Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:50, контрольная работа

Краткое описание

1. Правовое регулирование экологических и общественных отношений в условиях становления и формирование экологического права.
2. Ответственность за нарушения законодательства об использовании и охране вод.
3. Задача:
Областной территориальный комитет по охране окружающей природной среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, т.к. проект строительства не проходил государственной экспертизы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Экологической право Алдынай.docx

— 28.21 Кб (Скачать документ)

Экологическое право:

1. Правовое регулирование  экологических и общественных  отношений в условиях становления  и формирование экологического  права.

2. Ответственность за  нарушения законодательства об  использовании и охране вод.

3. Задача:

Областной территориальный  комитет по охране окружающей природной  среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, т.к. проект строительства не проходил государственной  экспертизы.

Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, сославшись на то, что под строительство уже  выделен земельный участок и  утверждено все необходимое для  сооружения объекта.

Областной комитет обратился  в Арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства  ТЭЦ.

Вопрос: Каково решение Арбитражного суда?

 

1. Правовое регулирование  экологических и общественных  отношений в условиях становления  и формирование экологического  права.

Б.В. Ерофеев утверждает, что формирование экологического права  прошло три основных этапа:

- возникновение, становление и развитие экологического права в рамках «земельного права в широком смысле»;

- развитие экологического права в рамках природоресурсовых отраслей;

- современный период развития экологического права, его выход за рамки природоресурсовых отраслей.

 «Первый этап охватывал 1917-1968 гг., до принятия Основ земельного законодательства, статьей второй которых были иные природоресурсовые отрасли (горные, лесные, водные); второй – с 1968 по 1987 г., когда создаются многочисленные законодательные акты, вовлекающие в сферу регулирования и экологические связи природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об использовании и охране животного мира и др.), и наконец, коллективно признано наличие экологического права как правовой общности; третий период – с 1988 г., когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву»1.

Новым этапом является также  время принятия Закона РСФСР 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» и Федерального закона «Об охране окружающей среды» 2002 г.

 Как видим, подчеркивается  преимущественное развитие блока  природоресурсного законодательства  над природоохранительным. «От экологического права земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер»2. Историей экологического права должны быть все те юридические, правовые предпосылки в развитии законодательства, которые помогли сформировать действующие институты, нормы, принципы современного экологического права, состоящего как из блока природоресурсных норм, так и из блока природоохранительных норм. И термин, и вышеуказанные акты не появились спонтанно, без причинно-следственной связи с общественным развитием общества, проблемами, с которыми оно сталкивается и пытается разрешить хотя бы в форме обычных правил поведения, выраженных в устной форме. Ведь обычаи тоже являются источниками права в широком смысле.

 Не следует отбрасывать  ранее существовавшее законодательство  России – до 1917 г., развивающее  нормы пусть даже только природоресурсного  права (хотя не доказано отсутствие  природоохранительных норм в  России до 1917 г.).

 В комментариях к  Лесному кодексу под ред. С.А.  Боголюбова отмечается, что «усиление государственных функций в области лесных отношений и некоторые ограничения частных форм владения лесами можно наблюдать в России уже в конце XIX в… Лесоохранительный закон 1888 г. и Лесной устав 1913 г. (входившие в Свод законов Российской Империи) предусматривали вмешательство государства в права частного собственника, запрещение бесконтрольного использования леса, право государства на экспроприацию лесов у тех лесовладельцев, которые нарушают законодательство».

 Представляется, что вопрос  формирования экологического права  в России может стать отдельным  предметом исследования. А учитывая  Обращение Государственной Думы  Федерального Собрания Российской  Федерации к Правительству Российской  Федерации о состоянии и задачах  исторического образования в  России (см.: постановление Государственной  Думы РФ от 8 апреля 1998 г. №2359-II ГД), где отмечена необходимость уделять особое внимание историческому прошлому России с позиций научной истины и патриотического воспитания, а также отсутствие комплексных работ по истории экологического права России, актуальность подобного исследования не должна ставиться под сомнение.

 «В 70-е годы прошел процесс бурной кодификации природоресурсного законодательства, начиная от земельного и кончая горным, а в начале 80-х годов в соответствии с Основами были приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы и Кодекс о недрах РСФСР, появились и два важнейших природоохранительных закона – Закон РСФСР об охране и использовании животного мира и Закон об охране атмосферного воздуха. В результате относительно стройной системой законодательства было охвачено правовое регулирование практически всей окружающей природной среды. Эта целостность правового регулирования повлекла за собой и изменения во взгляде на земельное право как учебную дисциплину.

Конституция РФ в ст. 72 по предметам совместного ведения  РФ и субъектов РФ отдельно перечисляет  земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Таким образом, отдельного «экологического законодательства» в утвержденных нормативных актах не выделяется. Но экологическое право является самостоятельной юридической наукой, и включать в себя эта наука должна в том числе вышеуказанное законодательство. Выделение на сегодня самостоятельной юридической науки природоресурсного права и экологического права одновременно, на наш взгляд, дискуссионно. Практически природоресурсное право на сегодня отдельно от экологического права преподается только в виде земельного права, аграрного права. Ни лесное право, ни водное право, ни право пользования животным миром и т.д. не включены в самостоятельные отраслевые юридические дисциплины для изучения в высших учебных заведениях. Дискуссионным, на наш взгляд, также является вопрос о возможности одновременно в одной учебной дисциплине изучать правовой режим объектов окружающей среды как экономического природного ресурса (природоресурсный аспект) и как экологического объекта в целях охраны и сохранения природного баланса в целом.

 «В качестве предпосылок становления и функционирования экологического права можно отбирать разные по масштабам, сфере проявления, значению, силе влияния и эффективности воздействия факторы социальной, экономической, политической и правовой жизни. Такой отбор зависит во многом от целей его проведения, частично – от подхода к понятию данной отрасли права, от определения этапов ее развития и т.п. Но все же бесспорно, что решающими на любом этапе и вне зависимости от широкого или узкого понимания предмета правового регулирования являются: во-первых, социально-экологический кризис (объективный фактор) и во-вторых, государственная экологическая политика (субъективный фактор). Понятно, что оба они не в меньшей, если не в большей степени подвержены с течением времени (иногда очень быстро) изменениям под воздействием иных являющихся самыми разнообразными по содержанию явлений и процессов»3. Вопросы политики, экономики и экологии тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Развитие науки зависит от тенденций в законодательстве, и наоборот. На наш взгляд, только при комплексном изучении всех этих вопросов одновременно можно дождаться положительного эффекта, исключения ошибок, расстановки правильных приоритетов. В рамках Экологической доктрины Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р) отмечена задача создания эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствования правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости, для чего необходимо в том числе устранить противоречия между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права.

2. Ответственность  за нарушения законодательства  об использовании и охране  вод.

В случае нарушения закрепленных законом правил рационального использования  вод, невыполнения установленных мер  по их охране наступает юридическая  ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и  иная.

Нормы Водного кодекса  РФ не содержат перечня водных нарушений  и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении  водного законодательства РФ, несут  административную и уголовную ответственность  в соответствии с законодательством  РФ.

Административная ответственность  в виде штрафа наступает по нормам Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ст. 47, 57- 60).

Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченного  государственного органа управления использованием и охраной водного фонда за следующие виды водных нарушений:

- самовольный захват водных  объектов, самовольное водопользование,  переуступку права водопользования,  а также совершение других  сделок, в прямой или скрытой  форме нарушающих право государственной  собственности на воды;

- загрязнение и засорение  вод, нарушение водоохранного  режима на водосборах, вызывающее  их загрязнение, водную эрозию  почв и другие вредные явления;

- ввод в эксплуатацию  предприятий, коммунальных и других  объектов без сооружений и  устройств, предотвращающих загрязнение  и засорение вод или их вредное  воздействие;

- забор воды с нарушением  планов водопользования, самовольное  производство гидротехнических  работ, бесхозяйственное использование  воды (добытой или отведенной  из водных объектов), нарушение  правил первичного учета количества  забираемых из водных объектов  и сбрасываемых в них вод  и определения качества сбрасываемых  вод;

- повреждение водохозяйственных  сооружений и устройств, нарушение  правил их эксплуатации;

- невыполнение лицами  командного состава судна или  другого плавучего средства обязанностей  по регистрации в судовых документах  операций  с вредными для здоровья  людей или живых ресурсов моря  веществами и смесями.

Уголовная ответственность  предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологические  преступления в сфере охраны вод:

- загрязнение, засорение,  истощение поверхностных или  подземных вод, источников питьевого  водоснабжения либо иное изменение  их природных свойств (ст. 250);

- загрязнение морской  среды из находящихся на суше  источников либо вследствие нарушения  правил захоронения или сброса  с транспортных  средств или  возведенных в море искусственных  сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья людей  и живых ресурсов моря либо  препятствующих правомерному использованию  морской среды (ст. 252).

Разграничение таких нарушений  водного законодательства как загрязнение, засорение, истощение вод, наказуемых в уголовном порядке, и подобных же административных проступков осуществляется по квалифицирующим признакам состава преступления - причинению существенного вреда, совершению этих деяний на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и др.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения законодательства об ответственности  за экологические правонарушения»  эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с  неисправными очистными сооружениями, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных  удобрений и препаратов, иные действия, повлекшие загрязнение водоемов и водных источников и причинившие  существенный вред животному или  растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по ст. 250 УК РФ. К уголовной ответственности  по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции  в коммерческих организациях, так  и другие лица (п. 9).

Привлечение к уголовной  или административной ответственности  не освобождает виновных лиц от обязанности  возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно ст. 131 ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие  ущерб водным объектам, возмещают  его добровольно или по решению  суда либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим  затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том  числе упущенной выгоды.

Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства, вправе предъявлять органы управления водным фондом, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Сделки, совершенные с  нарушением водного законодательства, признаются недействительными и  влекут за собой последствия, предусмотренные  общими положениями гражданского законодательства о недействительных сделках.

3. Задача:

Областной территориальный  комитет по охране окружающей природной  среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, т.к. проект строительства не проходил государственной  экспертизы.

Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, сославшись на то, что под строительство уже  выделен земельный участок и  утверждено все необходимое для  сооружения объекта.

Областной комитет обратился  в Арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства  ТЭЦ.

Вопрос: Каково решение Арбитражного суда?

Информация о работе Экологическое право