Аффект и его уголовно-правовое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:54, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной тематики обусловлена также тем, что значительное число преступлений, как в России, так и в мире, совершается в состоянии аффекта. Проблема аффекта в уголовном праве привлекла внимание многих ученых-криминалисов. Даже греческие философы занимались изучением аффекта, делали попытки квалифицировать их по группам и дать им оценку с точки зрения этики. Отдельные ее аспекты рассматривались также Н.И. Загородниковым, С.В. Бородиным, Ю.И. Ляпуновым, М.К. Аниянцевым, В.И. Ткаченко и рядом других авторов. В работах названных ученых содержатся научно обоснованные и практические полезные выводы.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, виды, признаки аффекта. Причины возникновения аффекта.
§ 1. Понятие и виды аффекта;
§ 2. Признаки аффекта;
§ 3. Причины возникновения аффекта.
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика убийств совершенных в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ). Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта( ст. 113 УК РФ).
§ 1. Объект и объективная сторона аффективного убийства;
§ 2. Субъект и субъективная сторона аффективного убийства;
§ 3. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта( ст. 113 УК РФ).
§ 4. Судебная практика.
Заключение.
Список используемой литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа Исправления.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

Говоря о  таком качестве аффекта, как его  внезавность возникновения, надо отметить, что такая внезапность может не распространяться на преступные действия лица, совершенные им в состоянии аффекта. Внезапность при возникновении аффекта не следует рассматривать только как немедленную ответную реакцию на отрицательное поведение потерпевшего. Разрыв во времени между возникновением аффекта и моментом убийства возможен, но при непременном условии сохранения в этот период времени состояния аффекта у виновного. Внезапность является одним из основных, неотъемлемых признаков, характеризующих аффект, а не начало совершения преступных действий. Около 30% случаев в судебной практике, когда виновный находясь непосредственно под влиянием аффекта, совершает перед убийством разные действия. Например, бежит в свою квартиру или соседнюю комнату, чтобы взять орудие преступления, преследует потерпевшего, проникает в дом, производит выстрелы и т.п.

Если говорить о характере действий, совершенных  в состоянии аффекта, то по этому  вопросу нет единого мнения среди  ученых. Одни авторы утверждают, что  рассматриваемые действия носят  вполне осознанный, волевой (целеноправленный) характер. Отрицают наличие в них импульсивности. Сторонники этой позиции утверждают также, что при совершении убийства в состоянии аффекта вановный не тольео предвидит наступление преступного результата, но и направляет свою волю на его достижение. Свою позицию по этому вопросу они основывают на том, что человек может преодолеть аффекта в начальной его стадии.

С этой точкой зрения можно согласиться лишь частично. Возможность преодолесь аффект в  начальной стадии еще не говоря о том, что можно подавить на вершине его развития, как раз в то время, когда совершаются аффективные действия. Возможно, первоначально эти действия носят целенаправленный характер; но затем в процессе развития аффекта, они в значительной степени утрачивают это свое качество. Но неверно было бы говорить и о полной потере произвольности действий, совершенных в состоянии аффекта. Действия эти выражаются у человека в виде автоматической разрядки возникшего аффективного напряжения при уменьшенном сознательном контроле и волевой регуляции. Поэтому аффективные действия носят в целом импульсивный характер, отличительной особенностью которых является сравнительно малая степень их осознанности.[21]

Думаю, что последняя  точка зрения на эту проблему является более правильной и отвечает психологической природе аффекта.

Психологи уже  давно отметили, что у лица, находящегося под влиянием аффекта, происходит нарушение  сложных действий, стереотипные протекают  быстрее, емея тенденцию к автоматизму. Двигательное возбуждение, беспорядочность в действиях и наличие автоматизмов является выжными показателями аффекта.

В состоянии  аффекта виновный способен преодолеть значительные препятствия к достижению преступной цели, хватает предметы, которые попадаются ему под руку, если таковых нет, пускает в ход руки и ноги, наносит множество беспорядочных удраов в разные части тела, готов задушить «обидчика» «голыми руками» или в бессильной злобе кусает его.

Преступные  действия лица порождают преступный результат – слудующее звено в объективной стороне преступления.

В наиболее общей  форме можно сказать, что вредные  преступные последствия состоят  в разрушении общественных ценностей, причинении вреда людям.

Преступные  последствия разнообразны по своему характеру. Наиболее распространенным их видом является причинение материального ущерба. К нему относятся кроме всего прочего и человеческие жертвы. По своей физической природе материальные последствия всегда связаны с разрушением и повреждением предметов внешнего мира.

Под преступным последствием принято понимать предусмотренный уголовным законом материальный (нематериальный) вред, причиненный преступным деянием (действием или бездействием) объекту посягательства – охраняемым законом общественным отношениям и их участникам.

Преступным результатом при совершении убийства в состоянии аффекта является смерть человека. В данном случае объектом посягательства является не только жизнь человека как биологическая основа его существования, но и общественные отношения, с которыми человек был связан при жизни. Поэтому уголовный закон охраняет человеческую жизнь, не только как биологическое являение (от природы данное человку благо), но и как общественную ценность.

Из всех вредных  последствий, причиняемых посягательством  на жизнь человека, только одно, а именно наступление смерти человека, является элементом объективной стороны убийства. Такое последствие имеет материальную природу, оно предельно точно и определенно – смерть потерпевшего. Ненаступление такого последствия исключает признание убийства оконченным.[14]

Третий обязательныйтпризнак объективной стороны убийства –  это причинная связь между  преступными действиями и наступившим  общественно опасным последствием.

При совершении убийства в состоянии аффекта, неправомерные (аморальные) действия (бездействия) потерпевшего являются необходимым условием возникновения аффекта у виновного. Это означает, что при тех фактических обстоятельствах, которые имели место в действительности, такое условие было необходимо для наступления соответствующего результата, без него этот результат не наступил бы.

Состояние аффекта  и последующие действия виновного  являются ответной реакцией на неправомерное  поведение потерпевшего. Именно поэтому  последнее является необходимой  причиной для возникновения у  преступника аффекта, под действием которого он совершает преступное посягательство на жизнь другого лица, то есть потерпевшего. Не будет противоправных действий (или бездействий) потерпевшего в отношении виновного или его близких, не будет и аффекта (как конструктивного состава преступления), а значит и не будет преступных действий виновного, которые совершаются им под влиянием последнего.

Таким образом, в рассматриваемом преступлении только неправомерные действия (бездействие) потерпевшего являются необходимой  причиной для возникновения состояния аффекта, а не какие-то другие действия или явления окружающей действительности.

Однако возникает  вопрос любые ли действия (бездействие) потерпевшего могут вызвать состояние  аффекта у виновного, как конструктивного  элемента состава преступления, предусмотренного ст. 107 УК РФ? Ответ на этот вопрос содержится в самом уголовном законе, который говорит только о противозаконных или аморальных действиях (бездействии) потерпевшего. Из этого вытекает, что если потерпевший совершает в отношении виновного или его близких вполне правомерные (или не аморальные) действия (бездействия), то говорить в таких случаях о состоянии аффекта как элемента именно «специального» состава преступления (ст. 107 УК РФ) не приходится.

Действия виновного, в таких случаях, следует квалифицировать как убийство без смягчающих обстоятельств, к которым принято относить убийство в состоянии аффекта.[19]

В качестве основного  и непосредственного повода для  возникновения аффекта, закон указывает  на насилие со стороны потерпевшего. Характерной чертой такого насилия является неправомерность действий потерпевшего. Однако нельзя считать таковым, например, насилие, примененное в состоянии необходимой обороны, при задержании преступника, крайней необходимости или выполнении приказа. Применять в таких ситуациях ст. 107 УК РФ, которая требует неправомерного насилия со стороны потерпевшего, неправильно. Это обстоятельство в полной мере относится и к другим действиям (бездействию) потерпевшего.

Насилие – самая  распространенная причина, инициирующая аффект у виновного. Анаоиз судебной практики показал, что оно имело место в 70% случаев совершения убийства в состоянии аффекта.

В большинстве  своем насилие со стороны потерпевшего носит характер физического воздействия  на виновного (физическое насилие). Под таким насилием стоит понимать нанесение ударова, побои, истязание, причинение вреда здоровью разной степени тяжести, насильственное ограничение свободы, изнасилование. Однако может быть применена и психическая форма насилия, под которой понимается угроза причинить вред здоровью и жизни.

Насилие со стороны  потерпевшего должно быть противоправным. Однако виновный в таких случаях  не должен находиться в положении  необходимой обороны. В противном  случае правовая оценка содеянного будет даваться по правилам о необходимой обороне. Виновный обычно действует после окончания насильственного посягательства потерпевшего, когда опасность первому уже не угрожает, однако виновный при этом должен находиться в состоянии аффекта, вызванного таким посягательством.

Состоянии аффекта  у виновного может быть вызвано  издевательством со стороны потерпевшего. Издевательство подразумевает злую насмешку, глумление над виновным. В отличии от тяжкого оскорбления, которое всегда выражается в непристойной форме, издевательство может осуществляться в пристойном виде, хотя по своему содержанию являться столь же ценничным и оскорбительным, глубоко ранящим психику человека. Таковы, например, насмешки над физическими недостатками человека или другой его ущербностью. Издевательство может быть растянутым во времени.[18]

Под тяжким оскорблением, которое может вызвать состояние  аффекта, понимается глубокое, ценичное унижение чести и достоинства  личности,выраженное в неприличной  форме. Вопрос о том какое оскорбление  считать тяжким – это вопрос факта, решаемый в каждом отдельном случае с учетом всех конкретных обстоятельств дела. Таково, например, оскорбление родственных, национальных, религиозных чувств. При оценке тяжести оскорбления учитывается и индивидуальные особенности виновного (болезненное физическое или душевное состояние, беременность и т.п.).

Под аморальными  действиями (бездействием) потерпевшего понимается противоречащие нормам морали поступки, которые могут оказаться  поводом для возникновения аффекта. Например, очевидный факт супружеской измены.

В результате систематического противоправного или аморального поведения потерпевшего может возникнуть длительная психотравмирующая ситуация, вызывающая порой состояние аффекта. В таких условиях повторения ситуаций, отрицательно влияющих на виновного, происходит аккумуляция аффекта, что может привести к аффективной вспышке в ответ даже на незначительный повод. В таком случае непосредственным поводом для возникновения аффекта могут оказаться очередное или повторное насилие, издевательство, тяжкое оскорбление или другое противоправное или аморальное действие потерпевшего и является достаточными в смысле ст. 107 УК РФ. Длительная психотравмирующая обстоновка воздействует на психику, истощает ее вследствие затяжки в разрешении конфликта, что отрицательно влияет на сдерживающую силу коры головного мозга и облегчает возникновение аффективного состояния. По мнению психологов, именно такие длительные травмирующие психику человека ситуации способны вывести из строя любую до этого вполне здоровую нервную систему. В таких случаях, когда неправомерные действия (бездействие) потерпевшего продолжались непрерывно в течение какого-то промежутка времени до возникновения аффекта, оценка характера и серьезности непосредственного повода, вызываашего это состояние, не может давать в отрыве от предшествующего поведения потерпевшего.[13]

Итак, непосредственным поводом возникновения аффекта  у виновного может быть противоправное или аморальное поведение (действия или бездействия) потерпевшего в  отношении первого.

Уголовный Кодекс РФ не указал по какой-то причине то, что противоправное поведение потерпевшего, которое может вызвать состояние аффекта, может быть напрвленно не только в отношении самого виновного, совершающего убийство, но и в отношении других лиц. Ранее Уголовный Кодекс РСФСР в качестве последних определял «близких» виновного. И хотя в настоящем (действующем) УК такое положение не закреплено, думается что практика подойдет по тому же пути, то есть будет признавать поводом возникновения аффекта противоправное поведение потерпевшего в отношении самого виновного и его близких.

Ныне действующий  закон ничего не говорит также  и о последствиях для виновного  или его близких от противоправного  поведения потерпевшего. Хотя ранее  УК РСФСР говорил о точ, что  такое поведение должно повлечь  наступление или создавать реальную угрозу наступления тяжких последствий для виновного или его близких.

Отсутствие  такого положения в законе может  говорить о том, что либо такие  последствия могут быть любыми (а  не только тяжкими по своему характеру), либо их может не быть вообще. Другими словами, для применения ст. 107 УК РФ в настоящее время не имеет юридического значения, наступило ли какое-ли последствие для виновного или его близких, или таковое не наступило вообще (хотя последний вариант на практике встречается довольно редко, так как любое противоправное действие или бездействие потерпевшего, в принципе, всегда всечет за собой если не физическое, то нравственное страдание виновного или его близких).

При квалификации преступлений по ст. 107 УК РФ, особенно в тех случаях, когда его совершению предшествовала ссора между виновным и потерпевшим, важно установить зачинщика, инициатора возникшего конфликта. Если ссора или драка спровоцированы виновным, явились результатом его недостойного поведения, ответные действия потерпевшего, совершение в такой обстановке, не могут рассматриваться как противоправные и достаточные, чтобы вызвать аффект в смысле ст. 107. Действия потерпевшего в подобной ситуации не могут вызвать состояние «оправданного» аффекта и не должны рассматриваться в качестве непосредственного повода, который требует ст. 107 Ук РФ. В этой связи представляется справедливым определение.[11]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по общему правилу убийство в  состоянии аффекта совершается  внезапно, как ответная (непосредственная) реакция на противоправное или аморальное поведение потерпевшего. Однако не исключаются такие ситуации, при которых ответные действия виновный реализует спустя какой-то промежуток времени, при этом они должны быть совершены последним в состоянии аффекта. Действия, которые совершает виновный еще до причинения смерти потерпевшему не свидетельствуют об отсутствии аффекта, если они совершаются виновным непосредственно под влиянием нанесенной ему обиды.

Информация о работе Аффект и его уголовно-правовое значение