Жизненный путь и деятельность Петра Машерова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:55, реферат

Краткое описание

Среди перелесков и лугов, в излучине рек Оболянки и Лучесы, раскинулась небольшая деревня Ширки. Её жители издавна занимались землепашеством, кустарным промыслом, отходничеством. Некоторые крестьяне подрабатывали на железной дороге, которая пролегает рядом, кое-кому удавалось устроиться в Витебске, Богушевске или Сенно. Земли здесь малоплодородные, подзолистые и супеси. Да и таких было мало. Особенно трудно было многосемейным. К их числу относился и Мирон Машеров.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Пётр Машеров. Реферат.doc

— 354.00 Кб (Скачать документ)

Петр Миронович никогда не мог подписать бумагу или велеть сделать дело, если оно несло какой-то, хотя бы мизерный, ущерб народу, его национальной культуре, земле, государству. Это исключалось. Вполне понятно, что он мог ошибиться, и ошибался, но от подобного греха никто не застрахован. Процент минусов в деятельности Машерова очень мизерный, ибо все свои планы, задумки и прогнозы он строил на солидной основе, продумывая каждую деталь, каждый штрих, каждое решение. В этом отношении весьма характерен замысел сооружения мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», которая должна была стать символом вечной славы советским воинам. Более двадцати раз обсуждался этот вопрос в разных инстанциях, где присутствовал Петр Миронович. А сколько он подписал бумаг, имел бесед с архитекторами и художниками — не счесть. Надо иметь в виду, что Брежнев очень нервозно относился к реалистическому отражению истории Великой Отечественной войны. У него на сей счет уже зрел грандиозный мыльный пузырь. Это сказка под названием «Малая земля». Вообще, следует сказать, что только благодаря мужеству и особой настойчивости Машерова в Бресте могло быть то, что мы имеем сейчас: величественный мемориал подвигу и героизму советского народа. 25 сентября 1971 года состоялось торжественное открытие мемориального ансамбля Брестской крепости- героя. Сюда прибыли делегации всех городов-героев, участников боев на Буге, родные и близкие погибших. При открытии выступил П. М. Машеров.

«С глубоким душевным волнением, с чувством непреходящей гордости за нашу славную ленинскую партию, за наш героический советский народ мы открываем сегодня на одном из знаменитых фортов нашей страны величественный мемориал,— сказал он, — Этот замечательный памятник немеркнущей советской ратной славы достойно увековечивает бессмертный легендарный подвиг тех, кто в суровые годы 1941 года в числе первых принял

 

на себя жестокий удар отборных фашистских полчищ и явил миру великолепный образец воинского долга, продемонстрировал несгибаемую силу духа и массовый героизм, беспредельную преданность социалистической Отчизне. Родина-мать высоко оценила мужество и стойкость защитников Брестской цитадели, присвоив ей почетное звание «Крепость-герой».

Здесь каждая пядь земли, каждый камень обильно политы кровью многих и многих сынов и дочерей нашего Отечества. Сюда, к этим расплавленным и опаленным в огне крепостным стенам, ежедневно приходят сотни и тысячи людей, чтобы поклониться священным реликвиям воинской доблести и отваги, приходят, чтобы запечатлеть в памяти своей бессмертные образцы подвигов защитников бессмертного гарнизона, чтобы принести в сердце своем клятву на верность Советской Родине.

Ярким выражением высочайшего уважения и глубочайшей признательности трудящихся республики и всего советского народа к мужественным и верным солдатам Отчизны стало сооружение Брестского мемориального ансамбля. При непосредственном участии П. М. Машерова построены и возведены многие другие памятники и мемориалы героям Великой Отечественной войны. Это Хатынь и Курган Славы, площадь Победы в Минске, бюсты и обелиски, музеи... Он хотел запечатлеть на века трагическую, но яркую страницу в истории нашего Отечества. По его инициативе ведется работа по изданию серии «Книг памяти» о подпольной и партизанской деятельности в каждом районе Белоруссии.

 В апреле 1959 года Машеров распрощался с Брестом, так как был избран секретарем ЦК КПБ. Опять переезд, хлопоты по устройству на новой квартире, привыкание к другим соседям и коллегам по работе. Петр Миронович требовал от всех руководителей- коммунистов, чтобы они всеми доступными им способами сокращали численность рабочих, занятых ручным трудом, а также поднятия моральной основы на производстве.

Отдавая делу все свои силы и талант, он старался сделать максимум возможного для совершенствования методов руководства, внедрения демократического, делового стиля работы, где не было бы места субъективизму, формализму и бюрократизму, а торжествовал бы принцип высочайшего доверия и внимания к труженику- творцу.

Вполне понятно, что новый секретарь ЦК КПБ быстро вписался в общий деловой ансамбль общественно-политической жизни республики, в котором его сильный и мудрый голос слышался все ярче, понятнее, весомее. Он стал, не преувеличивая, желанным гостем в каждой области, городе, районе, коллективе. К его словам, советам, рекомендациям прислушивались люди самого разного возраста, специальностей, политических взглядов, национальности.

Сам Петр Миронович шел в некоторых случаях на хитрость ради спасения чего-то большего. Так было с кукурузой, когда Н. С. Хрущев приказал засеять все лучшие земли этой культурой. Выполнить его указание значило остаться без хлеба и картошки. Пришлось малость схитрить.

Нужно отдать должное, что и в такой зашоренной ситуации Машеров не терял собственного «я», умел сглаживать острые углы, оставаясь при своем мнении на пользу общего дела. В результате многие секретари, заведующие отделами, члены Бюро и Пленума Центрального Комитета Компартии Белоруссии старались найти оптимальные варианты решения стоящих перед ними задач. В слаженности и деловитости работы ЦК КПБ, несомненно, играл ведущую раль Кирилл Трофимович Мазуров, человек с большим чувством долга перед Отечеством, опытный организатор и творчески мыслящий руководитель. Он прекрасно знал экономику республики.

Слаженный дуэт Мазуров — Машеров, умело и разумно направляя руководящий компас, уверенно вел Белоруссию по тернистым ступеням строго регламентированного планового развития общества. Об этом говорили и экономические результаты республики по многим показателям.

Белоруссия успешно справлялась с государственными планами выпуска продукции. Например, к концу 1965 года валовая продукция промышленности превысила уровень 1958 года в 2,1 раза, энергетическая мощность — в 3 раза, продукция химической промышленности — в 3,5 раза, строительных материалов — в 2,8 раза. Значительно повысились и материально-бытовые и культурные условия трудящихся республики. Достаточно сказать, что только в сельской местности в 1965 году было сдано в эксплуатацию около 120 тысяч квадратных метров жилой площади. Всего в 1959 —1965 годах было сдано на заселение 361 тысяча квартир общей площадью свыше 15 миллионов квадратных метров. В 1965 году на 10 тысяч человек приходилось 21,8 врача. На народное образование в 1965 году было израсходовано около 500 миллионов рублей.

В общем, достижения республики во всех областях были налицо. Петр Миронович Машеров, как секретарь Центрального Комитета Компартии Белоруссии, сделал очень много, чтобы эти успехи стали реальностью.

В ту ночь он долго не мог уснуть. И было отчего! Ему предложили возглавить Коммунистическую партию Белоруссии. Машеров, трезво оценивая свои возможности, считал, что на эту высокую должность следует рекомендовать людей более опытных, лучше знающих управление промышленностью, строительством, транспортом, экономикой и финансами республики. Он предлагал ЦК КПСС конкретные кандидатуры: В. Е. Лобанка, Т. Я. Киселева, И. Е. Полякова и других. Однако выбор пал именно на него. Немаловажную роль здесь сыграло мнение К. Т. Мазурова и партийных руководителей областей. Последние единогласно поддержали Машерова. Отстаивать в данной ситуации свое мнение не имело смысла. К тому же, Кирилл Трофимович в доверительной беседе попросил:

  • Не выдвигай, Петр Миронович, никаких причин, соглашайся. Рассчитывай на мою помощь и поддержку.

На заседании Политбюро ЦК КПСС Л. И. Брежнев, рассуждая о планах на будущее, задал вопрос:

  • Товарищ Машеров, вы хорошо знаете роль и место Белоруссии в общем стратегическом плане развития страны?
  • Да, Леонид Ильич, я старался в пределах моей компетенции всячески крепить мощь республики и всего Советского Союза. Правда, не всегда удавалось сделать все задуманное. Этому мешали как объективные, так и субъективные факторы.
  • Старайтесь, товарищ Машеров, быть всегда на высоте требований Политбюро. Держите с нами самую тесную связь, как это делал Кирилл Трофимович. Теперь у вас еще больше возможностей раскрыть внутренние силы и резервы партизанской республики, опираясь на опыт Мазурова.

Больше никто не говорил. Брежнев обвел всех беглым взглядом, поинтересовался.

  • Есть ли какие-либо сомнения в отношении товарища Машерова?

Таковых не имелось. Вопрос был предрешен. Вскоре Пленум ЦК КПБ избрал Петра Мироновича Машерова своим лидером.

Трудящиеся республики, как и всей страны, занимались мирным созидательным трудом. За двадцать послевоенных лет были заново восстановлены крупные города: Минск, Витебск, Гомель, Могилев, Полоцк, Орша, Брест, Гродно, Барановичи, Молодечно, Бобруйск и другие. В них выросли новые заводы и фабрики, учебные заведения и больницы, кинотеатры и клубы. Особенно много строилось жилья. Только в 1961 — 1965 годах капитальное вложение в жилищное строительство составило 656 миллионов рублей. Во всех областях и городах Белоруссии стало широко применяться возведение домов с несущих сборных конструкций. Это дало возможность резко увеличить объем строительства жилья. В городах появились новые, хорошо благоустроенные микрорайоны. Например, в Минске на Партизанском проспекте, улицах Харьковской, Горького, Волгоградской, в микрорайонах Серебрянка, Чижовка и др. Расширялись площади и росло население городов. Так, в Минске в 1966 году проживало 739 тысяч человек, и его территория раскинулась почти на 13 тысячах гектарах. На карте республики появились новые города: Новополоцк, Светлогорск, Солигорск, Жодино. Машеров часто посещал эти первенцы республики. Его особенно интересовал Солигорск. Ведь что ни говори, а профессия шахтер для белоруса звучала десяток лет назад как что-то умозрительное, отдаленное. Да и кто мог раньше поверить, что в Белоруссии имеются залежи минеральных удобрений, нефти... Естественно, что Петр Миронович, человек очень образованный и практичный, прекрасно понимай, какое огромное значение для страны имели открытые в Етаро- бине большие залежи полезных ископаемых. Он обратил прежде всего свое внимание на подготовку квалифицированных кадров шахтеров, создание для них необходимых бытовых условий. В Солигорске было открыто техническое училище, в котором обучали многим специальностям горного дела: в Донбасс и Кузбасс, а также в другие центры угледобычи и рудники из Белоруссии посылались сотни юношей для приобретения навыков сложной и трудной работы под землей.

Петр Миронович справедливо считал, что от людей, стоящих у руля того или иного коллектива, их компетентности, честности и деловитости зависит очень многое для движения вперед. Он не жалел время и сил на этот важнейший участок своей деятельности. Личные беседы, доклады и лекции на курсах, статьи в газетах и журналах, обсуждение на Бюро и секретариате Центрального Комитета, посещение места работы — далеко не полный перечень его приемов работы с руководителями. Каждый, кто честно стремился трудиться, мог рассчитывать на помощь и поддержку Машерова. С его помощью наладилась работа трудящихся шахт, многих фабрик.

  «Петр Миронович никогда не шел на компромисс с совестью,— пишут ученые А. Лебедев и Ю. Смирнов, знавшие Машерова по работе,— никому не давал поблажки, не допускал сюсюканья, не играл в ложный демократизм. В то же время высокая принципиальность и требовательность органично сочетались у него с уважительным отношением к людям. Петр Миронович заботливо растил кадры, способные, как он говорил, «работать с перспективой и на перспетиву», грамотно и инициативно решать сложные задачи. Он действовал с прицелом на будущее, считая кадры решающей силой революционно преобразующей деятельности ленинской партии».

...П. М. Машерову было присуще чувство нового. Он умел не только подавать идеи, но, что особенно важно, смело и активно поддерживал все ценные начинания. Петр Миронович не умел, да и не хотел жить сиюминутными заботами и, как никто другой, угадывал перспективу, предвосхищал день завтрашний. Активно поддержал он и наши соображения о создании в системе Минавтотранса первого в республике и на автотранспорте страны научно- производственного объединения, которое со сременем стало мощным средством ускорения разработок и практического внедрения средств механизации трудоемких процессов, Передовой технологии, стимулировало прогресс в отрасли.

С большой заинтересованностью выслушал он и предложения о готовности системы Минавтотранса БССР перейти в порядке эксперимента на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование.

  • А как вы намерены бороться с рутиной и косностью, как во вне, так и внутри отрасли? — усмехнулся Петр Миронович.— Правда, в этой борьбе получат «зеленый» экономические стимулы, передовое мышление и руководителей, и самих работников. За этим — будущее. Дерзайте, и мы вас поддержим... Мне думается, что эти примеры в какой-то мере освещают одну из характерных черт деятельности П. М. Машерова — его способность за начинаниями видеть перспективу, реальные практические результаты.

Кто-то сказал о Петре Мироновиче: «Учитель масс и их ученик». Человек деятельный Вот что вспоминает известный кинорежиссер Элем Климов:

«В 1976 году мы вместе с Алесем Адамовичем затеяли делать фильм «Убейте Гитлера» по «Хатынской повести» писателя. Дело предстояло большое, сложное, и нас очень поддержал, был нашим, так сказать, добрым гением первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Петр Миронович Машеров. Он летал с нами на вертолете, показывал места партизанских боев, где он и сам сражался, где казнили его мать в Россонах на Витебщине. Он всячески нам помогал, и это вселяло надежду».

Работника искусства дополняет агроном:

Информация о работе Жизненный путь и деятельность Петра Машерова