Аффект и его уголовно-правовое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:54, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной тематики обусловлена также тем, что значительное число преступлений, как в России, так и в мире, совершается в состоянии аффекта. Проблема аффекта в уголовном праве привлекла внимание многих ученых-криминалисов. Даже греческие философы занимались изучением аффекта, делали попытки квалифицировать их по группам и дать им оценку с точки зрения этики. Отдельные ее аспекты рассматривались также Н.И. Загородниковым, С.В. Бородиным, Ю.И. Ляпуновым, М.К. Аниянцевым, В.И. Ткаченко и рядом других авторов. В работах названных ученых содержатся научно обоснованные и практические полезные выводы.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, виды, признаки аффекта. Причины возникновения аффекта.
§ 1. Понятие и виды аффекта;
§ 2. Признаки аффекта;
§ 3. Причины возникновения аффекта.
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика убийств совершенных в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ). Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта( ст. 113 УК РФ).
§ 1. Объект и объективная сторона аффективного убийства;
§ 2. Субъект и субъективная сторона аффективного убийства;
§ 3. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта( ст. 113 УК РФ).
§ 4. Судебная практика.
Заключение.
Список используемой литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа Исправления.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

Аффективные убийства, как показал анализ уголовных дел по этой категории, в основном имеет «свое» определенное место совершения преступления. Такие преступления совершаются чаще всего по месту жительства обвиняемого или потерпевшего, или по месту проживания их знакомых и родственников. Такое обстоятельство вытекает из самой социальной природы данного убийства, которое совершается в семейно-бытовой сфере. Иными словами личностная сфера общения диктует субъектам личных отношений и место разрешения конфликтов,возникающих между ними. Для таких преступлений не характерно совершение их в каких-либо общественных мастах.

Анализ уголовных  дел по данной категории преступлений показал, что аффективные убийства чаще совершаются в вечернее и  ночное время, в предпраздничные  или праздничные дни, в дни  зарплаты, во время дней рождений и т.д.

Показательно, что в качестве орудия или средства преступного посягательства, как  правило, используются предметы, специально не предназначенные для причинения смерти, преимущественно предметы бытового назначения, а именно: ножи (применялись в 35% случаев, из них: перочиный - 18%, столовый - 11%, сапожный – 4%, консервный - 2%, шило - 2%), охотничье ружье – в 2% случаев, а также такие предметы, как топор, отвертка, камень, палка, галстук, брючный ремень, разного рода металлические предметы. Причем в более чем половине случаев виновный держал в руках или носил с собой предмет, ставший орудием или средством совершения преступления, в 13% - вырывал из рук потерпевшего и в остальных случаях брал то, что попадалось под руку. Такие данные свидетельствуют о том. Что способ посягательства и характер применяемых виновным орудий и средств совершения убийства являются обстоятельствами, характеризующими наряду с другими объективными признаками психическое состояние виновного и исполняющими роль своеобразных доказательств аффекта.[21]

§ 2. Субъект и субъективная сторона аффективного убийства.

Субъективная  сторона преступления.

Как на объектиную сторону исследуемого убийства, аффект накладывает свой отпечаток и  на его субъективную сторону. Аффект в рассмартиваемых случаях определяет содержание, характер и другие особенности субъективной стороны преступления в целом, а также таких ее составных элементов, как мотив, цель и умысел.

Содержание  и степень вины в преступлении, предусмотренном ст. 107 УК РФ, во многом зависит от особенностей конфликтной ситуации, обусловленных ими особенностей состояния виновного в момент возникновения и до реализации преступного умысла, характера и особенностей преступного поведения, поскольку вызванный неправомерными действиями (бездействием) потерпевшего аффект накладывает отпечаток на всюдеятельность виновного. Умысел на убийство весьма тесно связан с состоянием аффекта, что дало основанияе именовать такой умысел в теории уголовного права «аффектированным». Последний возникает в состоянии аффекта, а значит, и внезапно, как и само это состояние, и должен быть реализован незамедлительно – не обязательно «немедленно» или «сейчас же», но важно, чтобы еще в состоянии аффекта, до его окончания. Таким образом, состояние аффекта должно сопровождать как формирование, так и реализацию преступного умысла. Формирование мотива и умысла на совершение преступления протекает всегда,непредвиденно и быстро, хотя и не так стремительно, как возникает аффект, но непременно вслед за неправомерным (или аморальным) поведением потерпевшего и непосредственно под влиянием возникшего аффекта. Психологическая деятельность виновного (мотивация, избрание цели поведения, принятие решения) в таких условиях никак не может быть «результатом холодного помысла и следствием приготовлений». Когда за предполагаемым аффектом скрывается продуманная подготовка к заранее продуманному убийству, такое преступление не может квалифицироваться по ст. 107 УК РФ. Отличительной особенностью аффективного умысла является то, что он возникает под непрерывным, все возрастающим до критической точки переживания давлением эмоций и в этом смысле носит вынужденный характер. Своеобразно изменяя сознание и преломляя волю виновного лица, аффект «понуждает» его решать и поступать неадекватно воздействию внешнего повода и другим условиям конфликтной ситуации.[17]

Сужение сферы  восприятия и ослабление самоконтроля, собственно, и служиат основаниями  смягчения уголовной ответственности  за преступление, совершенное в состоянии  аффекта. При это аффектированный умысел может рассматриваться как смягчающее ответственность обстоятельство не сам по себе, не самостоятельно, а как элемент субъективной стороны преступления, которое задумано и выполнено в состоянии «оправданного» аффекта. Решающее значение, таким образом, имеет не столько внезапный, сколько аффективный характер этого умысла и вызвавшие его обстоятельства.

По поводу особой природы умысла, возникающего непосредственно  под воздействием аффекта в теории уголовного права особых разночтений и позиций нет. Однако вопрос о том, какой вид умысла характерен для аффективного убийства, остается в уголовно-правовой литературе до сих пор неразрешенным, поскольку мнения ученых по этому вопросу разнообразны и каждая позиция достаточно аргументированна с точки зрения психологии.

Несмотря на разнообразие мнений на вопрос о том, с прямым или косвенным умыслом  совершается аффективное убийство, все позиции по данному вопросу  можно разделить на четыре основных направления.

w Авторы первой точки зрения утверждают, что убийство в состоянии аффекта может быть совершено только с прямым аффективным умыслом. Виновный, находясь в состоянии аффекса, сознает общественную опасность деяния, прилагая определенное волевое усилие для выполнения каких-то приступных действий, не только предвидит, но и желает причинить потерпевшему вред. Иначе трудно объяснить поведение лица, совершающего преступление в состоянии аффекта. Суть, олнако, в том, что этот вред не всегда конкретизируется относительно конечного результата посягательства на жизнь или здоровье потерпевшего. В таких случаях аффективный умысел имеет признаки прямого, неопределенного или неконкретизированного умысла.

w Авторы второй точки зрения, в корне противоположной первой позиции на этот вопрос, полагают, что рассматриваемое убийство можно совершить только с косвенным, но не с прямым умыслом.

Представление о цели является, как известно составной частью такого волевого процесса, как, желание. И если при совершении деяния в психике отсутствует представление о цели, то деяние совершается не с прямым умыслом. Кроме того, при аффекта сужается сознание. Человек смутно сознает характер совершенных деяний. Если же он смутно понимает совершаемое, то еще мутнее предвидит последствия. Разумеется, что последствия, которые предвидятся смутно, не могут быть желаемыми. Отсюда следует, что преступление, предусмотренное ст. 107 УК РФ, может быть совершено только с косвенным умыслом.

w Третью позицию разделяют те ученые, которые полагают, что аффективное убийство может быть совершено как с косвенным умыслом, так и с прямым. Такая точка зрения получила наибольшее распространение.

w Четвертая позиция заключается в следующем. Отношение виновного к своим действиям, которые совершаются им с целью причинения какого-либо физиологического вреда потерпевшему, характеризуется прямым умыслом. Это объясняется тем, что виновный, находясь в состоянии аффекта, желает и стремится, во что бы то ни стало причинить вред «обидчику». В этом состоянии виновный способен преодолеть значительные препятствия к достижению цели – причинить вред любого характера, отомстить за нанесенную обиду. В состоянии сильного волнения виновным движет аффект, которому нужна «разрядка в действии», в этот момент виновный не думает о том, какой конкретный вред он желает причинить потерпевшему, а тем более не думает и не сознает какие последствия могут наступить от такого вреда. Его действия носят характер «аффективной разрядки», совершая их, виновный желает получать известное облегчение и даже удовольствие от самого факта нанесения ударов или ранений обидчику. Другими словами, причиняя какой-либо вред потерпевшему, виновный в момент аффективной вспышки, поглотившей его целиком, преследует цель получить удовольствие от того, что он отомстил обидчику за причиненное ему или близким «зло». В таких случаях виновного полностью поглощает аффект гнева (ярости).[17]

Однако при  этом виновный не думает о тех последствиях, которые наступят от его действий. Это подтверждает тот факт, что  он смутно понимает характер самих  действий, совершаемых в порыве гнева, злости на обидчика и тем более не может ясно и отчетливо понимать, что наступит от таких его действий. В состоянии аффекта виновному просто безразлично то, что наступит потом, ему важен сам факт нанесения ударов или ранений потерпевшему как месть за причиненную обиду. Говорить о желании смерти потерпевшего в таком состоянии предстваляется неверным. Потому относительно последствий умысел виновного может быть не иначе как косвенный.

О нежелании  смерти потерпевшего во многом свидетельствует  послеаффективное состояние виновного. В таких случаях лицо, совершившее преступление, испытывает сожаление, досаду, глубокое раскаяние, порой доходящее до отчаяния.

Таким образом, можно сказать, что для убийства в состоянии аффекта характерен косвенный умысел, так как именно этот вид умысла определяет отношение виновного к последствиям в виде смерти потерпевшего: виновный не желает и относится безразлично к такому последствию.

Психическое состояние  виновного влияет не только на умысел в момент совершения преступления, но и определяет мотив и цель аффективного убийства.

Мотив рассматриваемого преступления носит ситуационный, неустойчивый, скоротечный характер. При этом процесс  его осознания виновным свернут  и, как правило, ограничивается актуализацией  потребностей, детерминируемых конфликтной ситуацией. Мотив в таких случаях возникает внезапно и тут же порождает умысел, оказывая существенное влияние на его динамику и реализацию.

Цель, как и  мотив данного преступления, носит  сугубо ситуационный характер, она генерируется конкретной конфликтной ситуацией. Виновный находясь в состоянии аффекта, преследует цель – причинить вред обидчику, отомстить за причиненное ему зло, обиду. Такая преступная цель порождается непосредственно самим аффектом и под его воздействием.[15]

 

Субъект аффективного убийства.

Субъектом любого преступления, в том числе и убийства в состоянии аффекта может быть лицо, которое совершело общественно опасное деяние и способно в соответствии с уголовным законом нести за него уголовную ответственность.

Субъект преступления должен обладать следующими признаками:

  1. субъектом может быть только физическое лицо, то есть человек;
  2. вменяемость лица;
  3. достижение определенного законом возраста.

Эти наимболее  существенные и основные признаки всех субъектов преступлений составляют научное понятие общего субъекта преступления. Такие общие признаки субъекта являются обязательными для всех составов преступлений и необходимыми для квалификации любого уголовно наказуемого дейяния.

Такими признаками должен обладать и субъект преступления, предустмотренного ст. 107 УК РФ.

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность  для лица за убийство в состоянии  аффекта, определяется законом в 16 лет, хотя в ранее действующем УК РСФСР  ответственность за такое убийство наступала с 14 лет.

Наиболее выжным признаком в рассматриваемом преступлении является категория вменяемости. По российского уголовному праву только вменяемое лицо подлежит уголовной ответственности и может нести наказание.

Невменяемое лицо во время совершения общественно  опасного деяния не может сознавать  фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. Такое лицо в соответствии с законом не подлежит уголовной ответственности.[17]

Поскольку физиологический  аффект, под влиянием которого лицо совершает преступление, не является временным болезненным расстройством  психики, а протекает по психологическим  законам развития нормальных психических процессов, и в основе сужения сознания лежат физиологические, а не патологические механизмы; следовательно, он не исключает вменяемости лица. Поэтому лицо, совершившее аффективное убийство, нельзя признать невменяемым, и оно подлежит уголовной ответственности.

Однако чтобы  ответить на вопрос: можно ли признать лицо, совершившее убийство в состоянии  аффекта вменяемым надо обратиться к психологической природе аффекта. Одной из наиболее важных и существенных характеристик аффекта является влияние его на способность человек в полной мере сознавать значение своиъ действий и руководить ими. Это объясняется тем, что при аффекте происходит сужение сознания, концентрация его на аффективно значимых переживаниях. Тоже можно сказать и о характере действий, совершенных в состоянии аффекта. Такие действия беспорядочны, возникают как следствие общего возюуждения, они выражаются у человека, а не регулируют им, как бы “проходят через него, а не исходят от него”. Действия эти выражаются у человека в виде автоматической разрядки возникшего аффективного напряжения при уменьшенном сознательном контроле и волевой регуляции. Действия в состоянии аффекта во много носят импульсивный характер, со сравнительно малой степенью их сознательности.

Все это позволяет  прийти к выводу о том, что лицо в момент совершения аффективного убийства, не может в полной мере отдавать отчет своим действиям, способность руководить своими действиями (поступками) значительно ослаблена. Тем более виновный в момент совершения такого преступления не может в полной мере сознавать общественную опасность своих действий из-за сужения у него сознания. К тому же в условиях аффективной вспышки проиходит торможение интеллектуальной сферы деятельности виновного, динамические моменты преобладают над смысловым содержанием. В такой ситуации лицо может принять такое решение, которое у него в обыном состоянии могло бы и не возникнуть, в том числе оно легче может совершить преступление.[6]

На основании  этого, можно сказать, что виновный в совершении рассматриваемого преступления не обладает всеми признаками, достаточными для того. Чтобы признать его вменяемым в полной мере, как того требует закон.

Можно полагать, что лицо в состоянии аффекта  обладает, своего рода, особым промежуточным  психическим состоянием, которое  подразумевает, что виновный в момент совершения преступления отдает неполный отчет в своих действиях, последствия  от таких действий им не учитываются, а способность руководить своими поступками значительно ослабляется. В юридической и психологической литературе такое состояние психики человека принято называть ограниченной (частичной или уменьшенной) вменяемостью.

Таким образом, субъектом убийства в состоянии  аффекта может быть лицо, достигшее  к моменту совершения преступления 16-ти лентнего возраста и характеризующееся особым состоянием психики, носящего промежуточный характер между вменяемостью и невменяемости. В связи с этим представляется целесообразным введение понятия “ограниченная вменяемость” на законодательном уровне применительно к исследуемому составу преступления.

Информация о работе Аффект и его уголовно-правовое значение