Теоретический анализ исследований ценностных ориентаций условно осужденных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - система ценностных ориентации условно осужденных подростков.
Предмет исследования – исследование ценностных ориентаций условно осужденных.
Цель исследования - теоретическое изучение системы ценностных ориентации условно осужденных.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - копия.doc

— 835.00 Кб (Скачать документ)

В последние годы доля осужденных несовершеннолетних за преступления, совершенные в период испытательного срока условного осуждения, по сравнению с вновь осужденными несовершеннолетними, ранее судимыми с неснятой, непогашенной судимостью, несколько снизилась и в 2005 г. составила 68,2%, а в 2007 г. - 63,3%. В то же время в численном выражении количество осужденных несовершеннолетних, ранее условно осужденных, составило в 2005 г. - 14361 человек, в 2007 г. - 10387 человек". Как правило, совершив повторное преступление, несовершеннолетние на этом не останавливаются, и на практике нередко встречаются случаи, когда к 16 - 17 годам у несовершеннолетних уже накапливается несколько судимостей. Так, например, Исаев Кирилл Владимирович 1988 года рождения в течение года и четырех месяцев был четырежды осужден (09.06. 2004 г., 30.08.2004 г., 25.02. 2005 г, П.04. 2005 г.).

Коэффициент (интенсивность) преступности условно осужденных несовершеннолетних, повторно совершивших преступление, характеризуется возрастанием с 188,1 в 1997 г. до 235,7 в 1999 г., а затем в течение четырех лет прослеживается динамика снижения интенсивности преступности указанной категории несовершеннолетних среди всех лиц в возрасте до 18 лет 14-17 лет (в 2003 г.-131,5)4. В следующем 2004 г. коэффициент осужденных несовершеннолетних, ранее условно осужденных, вновь возрос до 182,9.

При характеристике структуры преступности среди условно осужденных несовершеннолетних важно рассмотреть данные судебной практики назначения условного осуждения для сопоставления видов совершаемых преступлений до и после условного осуждения. Согласно данным5, в период с 1998 г. по 2000 г. включительно прослеживается некоторая стабильность по всем видам преступлений, совершаемых условно осужденными, а после наблюдается тенденция к увеличению или уменьшению рассматриваемых показателей. Поэтому 2001 г., как рубежный год, нами взят за точку сравнительного отсчета.

Традиционно структура преступности несовершеннолетних характеризуется более узким, по сравнению со взрослыми, кругом совершаемых преступлений, что объясняется их особым социальным статусом, исполняемыми ими социальными ролями. Среди всех совершаемых условно осужденными несовершеннолетними преступлений преобладают преступления корыстной направленности. Общая доля осужденных несовершеннолетних, совершивших в период испытательного срока условного осуждения корыстные преступления, остается довольно высокой, но с тенденцией некоторого ее снижения (80,2 % в 2001 г., 76,2 % в 2005 г., 74,2 % в 2007 г.). Среди корыстных преступлений преобладает совершение несовершеннолетними краж в период испытательного срока условного осуждения. Мы в принципе согласны с приведенной А.Е. Липатовым, A.M. Тузлуковым и А.П. Фильченко структурой частоты похищаемости предметов при совершении краж несовершеннолетними, где на первом месте указаны кражи одежды (обуви, сумки и т.д.), а затем уже денег, продуктов питания, аппаратуры, товаров широкого потребления, техники, спиртных напитков, ювелирных изделий. Однако по полученным нами данным в результате изучения уголовных дел выявилось, что похищение мобильных телефонов, радио- и иной аппаратуры совершаются чаще, чем продуктов питания.

Большинство краж, совершаемых условно осужденными несовершеннолетними, сопряжено с незаконным проникновением в жилище, помещение либо в иное хранилище. Ряд исследователей отмечает, что несовершеннолетние совершают более 80 % таких краж. Зафиксировано немало случаев, когда несовершеннолетние совершают хищения, аналогичные тем, за которые были условно осуждены. Особо опасной тенденцией последнего времени является вовлечение условно осужденных несовершеннолетних в оборот лома черного и цветного металла. Большая часть преступлений, связанных хищением металла, совершается несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта и электросетей. При этом полученная несовершеннолетними материальная выгода далеко не сопоставима с причиненным организационным ущербом.

В рассматриваемый период прослеживается стойкая тенденция увеличения совершения условно осужденными несовершеннолетними грабежей, разбоев и вымогательств (с 17,3 % в 2001 г. до 27,1% в 2007 г.) за счет уменьшения краж (с 62,9 % в 2001г. до 48,2 % в 2007 г.). Такая же тенденция прослеживается и в отношении несовершеннолетних, впервые совершивших преступление, которым было назначено условное наказание.

Как всякое социальное явление, преступность, в том числе и условно осужденных несовершеннолетних, имеет не только внешнее (объективное) выражение, но и внутреннее (субъективное) содержание. Поэтому представление о ней будет неполным, если не остановиться более подробно на внутренней характеристике, т.е. на тех нравах, которые господствуют в среде условно осужденных несовершеннолетних, повторно совершивших преступление.

Для криминологической характеристики личности условно осужденных несовершеннолетних необходимо рассмотреть условия формирования их личности. Личность подростков находится в процессе бурного развития, в специфических условиях жизнедеятельности, когда особое значение в ее формировании отводится семье, школе, коллективу. В преступности несовершеннолетних рельефно прослеживаются «издержки воспитания», свидетельствующие о неблагоприятных условиях жизни лиц в возрасте до 18 лет (отрицательный пример родителей, их низкий культурный уровень, отсутствие необходимых навыков воспитания, утрата интереса к учебе, трудовой деятельности, пристрастие к алкогольным напиткам, праздное времяпровождение, дефекты правосознания личности и т.п.)". Процесс формирования личности принято рассматривать как ее социализацию, т. е. процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирования самосознания и системы социальной ориентации, вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей и функций. Возникают и закрепляются типичные реакции на возникающие жизненные ситуации, наиболее характерные для данного человека предпочтения. В педагогике под социализацией понимают не только процесс, но и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта .

В статистике Судебного департамента Верховного Суда РФ данных о социальной и демографической характеристике отдельно по условно осужденным несовершеннолетним нет. Исходя из того, что доля условно осужденных несовершеннолетних, вновь совершивших преступление, в общей массе осужденных в возрасте до 18 лет с неснятой непогашенной судимостью составляет в среднем 72 %, а в некоторые годы превышала 80 %, нам представляется возможным дать социально-демографическую характеристику несовершеннолетних, осужденных за совершение преступления в период испытательного срока условного осуждения, опираясь на данные по характеристике всех осужденных несовершеннолетних с неснятой и непогашенной судимостью. Естественно, при такой социально-демографической характеристике вероятна некоторая погрешность, но она, видимо, не будет столь существенной и не отразится на выявлении основных тенденций социально-демографической характеристики условно осужденных несовершеннолетних. Для выявления динамики изменения личностных особенностей осужденных несовершеннолетних, ранее судимых (в основном приговоренных к условной мере), с неснятой непогашенной судимостью, был взят за основу 1999 г.

Традиционно условно осужденные несовершеннолетние - это в основном лица мужского пола. Огромную количественную разницу между условно осужденными юношами и девушками Ю.М. Антонян, А.Б. Сахаров, М.М. Бабаев, Т.Н.Волкова, В.И. Игнатенко, В.А.Серебрякова и другие ученые связывают, главным образом, с психическими и психологическими особенностями пола, с различием интересов, поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью, решительностью юношей, несдержанностью и другими общехарактериологическими свойствами лиц мужского пола, проявляющимися в определенных жизненных ситуациях, в том числе в антиобщественных поступках и преступлениях. Юноши в силу иных потребностей и интересов, иной сферы воспитания, иной реакции на воспитательное воздействия и т.д. значительно чаще попадают в предкриминальные ситуации и сложнее выходят из них. Среди мальчиков выше процент безнадзорных, они легче попадают под дурное влияние, более склонны к употреблению алкоголя". Мужскому полу приписывается и большая склонность к агрессии и физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к его психическому варианту. По мнению психолога Н.М. Платоновой, более высокая агрессивность мужчин обусловлена влиянием половых хромосом и гормонов. В крови мужчин в десять раз больше тестостерона, который обуславливает не только вторичные половые признаки, но и спонтанную агрессивность, а также склонность к доминированию. Думается, что одними лишь биологическими особенностями без учета социальных условий, в которых находятся юноши, объяснить большую их предрасположенность к преступному поведению нельзя.

Более трех четвертей условно осужденных несовершеннолетних, повторно совершивших преступление - это несовершеннолетние от 16 до 18 лет, что в какой-то мере свидетельствует о некоторой их повышенной криминальности, а также о том, что, будучи условно осужденными в 14-15 лет, многие повторно совершают преступление уже в 16 и 17 лет. Криминальная направленность личности некоторых несовершеннолетних начинает формироваться раньше достижения ими четырнадцатилетия.

 

 

    1. Психологические механизмы и факторы формирования системы ценностных ориентации личности

 

В настоящее время имеется достаточно обширное количество теоретических и практических исследований, раскрывающих механизмы становления и развития ценностей и ценностных ориентации личности (В.Г.Алексеева, 1979; И.С. Кон, 1979; К.А. Абульханова-Славская, 1981; И.Ф.Клименко, 1992; Л.Г. Десфонтейнес, 1994; В.Э. Чудновский, 1995; Р. Инглехарт, 1997; Г.А. Гусева, 1999; М.С. Яницкий, 2000 и др.). По мнению В.Э. Чудновского, процесс формирования и преобразования смысложизнен-ных ориентации является «сквозным», он «прочерчивает» всю жизнь человека от рождения до глубокой старости, вступая в сложные взаимодействия с возрастными особенностями и средовыми факторами.

Становление и развитие системы ценностных ориентации личности осуществляется несколькими одновременно протекающими и взаимосвязанными между собой процессами. Большинство авторов (У. Бронфенбреннер, 1976; И.С. Кон, 1979; П. Массен, Дж. Конгер, Дж. Каган, 1987 и др.) отводят ведущую роль процессам «социализации», «социальной адаптации» и «индивидуализации».

Формирование системы ценностей невозможно вне общества, система ценностей личности формируется путем интериоризации — присвоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов, характерных для данных социальных общностей.

Аналогичную точку зрения высказывают В.А. Ядов (1975), М.С. Яницкий (2000), также отмечая процесс интериоризации как основной механизм формирования ценностных ориентации личности. Таким образом, социальные ценности «присваиваются» личностью и становятся сугубо личностными.

По мнению Б.Г. Ананьева, «формирование личности путем интериори-зации - присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения - есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности».

И.Ф. Клименко (1992) отмечает, что интериоризация общественно значимых ценностей проходит через усвоение социальных нормативов как в вербальном, так и в поведенческом плане.

Интериоризация ценностей, с точки зрения Б.С. Круглова (1989), представляет собой осознанный процесс, который предполагает наличие у человека способности выделить из множества явлений те, которые имеют для него ценность, а затем превратить их в определенную внутреннюю структуру. Необходимые условия для этого - высокий уровень личностного развития, включающий в себя определенную степень сформированности высших психических функций, сознания и социально-психологической зрелости. Однако из данного положения следует, что при недостаточном уровне личностного развития интериоризация ценностей будет крайне затруднена или невозможна, что, по нашему мнению, не соответствует действительности.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают концепции А.К. Уледова (1981), B.C. Грехнева (1985), К.А. Абульхановой-Славской (1997), Н.А. Журавлевой (2006), согласно которым ценности передаются неосознанно от одних людей к другим, усвоение ценностей чаще всего протекает на досознательном уровне, непроизвольно, через погруженность в межличностные ситуации. Человек как член данного общества усваивает их, не осознавая, а принимая как данность.

В качестве одного из основных факторов, оказывающих влияние на структуру ценностных ориентации личности, выступает уровень развития потребностей и соотношение между ними. Прежде всего движущими силами формирования ценностных ориентации личности считаются ведущие потребности личности. Чем более проблематичным становится возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью начинает обладать тот предмет, отношение или действие, которые способны данную потребность удовлетворить.

По мнению Е.И. Головахи (2000), предметы потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями.

Н.А. Журавлева (2006) также отмечает, что принципиальное влияние на формирование системы ценностных ориентации оказывают особенности по-требностно-мотивационной сферы личности.

Достаточно узконаправленный подход к проблеме формирования ценностных ориентации личности демонстрируют И.В. Дубровина и Б.С. Круглов (1983), которые отмечают, что наиболее существенными потребностями личности, определяющими систему ценностных ориентации, являются потребности в общении, в познании, в признании со стороны окружающих, потребность в дружбе, любви, труде. Однако с этим утверждением можно согласиться лишь только в том случае, когда речь ведется о формировании ценностей высшего уровня.

Б.И. Додонов (1978, 1981) обращает внимание на то, что для конкретной личности нет обязательного движения от потребностей к ценностям и ценностным ориентациям, которые существуют для человека в целом. Для отдельного субъекта путь в ряде случаев может быть прямо противоположным: принимая от окружающих людей взгляд на нечто как ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек тем самым закладывает себе основы потребности, которой раньше у него не было. Жизненно важные цели и перспективы определяют, по мнению Б.И. Додонова, программы отношений человека к действительности, которые, закрепляясь в нем, становятся его потребностями и побуждают индивида искать или создавать те жизненные ситуации, в которых запрограммированные им отношения могли бы реализоваться. Данный подход указывает на то, что не только потребности определяют ценности и ценностные ориентации, но и ценностные ориентации могут служить источником формирования потребностей. На наш взгляд, подобное влияние ценностей на потребности имеет место в единичных случаях и носит характер редких исключений из общих правил и закономерностей формирования системы ценностных ориентации.

Информация о работе Теоретический анализ исследований ценностных ориентаций условно осужденных подростков