Гражданско-правовые договоры об оказании юридических услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение проблем гражданско-правовой ответственности по договору об оказании юридических услуг.
Вышеуказанная цель предопределила постановку следующих задач:
- изучить историю становления и развития договоров об оказании услуг, их правовую природу и сущность;
- исследовать вопросы гражданско-правовой ответственности по договору об оказании услуг;
- определить особенности правового регулирования правоотношений по оказанию юридических услуг;
- охарактеризовать понятие и существенные условия договора об оказании юридических услуг;

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 335.50 Кб (Скачать документ)

 Организационное же  построение адвокатуры было перенято  из французской системы. Лицо, оказывающее юридическую помощь, должно было удовлетворять следующим требованиям: высшее юридическое образование, пятилетний стаж службы в судебном ведомстве или такой же стаж практической работы в качестве помощника присяжного поверенного.

 Первые 10-15 лет своего  существования адвокатура как сообщество лиц, профессионально оказывающих юридическую помощь, демонстрировала свои лучшие черты. Юридическая помощь рассматривалась тогда как общественное служение. Но уже в 80-х годах широкое распространение получает взгляд на правозащитника, как на производителя труда, составляющего известную ценность, оплачиваемую эквивалентом, в зависимости от тяжести работы и способности работника. «Для защиты нет чистых и грязных, правовых и неправовых дел, а есть лишь даваемый обвинением повод противопоставить доводам прокурора всю силу и тонкость своей диалектики, служа ближайшим интересам клиента и не заглядывая за далекий горизонт общественного блага»17.

 В связи с дальнейшим  развитием экономических отношений  в России, основная потребность  в юридической помощи образовалась в предпринимательских кругах. Все большей необходимостью стали пользоваться юрисконсульты и поверенные, оказывающие юридическую помощь предпринимательским структурам России

 

1.2. Правовая  природа и сущность договора  возмездного оказания услуг

 

 Гражданский кодекс  РФ содержит нормы, которые  регулируют различные виды услуг.  Например, п. 2 ст. 779 ГК РФ называет 11 глав, в которых речь идет  об услугах. Это и хранение, и перевозка, и комплекс банковских  услуг, и др. Одни из них традиционно присутствовали в кодексе, другие (например, агентирование, доверительное управление) появились в нем впервые. В то же время значительная масса оказываемых услуг не имеет специального, самостоятельного регулирования.

 Глава 39 Гражданского  кодекса РФ, регулирующая отношения в области возмездного оказания услуг, аналогично большинству глав второй части кодекса традиционно открывается статьей, в которой дается определение договора. В данном случае это ст. 779 ГК РФ, п. 1 которой гласит: «По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». В п. 2 приведен примерный перечень услуг, охватываемых главой 39, куда отнесены услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию. Содержащийся в п. 2 ст. 779 ГК РФ перечень услуг не является исчерпывающим.

 Нормы главы 39 ГК РФ включают в себя весь спектр оказываемых услуг при следующих условиях: во-первых, они охватываются понятием услуги, содержащимся в п. 1 ст. 779 ГК РФ. Во-вторых, Гражданский кодекс не устанавливает для них специальных правил. Они не должны подпадать под действие гл. 37 (подряд), 38 (выполнение научно-исследовательских и, опытноконструкторских и технологических работ), 40 (перевозка), 41 (транспортная экспедиция), 44 (банковский вклад), 45 (банковский счет), 46 (расчеты), 47 (хранение), 49 (поручение), 51 (комиссия), 53 (доверительное управление).

 Давая определение  договора об оказании услуг,  самой услуги целесообразно обратиться  к положениям теории права.  Так, в общей теории права  юридическим определениям, в которых  раскрывается содержание правоотношений, придается большое значение. Как пишет С.С. Алексеев «главная причина, вызывающая к жизни положения, - внесение необходимой точности и ясности в используемую терминологию. Правовые определения должны кратко раскрыть существо юридических явлений»18. Это позволяет выделить тот или иной договор в ряду других договоров, иногда довольно близких по характеру. Скажем во многих договорах оказание определенных услуг составляет неотъемлемую часть обязательств сторон.

 Так, например, Н.А.  Баринов отмечал, что с экономической точки зрения прокат является услугой. В то же время с правовой точки зрения - это договор о передаче имущества во временное владение и пользование за плату19.

 Анализируя текст  определения договора, нельзя не  обратить внимание на присутствующую в нем тавтологию. Понятие «услуга» дается через термин «услуга». Как совершенно справедливо указывает А. Ю. Кабалкин, для расшифровки недостаточно четко сформулированного понятия законодатель в ст. 119 ГК РФ пытается конкретизировать понятие услуги как «обязанность совершить определенное действие или осуществить определенную деятельность»20. Такая формулировка позволяет сделать заключение о том, что услуга может выражаться как в совершении одного или нескольких конкретных действий, так и в осуществлении определенной деятельности в течение длительного времени или постоянно.

 Определение услуги  действительно может показаться  слишком широким, функциональным. Вместе с тем необходимо иметь  в виду, что сама категория  услуги трудно поддается праву.  Как уже отмечалось ранее, предоставление услуги связано с обязательством производить определенные действия. Что особенно важно учитывать при анализе определения: такой глобальный подход объясняется необходимостью охватить все виды услуг, какое бы незначительное место они не занимали. Лишь бы они составляли предмет гражданского права и не были безвозмездными.

 По причине значительного  разнообразия услуг в российском  законодательстве сложился секторальный  подход в регулировании отношений  по ока­занию услуг. К примеру, можно выделить группу нормативных актов, посвященных медицинским услугам, услугам связи, туристским услугам и т.п. Такой подход является естественным и единственно правильным, т.к. невозможно создать нормативный акт в деталях регулирующий все виды услуг. В то же время общие положения совершенно необходимы. Они позволяют обособить отношения по оказанию услуг в конструкцию соответствующего договора. Детализация же конкретных услуг, более четкие, узкие дефиниции для них должны быть даны соответствующими текущими законами и иными нормативными актами.

 Вместе с тем  такая система построения законодательства  создает неизбежные трудности  в международной практике по  оказанию услуг. Решить возникающие  проблемы можно только, проводя  работу по унификации законодательства.

 К сожалению, законодательная  техника в вопросах регулирования  некоторых услуг, во многих  случаях оставляет желать лучшего.  Например, федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»21 дает такое определение услуг: «Услуги - предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществ­ляемой на основе трудовых правоотношений». Думается, что такое определение чрезмерно неопределенно и требует корректировки с учетом соответ­ствующих положений главы 39 ГК РФ.

 Вызывает нарекание  и определение услуг почтовой  связи. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой  связи»22 разделяет услуги, оказываемые  почтовым ведомством, на универсальные услуги и собственно услуги почтовой связи. К услугам почтовой связи закон относит продукт деятельности по приему, обработке, перевозке и доставке почтовых отправлений, почтовых и телеграфных переводов денежных средств, а к универсальным - услуги почтовой связи по приему, обработке, перевозке и доставке письменной корреспонденции, почтовых и телеграфных переводов денежных средств.

 Сравнивая эти определения,  легко обнаружить, что их содержательная  часть совершенно одинакова. Речь  идет о приеме, обработке и доставке почтовой корреспонденции и переводов. Но в первом определении услугой почему-то считается продукт этой деятельности.

 Приближая текст  определения услуг почтовой связи  к ст. 779 ГК РФ, можно предложить  следующую редакцию договора оказания услуг почтовой связи: «По договору оказания услуг почтовой связи исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить необходимые действия по приему, обработке, перевозке и доставке почтовых отправлений, почтовых и телеграфных переводов денежных средств указанному лицу, а заказчик обязуется соблюдать установленные правила и оплатить оказываемые услуги».

 Традиционно принято  считать, что главное отличие  услуг от смежных договоров,  особенно от подряда, заключается  в том, что предметом договора  об оказании услуг является само оказание услуг, безотносительно к итоговому результату23.

 Уместным в данном  случае будет вспомнить определение  услуги, данное К.Марксом «... как  ту особую потребительскую стоимость,  которую доставляет труд, подобно  всякому другому товару, но особая потребительская стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги», потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности»24.

 На слияние результата  деятельности с самой деятельностью  указывал Н.И. Матузов. По его мнению, если действия сами по себе как таковые нужны, полезны и необходимы человеку или коллективу, неотделимы от результата, то именно они и выступают в качестве объекта правоотношения. Эти действия также потребляемы, ибо своим фактом производят положительный эффект. Здесь практически невозможно разграничить действия и их результат25.

 Воспринимая эту  концепцию, законодатель в ст. 779 ГК РФ указывает, что заказчик  вправе требовать от исполнителя  только выполнения самого действия, не ставя целью достижение какого-либо результата. Это очень важное обстоятельство. Указав результат в качестве неотъемлемой характеристики отношений, закон должен был бы связать с ним ряд обязанностей сторон (о приемке результата, оплате и т.д.). Два договора - подряд и услуги, смешались бы до неразличимости. Таким образом, главным отличием предмета договора подряда от договора возмездного оказания услуг является сам «ожидаемый результат» - в договоре подряда он носит как правило овеществленную (материальную форму) и подлежит передаче заказчику в виде индивидуально-определенной вещи, в то время как по договору возмездного оказания услуг «ожидаемым результатом» является сам процесс оказания услуги, направленный на достижение определенного блага, как правило, не имеющего овеществленной формы.

 

 Нередко результат  оказания услуг может быть  обличен в овеществленную форму  и передаваться заказчику в  виде индивидуально определенной  вещи, как это имеет место быть  при договоре подряда. Так,  результат возмездного оказания услуг нередко передается заказчику в виде письменных отчетов, заключений, проектов, планов и так далее. Однако, факт передачи результата оказанных услуг в виде индивидуально определенной вещи не дает оснований квалифицировать данные отношения как отношения подряда, поскольку вещь в этом случае является лишь материальным носителем процесса оказания услуги и не важна сама по себе, важность представляет результат оказанных услуг, носителем которого является данная вещь (проведенное исследование, выполненный отчет).

Определение договора о  возмездном оказании услуг не упоминает  результата в качестве необходимого итога проделанной исполнителем работы. Для сравнения можно указать  определение договора подряда, где  дважды используется термин «результат»  работ как неотъемлемый элемент предмета этого договора. Услуги по определению не связаны с достижением какого-либо результата. Наиболее показательны в этом плане услуги сиделок, нянь, образовательные услуги и др.

Сторонами договора возмездного  оказания услуг выступают исполнитель и заказчик. Гражданское законодательство не содержит каких-либо ог­раничений относительно участников договора, ими могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные. Специальные требования к исполнителю, специфика правового регулирования предусматриваются, как правило, нормативными актами иных правовых отраслей. Нередко именно здесь и содержатся ограничительные для потенциальных услугодателей меры.

 Гражданский кодекс  РФ не предъявляет специальных  требований к форме договора  возмездного оказания услуг. В связи с этим на порядок его оформления распространяются обычные правила совершения договоров.

 Если в договоре  возмездного оказания услуг обе  либо одна из сторон является  юридическим лицом, то такая  сделка должна быть совершена  в простой письменной форме. Если в отношения по возмездному оказанию услуг вступают граждане, то они должны заключить письменный договор только в том случае, если цена договора превышает 10 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом.

 Положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации не выделяет условие о сроке выполнения услуг в качестве существенного для данного вида договора. В случае, если стороны не предусмотрели в договоре оказания услуг срок его исполнения, к отношениям сторон применяются положения статьи 314 ГК РФ, в соответствии с которой в случае, если обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

 Аналогичный подход  существует в американском праве.  Так, согласно § 2 ст. 1-204 Единообразного  торгового кодекса (ЕТК) США,  является ли срок разумным  для совершения того или иного  действия, зависит от характера  и целей такого действия и  от обстоятельств, с ним связанных. Из этого же исходит и английское право. Если не указан срок исполнения, то исполнение должно иметь место в течение разумного срока с учетом характера договора и обстоятельств данного дела.

Информация о работе Гражданско-правовые договоры об оказании юридических услуг