Гуманитарные интервенции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 05:36, диссертация

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в последнее время во внешней политике (общем курсе государства в международных делах) отдельных стран преобладают тенденции, противоречащие международному праву. Учредители ООН в свое время ставили перед собой задачу “создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права”[1].

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая работа по гуманитарной интервенции.doc

— 394.50 Кб (Скачать документ)

Сложившейся практике соответствует и военное право России. Основные положения военной доктрины Российской Федерации определяют, что при проведении операций по поддержанию мира на международной арене на контингента Вооруженных Сил РФ могут возлагаться следующие основные задачи:

разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон; обеспечение доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуация из зоны конфликта;

блокирование района конфликта с целью обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом.

В-третьих, для сил, участвующих в миротворческих операциях, основополагающее значение имеют принципы беспристрастности и нейтралитета. В годы "холодной войны" одним из видимых выражений их соблюдения являлось неучастие в таких операциях великих держав, соседних стран, а также других государств, имевших "свой" интерес в зоне конфликта. В современных условиях следование названным принципам предполагает согласованное участие всех стран мирового сообщества и выработку ими решения на основе консенсуса. Только так объединенная акция миротворцев будет восприниматься как достоверный и убедительный инструмент принуждения к миру и сдерживания агрессии.

Принуждение к миру может потребовать больших средств и сил. Их мобилизация возможна, только если большинство крупных государств поддержат военную акцию и ни одна из ядерных держав не будет активно ей препятствовать. Государства - члены ООН должны обладать решимостью для реализации операции, когда принято решение о вмешательстве.

В-четвертых, в самих миротворческих военных операциях речь идет не о ведении классических боевых действий, направленных на уничтожение или разгром регулярных сил врага, а о подавлении воли противника к действиям, о его нейтрализации, о прикрытии населения, т.е., о миротворческих акциях. Военные действия, тем более наступательные операции интервенционистских, по существу, сил должны вестись исключительно против военных целей. При этом силы ООН должны хорошо знать, применять и уважать нормы международного гуманитарного права.

Однако многочисленные акции, связанные с привлечением войск ООН, а теперь и миротворческая деятельность нашей страны в рамках СНГ показали неоднозначность и неразработанность многих вопросов, связанных с формированием и финансированием контингентов миротворческих войск, системой их подчиненности и руководства, в том числе боевого управления ими, правового обеспечения их деятельности и т.д.

Как показывает опыт, согласие государств с проведением той или иной операции совсем не всегда сопровождается их готовностью внести собственный финансовый, материальный и прочий вклад при ее осуществлении. Нередко заинтересованные государства противятся использованию своих вооруженных сил в конфликтах нового типа, так как они плохо подготовлены к участию в них. Исправлению ситуации призвана служить инициатива ООН о создании системы резервных ресурсов, которые могут быть полностью или частично развернуты в любой точке земного шара по просьбе Генерального секретаря в согласованные сроки для выполнения задач ООН, определенных Советом Безопасности. Эти ресурсы могут предоставляться государствами (на оговоренных определенными условиями) в виде отдельных военнослужащих или воинских формирований, гражданской полиции, специального персонала (военного и гражданского) и услуг, а также материалов и оборудования. Эти ресурсы держатся "в резерве" в своих странах, где они проходят подготовку к выполнению конкретных задач и функций в соответствии с руководящими принципами ООН. Резервные ресурсы используются лишь для операций по поддержанию мира, санкционированных Советом Безопасности. Государства-члены сохраняют полную ответственность за них, пока они находятся у себя в стране. В период назначения в состав операций по поддержанию мира персонал, предоставленный участвующими государствами-членами, остается на национальной службе, но функционирует под командованием ООН.

Части и подразделения войск ООН для осуществления операций по поддержанию мира должны отбираться из многих стран, а их географическое представительство обеспечивать широкое участие в этих операциях всего международного сообщества.

Предназначение этих сил должно иметь исключительно международный характер, и лица из их состава выполнять свои обязанности и регулировать свое поведение, исходя только из интересов ООН. На практике, однако, государства часто ревниво оберегают свой контроль над подразделениями из состава своих вооруженных сил и сегодня, по-видимому, возникают лишь зачатки механизма по совместному принятию решений.

 
 
 
           

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одной из наиболее характерных особенностей развития современной цивилизации стало беспрецедентное стирание казавшихся ранее незыблемыми государственных границ во всех сферах общественной деятельности. Интернет осуществляет это ошеломляющими темпами в области обмена информацией. В экономике данный процесс проявляется в виде все более ускоряющейся, хотя и вызывающей крайне противоречивые оценки глобализации. В сфере же политических отношений свидетельством идущей трансформации являются не менее широко и остро дискутируемые проблемы связанные с так называемой «гуманитарной интервенцией».

В практике межгосударственных отношений доктрина «гуманитарной интервенции» зачастую применяется для того, чтобы оправдать развязывание агрессивных войн. На наш взгляд, это не что иное, как обоснование применение силы "в гуманных целях".

К большому сожалению, для урегулирования конфликтов как международного, так и немеждународного характера прибегают к силовым методам, зачастую под предлогом якобы имеющей место гуманитарной катастрофы.

Последствия проведения «гуманитарных интервенций» ставят задачу найти альтернативу «негуманитарной концепции», в которой основное внимание уделяется реагированию на катастрофу в какой-либо из стран, и в частности реагированию путем военного вмешательства, а не попытке, прежде всего, предотвратить такую катастрофу.

Международное сообщество ведет большую работу по определению  приоритетов в решении указанных в данной работе проблем и, в частности по выработке политического курса для устранения имеющего места дисбаланса в работе Совет Безопасности ООН.

Главное внимание уделяется проблеме поиска «миротворческого консенсуса». На национальном, региональном и международном уровнях ведется немало дискуссий по вопросу о том, как подойти к решению практической задачи - попытаться оформить любой новый консенсус, достигнутый между государствами по вопросу вмешательства в целях защиты людей. Некоторые предлагают сосредоточить усилия на составлении проектов руководящих принципов для внутреннего использования Советом Безопасности; другие поддерживают принятие более официальной резолюции Генеральной Ассамблеей; а третьи пошли еще дальше и предлагают начать работу по составлению новой международной конвенции или даже внести поправки в Устав ООН.

Обсуждения проблемы вмешательства определяет и значение его предупреждения как неотъемлемой части всей проблемы, а также всякий раз необходимых мер постконфликтного миростроительства после проведения военного вмешательства.

Что касается реализации указанного, то здесь мы встретились с наиболее широко распространенной обеспокоенностью. За последнее десятилетие было слишком много случаев, когда Совет Безопасности, столкнувшись с ситуациями, возмущающими совесть человечества, не отреагировал на них должным образом путем своевременного предоставления полномочий и оказания поддержки необходимым мерам реагирования. И события последних лет слишком часто показывали, что даже решение Совета Безопасности, которым он санкционировал проведение международных акций для разрешения ситуаций, вызывающих большую обеспокоенность с гуманитарной точки зрения, не являлось гарантией того, что какие-либо действия будут предприняты, а если и будут предприняты, то окажутся ли они эффективными.

Работа над темой диплома показала необходимость надлежащим образом определить оперативные меры реагирования, определить принципы и правила, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении актов военного вмешательства в целях защиты людей,

Самым важным инструментов исследуемой проблемы является, по нашему мнению обеспечение надлежащей политической решимости и мобилизации политической воли к действию, когда таковое требуется.

Ключом к мобилизации международной поддержки является мобилизация поддержки внутри страны или, по крайней мере, нейтрализация внутренней оппозиции. Как будет решаться какой-либо вопрос на национальном уровне - какую поддержку или противодействие получит то или иное конкретное решение о проведении вмешательства с учетом значительных финансовых затрат и людских потерь, которые оно может повлечь, и перераспределения внутренних ресурсов, которое может потребоваться, — всегда играет роль при принятии решений, касающихся международных проблем, хотя степень влияния такого внутреннего фактора, разумеется, весьма различна в разных странах и в разных конкретных случаях.

Исключение проведения «гуманитарной интервенции» как только военного вмешательства возможно, прежде всего, при укреплении перспектив осуществления действий на коллективной и принципиальной основе, минимизируя при этом двойные стандарты, в ответ на связанные с огромными гуманитарными бедствиями ситуации, возмущающие совесть человечества и взывающие к таким действиям.

 


Информация о работе Гуманитарные интервенции