Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Прикрепленные файлы: 1 файл

Filosofia (1).doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

Философия начинает осознавать себя не просто отстранённым созерцанием удивлением, а многослойным, логическим в своей сути усилием. Мир же начинает восприниматься не следствием единого порождающего начала, а особым образом объединённой множественностью. Это приводит к тому, что в поздней физике происходит отказ от поисков единого порождающего первоначала и допускается плюрализм материальных первооснов. Есть множество структурных элементов существующих вещей. Каждый из этих элементов обладает некоторыми, но не всеми характеристиками подлинного бытия. И, прежде всего, они все лишены характеристик единственности и неподвижности. Поздние физики как бы проверяют все основные параметры, по которым можно оценивать первоначало как первовещество: количество, качество, делимость (составные части). И приходят к представлению о множественности первооснов. Такие первоосновы по Эмпедоклу представляются качественно различными, по числу ограниченными, до бесконечности делимыми. Это четыре стихии: земля, вода, огонь и воздух. Атомисты первовещества представляют качественно однородными, по числу неограниченными, неделимыми. Это – атомы (что собственно и означает – неделимые). У Анаксагора первовещества качественно различны, по числу неограниченны, до бесконечности делимыми. Ими являются «гомеомерии», или «семена вещей». ). Все видимые движения определяются как соединение и разъединение этих первовеществ. Значит суть мира, «тайные сцепления», определяется не первовеще-ством, а чем-то особым, что обеспечивает и регулирует всю эту динамику мира. Существует некоторое невещественное, нематериальное начало, на которое переносятся характеристики единственности и неподвижности, и которое является при этом причиной, энергией, силой мира.У Эмпедокла это – полумифические силы Любви и Вражды. У атомистов это –внутри самих атомов существующая необходимость движения, поскольку атомы рас-полагаются в пустоте. У Анаксагора это – уже полностью выходящая за рамки вещественности особая мирообразующая сила – Нус (Ум или Дух).

18. Софистические учения античности.

Софисты не образуют никакой самостоятельной философской школы. Их объ-единяет практика сходного образа жизни, общественного положения. Софистов условно делят на две группы: «старшие» – Горгий, Протагор, Гиппий и др.; «младшие» – Фразимах, Критий, Алкидам и др. Ограничивая себя практическими задачами, софисты не стремились создавать своей собственной завершенной и целостной системы взглядов. Главной их целью было овладение приемами дискуссии и полемики и обучение необходимым для этого знаниям. Они обучали и обучались, и по поводу этого вырабатывали некоторые общемировоззренческие философские положения. В результате формировалась своеобразная педагогически-технологическая мысль о жизни. Фундаментальной предпосылкой такой мысли было убеждение, что человек обязан научиться искусству жизни, и что философия есть инструмент этого искусства. Сосредоточенность на практических задачах, была у софистов тесно связана с утверждением невозможности объективно истинного знания, поскольку знание всегда определено нашей субъективностью. Феномен софистов сложен и противоречив. Желание уйти от надчеловеческого, абсолютного и универсального начала в познании и жизни фактически убивает смысл жизни и познания. Антидогматический пафос их воззрений рождает духовный и этический цинизм. Попытка преодолеть национальные и классовые предрассудки, выразить сомнение в целесообразности и допустимости рабства оборачивается бес-принципностью естественного закона. Утверждение принципиальной сложности чело-веческого познания и многоплановости языка приводит по преимуществу к мыслительной и словесной манипуляции. В целом гуманистическое утверждение высшей значимости человека и его творческих возможностей становится основанием отчуждения и субъективистского низведения человека.

Возникает даже вопрос о том, можно ли считать софистов философами, а софи-стику философией. Отвечая на него, можно сказать, что софисты обозначили всем сво-им образом жизни и образом мыслей многочисленные метафизически значимые про-блемы, такие как:1. Мир событиен или единороден?2. Человек деятель или созерцатель?3. Умение жить – успешность или благость?4. «Техника жизни» – искусность логики и языка или следование высшему предназначению? И т.п.Софисты выбирали тот полюс подобных дилемм, который предполагал возмож-ность максимального самоутверждения человека, его активности и творчества, не сму-щаясь возникающим при этом опустошении и обессмысливании человеческой жизни. Это взаимопревращение «плюсов» и «минусов» и определяет уникальное место софи-стов в истории философии.

19. Этический и антропологический рационализм Сократа.

Главный оппонент софистов Сократ (470(69?) – 399) как раз и старается преодолеть эту недопустимую противоречивость. Воспринимая мир в масштабах таких понятий как благо, добродетель, и судьба, Сократ главной своей задачей полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Для Сократа человек в его социальном и политическом поведении, прежде всего нравственное существо, а в нравственном поведении – существо разумное. И его философия может быть определена как этический и антропологический рационализм. На фоне интереса к человеческой жизни все остальные предметы мысли меркнут в своём значении. Излишним и принципиально несовершенным является изучение природы, способное породить недопустимый скептицизм.

Также как и софисты, Сократ одной из важнейших для себя считал педагогическую задачу. Но поскольку он никогда не называл себя мудрым, а лишь любящим мудрость, то принципиально не брал денег за обучение. Главным в процессе обучения он считал воспитание. Воспитывается душа, являющаяся сущностью человека.

Основным постулатом для рационального обоснования религиозно-нравственного мировоззрения является у Сократа утверждение неразрывной связи нравственности и познания. Единство нравственности и познание – это суть жизни. Познание, нравственность и жизнь – практически одно и то же.

Единство нравственности, познания и жизни выражается в душе. Сократ первым обратился не просто к человеку, а к его сущности, и связал эту сущность с душой. Сущность человека – его душа, но только с того момента, когда она становится в действительности таковой, т.е. специфически отличается от всего остального в чело-веке, а его отличает от любого другого существа. Душа – это собственно жизнь, это сознание (мыслящая активность, стремление осознавать до конца), это совесть (нравственно ориентированное поведение).

По Сократу, самопознание – процесс, который никогда не может кончиться. Это самоиспытание на добродетель во всё вновь повторяющихся жизненных ситуациях. Самопознание – процесс, в котором самоиспытание связывается с испытыванием других. Это процесс диалога, совместного познания и постижения истины. А поскольку познание – не просто следование внешним требованиям логики, а затрагивает всё существо человека, то единственным безусловным атрибутом самопознания является переживание самого этого процесса, остальные элементы которого оказываются относительными

Эта вера в разум есть для Сократа вера в Бога. Самой существенной обязанностью человека, по Сократу, является справедливое отношение к богам, без чего не может быть никакой нравственности. Но именно эта справедливость требует не простой веры, а личного убеждения, предполагающего основания веры. Таким основание может быть то, что человеку даны духовные задатки, как высочайшее благо, которое позволяет ему постичь мудрое и благое устройство мира. Мир и человек созданы та-ким образом, что они могут быть объяснены лишь одной адекватной причиной, силой упорядочивающей, финально определяющей и потому разумной.

Можно сказать, что мысль Сократа – первая европейская идеалистически ориентированная мысль. Она есть предвосхищение идеализма, понимаемого и как философская позиция, и как позиция идеализирования. При этом философия Сократа – и одна из начальных версий рационального идеализма, для которого «духовный принцип», в данном случае – Благо, является сущностью мира как в логическом, так и в историческом, и психологическом отношении.

20. Учение Платона об идеях.

Платон является самым выдающимся учеником Сократа. Это обстоятельство является не только фактом его биографии, но и определяет особенности возникновения и природу его философии. Он принимает духовную заповедь Сократа – самопознание – как главную жизненную и философскую задачу. Причем понимает эту задачу не только как индивидуальную, но и как бытийную, а значит и общечеловеческую, общегражданскую. Платон создает первую в Европе серьезнейшую и глубочайшую систематическую философию. Идея как центральное понятие платоновской философии. Начиная с Платона, формируется и утверждается новый тип греческого философствования – философствование по идеям. Философия Платона – абсолютный объективный идеализм и потому что признается полное верховенство идей в мире, и потому что утверждается пафос идеальности как определяющей формы человеческого  существования.  Причем, идеи – не только лучшее, что есть в мире. Они воплощают собой теоретическое действительное знание (эпистеме), принципиально отличающееся от мнения (докса). Идея – центральное понятие платоновской философии. В идее он находит то первоначало мира и космоса, которое отыскивали все греческие философы.

Душа как идея. Идея как душа есть основа и результат катарсиса, преодоления «безрассудства тела». Первоначально душа понимается Платоном как «душевное тело», или совершенный образ жизни – калокагатия, (фактически канонизированный Сократ). Постепенно душа приобретает черты субстрата подлинной жизни, фундаментального принципа ее организации.

Строение мира идей.  Мир идей – это и особая земля, круглая и ярко разноцветная, как лоскутный мяч, и неподдающееся описанию, вычищенно-смысловое пространство, область бесцветной, без очертаний, неосязаемой, подлинно существующей сущности. Вся она заполнена безвидными сущностями, нетленными видами всех реально существующих вещей. Эти эйдосы сущности одновременно являются и объектами и субъектами этого мира, а ее устройство подобно пирамиде. На вершине царит идея Блага.

Природа познания. Познание – не простое отражение вещей сознанием, не форма сообразительно-сти, интеллектуальной игры, а неизбежное «отправление» бессмертного органа человека – его души. Познавательная способность человека духовно укоренена и интеллектуально организована. Всякая действительно глубокая мысль – тектоническое преобразование всего человека. Поэтому познание реализуется на нескольких уровнях: 1. Эрос – особое состояние мистического энтузиазма. 2. Анамнезис – припоминание идей, виденных душой до вселения в тело. 3. Мнение (докса) и наука (эпистеме) как различные техники познания.

21. Социальная утопия Платона.

Социальная утопия Платона. Космос мира возвращает нас к космосу души. Строение первого есть подтверждение бессмертия второго. Душа отдельного человека бессмертна, поскольку принадлежит беспредельному демиургическому устроению. Ее мир-космос также трехчастен: биологическое, психологическое и политическое начала. Политическое искусство и политический разум являются высшими искусством и разумом человека. Вообще, политика понимается Платоном (а позже и Аристотелем) как метафизика, квинтэссенция дружбы. А государство – политический центр, как возможность воплощенного Блага. Поэтому оно является главнейшей темой философии. Философия есть совершенная форма политического разума. Именно это убеждение определяет социально-политические воззрения Платона. Оно является ис-ходной точкой создания им грандиозной социальной утопии, представленной в важ-нейших поздних диалогах: «Государство», «Политик», «Законы», «Послезаконие». В них органично сочетается собственно философская теория, этика, социология и онтология. Но на основе этого сочетания возникает необычное учение о жизни и поведении человека в государстве, являющемся космически-божественным феноменом. Он создает один из самых монументальных вариантов философии политики, в которой идея приобретает еще одно значение. Идея – это идеальное государственное устройство, это справедливость. ). Основные темы социально-политической философии Платона: 1. Суть демократии. 2. Идеальное государственное устройство. Обсуждение их настолько глубокое и многоплановое, что формирует пространство первой политической философии. Сами эти темы определяют друг друга. Платон, как говорилось, считает демократию неприемлемой политической формой, поэтому создает теоретическую конструкцию идеального правильного государственного устройства. Платон был убежден в изначальной сущностной порочности демократии. Он полагал, что ее печальный финал был предопределен при ее зарождении. Демократия изначально подтачивается извращенным пониманием и реализацией свободы, которая выступает главной демократической ценностью. Далее, отсутствием действительно мудрого правления. И, наконец, приводит к недопустимому разрыву политики и нравственности. Болезнь демократии заключается в том, что она, предоставляет каждому человеку полную свободу желаний. В разноголосице устремлений и желаний жизнь становится рассеянной и беспорядочной. Понятия, представления и интересы людей перепутываются. У человека патологически деформируется способность действительно понимать суть собственной жизни. Человек импульсивно интересуется множеством вещей, его не касающихся, считая себя состоятельным в их понимании, но не способен видеть и понимать собственного истинного предназначения. Под именем свободы устанавливается социальный хаос. И он усиливается тем, что люди постепенно переходят от простых, прежде всего земледельческих, занятий к ремесленному производству и торговле. Разумные скромные условия жизни вытесняются роскошью и жаждой наживы. Жизнь сообщества сливается в лихорадочной каждодневной суете, самой выразительной чертой которой становится контраст между беспардонным богатством и мрачной бедностью. К этому добавляется еще и переход от городов-полисов к более крупным формам государственного устройства, что еще больше усиливает общественную дезинтеграцию. При таком строе на политический «Олимп» возносятся не специально подготовленные, призванные для государственного управления люди, а те, кто способен добиться расположения толпы вследствие владения софистическим искусством, харизмы, простой пронырливости и т.п. Эти люди заботятся не об истине, а о влиянии, не о добре, а об удовольствии. Там, где нужно кропотливо трудиться в целях улучшения общественной жизни, а значит и духовного состояния сограждан, демократические вожди вынуждены идти на поводу страстей толпы (популизм). Создается и реализуется своеобразный договор о взаимной порочности, благодаря которому власти приобретают максимальную силу.

В результате происходит разрыв политической и нравственной сфер человеческой жизни. Народ превращается в толпу, а власть – в тиранию. Толпа и тирания – это максимально больное государство, и даже – антипод государства.

22. Аристотелевское учение о сущности. Сущность и субстанция. Теология Аристотеля.

Центральная категория платоновской философии – идея – становится фундаментом аристотелевской философии. Но платоновская идея, рождённая от эйдоса-образца, означает идеальное, абсолютное, предельное. У Аристотеля идея-образец является мерилом, и предстает, прежде всего, как мера и сущность, Именно эти два феномена составляют средоточие взглядов Аристотеля. Идея находится вне вещи, живёт в особом «царстве идей». Сущность – внутри вещи, как её важнейшая, определяющая необходимая часть. Идеи постигаются мифопоэтической философией. Сущности – научным философствованием через соотношение части и целого, через понятие закона. У Аристотеля эйдос, идея – это невещественная составляющая предметов, сущность, которая в свою очередь есть общность, необходимость, научный закон. Сущность всегда связана с противостоящим ей существованием. Сущность – ключ к существованию. Сущность, как говорит Аристотель, – это основание, «почему вещь такова, какова она есть». В самом широком смысле сущность – это суть бытия. Исходя из понимания четырёхпринципиальной сущности, Аристотель фактически утверждает, что всё в мире – от космоса до простейшего предмета – есть овеществлённая форма с причинно-целевым назначением. Такое понимание сущности рождает в философии Аристотеля целую цепь новых понятий, составляющих пространство теоретического философского знания: проблема соотношения потенциального и актуального, понятие субстанции, новое понимание бытия, соотношения сущности и существования и др.

Учение о субстанции. Аристотелевское понимание сущности предполагает, что важнейшим атрибутом мира является динамизм, осуществление, трансформация потенциального в актуальное. Мир потому только есть, что в нём непрестанно все «про-ис-ходит», случается, реализуется. В этом и причина мира, и оправдание мира. В самом общем смысле потенциальным в мире является материя, несамостоятельная и как бы косная. Актуальным же – субстанция – формально-движуще-целевая причина. Субстанция – это сущность сущности, предельное основание. Понятие субстанции заменяет у Аристотеля понятие субстрата. Субстанция также многозначна, как сущность. Аристотель выстраивает иерархию степеней субстанциональности: не субстанциональная материя, «чтойность» (синолос), форма как таковая, энтелехия, сверхчувственная субстанция – Бог. Та-кая субстанция обеспечивает движение от потенциального к актуальному и определяет главное правило динамики мира: актуальное обладает абсолютным приоритетом и превосходством над потенциальным. Абсолютная актуальность мира – Бог.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"