Жизненный путь и деятельность Петра Машерова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:55, реферат

Краткое описание

Среди перелесков и лугов, в излучине рек Оболянки и Лучесы, раскинулась небольшая деревня Ширки. Её жители издавна занимались землепашеством, кустарным промыслом, отходничеством. Некоторые крестьяне подрабатывали на железной дороге, которая пролегает рядом, кое-кому удавалось устроиться в Витебске, Богушевске или Сенно. Земли здесь малоплодородные, подзолистые и супеси. Да и таких было мало. Особенно трудно было многосемейным. К их числу относился и Мирон Машеров.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Пётр Машеров. Реферат.doc

— 354.00 Кб (Скачать документ)

«Какими бы большими или малыми проблемами не приходилось заниматься П. М. Машерову;— пишет председатель колхоза имени Г. Димитрова Толочинского района, Герой Социалистического Труда JI. Сироткина,— он, пожалуй, всегда жил земными думами о хлебе насущном. Возможно, я и преувеличиваю, но у меня сложилось такое впечатление после неоднократных встреч, бесед с ним.

В нашу «Перамогу», вошедшую затем в укрупненный колхоз имени В. И. Ленина, Петр Миронович приезжал часто. Его живо интересовали новые технологии возделывания культур, прогрессивные методы организации и стимулирования труда, которые апробировались в хозяйстве. Помню, однажды примчалась я с поля домой, чтобы перекусить. Не успела сесть за стол, как у калитки приостановилась «Чайка». Глянула в окошко и вижу: из машины выходят П. М. Машеров и первый секретарь райкома М. И. Титов. Я тут же выбежала на крыльцо.

  • Показывай, главный агроном, свои опыты,— здороваясь, сказал он,— Наслышался про них в районе. Действительно, мы всерьез занимались тогда люпином. Сеяли его ранней весной по озимой ржи. Созревшие хлеба летом убирали, а люпин продолжал расти до самой осени. Прием немудрый, но два урожая с одного поля снимали. При этом нива не скудела, а, напротив, биологически обогащалась азотом.

..;У деревни Катушино осмотрели и льняной массив. Его цветущий васильковый наряд радовал глаз. Петр Миронович полюбовался плантацией и по-дружески похлопал по плечу:

  • Вижу, агроном ты грамотный, толковый. Такие люди нам очень нужны. Без увлеченных делом, незаурядных работников масштабные задачи села нам не осилить. Поэтому важно найти талантливых специалистов, помочь им крепко стать на ноги. Не шарлатаны, возводящие себя в «корифеи», а настоящие профессионалы способны творить на полях чудеса.

Рассуждал П. М. Машеров и о сдерживающих факторах роста сельскохозяйственного производства, или, как их принято сейчас называть, рычагах торможения. Но не бескрылые людишки определяли завтрашний день преобразующейся деревни. Тон в работе задавали сельские кадры новой формации: думающие, ищущие, творческие.

...Вот уже шесть лет, как я сама у руля хозяйства. Развивается оно динамично, по восходящей. В прошлом году, к примеру, зерна намолотили по 47 центнеров с гектара, льноволокна вышло по 9,6 центнера. Доплаты от государства не получаем, работаем на коллективном подряде. И, размышляя о слагаемых успеха, прихожу к выводу: они в возросшем мастерстве наших кадров. Искусству работать с ними я училась у Машерова. Да, это был настоящий руководитель, умеющий вступить в соавторстве с рабочим, колхозником, ученым.

Говоря о кадрах, он прежде всего во главу угла ставил их смелый полет мысли, энергичные практические действия, безукоризненную нравственную чистоту. Мы благодарны ему за эту мудрую школу жизни. Всякий раз, бывая в Минске, я первым делом приношу цветы на могилу незабвенного П. М. Машерова».

Одной из лучших черт в характере Петра Мироновича Машерова следует считать его уважительное п заботливое отношение к людям преклонного возраста. Он проявлял исключительное внимание к ветеранам и инвалидам. Сколько он вложил энергии и труда на строительство госпиталя инвалидам Отечественной войны в Боров- лянах! А когда корпуса вошли в строй, Петр Миронович стал негласным шефом над здравницей. По нескольку раз в год он посещал госпиталь, разговаривал с бывшими воинами, интересовался их здоровьем, условиями жизни, лечением. Каждый раз после его посещения госпиталь пополнялся оборудованием, телевизорами, книгами, улучшалось снабжение и многое другое. Но главное, что сами ветераны войны получали заряд бодрости и оптимизма, душевной человеческой доброты. «Кажется, что после встречи с Петром Мироновичем Машеровым,— написал один из инвалидов в госпитальной книге отзывов,— меньше стали болеть раны, легче стало дышать!»

В другой записи: «Петр Миронович Машеров своими словами и личным поведением поднял наш дух, еще раз заставил думать о том, что человек может и должен всегда побеждать. Спасибо, что есть такие люди на земле!»

Искалеченных войной солдат трудно вообще настроить на мажорный тон. Они, как правило, оценивают все очень критически. Однако в оценке личности Машерова у бол^ шинства из них мнения не расходились — человек высокой пробы.

Под вышеприведенными словами инвалидов Отечественной войны могли бы подписаться миллионы людей разных национальностей, возраста и занимаемой должности. Предоставим слово известному белорусскому поэту Геннадию Буравкину:

«Для меня Петр Миронович Машеров остается одной из самых ярких личностей, встречавшихся в жизни».

Петр Миронович ценил высокоодаренных и талантливых людей, отдавая много времени и сил их становлению и росту.

Среди творческой интеллигенции, особенно писательской братии, Петр Миронович пользовался какой-то особой уважительностью и даже любовью. Это, наверное, потому, что он был всем доступен, демократичен и, главное, справедлив в оценках тяжелого труда писателей. Многие на-

ходили у него поддержку и защиту, добрые советы и честные откровенные критические замечания.

Андрей Макаенок, например, смог поставить некоторые свои смелые для того времени пьесы лишь исключительно благодаря помощи Машерова.

Весьма любопытна и поучительна роль Г1. М. Машерова в улучшении взаимопониманий между Кубой и СССР. В последние годы своего правления Брежнев довел наши связи с Кубой к самой критической точке кипения. сюда был направлен кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС П. М. Машеров, который являлся символом героизма и честности не только в партии, но и среди всего советского народа. К тому же, по возрасту он был значительно моложе ведущих кремлевских заправил и обладал неординарным мышлением, во многом отличавшимся от своих старших коллег. Это знал Фидель Кастро, как и то, что Машеров в самые тяжелые годы фашистского нашествия, не опустив руки, проявил завидную личную отвагу. Фидель Кастро, будучи сам не робкого десятка, высоко ценит эти качества, очень уважает таких людей. Он, бывая в нашей стране, всегда изъявлял желание встретиться с Петром Мироновичем.

  • Включите поездку к Машерову! — требовательно велел Фидель составителям расписания его нахождения в СССР.— Обязательно!

Следует подчеркнуть, что подобные вспышки симпатии кубинского лидера к Машерову воспринимались в Кремле холодно. Однако настойчивость Ф. Кастро иногда давала результаты, и он оказывался в Белоруссии. Здесь особенно изумляли его стойкость и героизм белорусского народа в борьбе с гитлеризмом. При первой же встрече с Машеровым кубинский руководитель высоко оценил вклад нашего государства в разгром фашистской Германии.

  • Советский Союз спас человечество от страшного зла, — говорил Фидель Машерову и добавлял: — Я склоняю голову перед героизмом советского народа и вашим личным.

Петр Миронович смущенно отвечал:

  • Мой личный вклад на фоне всенародной борьбы против фашизма составляет маленькую каплю.

Фидель, улыбнувшись, подметил:

  • Такие капли подобны источникам, излучающим свет. Они, как пылающая звезда на небосклоне, указывают путь другим.

Желая быстрее перевести разговор на другое, Машеров уточнил:

  • У нас подобных светил было и есть в предостаточном количестве.

Фидель, крепко обняв Машерова, громко произнес:

  • В этом наша сила.

Дальше разговор перешел в сугубо доверительные рамки. Очень доверяя друг другу, Фидель Кастро и Петр Машеров, естественно, много говорили о том, чего не любил Брежнев и его так называемая «днепропетровская мафия». Говорили и о проблемах развития Кубы. Понятно, что не все мысли Фиделя Кастро разделял Машеров. Он прямо говорил ему об этом, что не мешало им в дальнейшей дружбе и взаимной симпатии. Заметим, кстати, что Фидель упорно отстаивал свои идеи, но считался с оппонентом. Как бы там ни было, но Машеров всей своей сутью вселил уверенность Фиделю Кастро, что в ЦК КПСС есть люди, которые реалистически смотрят на мир и с ними можно и нужно вести диалог. К счастью, в партии Машеров был не одинок. Он стоял выше на голову Брежнева, Гришина, Суслова, Кириленко, Романова и других членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС того времени. Его высокий авторитет, честность, искренность и высокая компетентность в политических делах как внутри страны, так и за рубежом стали предметом зависти и недоброжелательности у тогдашнего Кремлевского правителя и его окружения. Машерова без зазрения совести стали оттеснять от ' деятельности в Политбюро. В последние годы на многие заседания его просто не приглашали. Вокруг Машерова кремлевские заправилы пытались создать вакуум, оторвать от народа, принизить его прежние заслуги, подавить энтузиазм. Брежнев всячески старался скомпрометировать первого секретаря Компартии Белоруссии. Республике давались непосильные планы по сдаче зерна и продуктов в общесоюзный фонд. А когда Петр Миронович пробовал не допустить явный грабеж, его грубо одергивали, цинично унижали.

  • Ты знаешь, партизан,— бесцеремонно кричал в трубку телефона Леонид Брежнев,— что многие регионы

России на полуголодном пайке. А у тебя, например, в Новополоцке в магазинах по пять сортов колбасы.— После этого на голову строптивого первого партийного лица республики сыпались роем обидные непристойные слова, на которые не скупился престарелый Генсек в конце своего царствования. Выпалив залп брюзжания и желчи, он снова требовал и угрожал:

  • У нас в Союзе все равны, и мы не станем спрашивать твоего разрешения, а возьмем мясных продуктов из Белоруссии столько, сколько сочтем необходимым.

И брали, не поставив никого в известность. Очень часто Петр Миронович, придя утром на работу, узнавал, что за ночь вывезли подчистую из холодильников Минска, Могилева, Витебска и других городов колбасные изделия и копчености, сало и прочие продукты. Брежнев заставлял Машерова делать много такого, чего Петр Миронович не допускал даже и в мыслях. Это — приписки, очковтирательство, радужные отчеты, восхвалявшие мнимые достижения. В записках и дневниках Петра Мироновича сохранились фрагменты его некоторых разговоров с Брежневым: «Вчера JI. И. гневно обрушился за непонимание «выравнивания» циферии по зерновым. Он очень хочет видеть сбор урожая зерновых по кругу 25 центнеров с га. 16.IX.79 г.»; «Как неприятно выслушивать упреки в непонимании центра по сдаче зерна государству. Ведь нельзя же подчистую выгребать амбары колхозов. 4.III.79 г.»; «Как я устал от постоянных и назойливых глупых нравоучений по поводу... 19.11.80 г.»; и еще: «Сколько можно так нелепо и неграмотно штамповать, диктовать. Прямо не знаешь, как выйти из положения. 25.VI.80 г.».

В личных разговорах с Полиной Андреевной Машеров много раз, вздыхая, говорил: «Как непредсказуем и

легковесен Леонид Ильич. Сегодня одно, а завтра — другое, и все пустота. И не поймешь, с кем решать конкретное дело, на что опереться».

В семье и в кругу близких стали замечать, что Петр Миронович стал более замкнутым, скептичным в оценках ситуации в руководстве страны и партии, все чаще напоминал о непреодолимых трудностях, нервничал. Машеров неоднократно высказывал на Политбюро недовольство руководством страной, критиковал некоторые стороны деятельности отдельных секретарей ЦК КПСС и правительства. «...Однажды отец выступил с острой речью,

  • вспоминает дочь Машерова Елена.— Вокруг его был создан вакуум... Все проходили мимо, боялись подойти к нему. Считали, что отца тут же снимут с работы».

Однако тяжелый воз своих прямых обязанностей он тянул с прежним усердием. Более того, Машеров старался своей энергией и умом в какой-то мере компенсировать прорехи в Политбюро. И ему с помощью единомышленников и трудящихся республики это удавалось. На фоне общего развала в стране Белорусская ССР добивалась определенных успехов и в промышленности, и в сельском хозяйстве.

Авторитет Машерова в народе подымался выше и выше. Не только в Белоруссии, но во всей стране. На фоне общего падения престижа команды Брежнева это был своего рода парадокс. В Кремле решили пойти на любые меры, чтобы изолировать Нетра Мироновича от непосредственного общения с народом.

Послать его послом в какую-либо отдаленную маленькую страну, как многократно делали в подобных случаях, было весьма затруднительно — высок риск. Тогда пустили в ход «выдвижения» Машерова на другую работу в Москву. Его несколько раз вызывал на беседы сам Брежнев, ничего конкретного не предлагая. Были беседы с Черненко, Сусловым, Кириленко и другими членами Политбюро ЦК КПСС.

  • Петра Мироновича,— вспоминает Полина Андреевна,— неофициально обсуждали в Москве более пяти раз. Уже, кажется, все решилось, но вдруг в самую последнюю минуту давался отбой. Вот эта мебель, между прочим, закуплена для московской квартиры. И не трагическая смерть тому причиной, что она стоит здесь,— Полина Андреевна вздыхает и, вытерев слезы, добавляет:
  • Кому-то очень хотелось выбить из колеи Петра Мироновича подобным подлым приемом.
  • Не кому-то, мама,— добавляет дочь Петра Мироновича Машерова Наталья,— а самому Брежневу. Он ставил отцу палки в колеса, где только мог. До последней трагедии три раза случались тяжелые аварии с машиной, на которой ехал Машеров. Были и другие штучки... Я никогда не могу поверить в случайность смерти отца.

Я, как автор-биограф, исследовав многие документы, факты и опросив живых свидетелей, не смею утверждать обратное. В гибели Машерова много загадочного и не до конца ясного. Прежде всего, Петр Миронович не вписывался в продажную просталинскую верхушку Кремля, которая погрязла в коррупции и мании личного величия, лести и подхалимажа.

В печати были обнародованы факты, как К. У. Черненко скрыл от партии и народа последнее письмо-завещание Ю. В. Андропова, в котором он рекомендовал на роль лидера КПСС Михаила Сергеевича Горбачева. Также широко известны воспоминания бывшего руководителя государственной безопасности страны Семичастного. Он называет несколько случаев, когда JI. И. Брежнев, будучи главой государства, пытался устранить Н. С. Хрущева путем убийства. Варианты предлагались самые разные.

Информация о работе Жизненный путь и деятельность Петра Машерова