратных, прямоугольных и круглых пластинок, полых либо сплошных цилиндров, а также могут иметь сферическую форму. Цвет зерен бездымного пороха — зеленоватый, желто-коричневый, бурый. Цвет зерен графитированного пороха — темный с металлическим блеском.

Зерна бездымного пороха в воде не растворяются, при  их сгорании образуются окиси углерода, азота (нитраты и нитриты).

Зерна дымного  пороха имеют неправильную угловатую  форму. Они бывают блестящего либо матового темного цвета, темного и светло-кофейного цвета.

В воде зерна  дымного пороха распадаются вследствие растворимости селитры, входящей в  состав дымного пороха. Дымный порох  при сгорании образует углекислый калий, сернистый калий, нитраты, сульфаты и сульфиды, углерод в виде сажи и графита.

Для установления принадлежности обнаруженной частицы к пороху её проверяют на вспышку, поднося к ней раскаленную иглу, а потом к продуктам горения добавляют раствор дифениламина в концентрированной серной кислоте.

При содействии с нитратами, имеющимися в продуктах горения как дымного, так и бездымного пороха, происходит окрашивание раствора в синий цвет. По совокупности результатов термической и химической проб судят о принадлежности частиц к пороху.

Нужно учесть, что голубоватое окрашивание раствора дифениламина выходит и при реакции с рядом остальных соединений, к примеру, с окислами железа. Это может привести к ошибке при установлении природы налета в канале ствола, при решении задачи о производстве выстрела из оружия после последней чистки канала ствола.

Тот факт, что  в продуктах сгорания бездымного пороха постоянно образуются нитриты (NO2) и не содержатся соединения с  серой и калием, характерные для  товаров сгорания дымного пороха, употребляется для установления типа применявшегося при выстреле пороха по продуктам, остающимся в канале ствола и на преграде.

 

 

 

§ 2.2 Экспериментальные исследования повреждающего действия 5,45-мм пуль патрона 7Н6 и 7,62-мм пуль отечественного патрона обр. 1943 г.

В 1974 г. в русле  общей тенденции модернизации стрелкового  оружия в СССР был принят на вооружение 5,45-мм патрон 7Н6 к автомату АК74. Пуля патрона 7Н6 массой 3,4 г имеет стальную оболочку, плакированную томпаком, стальной сердечник, тонкую свинцовую рубашку и частично полый носик, позволивший придать пуле оптимальную аэродинамическую форму.

Пули малокалиберных патронов имеют начальную скорость от 900 до 990 м/с и относятся к  высокоскоростным.

Впервые 5,56-мм винтовка М16А1 (AR-15) была применена американцами в ходе военных действий во Вьетнаме. Оказалось, что пули калибра 5,56 мм вызывают значительно более тяжелые ранения, чем пули традиционного 7,62-мм калибра. Наблюдающиеся при этом обширные зияющие выходные отверстия, раздробление длинных трубчатых костей, а также частые случаи фрагментации 5,56-мм пули послужили основанием для высказывания суждений о сходстве этих ранений с полуоболочечными пулями типа «дум-дум».

Повреждающее  действие малокалиберных пуль привлекло  внимание международной медицинской  и юридической общественности с  точки зрения возможного нарушения  Гаагской декларации 1899 г. и других норм международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право (МГП) представляет совокупность правовых принципов и  норм, содержащихся в международных  документах, регулирующих отношения  между государствами в период вооруженного конфликта и направленных на защиту элементарных прав и свобод человека и гуманизацию войны.

Необходимость углубленного понимания норм и принципов  МГП подчеркнута приказом Министра Обороны СССР № 75 от 16.02.1990 г., в котором  объявлены для руководства Женевские конвенции о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, а также введено в действие «Руководство по применению Вооруженными Силами СССР норм МГП».

В ст. 35, 36 и 37 Дополнительного  протокола №1 к Женевским конвенциям провозглашен основной принцип МГП: «право сторон, находящихся в военном конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не являются неограниченным». Там же утверждены три основные критерия МГП, определяющие незаконность применения того или иного вида оружия: запрещено оружие, причиняющее излишние страдания (чрезмерные повреждения), оружие, имеющее в своем применении неизбирательный характер (без различия гражданского населения и военнослужащих) и, наконец, коварное и вероломное оружие.

В соответствии с указанными критериями МГП к запрещенным видам оружия помимо отравляющих газов, бактериологического (биологического) и зажигательного оружия, мин-ловушек и т.д. отнесены также «пули легкоразворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле, в коих твердая оболочка не покрывает всего сердечника или имеет надрезы» (Гаагская декларация 1899 г.)

Неслучайно  проблема тяжелых огнестрельных  повреждений, причиняемых малокалиберными  высокоскоростными пулями явилась  предметом рассмотрения на сессиях  Дипломатической конференции по развитию МГП в Женеве в 1974-77 гг., конференциях правительственных экспертов под эгидой Международного Комитета Красного Креста (МККК) и международных симпозиумах по раневой баллистике.

В результате этих обсуждений в 1979 году на Международной конференции ООН по запрещению или ограничению применения конкретных видов оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющих неизбирательное действие была принята резолюция, в которой содержалась просьба к правительствам всех стран проявлять осторожность при разработке систем малокалиберного оружия.

Одновременно, и эту мысль следует особо  подчеркнуть, конференция ООН обратилась ко всем специалистам по раневой баллистике с настоятельной рекомендацией  о необходимости разработки стандартизованной международной методики оценки и контроля баллистических параметров и повреждающего эффекта высокоскоростных и малокалиберных пуль.

Методология и  основные методы контроля повреждающего  действия новых ранящих снарядов были одной из центральных тем международных симпозиумов по раневой баллистике в Гетеборге (Швеция) в 1975-85 гг. При этом было признано целесообразным проводить испытания повреждающего действия пуль на трех дальностях стрельбы - 10, 100 и 300 м с использованием как биообъектов, так и имитаторов биологических тканей - блоков из 20% желатина и глицеринового прозрачного мыла, плотность которых должна соответствовать плотности мышечных тканей тела.

В методику определения  и контроля повреждающего действия новых ранящих снарядов (PC) было предложено включить следующие основные разделы:

– исследование характера движения и фрагментации пуль в блоках-имитаторах (мыло, желатин);

– исследование размеров временной пульсирующей полости  в желатине и остаточной полости  в мыле в качестве показателей тяжести огнестрельного повреждения;

– исследование характера огнестрельных переломов  длинных трубчатых костей конечностей.

При анализе  параметров, ответственных за повышенное повреждающее действие PC, на III сессии Дипломатической конференции в 1976 году делегацией Швеции было предложено запретить применение тех малокалиберных пуль, которые имеют начальную скорость выше 1500 м/с, кувыркаются, а также деформируются (фрагментируются) в человеческом теле или имитаторах биологических тканей с вероятностью более 10%.

Столь жесткие  требования, однако, не получили поддержки  в связи с их недостаточной  практической и теоретической обоснованностью, что и было отмечено многочисленными  оппонентами.

Представителем  США на II конференции правительственных  экспертов МККК в 1976 г. в Лугано (Швейцария) было подчеркнуто, что 5,56-мм пули американского патрона Ml 93 не являются пулями «дум-дум» в буквальном смысле: их оболочка полностью покрывает сердечник, конструкция пули не имеет элементов, способствующих ее фрагментации (насечки, надрезы и пр.). Кроме того было указано, что эффект «кувыркания» или «опрокидывания» пуль может наблюдаться не только при ранениях малокалиберными пулями.

Довольно часто  пули калибра 7,62 мм теряют устойчивость при ранениях груди с повреждением ребер, а также после предварительного пробития защитных жилетов и шлемов.

Противники  абсолютизации скорости как повреждающего  действия PC, указывали, что тяжесть  ранения определяется не столько  контактной скоростью пули, сколько  величиной кинетической энергии, передаваемой тканям, и моментом максимальной передачи этой энергии на протяжении раневого канала.

В соответствии с принятыми международными методическими  принципами определения повреждающего  действия PC и выдвинутым эталонным показателем, в России были проведены экспериментальные исследования повреждающего действия 5,45-мм пуль патрона 7Н6 и 7,62-мм пуль отечественного патрона обр. 1943 г10.

Объекты исследований размещали на дальности 10м. Для воспроизведения  скорости пуль, соответствующей дальностям 100 и 300 м, использовали патроны с уменьшенными навесками пороха.

Скорость в  опытах определяли с помощью электронного хронометра и специальных блокировок. По результатам измерения скорости пуль до и после выхода из объекта  определяли величину потери кинетической энергии пули. Характер движения пули в объектах (устойчивость), деформацию и фрагментацию пуль, а также размеры временной пульсирующей полости (ВПП), определяли с помощью импульсной рентгенографии.

Объектами исследований служили имитаторы биологических тканей и костно-мышечные препараты верхних и нижних конечностей.

В качестве имитаторов биологических тканей использовали блоки из 20% пищевого желатина и специального глицеринового мыла размером 140х80х80 мм.

Желатин - среда, обладающая эластичными свойствами. ВПП, возникающая в желатиновых блоках после прохождения пуль, также как и в живых тканях, исчезает, оставляя после себя постоянный пулевой след в форме цилиндрического канала с радиальными трещинами.

Информация о работе Следы дальнего выстрела автомата Калашникова на различных преградах