Творчество М.Ю. Лермонтова в восприятии В.Г. Белинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Творчество М.Ю. Лермонтова никогда не перестанет восхищать читателей. В наследии великого поэта и писателя каждый находит нечто родное сердцу и близкое душевному состоянию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............3

Глава I. Сравнение анализа произведений М.Ю. Лермонтова В.Г. Белинского и других критиков 1840-1860 г………………………..…………………………..6
Негативная оценка произведений М.Ю. Лермонтова критиками 1840-1860 г…………………………………………….............................................7
Положительная оценка произведений М.Ю. Лермонтова критиками 1840-1860 г……………………………………………………………16

Глава II. Творчество М.Ю. Лермонтова в оценке В.Г.Белинского…………...22

Заключение………………………………………………………………..............44

Список литературы……………………………………………………….............46

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая работа улахановой (Автосохраненный).docx

— 116.71 Кб (Скачать документ)

Видя Печорина как типичного  представителя передовых людей 40-х  годов, В.Г. Белинский не упустил и личное отношение автора к персонажу: М.Ю. Лермонтов сочувствует своему герою, находит в нём самого себя, поэтому критик заключает, что автор не смог полностью отделиться от персонажа и взглянуть на него со стороны.

Встретившись с М.Ю. Лермонтовым, критик убедился, что у литератора есть сходная с Печориным черта характера: рассудочный, охлаждённый, озлобленный взгляд на жизнь, и желал писателю преодолеть его холодность и озлобленность и лично, и через свою статью.

Предрекая «прекрасное будущее» Печорину через его моральное  выздоровление, В.Г. Белинский полагал, что укрепление веры в достоинство людей станет и для М.Ю. Лермонтова панацеей, основой для развития его литературного таланта.

Во время опубликования  рецензии на роман «Герой нашего времени», В.Г. Белинский ещё не полностью освободился от идеалистических идей и философии Г.В.Ф. Гегеля. Это особенно заметно в статье, критик утверждает, что результатом противоречий и конфликтов, показанных в романе, должна стать гармония и целостность мировоззрения.

Позже Н.Г. Чернышевский, анализируя данную статью В.Г. Белинского, отмечал, что критик рассмотрел персонажа с художественной точки зрения, не затрагивая проблему наличия в стране подобных Печорину людей. Упущение данной рецензии не мешало Н.Г. Чернышевскому признать, что среди критиков 40-х г., рассматривающих роман в своих статьях, только В.Г. Белинский по достоинству оценил произведение М.Ю. Лермонтова и поддерживал общественное мнение, не боясь царской тирании. Н.Г. Чернышевский считал, что в 1840 году взгляды В.Г. Белинского ещё не полностью сформировались, однако, «никто еще не проникался элементами нашей действительности так глубоко и живо, как и в то время была уже проникнута ими критика Белинского» [Мордовченко, Н.И.: 11]. Также Н.Г. Чернышевский отметил настойчивое стремление В.Г. Белинского к развитию. В 1840 г., по его мнению, критик понимал, что останавливаться в саморазвитии нельзя: В.Г. Белинский «никогда не любил останавливаться на половине пути, из боязни, что с развитием соединены свои опасности, как соединены они со всеми вещами на свете: все-таки эти опасности, по его мнению, вовсе не так страшны, как та нравственная порча, которая бывает необходимым следствием неподвижности; притом же они с неизмеримым избытком вознаграждаются положительными благами, какие дает развитие» [Мордовченко, Н.И.: 11].

В.Г. Белинский продолжил следить за творчеством поэта, которое импонировало критику. Буквально через 6 месяцев критик опубликовал новую статью «Стихотворения Лермонтова».  В промежутке между статьями В.Г. Белинский полностью утверждается в революционном настроении, избавляется от идей примирения с действительностью. В послании к В.П. Боткину В.Г. Белинский писал о работе над «Стихотворениями М. Лермонтова»: «Вообще, все общественные основания нашего времени требуют строжайшего пересмотра и коренной перестройки, что и будет рано или поздно. Пора освободиться личности человеческой, и без того несчастной, от гнусных оков неразумной действительности...» [Белинский, В.Г.: 19]. В период влияния на В.Г. Белинского философских принципов «примирения» он призывал не противиться установленному общественно-политическому порядку, быть смиренным. В противовес прошлым воззрениям В.Г. Белинский считает, что отрицание это естественное состояние человека, и личность является его носителем. С индивидуалистической теорией связан у критика термин «субъективности», который он привёл в «Стихотворениях М. Лермонтова». Говоря «субъективность», В.Г. Белинский имел в виду возможность художника реагировать на современные ему общественные проблемы и осуждать их.

По этой причине В.Г. Белинский дал необыкновенно высокую оценку творчеству М.Ю. Лермонтова. Он восхвалял величавость «Поэта» и обращал отдельное внимание на «писанные кровью» строки «Думы» [Белинский, В.Г.: 8]. В.Г. Белинский указывал, что «похоронная песня всей жизни переплеталась у М.Ю. Лермонтова с тоскою по жизни, с неукротимою жаждою жизни» [Мордовченко Н.И.: 11]. Как статья о «Герое нашего времени», так и тесно связанная с нею вторая статья В.Г. Белинского проникнута глубочайшей верой в торжество правды и разума: «Нет, это не смерть и не старость: люди нашего времени также или еще больше полны жаждою желаний, сокрушительною тоскою порываний и стремлений. Это только болезненный кризис, за которым должно последовать здоровое состояние лучше и выше прежнего. Та же рефлексия, то же размышление, которое теперь отравляет полноту всякой нашей радости, должно быть впоследствии источником высшего, чем когда-либо блаженства, высшей полноты жизни» [Мордовченко Н.И.: 11].

Статья «Стихотворения М.Лермонтова»  начинается с краткой оценки стихотворения  «Бородино» и гораздо более детальным  разбором «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». По мнению критика использование М.Ю. Лермонтовым исторического жанра было обусловлено моральным состоянием автора. Критик писал, что выбор М.Ю. Лермонтовым жанра говорит «о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностию и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем. Но это прошедшее не могло долго занимать такого поэта; он скоро должен был почувствовать всю бедность и все однообразие его содержания и возвратиться к настоящему, которое жило в каждой капле его крови, трепетало с каждым биением его пульса, с каждым вздохом его груди» [Белинский, В.Г.: 7].

В.Г. Белинский также характеризует самого автора произведений, судя по его лирике. Он пишет, что М.Ю. Лермонтов «является не безусловным художником, но внутренним человеком, и по которым одним можно увидеть богатство элементов его духа и отношения его к обществу» [Белинский, В.Г.: 8]. В доказательство Белинский В.Г. стихотворения «Дума», «Поэт», «Не верь себе», «И скучно, и грустно», доказывая, что в данных стихотворениях слышны «громы негодования, гроза духа, оскорбленного позором общества» [Белинский, В.Г.: 7]. Отдельным смыслом наделены такие стихотворения, как «В минуту жизни трудную», «Памяти А. И. Одоевского», «Молитва», «1-е января», «Журналист, читатель и писатель», «Ребенку», «Сосед».

В.Г. Белинский, анализируя лирику поэта, упоминает, что в них можно найти «все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия», имея в виду широкий диапазон волнующих М.Ю. Лермонтова тем [Белинский, В.Г.: 7]. «Гармонически и благоуханно, высказывается дума поэта в пьесах: «Когда волнуется желтеющая нива», «Расстались мы, но твой портрет» и «Отчего», - и грустно, болезненно в пьесе «Благодарность» [Белинский, В.Г.: 7]. С последним лирическим произведением В.Г. Белинский объединяет по тематике «Завещание», не вошедшее в сборник 1840 г. и недавно размещённое в «Отечественных Записках». Переводы из Дж.Г. Байрона - «Еврейская мелодия» и «В альбом» также вошли в список «субъективных» произведений поэта, которые В.Г. Белинский наделял свойством выражения «внутреннего мира души поэта» [Белинский, В.Г.: 7].

В.Г. Белинский затем выделяет развитие М.Ю. Лермонтова как поэта: он переходит от «субъективных» стихотворений к «чисто-художественным». К переходному этапу критик причислял «Ветку Палестины», «Тучи», в которых «видна еще личность поэта, но в то же время виден уже и выход его из внутреннего мира своей души» [Белинский, В.Г.: 7]. Под «чисто-художественными» стихотворениями он подразумевает стихотворения «Русалка», «Три пальмы», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Воздушный корабль», «Горные вершины». В этих стихотворения, считал критик, «личность поэта исчезает за роскошными видениями явлений жизни» [Белинский, В.Г.: 7].

Напоследок В.Г. Белинский оставляет крупную по объёму поэму «Мцыри», сравнивая её с другой, ещё не опубликованной в то время, но уже популярной поэмой М.Ю. Лермонтова «Демон»: «Мысль этой поэмы глубже и несравненно зрелее, чем мысль «Мцыри», и, хотя исполнение ее отзывается некоторою незрелостию, но роскошь картин, богатство поэтического одушевления, превосходные стихи, высокость мыслей, обаятельная прелесть образов ставят ее несравненно выше «Мцыри» и превосходят все, что можно сказать в ее похвалу. Это не художественное создание, в строгом смысле искусства, но оно обнаруживает всю мощь таланта поэта и обещает в будущем великие художественные создания» [Белинский, В.Г.: 7].

В единственный прижизненный лирический сборник М.Ю. Лермонтова 1840 г. вошло двадцать восемь его произведений. В.Г. Белинский уделил внимание каждому из них, кроме «Узника», о котором отозвался как о недурном, даже хорошем, но не превосходном произведении, учитывая, что его автор М.Ю. Лермонтов. Также он оценил и стихотворение «Ангел», не вошедшее в сборник.

Следует отметить последовательность в статье критика в разборе произведений М.Ю. Лермонтова и обратить внимание отмеченные им циклы и группы.

Критик следовал строго продуманному плану анализа в соответствии с его характеристикой М.Ю. Лермонтова, отражающей взгляды В.Г. Белинского на перспективы творческого развития поэта.

В.Г. Белинский развивает понятие «субъективности», как элемент индивидуальности, самовыражения творческой личности, который является доказательством гуманности автора. Поэтому критик одобрил тот факт, что отнесённые им к «субъективным» стихотворения Лермонтова превосходят по численности «чисто-художественные» стихотворения: «В таланте великом избыток внутреннего, субъективного элемента есть признак гуманности» - пишет он [Белинский, В.Г.: 7]. Приводя в доказательство этот аргумент, критик видит в художнике «поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова, - поэта, в котором выразился исторический момент русского общества» [Белинский, В.Г.: 7].

В.Г. Белинский объяснял понятие субъективного искусства так: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастием...» [Белинский, В.Г.: 7]. А общество «не покоряет» индивидуума «совершенно и исключительно», уважая в нем «особенный мир» [Белинский, В.Г.: 7]. «Мгновение такой жизни существеннее ста лет, проведенных в апатической дремоте, в мелких действиях» - говорит он [Белинский, В.Г.: 7].

Однако субъективные стихотворения не были залогом объективной художественности, по мнению В.Г. Белинского, поэтому он не считал их превосходящим типом стихотворения. «Не бойтесь этого направления, оно не обманет вас, не введет вас в заблуждение. Великий поэт, говоря о себе самом, о своем «я», говорит об общем - о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество» [Белинский, В.Г.: 7].

Субъективное искусство  являлось для В.Г. Белинского обязательным условием творчества.

Следует отметить, что В.Г. Белинский ограничивает возможности субъективного искусства: «Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она во вне, и какими бы волнами ни лилась через край, - она неполна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества» [Белинский, В.Г.: 7].

Критик полагал, что М.Ю. Лермонтову удастся объединить его субъективность и совершенную литературную форму А.С. Пушкина, которую В.Г. Белинский и считал примером объективной художественности.

Такое предположение критика  стало одной из причин сравнения двух великих поэтов в его статье «Стихотворения М. Лермонтова» 1840 года: «В первых своих лирических произведениях Пушкин явился провозвестником человечности, пророком высоких идей общественных; но эти лирические стихотворения были столько же полны светлых надежд, предчувствия торжества, сколько силы и энергии. В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, тех, в которых он особенно является русским и современным поэтом, также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства... Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце...» [Белинский, В.Г.: 7].

Критик считал, что М.Ю. Лермонтов обладает наследием А.С. Пушкина и углубился в себя, чтобы затем излить своё недовольство на общественно-политическую систему и порядки. Такое развитие событий, резко отличающееся от деятельности А.С. Пушкина, В.Г. Белинский называл большим шагом вперёд, ведь в лирике М.Ю. Лермонтова не было искажения действительности, а, напротив, её детализированное, полное отображение. Сила творчества В.Г. Лермонтова заключалась в его протестующей горячности, бушующем характере, отличительные признаки которых носила его поэзия.

М.Ю. Лермонтов избрал своей целью отображение в литературе негативной стороны жизни, в чём в корне отошёл от А.С. Пушкина.

Но, несмотря на это, возвращаясь  из своего мира к действительности, М.Ю. Лермонтов, перенося переходный период в своём творческом пути 1840-1841 гг., возвращается к А.С. Пушкину. В.Г. Белинский в соответствии с Г.В.Ф. Гегелем считал, что любое движение вперед одновременно - возвращение к первоосновам. Критик, говоря о Печорине, подразумевал самого автора и был единственным, кто предсказал настигнувшую М.Ю. Лермонтова депрессию, которая затем благотворно повлияла на поэта. Он не раз повторял, что тема рефлексии в творчестве М.Ю. Лермонтова глубокая и яркая, но является лишь переходным этапом, который надо завершить через возврат к «внешнему миру, обществу и человечеству» [Белинский, В.Г.: 7].

Не ошибся В.Г. Белинский и проча М.Ю. Лермонтову успех в использовании темы родины. Его удивительная способность видеть развитие личности, литературы, общества можно видеть на примере данного поэта. В той же статье о стихотворениях М.Ю. Лермонтова критик указывает на связь между народом и историей страны, на любовь и привязанность к родине:  «В полной и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы родины; всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством» [Белинский, В.Г.: 7]. Следует обратить внимание, что в то время, когда были опубликованы эти строки, стихотворение «Родина» М.Ю. Лермонтова ещё не существовало. М.Ю. Лермонтов опубликовал произведение через два месяца после выхода статьи В.Г. Белинского.

Ознакомившись с «Родиной», В.Г. Белинский 13 марта 1841 г. писал В.П. Боткину: «Лермонтов еще в Питере. Если будет напечатана его «Родина» - то, аллах-керим, - что за вещь - пушкинская, т. е. одна из лучших пушкинских» [Белинский, В.Г.: 19].

Поразительная прозорливость  критика вновь оправдала себя: М.Ю. Лермонтов возвращается к действительности, отказывается от романтизма и мрачности.

Н.А. Добролюбов позже охарактеризует этот период жизни поэта так: «умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно» [Мордовченко, Н.И.: 11]. М.Ю. Лермонтов, отвергнув негативную тематику произведений, начинает искать для себя новое и постепенно возвращается к народным и реалистическим тематикам, свойственным А.С. Пушкину.

Последнему периоду художественного  прогресса поэт самостоятельно дал оценку через стихотворение к С. Н. Карамзиной.

Информация о работе Творчество М.Ю. Лермонтова в восприятии В.Г. Белинского