Жизненный путь и деятельность Петра Машерова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:55, реферат

Краткое описание

Среди перелесков и лугов, в излучине рек Оболянки и Лучесы, раскинулась небольшая деревня Ширки. Её жители издавна занимались землепашеством, кустарным промыслом, отходничеством. Некоторые крестьяне подрабатывали на железной дороге, которая пролегает рядом, кое-кому удавалось устроиться в Витебске, Богушевске или Сенно. Земли здесь малоплодородные, подзолистые и супеси. Да и таких было мало. Особенно трудно было многосемейным. К их числу относился и Мирон Машеров.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Пётр Машеров. Реферат.doc

— 354.00 Кб (Скачать документ)

В боях за изгнание фашистов из Россонского и Освей- скохо районов погибло несколько десятков партизан. Отряд имени Н. А. Щорса потерял шесть человек, в том числе комиссара отряда Гигелева Николая Егоровича и начальника штаба Гигелева Петра Егоровича. Потеря была тяжелая и невосполнимая. В отряде был объявлен на несколько дней траур. Машеров не мог смириться с гибелью столь близких ему боевых товарищей. Когда спускались гробы в могилу, у него невольно потекли слезы. «Наверное, не нужно было брать в бой сразу двух братьев» — корил себя Машеров.— Как трудно мне будет без них».

В том же году Пётр Машеров женится на Полине Галановой. Она работала до начала войны зубным врачом в Россонской больнице. В конце июня 1941 года ее призвали на службу в военный госпиталь. Потом Галанова попала в окружение и вместе с другими медицинскими работниками, попав в плен, смогла вырваться из неволи. Вернувшись в Россоны, она включилась в подпольную деятельность. С сентября 1941 года Полина Андреевна становится членом Россонской подпольной группы. По поручению руководства группы устраивается на работу в Россонскую больницу зубным врачом. Под видом приема больных она устраивала встречи подпольщиков в своем лечебном кабинете, собирала ценную информацию о фашистах. Галанова вместе с медсестрой Шарковой Марией Филипповной создает запасы медикаментов для нужд подполья и партизан. 16 мая 1942 года Полина Андреевна уходит в партизанский отряд «Дубняка». Чистые душой и светлыми помыслами Полина и Петр самой природой были созданы друг для друга — для семьи и народа.

В отряде жизнь шла своим чередом. Возросла его численность и увеличилось количество оружия. Например, пулеметов теперь стало 5, из них один был станковый.Во взводах появилось по нескольку автоматов. В общем, все бойцы были теперь худо-бедно вооружены. Хотя отряд и был сформирован из мирного населения, дисциплина в его рядах являлась отменной. Все партизаны старательно изучали премудрости военного дела и обращения с оружием, особенно трофейным, тактику борьбы с оккупантами, умение вести себя в самых экстремальных ситуациях. Петр Миронович особо пристальное внимание уделял моральной стороне своих подчиненных. Ещё он любил общаться с местным населением.Люди тянулись к коммунистам, видя в них единственный источник силы, которая способная свернуть хребет гитлеризму. Но сам Машеров был еще комсомольцем. 10 августа 1942 года бюро подпольного Россонского районного комитета партии приняло его кандидатом в члены ВКЩ(б). Ему исполнилось тогда двадцать четыре года. Машеров давно мечтал об этом, но что ни говори, а над ним тяготела беззаконная акция расправы с отцом. Правда, в тяжелые годы войны об этом как будто забыли. Но он это, помнил всегда, хотя и старался выбросить из головы черные мысли. Однако, как известно, сам от себя никуда не уйдешь. Повседневная кровопролитная борьба с нахлынувшей на страну коричневой саранчой отодвинула на задний план все личные невзгоды, даже болезни. Все было подчинено одному — отстоять независимость и свободу Родины. Великим достижением подпольщиков и партизан явилось то, что они изгнали фашистов из района. Здесь продолжала функционировать Советская власть. Большая заслуга в этом была и лично Петра Машерова и отряда, которым он командовал.

К весне 1943 года партизанское движение принимало массовые масштабы. Росло количество отрядов, бригад и соединений, расширялась сфера их боевых действий, ощутимее наносились удары по врагу. Отряды бригады «За Советскую Белоруссию» тоже стали сильным звеном вооруженной борьбы с оккупантами в Витебской области. В истории бригады говорится об этом так:

«Постепенно росло партизанское движение западной части Витебской области. Поднявшись на вооруженное восстание, народ не давал дышать немецким оккупантам. Раз за разом уничтожались немецкие гарнизоны, день за днем, словно затравленные в загоне волки, металась немчура в поисках выхода из блокированного партизанского края и выла о потерянной своей судьбе в письмах в Германию. Они тоже не попадали по назначению. Кохо- новичи, Освея, Краснополье, Сарья, Юховичи, Горбачеве— местечеки, не так давно считавшиеся в активе немецких гарнизонов, теперь безраздельно в руках партизан.

Нет уже немецкой власти. Все эти бургомистры волости, немецкие управляющие, полицейские удирали подальше от партизанских зон или были уничтожены. Дороги, за исключением шоссе Полоцк — Себеж, были выведены из строя, проезд по этим дорогам для немцев был исключен навсегда ... Образовался обширный партизанский край, куда входили территории Россонского, Освейского и частью Дриссенского, Полоцкого, Себеж- ского, Идрицкого, Пустошского и Невельского районов, которые удерживались партизанами до подхода линии фронта». Комиссар бригады гордился боевой деятельностью своих подопечных. Среди них были десятки и сотни истинных храбрецов и героев. Со многими из них он участвовал в боях, операциях и засадах. Он видел, как быстро растут мастерство и военные навыки партизан. Стало правилом: громить врага в пять, а то и в десять раз превосходящего силами. Партизаны становились грозной силой в тылу противника. Фашисты уже не могли выходить группой, меньше роты, за пределы своих гарнизонов. Они, находясь в постоянном страхе, были морально и психологически подавлены. Исход войны шел не в пользу Германии, войска которой терпели поражение от Красной Армии и отступали на запад.

Скопление не небольшой территории такого большого количества формирований затрудняло их оперативные действия против оккупантов, уменьшало базу снабжения ебом и другим продовольствием, снижало эффективность политической работы с населением, подвергало его опасности со стороны вражеских бомбардировщиков. Резко сужалась зона боевой деятельности отдельных отрядов.

Ввиду этого было решено перебазировать ряд формирований в западные районы Белоруссии. Бригада имени К. К. Рокоссовского получила приказ о передислокации в Вилейскую область.

Перебазирование закончилась успешно благодаря хорошей подготовке и слаженности бригады, самоотверженным и умелым действиям командиров отрядов, высокой дисциплине и честности действий всего личного состава. Несмотря на то, что переправа с боем длилась около пяти часов, потерь не было, за исключением двух легкораненых.

После часового отдыха снова огромная колонна никогда невиданных здесь партизан двинулась дальше. После удачной переправы бойцы преобразились, слышались смех, шутки. Население встречало нас с радостью. К вечеру бригада прибыла в Ковалевщину, где остановилась на несколько дней. На марше весь личный состав показал образцы дисциплины и высокого морального духа.

"«...Во всех боевых действиях Машеров всегда проявлял большое личное мужество, своим примером поднимал дух у бойцов, среди которых он пользовался исключительной любовью и уважением. Показал себя хладнокровным в боевой обстановке, инициативным, решительным и боевым командиром.

Тов. Машеров был одним из руководителей подготовки и передислокации бригады в новый район действия — Западную Белоруссию. В бою при переходе бригады через сильно охраняемую железную дорогу Полоцк — Бигосово тов. Машеров в момент, когда при от колонны получилось некоторое замешательство, с криком «Ура!» бросился вперед и увлек за собой отряды. При переправе через Западную Двину, переправившись в числе первых, организовал обстрел пулеметных точек противника и тем самым обеспечил переправу бригады без потерь, несмотря на сильный огонь противника».

  Перебазировавшись в Западную Белоруссию, бригада имени К. К. Рокоссовского оказалась в совершенно новых условиях. Партизанское движение не везде было широко развито. Гитлеровцы своим жестоким террором сильно запугали население. Во всех крупных деревнях беспрепятственно действовали немецкие учреждения. Сильно поднимали головы предатели. Люди жили в страхе и неведении, а геббельсовская пропаганда изощрялась без помех. С приходом в Вилейскую область бригады имени К. К. Рокоссовского и других партизанских соединений положение стало резко меняться не в пользу фашистов. По приказу военно-оперативного отдела партизанского центра Вилейской области место действия, контроля и базирования бригады определялось — районы Глубок- ский, Дуниловичский и часть Поставского, леса Воро- паевский и Смыцкий. Но многие отряды бригады действовали и в Докшицком, и Миорском, и Мядельском районах. После непродолжительного отдыха и относительного обустройства бригады Машеров направил свои усилия на связь с населением. Он в срочном порядке провел совещание со всеми комиссарами отрядов и партийным активом, на котором рассказал о значении самой широкой политико-массовой работы среди местных жителей.

   Сам комиссар бывал в эти дни в селах почти ежедневно. Он рассказывал, делал доклады, проводил беседы, отвечал на сотни вопросов, поднимая дух людей. В одной деревне пожилая женщина спросила:

  • А скоро ли одолеем Гитлера, сынок?
  • Срока точно не могу сказать,— улыбнулся Машеров,— но что победа будет за нами — не сомневаюсь. Но не забудьте, что враг еще силен и с ним надо бороться. От ваших усилий тоже много будет зависеть.
  • Мы все отдадим, чтобы сломать шею фашистам! — дружно пообещали крестьяне, и тут же начали собирать деньги и ценности для фронта.

И это были искренние пожертвования на защиту Отечества. Люди помогали партизанам чем могли: хлебом, картошкой, мясом, молоком. Молодые мужчины, юноши добровольно шли в отряды. Лишь за несколько недель отряды пополнило более сотни человек. Бригада обживалась, набирала новую силу, крепла ее связь с народом. «Расширяющимся и углубляющимся сопротивлением широких трудящихся масс приказам и обязательствам оккупационных властей,— характеризовал Вилейский подпольный обком партии политическую обстановку в области на своем заседании 14 сентября 1943 года,— невыполнение обязательств по поставкам сельхозпродуктов, срыв трудовой и гужевой повинности и др. Все возрастающей тягой масс трудящихся, способных носить оружие, особенно молодежи, которой в первую очередь угрожает вывоз в фашистское рабство, в партизанские отряды, ежедневный постоянный приток в существующие отряды, организация новых отрядов — Шарковщинский, Миорский районы.

В гарнизонах противника, скомплектованных из полицейских, самооховцев, литовцев и др., отмечается рост брожения и разложения; Висевицкий гарнизон литовцев ведет переговоры с партизанами о переходе на сторону партизан; почти во всех гарнизонах отмечается рост дезертирства и переход на сторону партизан.

Наличие больших территорий, очищенных партизанами от оккупантов: Браслав, Видзы, Миоры, Нарочанская зона, Поставско-Дуниловичская зона. Вынужденные отсиживаться в более крупных гарнизонах — Браслав, Воропаево, Глубокое — волостные старшины и бургомистры пытаются влиять на массы и обеспечивать обязательства, особенно по поставкам сельхозпродуктов, путем подпольно действующей своей агентуры.

      Нужно сказать, что Вилейский подпольный обком партии умело и целенаправленно руководил партизанским движением в своем регионе. Он внимательно изучал и подбирал командиров и комиссаров отрядов, всячески

помогал в их аботе, проводил целые серии выступлений актива в отрядах и среди населения, выпускал подпольные газеты и листовки, инструктировал агитаторов и пропагандистов, направлял и координировал подпольщиков, планировал и осуществлял крупные боевые операции против оккупантов и многое другое. Петр Миронович Машеров, глубоко разбираясь в ситуации каждого отряда, умело осуществлял на практике решения областного комитета партии. Он являлся инициатором широкой кампании агитнробегов по селам специальных групп подготовленных людей, куда входили лекторы, музыканты, певцы, танцоры. Они в течение сорока-пятидесяти минут давали небольшой концерт и коротко говорили о какой- нибудь проблеме. Это сильно подымало моральный дух народа. Г1о предложению Машерова было проведено несколько крупных акций против оккупантов. Например, операция по уничтожению гарнизона в Миорах, где фашисты и предатели не испытывали еще удара партизан.

Анализируя политическую ситуацию в районе действия бригады, Машеров пришел к правильной мысли, что для повышения авторитета партизан среди местного населения следует сделать дерзкое нападение на один из вражеских гарнизонов. Выбор пал на Миоры. Командир отряда А. И. Конопелько из бригады «Октябрь», дислоцировавшейся в Миорских болотах, представил данные о численности и огневых точках неприятеля и предложил свою помощь.

В два часа ночи 1 июля началась атака на Миоры. Отряды с ходу подвергли гарнизон огневому налету и, ворвавшись в него, заняли почти все местечко. Отряды им. Г. И. Котовского и им. Н. А. Щорса продвинулись по берегу озера и разгромили почту и управление Миор- ской и Леониольской волостей — Леониоль был еще раньше разбит партизанами, и волостное начальство находилось в Миорах. Была захвачена или уничтожена вся корреспонденция и другая документация, гараж. Полицаи, спасавшиеся на лодках через озеро, были потоплены.

Наступила осень 1943 года, оставившая позади много трагических и героических страниц в жизни страны и Белоруссии. Фашистская Германия, теряя одну стратегическую позицию за другой, неумолимо пятилась восвояси на запад. Уже были освобождены Хотимск, Климовичи, Костюковичи, Мстиславль, Кричев. 26 ноября был освобожден областной центр — город Гомель. Потерпев ряд сокрушительных ударов от Красной Армии, гитлеровцы ожесточенно пытались очистить ряд территорий от партизан в своем ближайшем тылу. В сентябре они блокировали многие соединения Вилейской области. В первой декаде сентября оккупанты стали сосредоточивать свои силы в Браславе, Видзах, Вилейке, Поставах и других местах.

  1. сентября противник блокировал партизан нарочанской зоны со стороны Свири, Кобыльник, Парофьянова, Буде- лева и Волоколаты. Отряды и бригады, действующие в данном районе, вступив в недолгие бои, стали автономно выходить из окружения.

Через несколько дней немцы, перегруппировавшись, начали наступление в районе Смытковского леса, где дислоцировались отряды им. В. И. Ленина, им. Сергея, им. А. И. Петракова, им. Ф. Э. Дзержинского бригады им. Рокоссовского. Каратели крупными силами начали теснить эти отряды с трех сторон в район смолокурного завода. Ввиду отсутствия достаточного количества боеприпасов, рокоссовцы не могли держать длительного боя. Они, устроив засады, внезапно обрушились на гарнизоны врага. Это дало возможность организованно отойти в Воропаев- ский лес, где базировались остальные отряды и штаб бригады. Немцы, в свою очередь, вызвали дополнительные батальоны, приступили к блокированию Воропаевского и Козьянского лесов, где были основные силы всех бригад. К концу сентября 1943 года в районе пунктов Глубокое, Шарковщина, Иоды, Браслав, Видзы, Поставы оккупанты сумели установить гарнизоны во всех основных населенных пунктах, замкнув в кольцо партизан. На границе с Литвой немцы выставили две-три сильно укрепленные линии обороны, заминировали подходы.

Информация о работе Жизненный путь и деятельность Петра Машерова