Виктимология как раздел криминологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:57, реферат

Краткое описание

Изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений, позволяет сделать вывод, что наряду с массой «невиновных» жертв многие жертвы своим поведением провоцируют преступления или облегчают преступникам их совершение. Поэтому особый интерес для виктимологий представляют жертвы с виктимогенными девиациями. Без изучения всех и, в частности, таких жертв невозможна разработка особых, нетрадиционных мер по предупреждению преступности, направленных на предотвращение неосмотрительного, рискованного, легкомысленного, распущенного, провокационного поведения человека, которое может оказаться опасным для него самого.

Содержание

Введение. 3
Понятие и предмет виктимологии. 5
Причины и условия виктимности несовершеннолетних, история её возникновения и развития. 10
Динамика виктимологии различных групп населения. 20
Характеристика Виктимологии. 26
Понятие предупреждения преступности (преступлений). 30
Заключение. 32
Список используемых источников. 33

Прикрепленные файлы: 1 файл

Криминология.docx

— 63.46 Кб (Скачать документ)

В первую очередь в предмет  исследования криминологической виктимологии входят: морально-психологические и социальные характеристики потерпевших; отношения, связывающие преступника и потерпевшего; ситуации, которые предшествуют преступлению, ситуации в процессе совершения преступления и ситуации после совершения преступления.

В ее предмет входит и  массовая уязвимость, уязвимость отдельных  социальных, профессиональных и других групп. Для того, что решать научные, а главное, практические задачи, необходимо знать: каков удельный вес потерпевших  в общей массе населения; удельный вес отдельных групп населения  в массе потерпевших; от каких  преступлений и в каких отношениях оказываются потерпевшими различные  категории физических и юридических  лиц.

Значение виктимологии исключительно велико, она позволяет ответить на совокупность вопросов, которые имеет важное практическое значение. К числу этих вопросов относятся: роль потерпевшего в механизме преступления; криминологическое значение отношения между жертвой и преступником; зависимость общественной опасности преступника от степени уязвимости жертвы (потерпевшего), свойства личности, способствующие формированию жертвы преступления.

Развитие виктимологической науки в криминологии сопровождается активной разработкой специфического понятийного аппарата, призванного обслуживать научные исследования жертв преступлений. Наибольшее внимание в криминологической литературе уделяется определению таких понятий, как «жертва», «виктимность», «виктимизация». К основным понятиям исследователи относят и понятие « связь преступник-жертва».

 

 

 

Динамика  виктимологии различных групп населения.

Развитие механизма индивидуального  преступного пове­дения зависит, хотя и в различной степени, не только от пре­ступника, но и от другой стороны — жертвы преступления.

Личность и поведение  потерпевшего изучает виктимологня (victima—жертва (лат.), лоуосг—изучение (греч.)). Кримино­логическая виктимология представляет собой сравнительно но­вое научное направление. Вместе с тем оно весьма перспектив­но, поскольку на основе анализа особенностей личности и пове­дения потерпевшего от преступления может быть разработан комплекс эффективных мер профилактики, ориентированных на снижение шансов индивида, обладающего определенными качествами свойствами, стать жертвой преступного посягатель­ства.

В силу новизны данного  научного направления ни теоре­тические его основы, ни научный аппарат пока окончательно не определились. Ключевыми в виктимологии являются понятия «жертва», «виктимность», «виктимизация». Эти понятия могут быть использованы как рабочие, операционные. Но следует от­метить, что и их содержание трактуется отдельными авторами различно.9

Жертва—это человек, понесший физический, моральный или имущественный  ущерб от преступления, независимо от того, признан ли он потерпевшим  в установленном законом порядке  и оценивает ли себя таковым субъективно.

Виктимность — повышенная степень предрасположенности лица к тому, чтобы оказаться жертвой преступления в силу присущих ему качеств, свойств либо выполняемых функций.

В принципе в обществе, где  существует преступность как социально  обусловленное явление, потерпевшим  от преступле­ния может в силу обстоятельств различного рода стать каждый гражданин. Этот факт не может, по нашему мнению, рассматри­ваться как основание для вывода о «всеобщей» виктимности. Она должна пониматься именно как большая уязвимость, по­вышенная «способность» стать жертвой преступления.

Под виктимизацией понимается процесс превращения лица в реальную жертву, а также результат такого процесса.

Индивидуальная виктимность зависит от субъективных и объективных факторов. Соответственно различают виктим­ность личностную и ситуативную. Карманные кражи, напри­мер, совершаются обычно в очередях, в местах большого скоп­ления людей. Потерпевшим от посягательства карманника, независимо от личностных качеств, с большей степенью вероят­ности может оказаться находящийся именно в такой обстановке.

Личностные компоненты виктимности обусловлены индиви­дуальными особенностями субъекта, содержанием качеств и свойств, присущих ему: социально-психологических, мораль­ных, ролевых и т. д. Стать потерпевшим от противоправных действий нарушителей общественного порядка с большей сте­пенью вероятности может работник милиции, чем домашняя хо­зяйка, что вытекает из различий их ролевых функций. Не слу­чайно именно в отношении этой профессиональной группы вста­ет вопрос о необходимости усиления социальной защищенности, в том числе и обеспечения гарантий личной безопасности, рас­ширения законных возможностей активно противодействовать преступным посягательствам.

Личностные и ситуационные моменты виктимности взаимо­связаны. Например, наиболее предрасположены к тому, чтобы стать жертвой ограбления в общественном месте, лица/находя­щиеся в степени алкогольного опьянения, исключающей контроль за внешними событиями. Однако попадание ими в соот­ветствующую ситуацию связано с особенностями их собствен­ного поведения до момента посягательства и непосредственно в период его совершения.

Роль жертвы в генезисе индивидуального преступного по­ведения колеблется от прямого противодействия  преступлению до провокации преступных действий. Нередко поведение потер­певшего весьма существенно влияет на наступление преступного результата. Например, способ разрешения конфликтной ситуа­ции, пути выхода из -конфликта обусловливаются особенностя­ми личности и поведения каждой из участвующих в нем сто­рон. Возможны и случаи, когда будущая «расстановка сил»— кто именно станет жертвой, а кто—преступником, неясна даже в процессе совершения противоправного акта. Например, при обоюдной драке.

Поведение потерпевших, особенно негативное в моральном или правовом плане, является существенным компонентом  в ме­ханизме преступного акта. Негативное поведение потерпевших констатировалось в 70% случаев убийств, 61,8% умышленных тяжких телесных повреждений, в 74% мошенничества.

Однако данные о виктимностн не должны трактоваться в том смысле, что жертва также является виновной в соверше­нии преступления в той или иной степени, что она должна в ка­кой-то мере нести ответственность за преступный акт. Ответ­ственность за преступление всегда несет именно совершивший его субъект. Это не исключает учета оценки поведения потер­певшего при определении меры, вида ответственности и наказа­ния преступника.

Информация о типичности тех или иных видов поведения  потерпевших, корреляция типа поведения  и личностных харак­теристик жертвы могут быть весьма значимыми для разработки мер предупреждения, особенно применительно к профилактике отдельных видов преступных посягательств.

Выделяют следующие виды поведения жертвы: 1) нейтраль­ное, когда поведение жертвы никак не способствовало, но и не препятствовало совершению преступления (таково, например, поведение пешехода при совершении водителем наезда на тро­туар и причинении прохожему телесных повреждений); 2) со­циально-одобряемое (положительное) поведение выражается в активном противодействии преступному посягательству (на­пример, пресечение гражданином хулиганских действий, за­держание преступника); 3) негативное поведение жертвы пред­полагает нарушение потепевшим моральных или правовых норм (таковым является, например, инициирование конфликта, вступ­ление в противоправную сделку, нахождение в состоянии алко­гольного опьянения в момент, предшествовавший постатсль-ству). По данным одного из исследований, потерпевшие в 26,5% случаев препятствовали совершению преступления, нейтрально относились (не создавали условий или помех для его соверше­ния)—в 29,4% случаев, создавали своим поведением благо­приятные условия для преступления—в 33,4% случаев, а в 10,7% случаев прямо провоцировали совершение преступного акта

Хотя в целом правомерное  и социально-одобряемое пове­дение жертв более распространено, в криминологическом тане интерес представляет аморальное и противоправное (негатив­ное) поведение. Пожалуй, именно в случаях отступления буду­щими потерпевшими от норм права и морали, нравственных требований вероятность стать жертвой преступного посягатель­ства становится особенно реальной. С полной достоверностью это прослеживается применительно к преступлениям, совершае­мым в семейно-бытовой сфере, к насильственным посягатеть ствам, к автотранспортным преступлениям.

Специфична в этом смысле характеристика потерпевших от изнасилований. Так, 38,6% жертв изнасилований находились в моменг совершения посягательства в состоянии алкогольного опьянения, причем 92,8% из них употребляли спиртные напитки вместе с будущим насильником. Типичными для потерпевших от преступлений этого вида являются, как правило, неразбор­чивость в установлении знакомств, неосмотрительность, легко­мыслие. По оценкам исследователей, в 13% случаев поведение самой потерпевшей давало толчок, служило поводом к совер­шению изнасилования (назойливое приставание, словесные «авансы» и т. д.); 29% потерпевших по собственной воле оказались в ситуации, объективно создававшей возмож­ность посягательства (посещали случайных знакомых, употреб­ляли с ними спиртные напитки).

Ярко выражена роль личностных характеристик жертвы в таких  преступлениях против личности, как  умышленное убий­ства. Потерпевшие в 41% случаев находились в состоянии алкогольного опьянения, при этом более половины из них упот­ребляли спиртное вместе с преступником. 65,2% жертв в ситуа­ции, предшествовавшей совершению преступления, вели себя негативно: являлись инициаторами скандалов и драк, первыми напали на будущего преступника, унижали и оскорбляли его.

Анализ механизмов конкретного  преступления невозможен без исследования ситуации, в которой действует  преступник. Ситуация не только определяет выбор способа действия, но в отдельных  случаях порождает и новые  стимулы к действию. Например, внезапно возникший конфликт может привести ранее не помышлявшего об убийстве человека к его совершению, допустим, под влиянием тяжкого оскорбления  со стороны партнера. Социальный, правовой, физический и психологический статусы, поведение, а нередко и психическое  состояние жертвы в случаях, когда  преступление совершается при непосредственном взаимодействии с жертвой, составляют элементы ситуации, в которой действует  преступник. Поэтому вполне закономерным и даже необходимым является привлечение в исследования, направленные на выявление механизмов преступлений, данных о жертве. Получение и научная систематизация такого рода данных позволяют более глубоко исследовать детерминацию самих преступлений.

 

 

Характеристика  Виктимологии.

Необходимо  отметить, что  в содержание виктимологии должны входить общие значения о жертвах независимо от источников причинения вреда, то есть охватывающих жертв не только преступлений, но и различных обстоятельств, несчастных случаев, природных сил и всевозможных катаклизмов, войн, геноцида, государственной политики и т.д. В криминологии же термин употребляется в более узком смысле, то есть относительно только жертв преступного поведения. Поэтому было целесообразным такую науку назвать виктимологией в криминологии.

В рамках криминологии можно  и нужно исследовать  жертву с  различных сторон.

Если аксиома состоит  в том, что преступных деяний не бывает без каких-либо жертв (материальных, социальных, телесных, психологических, моральных и т.д.), то жертвами преступлений могут оказаться различные объекты  или носители охраняемых уголовным  законодательством социально ценных интересов. Жертвой могут быть: частное  лицо, коллектив людей, общество, государство  и даже международный правопорядок. Жертвами преступлений могут оказаться  члены семьи самого убийцы и лица, которым во время участия в  пресечении преступного деяния или  в порядке оказания содействия правоохранительным органам в ходе преступления был  причинен определенный вред. Более  того, иногда и сам преступник может  стать жертвой (например, при массовых беспорядках, групповых хулиганствах, драках). Поэтому в принципе вопрос о том, кого конкретно и реально  можно считать жертвой преступления, связан с процессом криминализации и декриминализации, с определением границ объекта преступного посягательства.

Идея о  роли потерпевших  в причинной  цепи совершения преступления не нова. Она получила свое отражение  в многочисленных литературных источниках и нормотворческих памятниках.

Однако впервые  более  или менее четко она  выражена в трудах мыслителей XVIII века. Так, классик  права Меремия Бентам (1748–1832) предлагал ввести в уголовное законодательство нормы, предусматривающие компенсацию для жертвы, чтобы тем самым больше наказать и устрашить преступника. Как средство усиления защиты населения от преступников компенсацию для жертв преступления рассматривал и позитивист права Раффаэль Гарофало (1852–1934).

Немецкий  криминолог Сара Марджори Фрай (1894–1958) исследовала  проблемы примирения преступника  со своей жертвой.

Как фактор преступности жертва стала системно исследоваться  лишь в первой половине XX в. В литературе это связывают с именем немецкого  ученого Ганса фон Гентинга, который опубликовал в 1948 г. специальный научный труд «Преступник и его жертва». В своей работе Ганс фон Гентинг рассматривает потерпевшего в качестве фактора возникновения преступления. Он также выдвинул идею понимания преступности как определенных взаимоотношений между причинителем зла и его жертвой. По мнению Гентинга, накопление данных о потерпевших позволяет выделить характерные типы отношений между преступником и потерпевшим, а эти отношения тесно связаны с преступлением. Отсюда, полагает ученый, возникает необходимость не только анализировать совершенные преступления, но и прогнозировать возможные жертвы в будущем и даже определять состояние латентной преступности.

Информация о работе Виктимология как раздел криминологии