Гражданско-правовые договоры об оказании юридических услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение проблем гражданско-правовой ответственности по договору об оказании юридических услуг.
Вышеуказанная цель предопределила постановку следующих задач:
- изучить историю становления и развития договоров об оказании услуг, их правовую природу и сущность;
- исследовать вопросы гражданско-правовой ответственности по договору об оказании услуг;
- определить особенности правового регулирования правоотношений по оказанию юридических услуг;
- охарактеризовать понятие и существенные условия договора об оказании юридических услуг;

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 335.50 Кб (Скачать документ)

 Договорные условия  по своему юридическому значению  делятся на существенные, обычные  и случайные (факультативные). Существенными  признаются те из них, которые  необходимы и достаточны для  заключения договора. Закон определяет, что существенными условиями договора являются (п.1 ст.432 ГК РФ):

    • условие о предмете договора;
    • условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
    • условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

 К существенным  условиям договора, как правило,  относят лишь те, без согласования  которых договор считается незаключенным  и не влечет возникновения  прав и обязанностей у контрагентов. Значение существенных условий заключается в установлении в договоре содержания прав и обязанностей сторон, в обеспечении гарантий исполнения договора и его единообразного толкования. В.М. Хвостов, анализируя содержание юридической сделки, отмечал, что в ней есть «во-первых, такие признаки, которые должны быть непременно известным образом установлены сторона­ми, чтобы соглашение сторон можно было отнести к определенной категории признанных правом сделок: это - essentialia negotii..»66.

 Законодательная трактовка  существенных условий, по мнению некоторых ученых, является небесспорной. В литературе высказываются различные точки зрения относительно понятия существенных условий договора, предлагаются основания для их классификации. Так, по мнению Н.Д. Егорова к числу существенных относятся те условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные, а также те, которые необходимы для договоров данного вида. Необходимыми, а, следовательно, и существенными, для данного вида договора считаются те условия, которые выражают его природу, и без которых он не может существовать как данный вид договора67. Другие же авторы предлагают расширить в законе перечень существенных условий. В.В. Витрянский включает в состав существенных и те условия, которые содержатся в диспозитивных нормах о соответствующем виде договорного обязательства - «определимые существенные условия», которые могут быть изменены или отменены соглашением сторон68.

 Кроме существенных  условий, также принято выделять  обычные и случайные условия.  Если отсутствие существенных условий является основанием для того, чтобы считать договор незаключенным, то данные условия таких последствий не вызывают. К обычным условиям относят те, которые предусмотрены в соответствующих нормативных актах, автоматически вступают в действие в момент заключения договора и не нуждаются в их согласовании сторонами. Но это не означает, что обычные условия действуют вопреки воле сторон. Сам факт заключения договора данного вида означает, что стороны согласились подчинить договор обычным условиям, содержащимся в нормативных актах. По общему правилу, если стороны не желают заключить договор на обычных условиях, они могут включить в содержание договора пункты, отменяющие или изменяющие обычные условия, если последние определены диспозитивными нормами. К случайным или факультативным относят такие условия, которые изменяют либо дополняют обычные условия. Они включаются в текст договора по усмотрению сторон и лишь тогда приобретают юридическую силу. Отсутствие случайного условия только тогда влечёт признание договора незаключённым, когда заинтересованная сторона докажет, что она требовала согласования данного условия.

 Концепция разграничения  условий договора на такие  виды является достаточно дискуссионной.  Многие авторы считают, что  для характеристики договора следует использовать лишь понятие существенных условий, как минимальных требований к определенности волеизъявления лица, желающего заключить определенный договор. Предлагается и дифференциация самих существенных условий на объективно-существенные (в силу закона) и субъективно-существенные (по требованию одной из сторон)69.

 В главе 39 ГК  РФ, регулирующей возмездное оказание  услуг, не содержится каких-либо  указаний на необходимость согласования  тех или иных условий договора  возмездного оказания юридических услуг. В соответствии с положениями ст. 432 ГК РФ только предмет договора выделен как существенной условие данного вида договора.

 Для определения  других условий договора необходимо  обратиться к законам и иным  правовым актам. Закон об адвокатуре  более подробно регла­ментирует вопрос о существенных условиях договора между адвокатом и клиентом и кроме предмета договора относит к ним (п.4 ст.25):

- указание на одного или нескольких адвокатов, принявших исполнение поручения в качестве поверенных (исполнителей); их принадлежность к адвокатскому образованию и адвокатской палате;

- условия выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь; порядок и размер компенсации расходов, понесенных адвокатами в связи с исполнением поручения;

- размер и характер ответственности адвокатов, принявших на себя исполнение поручения.

В то же время требования, установленные в Законе об адвокатуре не могут распространяться на договоры возмездного оказания юридических  услуг, заключаемых юристами-неадвокатами. Таким образом, еще раз подтверждается коллизия правовых норм в регулировании данных видов договоров. Существенные условия договора поставлены в зависимость от организационного статуса исполнителя. Поэтому законодательно должны быть решены проблемы как в различии правового статуса (основных прав и обязанностей, ответственности), так и требований к договору.

 Выделение в Законе  об адвокатуре указанных условий  в качестве существенных подвергается  определенной критике. Не раз  высказывалось мнение о том,  что некоторые правовые положения данного закона непродуманны и некорректны. Такие реквизиты, как принадлежность к адвокатскому образо­ванию и адвокатской палате, наименование стороны договора не могут быть определены как существенные условия договора, так как является обязательными реквизитами письменной формы.

 Установление в  Законе об адвокатуре некоторых  условий в качестве существенных, полагается вполне обоснованным. Такие же требования необходимо  распространить и на деятельность  юристов-неадвокатов.

 Требование о включении в договор условия выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь; порядок и размер ком­пенсации расходов, понесенных адвокатами в связи с исполнением поручения, предопределены объективными условиями, сложившимися в силу спе­цифики оказываемых услуг юристами. В каждой конкретной юридической ситуации размер затрат в ходе предоставления услуги и стоимость самой ус­луги зависят от различных факторов. Поэтому при заключении договора очень важно сторонам прийти к соглашению о порядке и размере выплаты расходов с целью избежания спорных вопросов, а в противном случае - для отстаивания своих прав в суде. За последние годы сформировалась твердые тарифы за оказание таких услуг, как консультация, составление исковых заявлений, договоров, контрактов и т.д. Но при предоставлении иных услуг их размер может быть сформирован с учетом всех возможных расходов юриста. Чаще всего в связи с определенной сложностью подсчета предполагаемых издержек и сложившейся практике юристы устанавливают общую цену юридической услуги. Такая ситуация в определенной степени ущемляет права заказчика: он должен иметь ясную картину того, на что и в какой сумме расходуется произведенная им оплата. Кроме того, в некоторых случаях услуга оказывается на протяжении длительного времени, предполагает большой объем работы и соответственно произвести оплату единовременно не всегда легко. Поэтому такое требование, установленное в законе об адвокатуре вполне оправдано и должно распространяться на деятельность иных юристов.

 Следующее существенное условие при заключении договора между адвокатом и клиентом определяет размер и характер ответственности адвоката. Представляется, что установление данного требования является качественным проявлением принципа гражданского законодательства, направленного на защиту прав и интересов сторон, в данном случае заказчика по договору возмездного оказания юридических услуг. Можно сказать, что предпринята попытка закрепления ответственности как гарантии исполнения соглашения. Разрешение вопроса о характере и размере ответственности фактически от­дано на усмотрение сторон. В то же время в законе должны быть определены конкретные нормы, предусматривающие основания наступления ответственности, возможные санкции, иначе это условие останется декларативным.

 Существенным условием  при заключении договора является  его предмет. Гражданский кодекс  не раскрывает понятие предмета  договора. В доре­волюционной литературе  выделялись «объективные принадлежности»  сделки, с помощью которых уточнялся  круг тех материальных объектов, передача которых допускалась по определенному виду сделки70.

 На сегодняшний  день в практике рассмотрения  судами споров, связанных с признанием  незаключенным договора оказания  юридических услуг ввиду несогласованности  предмета договора, имеется две точки зрения71:

1. Для определения  предмета договора оказания юридических  услуг достаточно указать в  нем определенный вид деятельности  исполнителя без указания на  конкретный объем услуг.

2. Предмет договора  должен содержать вид и объем  оказываемых исполнителем услуг, то есть конкретные действия, которые исполнитель обязан совершить для заказчика.

 В обоих случаях  договор будет считаться заключенным  и подлежащим исполнению сторонами.  При этом, предпочтительным является  все же вариант договора, в  котором стороны четко и однозначно сформулируют и определят объем тех действий, которые должен совершить исполнитель. Данная позиция обосновывается природой отношений возмездного оказания услуг – исполнитель осуществляет только ту деятельность, которая представляет интерес для заказчика и подлежит оплате. Однако, следует иметь ввиду, что в силу установленной положениями статьи 421 ГК РФ свободы договора, стороны при заключении договора оказания юридических услуг могут указать в нем лишь только вид совершаемых исполнителем действий, без указания объема.

 Анализ судебной  практики признания незаключенным  договора оказания услуг по  причине несогласованности его  предмета позволяют сделать вывод  о том, что в преобладающем  большинстве данные договоры  оспариваются заказчиком, который на момент обращения в суд уже получил правовой результат от исполнителя, однако, уклоняясь от дальнейшей оплаты по договору, пытается признать его незаключенным.

 Оказанию юридических  услуг свойственны и некоторые  общие тенденции развития предпринимательской деятельности. Можно сказать, что рынок юридических услуг активно развивается как в плане расширения сферы предоставления, так и в совершенствовании средств, методов и гарантий ее осуществления. Н.В. Козлова отмечает, что привычными стали условия договора об оказании юридической помощи, предусматривающие уплату юристу вознаграждения только при достижении положительного процессуального результата, в том числе в виде определенного процента от взысканных в пользу заказчика сумм дебиторской задолженности или сумм налогов и налоговых санкций, которые удалось оспорить72.

 Тем не менее  судебная практика показывает, что  при решении спорных вопросов  по таких договорам суды учитывают  объем реально выполненных услуг,  а не определенный результат.  Так, например, Федеральный арбитражный суд Московского округа удовлетворил иск о взыскании задолженности по оплате юридических услуг в сумме, пропорциональной объему оказанных услуг. При этом суд не принял во внимание доводы истца о том, что договор о предоставлении юридических услуг предусматривал конкретный результат:

 ЗАО "Европейская  промышленная трастовая компания" по договору с ДОАО "Оргэнергогаз" оказывало юридические и консультационные  услуги, направленные на уменьшение  задолженности ДОАО "Оргэнергогаз" перед бюджетом. В связи с чем приняло обязательство совершить в этих целях конкретные действия, предусмотренные перечнем работ: произвести финансово-экономический анализ задолженности, подготовить исковое заявление, подготовиться к судебному разбирательству и вести дело в суде на стадии судебного разбирательства. В срок ДОАО "Оргэнергогаз" оплату не произвел, обосновывая тем, что в Законе и договоре предусматривалась оплата конкретного результата, а не абстрактных юридических услуг. Договор преду­сматривал деятельность по уменьшению задолженности ДОАО «Оргэнергогаз" перед бюджетом.

 Суд учел, что в  материалах дела имеется подтверждение  выполнения определенных этапов: подготовка искового заявления,  процесс подготовки к судебному  разбирательству и процесс судебного разбирательства. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению пропорционально объему оказанных услуг. А довод ДОАО "Оргэнергогаз" относительно того, что договор предусматривал уменьшение задолженности перед бюджетом, а не совершения абстрактных юридических услуг судом был отклонен. Суд исходил из того, что договором было преду­смотрено совершение конкретных действий, которые частично исполнителем совершены73.

 Вопрос о допустимости  обязательств по оказанию услуг с гарантией результата является одним из актуальных и спорных в теории гражданского права. По мнению Д. Степанова, решение вопроса непосредственно вытекает из принципа свободы договора и диспозитивности гражданско-правового регулирования отношений: «...стороны вправе предусмотреть в договоре правовой режим обязательства, отличный от общей модели, определенной в законе; в частности в договоре возмездного оказания услуг - условие об обязательном достижении результата»74. Представляется, что эта позиция не противоречит нормам закона, так как положения гл. 39 ГК РФ не запрещают исполнителю принять на себя обязательство по достижению определенного результата. В то же время по договору возмездного оказания услуг оплата действий или деятельности исполнителя производится независимо от какого-либо результата (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

 Иной точки зрения  придерживается Ю.В. Романец, который  считает, что свободу договора  не следует абсолютизировать, особенно  если она реализуется вопреки  системным признакам того или иного обязательства: «Особенностью услуг, отличающей их от подряда, является то, что работа, выполняемая по договору возмездного оказания услуг, направлена на достижение результата, который неотделим от процесса работы... Поскольку ука­занная специфика существует объективно, участники договора возмездного оказания услуг не вправе по своему усмотрению распространить на него подрядные нормы, отражающие выполнение работы с целью получения отделимого результата»75.

Информация о работе Гражданско-правовые договоры об оказании юридических услуг