Понятие и особенности международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 21:37, доклад

Краткое описание

Международное право — это система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Это одно из самых кратких определений, но тем не менее оно отражает наиболее важные черты международного права, в том числе и то, что международное право представляет собой систему норм, структурно организованных на базе единых целей и принципов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Международное - семинар 1.docx

— 84.37 Кб (Скачать документ)

С другой стороны, радикальное преобразование этого механизма нанесет ущерб уникальной функции международного права - регулированию межгосударственных отношений. В конечном счете это отрицательно скажется и на правах человека. Поэтому едва ли случайно государства и их организации пока не выражают готовности признать за индивидом статус субъекта международного права.

Объектная сфера действия международного права - это круг регулируемых отношений, которые являются его объектом.

Объектная сфера связана с субъектной, поскольку в нее входят только отношения между субъектами международного права. Объектная сфера является наиболее определенной. Нередко ее рассматривают как единственную сферу действия международного права.

Эти аспекты сферы действия международного права особенно важны. Для всех договоров первостепенное значение имеет субъектная сфера - на кого распространяется его действие. Объектная сфера определяется содержанием договора - какие виды отношений и в какой мере им регулируются. Вместе с тем практика не придерживается четких и единообразных понятий в этой области.

Возьмем, например, соглашения об устранении двойного налогообложения, для которых особенно важно четкое определение различных аспектов сферы их действия. Последняя определяется с помощью трех параметров:

- круг лиц, которых касается  соглашение;

- вид налогов, которым посвящено  соглашение;

- границы территориальной сферы  действия соглашения.

При этом используются формулировки, которые явно неверны с точки зрения международного права, например: "соглашение применяется к лицам", "распространяется на доходы", "распространяется на территорию государства". Тем не менее подобные выражения облегчают понимание, и потому нет оснований против них возражать.

Немало авторов рассматривают объектную сферу как всеохватывающую, включающую абсолютно все межгосударственные отношения (Ю.М. Колосов, Н.А. Ушаков). На самом же деле не только международное, но и внутригосударственное право не в состоянии охватить все богатство жизненных отношений. Думается, в этом нет необходимости. Один из законов управления предписывает не регулировать то, что в этом не нуждается, что обеспечивается саморегулированием.

Международное право регулирует лишь те отношения, которые затрагивают существенные интересы государств или международного сообщества в целом. Поэтому в объектную сферу международного права следует вводить только те отношения, которые реально могут и должны подвергаться правовому регулированию.

Объектной сфере присуща тенденция к расширению. Появляются все новые виды взаимодействия государств. Оно вовлекает в свою орбиту дела, которые ранее находились вне международного сотрудничества, в том числе и те, что считались чисто внутренним делом государств. Примером тому может служить сотрудничество в области прав человека. Однако расширение сферы действия международного права явно отстает от потребностей современной жизни. Серьезную угрозу представляет недостаточное урегулирование проблемы безопасности, проблемы окружающей среды, минимален уровень регулирования мировой экономики и т.д.

Распространение сферы действия международного права на все более широкий круг международных отношений стало жизненной необходимостью. Вопрос поставлен историей так: либо мы добьемся большей управляемости в системе международных отношений, либо погибнем.

Широко обсуждается вопрос о возможности распространения сферы действия международного права на внутригосударственные отношения. Многие авторы давно пишут о том, что международное право обладает неограниченной сферой действия и может регулировать также внутригосударственные отношения. Однако реальность международно-правового регулирования не подтверждает это мнение. Ссылаются на то, что все чаще договоры затрагивают чисто внутренние вопросы. Однако это ни в коей мере не превращает внутреннее дело в международное. Договор регулирует лишь международные отношения, касающиеся этого внутреннего дела.

Одна из причин отмеченных взглядов видится в том, что их авторы не нашли четкого критерия для разграничения сфер действия международного и внутреннего права. Таким критерием является объект правового регулирования. Поэтому сферой действия международного права являются межгосударственные отношения, сферой действия внутреннего права - отношения с участием физических и юридических лиц.

Все это не дает оснований согласиться с мнением относительно совмещения сфер действия международного и внутреннего права. В обоснование подобного мнения обычно ссылаются на правовое положение дипломатических представителей, которое определяется как международным, так и национальным правом (Г.В. Игнатенко). Думается, однако, что и в данном случае сохраняется общая закономерность. Обе системы права нацелены на решение единой задачи - обеспечить дипломатические привилегии и иммунитеты. При этом у каждой системы свой механизм решения общей задачи и свой объект регулирования. Внутреннее право регулирует внутренние отношения, а международное - межгосударственные отношения по этому предмету.

Международное право и экстратерриториальное действие внутреннего права

 

Экстратерриториальное, т.е. выходящее за пределы государственной территории, действие внутреннего права - весьма распространенное явление, значение которого растет <*>.

 

Здесь используется международно признанный термин "экстратерриториальное" вместо принятого в нашей литературе термина "экстерриториальное" действие права. "Экстратерриториальное" означает "выходящее за пределы территории", а "экстерриториальное" - "находящееся вне территории".

 

Человек обладает юридическим статусом, комплексом прав и обязанностей, обретенных в определенной правовой системе. При перемещении в сферу действия другой правовой системы он не может лишаться своих личных, имущественных и многих других прав. В результате права, созданные в рамках одной национальной правовой системы, должны признаваться в сфере действия другой. Это наиболее давний и массовый случай экстратерриториального действия внутреннего права. По мере развития международного общения рассматриваемое явление обретало все новые аспекты.

Следует отметить случаи злоупотребления экстратерриториальной юрисдикцией, которые характерны для США. Так, в 1996 г. был принят Закон о свободе Кубы и демократической солидарности (Закон Хелмса - Бертона), который предусматривал экономические меры наказания путем осуществления экстратерриториальной юрисдикции. Касаясь этого Закона, американский юрист А. Ловенфельд писал: "...он в явной форме отвергает доктрину "акт государства" и уполномочивает суды Соединенных Штатов рассматривать иски, связанные с экспроприацией, осуществленной на Кубе более трех десятилетий назад" <*>.

 

 

Суды США также весьма широко толкуют экстратерриториальное действие своих законов. Рассматривая дело "США против Вердуго - Уркидеса", Верховный Суд должен был определить законность действий американских агентов, которые произвели без разрешения местных властей обыск помещения в г. Мехико. Суд счел, что не существует конституционных ограничений для действий США за рубежом, когда они касаются иностранцев <*>.

 

 

Мы остановимся на экстратерриториальном действии внутреннего права, исходя из того, что оно:

- имеет значение для осуществления  государством норм международного  права за пределами своей территории;

- регулируется международным правом;

- необходимо для понимания взаимодействия  международного и внутреннего  права.

Интенсификация интернациональных связей определяет тенденцию к росту уважения права других государств, прежде всего тех его норм, субъектами которых являются физические и юридические лица. В регулировании связанных с этим вопросов главная роль принадлежит особой отрасли внутреннего права, именуемой международным частным правом, призванным регулировать гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом. Постепенно нормы, регулирующие экстратерриториальное действие, появляются во все большем числе отраслей внутригосударственного права. Наиболее широко такое действие у отраслей частного права (гражданского, семейного, торгового и др.). Эти отрасли связаны с международным общением физических и юридических лиц. Гораздо сложнее обстоит дело с отраслями, относящимися к публичному праву, которое тесно связано с властными функциями государства (государственное, административное, уголовное право).

В зарубежной литературе зачастую пишут не об экстратерриториальном действии права, а о соответствующей юрисдикции. В отечественной юриспруденции это понятие, к сожалению, не привлекло к себе внимания.

Юрисдикция вытекает из суверенитета государства и означает его законодательную, судебную и административную власть, ее объем и сферу действия.

По сфере действия различают юрисдикцию территориальную и экстратерриториальную, по характеру власти - законодательную, судебную, административную, по объему - полную и ограниченную. Полная означает власть государства предписывать определенное поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении средствами. Ограниченная юрисдикция означает, что государство может предписывать поведение, но ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний.

С точки зрения действия права различают:

- предписывающую юрисдикцию - власть  государства делать свое право  обязательным для физических  и юридических лиц;

- судебную юрисдикцию - власть государства  подчинять физические и юридические  лица выносимым его судами  и другими органами решениям - актам применения права;

- юрисдикция принуждения - власть  государства принуждать к соблюдению  права.

Сфера экстратерриториальной юрисдикции определяется правовой системой государства в соответствии с международным правом. Общее правило, опирающееся на основные принципы международного права, состоит в том, что государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории и ограниченную - в отношении своих граждан и организаций за рубежом.

В основе экстратерриториальной юрисдикции лежит персональный принцип, и она является преимущественно предписывающей. Государство вправе обязать своих граждан и организации соблюдать его законы и в том случае, если они находятся на иностранной территории. При определенных условиях может осуществляться и судебная юрисдикция. Что же касается юрисдикции принуждения, то она осуществима лишь тогда, когда субъект вступает в сферу полной юрисдикции государства.

В силу территориального верховенства государства иностранное право может действовать лишь в пределах, допускаемых внутренним правом. Государство не может требовать от своих граждан и организаций, находящихся за рубежом, совершения действий, запрещенных местным правом.

Практика свидетельствует о наличии двух общих принципов, относящихся к регулированию экстратерриториального действия права. Первый состоит в том, что иностранное право может действовать в рамках, определяемых местным правом, и в соответствии с международными обязательствами местного государства. Согласно другому принципу, не подлежит применению иностранный закон, противоречащий основам местного права, даже если коллизионные нормы последнего отсылают к нему.

Признание государства означает признание и его правовой системы. Экстратерриториальное действие актов непризнанного государства допускается как исключение. В судебной практике такие акты признаются, если речь идет об их применении только на территории, находящейся под контролем непризнанного государства или правительства, и только в отношении внутренних дел этого государства.

С помощью национальных законов и международных договоров государства обеспечивают все более широкое экстратерриториальное действие внутреннего права. Применение иностранного права обеспечивается местными органами. Особенно велика роль в этом деле многочисленных договоров о правовой помощи.

Так, Конвенция стран СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам обязала участников признавать и исполнять решения судов друг друга по гражданским и семейным делам, а также решения по уголовным делам о возмещении ущерба (ст. 51) <*>. Положения об экстратерриториальном действии встречаются и в иных видах договоров <**>.

 Соглашение между США и  ФРГ 1976 г. о социальном обеспечении  предусматривает, что компетентные  власти сторон будут помогать  друг другу "в имплементации  законов друг друга так, как  если бы они применяли собственное  законодательство".

 

Проблема экстратерриториального действия внутреннего права явно нуждается в основательном международно-правовом урегулировании. Предпринимаются все новые попытки в этом направлении. Многие международные органы так или иначе сталкивались с данной проблемой, но решения не нашли. Из многосторонних актов можно назвать Межамериканскую конвенцию о юрисдикции в международной сфере в связи с экстратерриториальной действительностью иностранных судебных решений 1984 г. Ведется разработка соответствующих норм в рамках ЕС. Проект резолюции "Экстратерриториальная юрисдикция государств" подготовил в 1993 г. Институт международного права. Все это, однако, лишь первые шаги к цели.

7. Периодизация становления международного  права

Для того чтобы правильно использовать международное право, необходимо знать его природу. Понимание его природы, как и любого иного социального феномена, во многом зависит от понимания его истории.

Каждое явление представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего. Ни одно явление не может находиться вне собственной истории, быть изолированным от ее влияния. Попытки игнорировать историю неизбежно ведут к непониманию сущности явления и к ошибкам в его использовании. Неправильное толкование прошлого влечет за собой непонимание настоящего и ошибочную оценку будущего. Один из наиболее авторитетных специалистов в области истории права Ф. Мэйтланд сказал: "Сегодня мы изучаем позавчера, с тем чтобы вчера не могло парализовать сегодня, а сегодня не могло парализовать завтра" <*>. Говоря о международном праве, М. Ляхс подчеркивал, что не все вчерашнее в нем устарело <**>.

История международного права является частью исторического развития общества. Вместе с тем оно имеет и собственную историю, отражающую специфику этого социального явления. К сожалению, в мировой литературе, особенно современной, немного фундаментальных исследований истории международного права. В отечественной литературе ей посвящены монографии В.Э. Грабаря, Ф.И. Кожевникова, Д.Б. Левина, Ю.Я. Баскина, Д.И. Фельдмана. Сегодня ускорение темпов исторического развития, находящее выражение в обрушивающемся на исследователя потоке информации, несущем все новые вопросы, как бы отделяет нас от прошлого, даже сравнительно недавнего.

Информация о работе Понятие и особенности международного права