Гарантии неприкосновенности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе уголовно-процессуального законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать актуальные вопросы неприкосновенности личности в уголовном процессе. Задачи: - уточнить понятие конституционного права на неприкосновенность личности; - определить место неприкосновенности личности в системе принципов уголовного процесса и выделить уголовно-процессуальные гарантии права на неприкосновенности личности; - изучить специфику гарантий осуществления права на неприкосновенности личности при задержании; заключении под стражу; применении иных мер уголовно-процессуального принуждения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 8
1.1 Принцип неприкосновенность личности 8
1.2. Социальная обусловленность и юридическая природа ограничения неприкосновенности личности 13
Глава 2. МЕРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 29
2.1 Ограничение неприкосновенности личности при задержании и другие меры пресечения 29
2.2 Срок содержания обвиняемого под стражей и проблемы неприкосновенности личности 35
ГЛАВА 3. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ 44
3.1. Гарантии неприкосновенности личности как условие законности ее ограничения в уголовном процессе 44
3.2 Перспективы совершенствования законодательства по ограничению неприкосновенности личности в уголовном процессе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Прикрепленные файлы: 1 файл

Неприкосновенность личности. Диплом 1.doc

— 408.00 Кб (Скачать документ)

УПК РФ в ч. 1 ст. 6 поставил перед уголовным судопроизводством  две цели: 1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Что касается части второй этой же статьи, то, по-видимому, она содержит уже не цели, а задачи уголовного судопроизводства. Ибо защита от преступлений осуществляется именно посредством производства уголовного преследования и назначения виновным справедливого наказания, а защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод - посредством отказа от уголовного преследования невиновных, освобождения их от наказания, реабилитации каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Конституция России допускает  возможность определенных ограничений  прав и свобод человека федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). В случаях, когда эти цели, могут и должны быть достигнуты посредством осуществления уголовного процесса (т.е. при совпадении их с целями уголовного судопроизводства) неприкосновенность личности ограничивается для решения стоящих перед ним (уголовным судопроизводством) задач.

Таким образом, можно  предположить, что целями ограничения неприкосновенности личности служат: защита жизни, здоровья, имущества граждан, прав и свобод других лиц, а также иных общечеловеческих ценностей, охрана нравственности населения, государственной и общественной безопасности. Задачи ограничения неприкосновенности личности заключаются в создании условий для уголовного преследования и назначения виновным справедливого наказания, защиты от уголовного преследования невиновных, освобождения их от наказания.

Все сказанное позволяет дать следующее определение: ограничение неприкосновенности личности в уголовном процессе – это социально обусловленная уголовно-процессуальная деятельность лиц, наделенных специальной компетенцией по применению мер процессуального принуждения, в порядке, на основаниях и в пределах, установленных законом, в результате которой страдает физическая, нравственная, психическая целостность, индивидуальная свобода, общая свобода действий или личная безопасность участника процесса для достижения указанных выше целей и задач.

Учитывая исключительность ограничения прав для личности, и  вместе с тем необходимость такого ограничения для решения задач  уголовного судопроизводства, представляется, что возможный баланс между ними будет найден лишь при соблюдении следующих критериев: 1) наличие законно и обоснованно возбужденного уголовного дела; 2) применение ограничения только к лицам, процессуальный статус которых прямо установлен законом; 3) наличие оснований и условий, предусмотренных законом; 4) наличие решения соответствующих должностных лиц, когда это предусмотрено законом; 5) соразмерность объема ограничений прав лица с действительной необходимостью, диктуемой обстоятельствами дела; 6) Соблюдение пределов «применения» и пределов «интенсивности»; 7) достижение целей, ради которых неприкосновенность личности ограничивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. МЕРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1 Ограничение неприкосновенности  личности при задержании и другие меры пресечения

 

Ограничение неприкосновенности личности представляет собой принуждение. Государственное принуждение, наряду с убеждением, относится к традиционному методу осуществления государственной власти. Само по себе государственное принуждение - острое и жесткое средство социального воздействия. Оно ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Тем не менее, принуждение - необходимый элемент в механизме правового регулирования. Он представляет собой психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

На сегодняшний день в уголовно-процессуальном законодательстве России, установлена определенная трехзвенная система мер принуждения. Она состоит из: задержания, мер пресечения и иных мер уголовно-процессуального принуждения.

По УПК РФ задержание подозреваемого - это мера процессуального  принуждения, применяемая органом  дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов  с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Иначе определяет задержание ст. 132 ч. 1. УПК РК: это мера процессуального принуждения, применяемая с целью выяснения его причастности к преступлению и разрешения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде ареста. Но ни то, ни другое, на наш взгляд, не раскрывает сущности задержания. Как нам думается, более оправданным является, данное МУПК, согласно которому задержание в уголовном процессе состоит во взятии лица под стражу, доставлении его в орган дознания или к органу, ведущему уголовный процесс, и кратковременном содержании под стражей в местах и в условиях, определенных законом (ч. 1 ст. 159).

Несмотря на кратковременный  характер применения, задержание - один из наиболее жестких видов уголовно-процессуального  принуждения. Задержанный лишается свободы передвижения, возможности общения с другими людьми, возможности распоряжаться имуществом, страдает его физическая и нравственная неприкосновенность, он терпит иные многочисленные неудобства, связанные с бытом, проживанием, медицинским обслуживанием. Задержанный, как правило, несколько суток пребывает в состоянии сильнейшего стресса, вызванного резкой переменой положения. Он (стресс) способен вызвать чувство безысходности и бесполезности защиты даже у невиновного, что может послужить причиной самооговора.

Задержание сочетается с иными правоограничительными  мерами - личным обыском, осмотром, освидетельствованием, снятием отпечатков пальцев. Часто  при задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, применяется  физическая сила. В случае же, «когда эта мера принята не к надлежащему лицу, когда подозрение оказалось необоснованным, оно оскорбляет и унижает достоинство человека».

Задержание - мера, характеризующаяся  повышенным риском превышения мер, необходимых  для его осуществления. Это обстоятельство увеличивает вероятность нарушения (неправомерного ограничения) неприкосновенности личности, что, например, подтверждается наличием ст. 38 в УК РФ.

Право граждан на задержание существенно расширяет рамки  возможного ограничения (в том числе  и незаконного) неприкосновенности личности задерживаемого лица, что соответственно требует установления дополнительных гарантий. Такими гарантиями, могут выступить: а) немедленность доставления задержанного правоохранительным органам (запрет на удержание, превышающем время, необходимое для доставки к следователю, и т.д.); б) запрет на задержание лица, совершившего преступление небольшой и средней тяжести; в) запрет на задержание, если о совершении преступления гражданину стало известно лишь со слов иных лиц, при отсутствии явных признаков (следов) преступления.

Наименьшая степень  ограничения неприкосновенности личности при задержании достигается путем  соблюдения ряда требований, обусловленных  уголовно-процессуальными нормами, среди которых закон выделяет основания, цели, мотивы и условия. Перечень оснований для задержания установлен законодательством в ст. 91 УПК РФ. Условия также регламентируются уголовно-процессуальным законодательством. В целях усиления гарантий законности и обоснованности ограничения неприкосновенности личности, следовало бы,  установить еще два условия: 1) незамедлительное ознакомление с сущностью подозрения (тем более, что это предусмотрено п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ); 2) обеспечение возможности немедленного обращения к защитнику. При отсутствии указанных условий лицо не должно задерживаться.

Согласно ст. 92 УПК РФ, подозреваемый, задержанный в порядке, установленном статьей 91УПК РФ, должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 № 92-ФЗ)

Подозреваемый вправе: 1) знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения; 2) давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. 3) пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного УПК РФ, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого (в ред. Федерального закона от 06.06.2007 № 90-ФЗ)

После доставления  подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен  протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 № 87-ФЗ)

О произведенном  задержании орган дознания, дознаватель  или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в  течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Статья ч. 2 ст. 92 УПК  РФ обязывает орган дознания и  следователя указывать в протоколе  мотивы задержания, но не раскрывает их понятия. Поэтому среди ученых до сих пор не сложилось единого  мнения о том, что же является мотивами задержания.

Мотивы задержания очень  близки к целям, однако не совпадают  с ними. Мотивы - это те, обусловленные потребностями, внутренние побуждения лица, которые вызывают у него решимость поступить определенным образом. Цели - это представление лица о тех желаемых результатах во внешнем мире, которые должны произойти в силу совершения определенных действий. Иными словами, цели означают то, к чему стремится орган дознания, производя задержание, то, для чего производится задержание, а мотивы - психические, волевые процессы лица, производящего дознание, определяющие цель и вызывающие у него желание добиться цели.

Задержание только ради выяснения причастности лица к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения, при отсутствии желания у задерживаемого лица скрыться, продолжить преступную деятельность или скрыть (уничтожить) доказательства, не совсем оправдано - эти вопросы вполне можно решить и не задерживая лицо, личность и местонахождение которого известно. Неприкосновенность личности же должна ограничиваться только тогда, когда без этого достижение поставленных целей невозможно.

Именно мотив вызывает и формирует цель, а не наоборот. В силу этого нельзя признать верным суждение о том, что «мотивы задержания определяются теми целями, которые преследует эта мера процессуального пресечения»36. Е.М. Клюков отмечает, что в качестве мотива может выступить, например, стремление пресечь дальнейшую преступную деятельность. В таком случае, исходя из требования закона указать мотивы, в протоколе должно быть указано «стремление пресечь», а не фактические обстоятельства, вызвавшие это стремление. Однако такая запись не свидетельствовала бы о действительной необходимости задержания.

Тем не менее, те или иные обстоятельства способны сформировать у лица определенный мотив. При задержании такими обстоятельствами могут быть: доказательства, на которых основано признание фактов (сообщения очевидцев, документы, результаты осмотра места происшествия и иные), обстоятельства, которые были установлены (обстоятельства совершения преступления, тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого и обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и др.), соображения, которыми руководствовался следователь при оценке доказательств. Перечисленные выше обстоятельства являются не мотивами, а объективными данными, свидетельствующими о необходимости произвести задержание. Именно в этом качестве они и должны быть представлены в протоколе.

Процесс формирования у  лица решения о необходимости  задержания можно представить следующей логической цепочкой. Должностное лицо, уполномоченное произвести задержание, получает фактические данные (установленные обстоятельства, доказательства фактов и др.), свидетельствующие о необходимости произвести немедленное задержание. Эти данные формируют у него внутреннее побуждение произвести данное действие, иными словами, формируют мотив задержания. При этом необходимо заметить, что во всех случаях он руководствуется одним основным мотивом, который можно обозначить, например, как правоохранительный. Такой мотив ставит перед ним цель предотвратить дальнейшее совершение преступления, побег задерживаемого лица, сокрытие или уничтожение им доказательств, и тем самым обеспечить охрану законности и правопорядка.

Статья 94 УПК РФ устанавливает сроки и порядок освобождения подозреваемого из-под стражи. Подозреваемый может быть освобожден: 1) по постановлению следователя (дознавателя); 2) по постановлению прокурора; 3) по постановлению судьи; 4) по постановлению начальника изолятора временного содержания.

Следователь, дознаватель, прокурор освобождают задержанного своим постановлением, в том числе  и до истечения срока задержания, если: 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления. В этом случае уголовное преследование в отношении данного лица должно быть прекращено; 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, предусмотренные ст. 97, 99, 100, 108 УПК. В этом случае при наличии к тому оснований возможно применение иной меры пресечения, предусмотренной ст. 98 УПК; 3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.

Постановление судьи  об отказе в удовлетворении ходатайства  следователя (дознавателя, прокурора) о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу подлежит немедленному исполнению. Лицо освобождается из-под стражи в зале суда. Копия постановления судьи вручается освобожденному.37

Начальник изолятора  временного содержания освобождает  задержанного своим постановлением, если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания. Об освобождении задержанного уведомляются следователь (дознаватель) и прокурор.

С наиболее интенсивным  ограничением права на неприкосновенность личности в уголовном процессе связано применение мер пресечения. УПК РФ (ст. 98) предусматривает следующие виды мер пресечения: подписка о невыезде и надлежащем поведении, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу. Правоприменительная практика свидетельствует, что в стадии предварительного расследования мера пресечения избирается в отношении практически всех обвиняемых. Однако в основном используется лишь два вида: до 38% обвиняемых арестовывается, в отношении остальных ограничиваются подпиской о невыезде. Доля иных мер пресечения редко превышает 1-3%. В основном, это залог, реже - личное поручительство.

Информация о работе Гарантии неприкосновенности личности