Функции таможенны органов в части обеспечения мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 04:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма возрастает в виде уменьшения доходов всех уровней бюджетной системы, увеличения расходов, необходимых для финансирования правоохранительного сектора, дефицита бюджета, сбалансированности государственной денежно-кредитной политики.
Цель данной работы – выявить перспективные меры борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и формирование легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем 5
2. Теоретико-методологические основы организации борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма 8
2.1 Этапы отмывания денежных средств, полученных нелегальным путем 8
2.2 Новые тенденции в отмывании денежных средств и легализации доходов, финансировании терроризма 16
2.3 Роли таможенных органов в обеспечении мер, направленных на борьбу с отмыванием денег и финансирование терроризма…………………………..19
3.1 Уголовная ответственность за легализацию денежных средств (отмывание) и финансирование терроризма 23
3.2 Меры по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма 25
Заключение 29
Список использованных источников 31

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Волкова.docx

— 328.97 Кб (Скачать документ)

Для совершенствования действенной, результативной, эффективной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в Российской Федерации, в первую очередь, необходима разработка системы научно-методических основ противодействия отмыванию «грязных» денег, включающая в себя систему принципов противодействия этому явлению, в том числе и в таможенных органах [7].

Отдельные принципы системы таможенных органов могут быть отражены в законодательстве лишь косвенно или не закреплены вовсе, что не означает отсутствия основополагающих начал, на которых базируется правовой статус таможенной администрации.

На основании принципов противодействия легализации преступных доходов, закрепленных в международных нормативных актах (например, в Конвенции ООН 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ»), совершенно очевидна необходимость их использования в разработке системы принципов борьбы с отмыванием денег в Российской Федерации. Наиболее верным видится централизация характерных общих принципов противодействия с выявлением принципов, присущих деятельности конкретно таможенных органов, с целью достижения поставленных перед структурой целей.

Важным шагом на пути борьбы с отмыванием денег для Российской Федерации, закрепившим принципы противодействия легализации преступных капиталов, стала разработка Концепции национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [3].

Поскольку «противолегализационная» деятельность таможенных органов должна основываться, в первую очередь, на мониторинге финансовых операций, то такого рода деятельность должна строиться на следующих специфических принципах:

  • всеобщности (предполагает, с одной стороны, участие всех должностных лиц таможенных органов в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а с другой - осуществление мониторинга всех без исключения операций и сделок, попадающих в объектив финансового мониторинга);
  • многоуровневости (предполагает построение многоуровневой системы контроля в субъекте финансового мониторинга, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включающей структурные подразделения таможенного органа различной функциональной направленности);
  • персональной ответственности (выражается в возможности привлечения к гражданско-правовой, уголовной и материальной ответственности любого должностного лица таможенного органа за невыполнение или ненадлежащее выполнение закрепленных за ним функций в сфере финансового мониторинга, что обеспечило отмывание преступных доходов или финансирование террористической деятельности;
  • постоянного мониторинга (предполагает непрерывный процесс осуществления мер, направленных на противодействие отмыванию преступных доходов. Данный принцип означает осуществление финансового мониторинга без временных перерывов на протяжении всего времени осуществления таможнями, таможенными постами таможенного оформления и контроля);
  • конфиденциальности (находит свое отражение в неукоснительном соблюдении всеми госслужащими и сотрудниками таможенных органов конфиденциальности полученной в процессе работы информации и наличии запрета на информирование участников ВЭД и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) [6].

Помимо использования основных (выше перечисленных) принципов целесообразно разрабатывать специфические принципы, присущие конкретной зоне деятельности таможенного органа. Такие принципы должны учитывать следующие факторы:  территориальную принадлежность; особенности и характер импортно-экспортных операций; объем товаропотока; количество участников ВЭД и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. легализация денежных средств и финансирование терроризма: уголовная ответственность; меры по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма

3.1  Уголовная ответственность за легализацию денежных средств (отмывание) и финансирование терроризма.

С точки зрения действующих норм уголовного права Российской Федерации, оконченными преступления по нашей теме следует признавать с момента совершения последнего преступного действия, т. е. когда достигнута цель совершения преступлений, предусмотренных ст. 174 и ст. 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем. С того момента, когда у преступников появится уверенность в том, что криминальные доходы выглядят полученными законно, т. е. цель рассматриваемого преступления достигнута, сделки и иные действия с этими капиталами уже не будут совершаться с целью легализации, а значит, и не будут преступными [5].

Статья 174 УК РФ предусматривает ответственность лица, которое отмывает денежные средства или иное имущество, приобретенные в результате совершения преступления другими лицами (чужие преступные доходы), а ст. 174.1 ответственность лица, которое отмывает денежные средства или иное имущество, приобретенные в результате совершения им преступления (собственные преступные доходы) [5].

Статья 174.1 УК РФ имеет повышенные по сравнению со ст. 174, санкции (кроме ч. 1). В результате субъект преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, сначала несет ответственность за первоначальное преступление, а затем еще и повышенную ответственность за легализацию, хотя совершает точно такие же действия (финансовые операции и сделки), как и лицо, первоначального преступления не совершавшее (субъект ст. 174 УК РФ) [5].

Анализ международной практики и российского правоприменения в области легализации показывает, что, как правило, в совершении преступления участвует широкий круг лиц. Такие лица, виновно способствующие отмыванию грязных доходов, должны нести ответственность с учетом норм общей части уголовного права о соучастии (ст. 33 УК РФ).

Согласно ст. 174 УК РФ, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года. То же деяние, совершенное в крупном размере - штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

Согласно статье 174.1 УК РФ, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года. То же деяние, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового [5].

3.2 Меры по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.

Терроризм представляет собой преступную деятельность, и к нему следует относиться исходя именно из этого. Соответственно, финансирование терроризма является формой содействия и поощрения преступного поведения. В Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма содержатся основные критерии и стандарты. От того, насколько такой подход станет общепринятым, будут зависеть масштабы общественной поддержки правоприменительных мер, которая необходима для обеспечения их эффективности. Всем государствам предлагается подписать и соблюдать положения этой Конвенции.

В последние годы борьба с отмыванием преступных доходов в подавляющем большинстве стран вошла в число приоритетных задач, что обусловлено все возрастающими масштабами этого явления.

Поступление в легальную экономику огромных денежных средств, полученных преступным путем, ведет к нарушению естественного действия рыночных сил и тем самым наносит невосполнимый ущерб нормальному функционированию хозяйственного механизма, а также ослабляет способность органов государственной власти и управления контролировать финансовую систему страны [3].

В частности, предприятия, приобретенные на денежные средства, полученные преступным путем, заведомо имеют преимущества перед соблюдающими законы конкурентами, так как не сталкиваются с проблемами привлечения финансов на расширение производства, необходимостью минимизации расходов, выплатой процентов по банковским кредитам и т.д.

В результате неравноправной конкуренции, ведущейся нередко с применением насилия по отношению к руководителям и учредителям коммерческих структур, пытающихся противостоять натиску подобных криминализированных предприятий, законопослушные экономические субъекты нередко полностью вытесняются с рынка, что ведет к еще более высоким доходам отмывающей денежные средства преступности [9].

Снижение традиционной роли правительств в управлении экономикой и появление объективно обусловленных новыми реалиями пробелов в законодательстве активно используется организованными преступными группировками для инвестирования своих доходов в легальные секторы экономики [7].

Статистика ООН и ФАТФ говорит о том, что по самым высоким оценкам объем ежегодно отмываемых в мире грязных денег составляет около 1,5 трлн. долл. США. Для сравнения: валовой совокупный доход Великобритании составляет всего 1,28 трлн. долл. США. В качестве самого низкого оценочного порога общего объема отмываемых преступных доходов берется 584 млрд. долл. США, который можно сравнить с размером валового совокупного дохода такой страны, как Испания, который составляет всего 531 млрд. долл. США. На основе приведенных цифр можно составить представление, насколько глобальным является феномен отмывания преступных капиталов [8].

С этим явлением необходимо бороться, поскольку, по оценкам МВФ, последствия отмывания денег во всем мире приводят к возникновению необъяснимых изменений в спросе и предложении на денежных рынках и вследствие этого - к резкому увеличению риска нестабильности банковских систем; возрастает число банкротств; отмечается чрезмерная подвижность денежных потоков, а также ставок по кредитам, депозитам, рефинансирования из-за непредсказуемого трансграничного движения капитала.

Отмывание преступных доходов может привести к серьезному искажению распределения финансовых потоков и соответственно макроэкономических показателей, повышению уровня риска финансового состояния стран, а также оказать негативное воздействие на кредитоспособность международной финансовой системы.

Борьба против таких опасных форм преступности, как отмывание капиталов, во все большей степени приобретает международный характер и требует использования эффективных и современных методов в международном масштабе [3].

Таким образом, в связи с глобализацией экономики эффективное противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, требует от стран более тесного сотрудничества в правовой, административной и правоохранительной сферах, в частности разработки единых стандартов по противодействию данному явлению.

При этом успешная борьба каждого государства с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, способствует ослаблению распространившейся по всему мировому сообществу организованной преступности.

На основании обоснованной и объективной оценки риска государствам необходимо наращивать потенциал органов пограничного контроля в области принятия мер по борьбе с финансированием терроризма. Оценка риска поможет обеспечить эффективность принимаемых мер и их соразмерность существующему риску.

Государствам необходимо добиваться активизации сотрудничества между таможенными органами и подразделениями финансовой (далее – ПФР) разведки в целях оптимизации использования собираемой на границе оперативной информации. Как отмечалось выше, повышение информированности ПФР увеличит эффективность аналитической работы и результативность правоприменительной практики.

Финансовым организациям и другим учреждениям, предоставляющим соответствующую информацию, необходимо (продолжать) сообщать властям обо всех операциях, подозрительных с точки зрения их связи с альтернативными системами денежных переводов (далее – АСДП), действующих вне официальной финансовой системы, а правительствам необходимо обеспечить создание систем надлежащего контроля [8].

Развитие информационно-коммуникационных технологий, происходившее в течение последних десятилетий, способствовало экономическому развитию. Те же изобретения, которые могут использоваться для борьбы с финансированием терроризма, поскольку позволяют фиксировать и выявлять финансовую деятельность, могут также служить инструментом для поддержки финансирования террористов путем формирования новых каналов, через которые террористы имеют возможность вымогать и получать денежные средства. Двойственный характер результатов технического прогресса требует постоянной бдительности со стороны разработчиков политики и представителей  правоохранительных органов и разведки для снижения риска террористических актов при одновременном создании условий для экономического развития, что в конечном счете ограничит масштабы действия факторов, которые ведут к терроризму.

Необходимо заблаговременно и оперативно выявлять риски, связанные с использованием новых технологий. Органы государственной власти должны определить, на какой стадии развития новых технологий необходимо приступать к их регулированию, учитывая тот факт, что некоторые технологические разработки быстро устаревают. Международным финансовым учреждениям (действующим в соответствии с их мандатами), регламентирующим органам и финансовым организациям необходимо повышать степень информированности, а также предоставлять руководящие указания в отношении передовой практики и организовывать обсуждение новых методов регулирования с целью снижения рисков.

Информация о работе Функции таможенны органов в части обеспечения мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финан