Современная политика государства в сфере предупреждения коррупционной преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2015 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе эффективному решению проблемы коррупции придается большое значение. Одним из сигналов актуальности проблемы для российского и международного сообщества, является постоянное внимание руководителей стран к данной проблеме. Президент РФ Д.А.Медведев определил борьбу с коррупцией как приоритетную на настоящем этапе. Многочисленные исследования показывают, что в той или иной степени коррупцией поражены все системы социального управления, причем не только в «публичной», но и в негосударственной сфере

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические и прикладные аспекты коррупции в политической науке на современном этапе
1.1 Коррупция в зарубежной и отечественной политико-управленческой литературе: сущность и характеристики
1.2 Зарубежный опыт борьбы с коррупцией
1.3 Антикоррупционная политика в РФ
Глава 2. Формирование и реализация антикоррупционной политики на федеральном и региональном уровне в Российской Федерации
2.1 Законодательство по борьбе с коррупцией и его практическая реализация в деятельности органов государственного управления на региональном уровне (на примере Республики Бурятия)
2.2 Мероприятия по искоренению коррупции на региональном уровне (на примере Республики Бурятия)
2.2.1 Оценка отношения к коррупции на региональном уровне
2.2.2 Совершенствование мероприятий по искоренению коррупции на региональном уровне
Заключение
Библиография

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом антикоррупц политика.docx

— 141.83 Кб (Скачать документ)

Африканская модель: власть продается «на корню» группе основных экономических кланов, договорившихся между собой, и политическими средствами обеспечивает надежность их существования. Переход к этой модели возможен при следующих условиях:

· политическая власть в стране остается неконсолидированной;

·финансово-бюрократические группы под давлением инстинкта самосохранения прекращают противостояние и договариваются;

·формируется олигархический консенсус между консолидированными финансово-бюрократическими группами и частью политической элиты.

Для страны это означало бы сворачивание демократии и использование демократических процедур в качестве камуфляжа; экономика окончательно примитивизируется, удовлетворяя только самые основные потребности населения во избежание социальных потрясений и обеспечивая интересы узкой олигархической группы.

Латиноамериканская модель: попустительство коррупции дает возможность теневым и криминализированным секторам экономики достигнуть могущества, соизмеримого с государственным. Спохватившаяся власть оказывается на десятилетия втянутой в жесткое прямое противостояние с мафией, образующей государство в государстве. Экономическое благополучие становится задачей не только недостижимой, но даже второстепенной на фоне других проблем. Постоянная политическая нестабильность увеличивает шансы установления диктатуры на волне борьбы с коррупцией, а вслед за этим возрастает вероятность переход к африканской модели.

В руководстве, подготовленном секретариатом 8 конгресса ООН, по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.) «Практические меры борьбы с коррупцией» предлагаются следующие признаки коррупции.

а) противозаконный характер использования своего служебного положения субъектом коррупционного правонарушения;

б) многоотраслевой характер коррупционных правонарушений (дисциплинарные, административные и уголовные правонарушения);

в) ограничение круга субъектов коррупционных преступлений государственными должностными лицами;

г) деление наиболее опасных проявлений коррупции на два больших вида:

- коррупционные хищения государственного  или общественного имущества;

-злоупотребление государственными  служащими своим служебным положением  в целях незаконного получения  каких-либо преимуществ при отсутствии  признаков хищения.[Максимов В.К. Понятие коррупции в международном и российском праве  Право и безопасность. 2002. №2 - С.12].

Международное право в целом использует широкую трактовку коррупции как корыстного служебного злоупотребления, не сводя ее к подкупу-продажности служащих. В тех случаях, когда международные документы используют более узкие формулировки понятия коррупции, такое понятие как правило, является не универсальным, а используется для целей конкретного международного документа.

Предприняв экскурс в зарубежную историю политической коррупции, автор отмечает, что исторически наиболее благоприятные условия для ограничения коррупции сложились в европейских странах, где само государство, изначально сформировалось как аппарат власти господствующего класса собственников. Власть собственников не отличалась непримиримостью к экономическим свободам и даже в период абсолютной монархии не стремилась к полному огосударствлению экономики.

Тем не менее, в целях воспрепятствования вмешательства в дела частных собственников, пресечения вымогательства и установления произвольных поборов со стороны органов центральной власти, местные феодалы, а потом и нарождающаяся буржуазия стремились к ограничению королевской власти и полномочий королевских чиновников. Борьба за ограничение возможности злоупотребления властью, соблюдение гражданских прав, свободу экономики и собственности, будучи положенная в основу политической деятельности различных социальных групп, определила характер основных политических процессов, происходивших в средневековой Европе, способствовали формированию ещё в эпоху раннего средневековья институтов по ограничению власти монарха и защите прав граждан в лице представительных органов власти (парламента), счётных (контрольных палат), независимых судебных органов, омбудсмана, прокуратуры, органов местного самоуправления.

На этой основе произошло становление особой европейской политической культуры, которая отличается плюрализмом и толерантностью, подконтрольностью и зависимостью политической власти от гражданского общества, активным участием населения в принятии политических и правовых решений. Утвердились такие политические ценности и принципы как разделение властей, уважение к закону, правам и свободам граждан, равенство всех перед законом и судом, неприкосновенность собственности и свобода экономики.

Сформировавшийся в ходе этого процесса европейский политический менталитет характеризуется высокой политической сознательностью и активностью населения, ощущения их собственной причастности к власти и необходимости осуществления контроля за её деятельностью, развитым чувством индивидуализма и собственного достоинства, непримиримостью к произволу и нарушениям своих прав.

Как следствие этого, формировавшаяся европейская модель развития коррупции характеризуется относительно низким уровнем её присутствия в политической и социальной сфере, меньшей уязвимостью граждан от произвола чиновничества, восприятия коррупции как аномалии, сопряжённое с нарушением закона. Коррупция этого типа больше сосредотачивается в отдельных сферах экономики, где выступает в качестве законспирированных разновидностей теневых услуг.

В отличие от Европы, в азиатских странах первоначальное развитие государственности, политической власти и институтов администрации протекали в условиях, когда частная собственность ещё не существовала.

В этом регионе более длительное существование общинного хозяйства, где обобществление и перераспределение общественного продукта, осуществляемое вождями и старейшинами, позволяло им извлекать выгоду из своего положения, привело к узурпации ими не средств производства, а функций управления последними. Экономической основой такого общества было такое явление как «верховная власть - собственность», заключающаяся в возможности распоряжения общественной собственностью в силу причастности к политической или административной власти.

«Верховная власть - собственность», предполагала с одной стороны, максимальное огосударствление собственности и приоритет государственного способа производства, а с другой - игнорирование представляющих угрозу этому укладу жизни политических и экономических свобод, подавление попыток претендовать на эту власть или ограничить её пределы. Эта особенность порождала отличие в институтах и традициях, в частности, отсутствия в древних и средневековых азиатских странах парламента, независимого суда, местных представительных органов власти, прокуратуры, омбудсмена, адвокатуры и других институтов по защите прав и свобод человека, политическую апатию и безразличие населения к вопросам контроля за деятельностью власти.

В настоящее время понятие коррупция имеет правовое измерение, так и этическое измерение. Экономическая форма коррупции - важная, но не единственная. Существует много форм неэкономической коррупции - коррупция в полиции, коррупция в юридической системе, политическая коррупция, академическая коррупция. Более того, экономические цели не являются единственными мотивациями для коррупции. Political Corruption in America: An Encyclopedia of Scandals, Power, and Greed, Grey House Pub, 2008, стр .11 Отметим также то, что в разных культурах и государствах к коррупции могут относить частично отличающийся набор практик. Отдельно выделяется такое понятие как политическая коррупция . Политическая коррупция имеет четыре основных значения. Первое - явно незаконные действия в сфере политики, например - взяточничество. Второе связано с государственной практикой, может быть легальной, но имеющей неэтичный характер. Третье значение связано с конфликтом интересов у должностных лиц. Например, представитель законодательной власти, владеющий акциями нефтяных компаний, использует свой голос для поддержки решений, ведущих к истощению недр. Четвертое значение имеет как этическую, так и юридическую основу. Оно относиться к политическим действиям, которые не соответствуют интересам общества.

С точки зрения дипломной работы, вышеперечисленные подходы и определения оставляют возможность для произвольной трактовки понятия коррупция. В связи с этим в последующем тексте, мы будем использовать и узкие определения коррупции. Например, такого рода определение дает организация Transparency International, в своем издании «Книга по борьбе с коррупцией», основанном на выпущенной этой организацией в 1996 году книге «Системы общегосударственной этики поведения» под редакцией Джереми Поупа.

Итак, согласно терминологии Transparency International, под коррупцией понимают: [Основы борьбы с коррупцией (системы государственной этики поведения. Под ред. С.В.Максимова, Transparency International.]:

1.Социальное явление, включающее  совокупность этических и правовых  нарушений, выражающихся в использовании  служащими своего статуса в  целях незаконного получения  имущественных и неимущественных  благ и преимуществ, а также  предоставление им таких благ  и преимуществ;

2.Использование государственными, муниципальными или иными публичными  служащими, либо служащими коммерческих  или иных организаций (в том  числе, международных) своего статуса  для незаконного получения каких-либо  преимуществ (имущества, прав на  него, услуг или льгот, в том  числе неимущественного характера), либо предоставление последним  таких преимуществ;

3.Не предусмотренное законом  принятие материальных и нематериальных  благ и преимуществ публичными  служащими (государственными, муниципальными  служащими; лицами, непосредственно  исполняющими полномочия государственных  органов; иные лица, исполняющие  публичные функции), а также подкуп  данных лиц, путем предоставления  им указанных благ и преимуществ  физическими и юридическими лицами;

4.Подкупаемость и продажность  государственных, муниципальных или  иных публичных служащих, либо  служащих коммерческих или иных  организаций (в том числе, международных), достигшие такого уровня распространенности, при котором незаконный порядок  реализации ими своих служебных  полномочий становится господствующим.

Как следует из этого определения, коррупция относится не только к государственным, но также и к коммерческим структурам и общественным организациям. Именно это подчеркивается в Transparency International: Содержание коррупции не исчерпывается подкупом государственных и муниципальных служащих, но включает в себя также различные проявления использования служебного статуса вопреки интересам службы сотрудниками общественных и даже коммерческих организаций.[Основы борьбы с коррупцией (системы государственной этики поведения. Под ред. С.В.Максимова]

В последнее время следует отметить рост интереса к проблемам коррупции и в отечественной академической и прикладной литературе, отмечается рост научных исследований, посвященных проблеме.

Политические аспекты коррупции, в частности, вопросы коррупциогенности политических процессов в Российской Федерации затрагиваются в трудах В.Н. Лопатина, П.А.Кабанова, А.Ю. Мельвиля, В.Н.Лавриненко, А.С. Гречина, В.Ю. Дорошенко, А.Николаева, Т.Новицкой, А.С. Панарина, Г.А. Сатарова, и других ученых - политологов и юристов. Антикоррупционная политика/ под редакцией Сатарова Г.А., М.2004; Кабанов П.А. Политическая коррупция: понятие и некоторые перспективные направления её криминологического познания Государство и право. - 2003. -№4.С. 106-113; Лопатин В.И. О системном подоходе в антикоррупционной политике Государство и право. - 2001. - №7; Лопатин В.И. Проблемы предупреждения политической коррупции в России Государство и право. - 2003. -№4. С.106-108; Панарин А.С. Политология. -М.: 2000; Политология А.Ю.Мельвиль и др/;. М.: Изд-во Проспект, 2005.; Политология /В.Н.Лавриненко, А.С. Гречина, В.Ю. Дорошенко и др.- М.: ЮНИТИ, 2001; Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ.Право и жизнь. - 2000. - №25.; Новицкая Т. Отдельные аспекты принципа разделения властей в Российской Федерации Право и жизнь. -2008-№ 2.

Наиболее развернутое изложение теории институциональной коррупции присутствует в монографии Л.М. Тимофеева. Уже в предисловии автор провозглашает: «…во многих случаях коррупция будет рассматриваться как явление положительное, разумное, как проявление здравого смысла в экономическом поведении человека. Оказывается, что именно так она становится видна, если обратиться к исторической ретроспективе. Коррупция, в изложении Л.М. Тимофеева, - инструмент рынка, компенсирующий препятствия, создаваемые явно демонизированным автором государством «здравому смыслу экономического интереса». С точки зрении теории, выдвинута гипотеза, что главная и самая очевидная особенность теневых экономических отношений в России (в отличие от хорошо изученной неформальной экономики на Западе) состоит в том, что они в принципе неотделимы от коррупции. Внелегальная практика начинается не как независимая частная инициатива за пределами действующего закона (как это бывает, например, в развивающихся странах), но возникает в недрах официального правового порядка. Более того, во многих случаях именно официальный статус дает право распоряжаться теми или иными благами, превращая само это право в предмет купли-продажи.

Формальное и неформальное, легальное и нелегальное парадоксальным образом составляют в России единую систему, охватывающую не только хозяйственную деятельность, но и прочие сферы общественного бытия - политику, административную, правоохранительную и правоприменительную деятельность, область социальных гарантий и т.п. Говоря иначе, российская система теневых отношений есть не что иное, как приватизированное государство, выступающее в роли всеобъемлющего теневого государства. Такое государство тем-то и отличается от государства легального и конституционного, что функции, которые должны быть исключены из рыночного оборота (например, функции суда или армии), утрачивают характер общественного блага и становятся предметом купли-продажи на теневых рынках.[Тимофеев Л.М. Научно-учебный Центр по изучению нелегальной экономической деятельности (ЦИНЭД ИЭУП РГГУ): итоги и перспективы Общие принципы и направления деятельности].

Информация о работе Современная политика государства в сфере предупреждения коррупционной преступности