Вальдорфская школа (научно-практическая школа) – альтернатива традиционной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – систематизировать основные идеи вальдорфской школы, заключенные в антропософии Штайнера, обосновать теоретическую суть и практическую ценность рассматриваемой педагогики, а также изучить опыт реализации идей вальдорфской школы.
В соответствии с объектом, предметом и целью дипломного исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать философско-методологические предпосылки воспитания
в вальдорфской педагогике;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
I ГЛАВА. Историко-культурологические и педагогические предпосылки возникновения вальдорфской школы…………………………………..
1. Педагогика свободного воспитания как методология вальдорфской школы……………………………………………………………………
2. Рудольф Штайнер-основоположник вальдорфской педагогики……
3. Педагог вальдорфской школы…………………………………………
II ГЛАВА. Практические пути реализации вальдорфской педагогики….
1. Организационные формы обучения……………………………………….
2. Методы и приемы. Содержание……………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

           В 1897г. Штайнер переселяется  в Берлин, где становится редактором «Литературного журнала». Благодаря этой деятельности он знакомится с самыми разными кругами берлинского общества. Он сотрудничает с «Театральным обществом», публикует критические статьи в «Драматическом листке», участвует в работе «Свободного литературного общества». Правление школы для рабочих, основанного Либкнехтом, приглашает его преподавать рабочим историю и ораторское искусство. Рудольф Штайнер с радостью и воодушевлением берется за эту задачу и, таким образом, знакомится с проблемами современного ему пролетариата, с социалистическим движением и марксизмом. И опять он оказывается перед педагогической задачей. Деятельность в этой школе продолжалась шесть лет и была закончена лишь в 1904 году, когда правление школы, опасаясь растущей популярности Рудольфа Штайнера, вынуждено было прекратить сотрудничество ввиду немарксистской ориентации преподавания.

          Осенью 1900г. Штайнер выступает  с докладом о Ницше в Теософской  библиотеке графов Брокдорф. Это  событие можно считать поворотной точкой его жизни. Рудольф Штайнер заметил, что среди его слушателей были люди, серьезно стремящиеся к духовному познанию. Благодаря Штайнеру, теософское общество стало заметным явлением в духовной жизни Германии.

Антропософское  общество

Строительство Гетеанума

           В 1913г. Штайнер, оставив теософское  общество, организовывает Антропософское  общество. Штайнер создает модель  собственного здания - Гетеанума  в Дорнахе, пишет ряд статей  и книг, выступает с лекциями, в которых касается разнообразных сторон духовной жизни, истории, познания мира и человека.

В самый разгар строительства  Гетеанума начинается Первая мировая  война. Штайнер создает концепцию  дальнейшего европейского развития, а в 1917г. излагает их в форме меморандума  и передает ведущим политикам Германии и Австрии, встречаясь с некоторыми из них лично. Политики теоретически соглашались с выводами Штайнера, но не воспользовались его предложениями. Тогда Штайнер пишет «Воззвание к немецкому народу и культурному миру», где излагает свою точку зрения на причины войны и перспективы послевоенного развития. Он выступает с многочисленными лекциями, посвященными социальному вопросу, судьбе рабочего движения, общественному устройству, высказывает значительные идеи в области экономики, права, налоговой системы. Выступая перед рабочими штутгартской табачной фабрики «Вальдорф-Астория», Штайнер рассказал о школе нового типа. Директор фабрики Эмиль Мольт предложил Штайнеру создать такую школу при фабрике. Так 25 апреля 1919г. с рождением Первой вальдорфской школы, руководителем которой стал Рудольф Штайнер, началась история вальдорфской педагогики. Новая педагогика должна быть основана на «подлинной антропологии», которая в состоянии целостно описать развитие человека, равно учитывая как телесный, так и душевно-духовные аспекты.

          В результате поджога в ночь  на 31 января 1922г. построенное здание  Гетеанума погибает в огне. Штайнер  увидел в этом событии внешнее  воплощение кризиса Антропософского  общества и начинает его реорганизацию.

  • Последние годы жизни

          Последний период деятельности  Рудольфа Штайнера характеризуется  возросшей активностью, прежде всего в практических областях. На политической сцене ряд активных деятелей движения делают попытки создать примеры новой организации экономической деятельности. В 1920 г. в Германии основывается Акционерное общество «Дер комменде таг» (Грядущий день), и Общество «Футурум» в Швейцарии, на средства и под эгидой которых основываются медицинское, фармацевтическое, сельскохозяйственное направления, биохимическая и физическая лаборатории, лечебно-педагогические приюты. Рудольф Штайнер работает во всех этих направлениях с врачами, лечебными педагогами, биологами, фармацевтами, обсуждая больных и давая конкретные рекомендации по постановке опытов и приготовлении лекарственных препаратов. Он читает ряд курсов, посвященных медицине, сельскому хозяйству, лечебной педагогике. В рамках медицинского направления закладываются основы целого ряда новых методов терапии, специфических лекарственных средств (например, терапия рака препаратами из омелы), терапии искусствами, а также антропософской психиатрии.

          В сельском хозяйстве Рудольф  Штайнер выдвигает идею «сельскохозяйственной  индивидуальности». Каждое отдельное  хозяйство — по возможности  замкнутый индивидуальный организм, состоящий из почвы, растений, животных и человека, связанный со всем организмом земли и космосом. Рекомендации Рудольфа Штайнера касаются как общих вопросов сельскохозяйственного производства, так и деталей удобрения и ухода за почвой. Основанное им движение, получившее впоследствии название биолого-динамического сельского хозяйства, является пионером экологического сельского хозяйства и распространилось во многих странах мира.

           В 1924г. Штайнер смертельно заболевает  и умирает 30 марта 1925г. в Дорнахе (Швейцария), где по его эскизам уже началось в то время строительство второго здания Гетеанума, существующего и поныне. Новый Гетеанум считается значительным новаторским шагом в истории архитектуры XX в.

 

 

 

 

Когда и как  возникла вальдорфская педагогика, какие идеи лежали в основании первой вальдорфской школы и почему она представляется актуальной для России?

Первая Свободная вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Штутгарте (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер интенсивно содействовал становлению новых общественных форм. Он разработал методы познания душевного и духовного мира. Используя эти методы, он дал углубленное понимание человека и мира – антропософию - как необходимое продолжение пути, на который стало естествознание. В сложившейся исторической обстановке в центре Европы появилась возможность придать обществу социальную форму, которая бы отвечала внутренним условиям современного развития и в которой могли бы найти решение насущные проблемы.

Самоуправляемая школа  как часть свободной культурной жизни имеет особое значение для  общества в целом.

 Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу — школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией — и гимназию — гуманитарно-ориентированную школу — усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин, разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14—15 лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное «человеческое образование». С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной жизни.

В этой ситуации Эмиль  Мольт, директор фирмы «Вальдорф-Астория», предложил Рудольфу Штайнеру создать  школу для детей рабочих и  служащих этой фирмы. Фундаментом новой школы должны были стать внутренние законы и условия развития человека, которые у всех детей при всех индивидуальных различиях одинаковы. Так была создана первая вальдорфская школа как школа с единым 12-летним образовательным процессом для всех детей, как первая общеобразовательная единая школа. Будущий рабочий получал здесь то же основное образование, что и будущий ученый. Было устранено устаревшее разделение обучения девочек и мальчиков. В вальдорфской школе было исключено деление по социальным слоям, степени одаренности, принадлежности к определенному вероисповеданию.

Штайнер не был единственным, который высказывал подобные взгляды. Целый ряд авторов конца XIX —  начала XX столетия объявили современную  им школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. «Профессор — национальная болезнь Германии» (Юлиус Лангбен). Ницше подверг резкой критике перенасыщенность преподавания историей, результатом чего явилось «переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого». Из такой школы выходят «слабые личности», «бродячие энциклопедии», «образованные филистеры». Они хотя и напичканы «образованием», но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни. Наряду с односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергалась также и ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыки в какой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развития человека. «В чем задача современной школьной системы, — писал один из педагогов-реформаторов, — особенно старшего звена? Сделать из человека машину...»

Итак, в широких слоях  общества осознавалась потребность  в социально-культурном обновлении. Была осознана роль школы в общем  социально-культурном кризисе. В обновлении системы образования многие видели путь к обновлению всего общества в целом. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированная соответственно на: целостное, всеобщее, «подлинно человеческое», живое и жизненное. Подчеркивалась роль искусства в воспитании. Безликого, серого «человека толпы», послушного колесика в государственной машине, должна была сменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного «профессора», должен был сменить активный, способный на создание нового, творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств. Таковы были идеалы, породившие многочисленные попытки изменить положение дел в системе образования Германии начала столетия и известные в истории педагогики как движение реформ-педагогики.

В отличие от реформ-педагогики, которая дополнила уже существующую модель школы по различным направлениям, вальдорфская школа представила совершенно новую концепцию. Чтобы придать преподаванию и воспитанию форму, которая содействует развитию человека, недостаточно просто соединить гимназическое образование, с его предметным каноном с односторонней направленностью на поступление в высшую школу, и народную школу. Столь же безрезультатным было бы простое дополнение интеллектуального обучения преподаванием искусства и ремесел. Заслуга Рудольфа Штайнера в области педагогики состоит в том, что, на основе антропософии, изучающей развитие человека в телесном, душевном и духовном аспектах, он создал педагогику, охватывающую развитие и силы познания в целом, и способностей к искусству, и чувства, и моральных задатков, и религиозного переживания.

То, что эта новая  концепция вальдорфской школы с  ее отличием от всех остальных известных  форм была принята не сразу видно  по тому, что вначале вальдорфская педагогика распространялась весьма медленно. Первая фаза ее развития в Германии кончилась закрытием в 1938-1941 гг. под давлением национал-социализма восьми вальдорфских школ, которые были созданы к началу 30-х годов (Берлин, Бреслау, Дрезден, Эссен, Гамбург, Ганновер, Кассель, Штуттгарт). Первые вальдорфские школы за границей были открыты в 1923 г. в Голландии, 1925 г., в Англии и в 1926 г. в Швейцарии, Норвегии, Португалии и Венгрии.

В 1945 г. в Германии началось возрождение  вальдорфских школ. В 1952 г. в ФРГ было 25 вальдорфских школ. В ГДР была создана только одна школа в Дрездене, просуществовавшая всего несколько лет (запрещена Социалистической Единой партией Германии в 1949 г.). Некоторое время новые школы не создавались для того, чтобы объединить и укрепить уде существующие. В конце 60-х годов постепенно начали создаваться новые школы. К осени 1989 г. в Германии было 117 школ с 49980 учащимися. Аналогичная динамика прослеживается и в других европейских странах. К осени 1989 г. сложилась следующая картина: в Бельгии -13, Дании-17, Финляндии-4, Франции-10, Великобритании-23, Италии-4, Лихтенштейне-1, Люксембурге-1, Нидерландах-81, Норвегии-21, Австрии-7, Венгрии-1, Швеции-19, Швейцарии-32 вальдорские школы или школы Рудольфа Штайнера. Причиной такого быстрого развития стало более глубокое осознание родителями задач школы и воспитания – это общий феномен нашего времени.

Хотя вальдорфскую педагогику и  причисляют обычно к реформ-педагогике, однако это, на мой взгляд, не вполне правомерно. Штайнер не просто выразил  идеалы, основанные на критике существующего. Он создал целостную антропологию развития, а также социальную теорию, способную практически лечь в основу системы образования нового типа, соответствующего нашей эпохе.

Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы Вальдорф-Астория, которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, социологические исследования показывают, что процент детей из среды рабочих и «низших слоев» населения довольно низок (данные по ФРГ). «Вальдорфские родители» — это в основном люди с высшим образованием: юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет, главным образом, заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие «заинтересованные» родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ, число которых за последние двадцать лет резко возросло. В вальдорфские школы на Западе попадают чаще ребята, чьи родители осознают глубокую ответственность за образование своих детей. Это и является основной причиной некоторой тенденции к элитарности этих школ на Западе, что противоречит их первоначальному замыслу. В России эта проблема может встать особенно остро, если учесть идейную направленность родителей, имеющих средства для оплаты обучения в негосударственной школе. Вальдорфская школа не ставит перед собой узко специальной цели, например, подготовки в вуз, но стремится дать целостное, широкое образование, необходимое любому человеку в современном мире, независимо от того, какую профессию он для себя выберет. Поэтому среди бывших вальдорфских учеников, как показывают социологические исследования, есть представители всех профессий: от актеров и музыкантов, до инженеров и фермеров, врачей и священников. С педагогически-социальной точки зрения, крайне важно для взаимопонимания людей в обществе, чтобы в одном педагогическом сообществе — классе, школе — учились бы вместе молодые люди, которые впоследствии будут работать в самых разных областях жизни.

Ясно, что такая модель общеобразовательной школы, не искусственно, но целостно соединяющей в себе гуманитарную и естественнонаучную линии (народную школу, гимназию и реальную школу), развитие индивидуальности и социализацию с учетом формирования человека в целом, нуждается в серьезном педагогическом обосновании. В этом «целом» образование в сегодняшнем понимании этого слова является лишь одной составляющей и, быть может, не самой главной. Например, соматическое, психическое и личностное (духовное) здоровье детей и молодежи как составная задача школы — не просто декларируемые, а выражающиеся в конкретных формах организации преподавания и содержания образования — нравственное развитие, а также ориентация на социальные ценности, на мой взгляд, должны составлять приоритет, а не являться чем-то несущественным по сравнению с выполнением государственных стандартов образования, сориентированных главным образом на сдачу экзаменов, то есть на чисто интеллектуальное усвоение. Расширение понятия образования — это ценнейший вклад, который может внести вальдорфская педагогика в развитие отечественной школьной системы.

Информация о работе Вальдорфская школа (научно-практическая школа) – альтернатива традиционной педагогики