Истрия отечественной криминологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 03:34, реферат

Краткое описание

Они придавали большое значение статистичес­кому методу Кетле и других современных им статистиков в выявлении закономерностей движения преступности, а также социологическим методам, широко использованным в работе Ф.Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (принято считать данное исследование первым фундаментальным криминологическим марксистским анализом преступности в капиталистическом обществе 19-го века). Марксистское направление получило «второе дыхание» в 1970-х годах в трудах «новых криминологов» и «критической криминологии» сначала в Англии, затем и в США.

Прикрепленные файлы: 1 файл

История отечественной криминологии.docx

— 50.20 Кб (Скачать документ)

Но затем постепенно начали свёртываться все научные исследования преступности и разрушаться организационные  основы. Уже в 25-м году вместо кабинетов  по изучению преступников и преступности был создан целый институт при  НКВД РСФСР - Государственный институт по изучению преступников и преступности. Все эти исследования стали проводиться  под контролем НКВД. За 5 лет своего существования (он существовал до 30-х  годов) были проведены, конечно, некоторые  исследования, опубликован ряд статей.

Активное участие в  криминологических исследованиях  принимали студенты юридических  вузов, профессорско-преподавательский  состав юридических вузов. Они внедряли специальные анкеты и программы  для получения данных о социальных, ценностно-ориентационных и других особенностях лиц, совершающих преступления, проходящих через Народный комиссариат  юстиции и Государственное управление мест заключения.

В 30-х годах 20 века резко  пошли на убыль все научные  исследования, прекратилась публикация статистики о состоянии преступности, она стала секретной. Кабинеты и  лаборатории по изучению преступника  и преступности были повсеместно  ликвидированы. Был создан Государственный  институт по изучению уголовной и  исправительно-трудовой политики при  прокуратуре СССР и Наркомате  юстиции РСФСР. А затем очень  быстро он был реформирован во Всесоюзный институт юридических наук Наркома  юстиции СССР.

С середины 30-х годов до 1956 г. криминология как служанка буржуазии  фактически прекратила свое существование. Советские вожди исходили из того, что социализм не имеет собственных  причин преступности и поэтому не нужны криминологические исследования Устинов В. Очерки по истории отечественной  криминологии. М., 2000..

В 60-е годы происходит возрождение  отечественной криминологии, которая  быстро развивается на основе коммунистической идеологии. В ней непреложными для криминологии выступало несколько постулатов. Первый - социализм не содержит коренных причин преступности и не порождает их. Второй - преступность преходяща, она исчезнет с построением высшей фазы социализма - коммунизма.

В остальном советские  криминологи были свободны в своем  творчестве Лунеев В. В. Преступность 20 века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 2003..

Широкую известность получили первые монографические работы, созданные  представителями уголовного права. Среди них книги А. Б. Сахарова «О личности преступника и причинах преступности в СССР» (1961 г.), А. А. Герцензона «Введение в советскую криминологию» (1965 г.), «Уголовное право и социология» (1970 г.), М. И. Ковалева «Основы криминологии» (1970 г.), В. Н. Кудрявцева «Причинность в криминологии» (1968 г.), И. И. Карпеца «Проблема преступности», A. M. Яковлева «Преступность и социальная психология» (1970 г.), В. К. Звирбула «Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности (научные основы)» (1971 г.), первый учебник «Криминология» (1966 г., 1968 г. и 1976 г.).

Выдающимися криминологами  в этот период стали И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, А. Б  Сахаров и A. M. Яковлев, которые в 1983 г. получили государственную премию СССР, Ю. Д. Блувштейн, К. Е. Игошев, Г. М. Миньковский, Н. А. Стручков и др.

В 70-90-е годы интенсивно исследуются  проблемы причин преступности (А. И. Долгова, И. И. Карпец. Н. Ф. Кузнецова и др.), преступности (Н. Ф. Кузнецова, С. Е. Вицин, В. В. Лунев и др.), механизма преступного поведения и личности преступника (Ю. М. Антонян, П. С. Дагель и др.), виктимологии (Л. В. Франк, Д. В. Ривман и др.), прогнозирования и планирования борьбы с преступностью (Г. А. Аванесов, С. В. Бородин и др.), предупреждения преступности (А. А. Алексеев, А. Э. Жалинский, Г. М. Миньковский и др.), преступности несовершеннолетних (Г. М. Миньковский, Е. В Болдырев и др.), организованной преступности (А. И. Гуров, B. C. Устинов и др.), насильственной преступности (Ю. М. Антонян, С. Б. Алимов и др.), рецидивной преступности (А. И. Алексеев, Ю. И. Бытко и др.), экономических и других корыстных преступлений (Г. В. Дашков, B. C. Устинов и др.), неосторожной преступности (В. А. Серебрякова, В. Е. Квашис, В. Б. Ястребов).

С ослаблением тотального контроля за деятельностью и пове-дением людей во второй половине 50-х годов уголовная преступ-ность в СССР начала изменяться не по «нашим», а по общеми-ровым законам, открытым еще К. Марксом, т. е. стала расти бы-стрее, чем численность населения.

Если принять за базу 1956 год, год первой попытки разрушения сталинизма, то в 1957 году преступ-ность возросла на 16,9 %, в 1958 году на 29,9 %, или 880 332 преступ-лений. Закономерный в те годы рост преступности усиливался ре-зультатами широкой и недифференцированной амнистии уголов-ных преступников от 27 марта 1953 г., большинство из которых в последующие годы вновь оказались в местах лишения свободы.

В 1965 году было учтено 751 801 преступление. Эти пока-затели были самыми низкими за время действия уголовного за-конодательства 60-х годов. Коэффициент преступности равнялся 328, а судимости - 249 на 100 тыс. жителей.

В 1966 году учтенная преступность возросла на 18,1 %. С этого года, года первого «усиления» уголовной ответственности, преступность ста-ла интенсивно расти. В связи с этим только одним ЦК КПСС было принято более 15 открытых и закрытых постановлений, направ-ленных на усиление борьбы с преступностью и её снижение, а в уголовные законы практически непрерывно вносились изменения и дополнения в тех же целях. Однако положение дел не только не улучшалось, а последовательно и закономерно ухудшалось.

Разрушение сталинского  режима, который удерживал народ  в страхе, глоток свободы и волюнтаризм  в решении социально-экономических  и криминологических проблем  во времена Хруще-ва и особенно генерализованное разложение общественных, в том числе и правовых, отношений в брежневский застойный период, несмотря на постоянные призывы властей к сокращению преступ-ности и возврат к некоторым сталинским методам социального кон-троля, было тем фоном, на котором регистрировался интенсивный рост преступности. С вынужденной либерализа-цией тоталитаризма иссякали и все криминологические преиму-щества социализма Лунеев В. В. Преступность 20 века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 2003..

Темпы прироста преступности по годам в зависимости от объективных  и субъек-тивных условий существенно колебались, достигнув в 1989 году 31,8 %. Аналогичные «взлеты» преступности наблюдались в 1958 (29,9 %), 1961 (34,7 %), 1966 (18, 1 %) и в 1983 (21,7 %) годы.

Большинство «взлетов» преступности в те или иные годы свя-зано с существенными изменениями уголовной политики и уголов-ного законодательства, судебной и регистрационной практики. Пред-последний подъем преступности в 1983 году, например, был обу-словлен не столько реальным увеличением преступных проявлений, сколько их большим «выявлением» на основе Постановления Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1983 г. «О дея-тельности Прокуратуры СССР» (эффект Андропова, пытавшегося полицейскими методами укрепить дисциплину труда и правопоря-док в стране).

Рост преступности в 1988--1991 годы связан с про-явлением общемировой тенденции в «перестроечных» условиях су-щественного разбалансирования и бытия, и сознания. В эти годы «началась «война законов», в которой одержали победу не центральные, а местные власти, распался Союз ССР. Пострадало и от-ношение к нормам нравственности; в средствах массовой инфор-мации, в повседневной жизни стали пропагандироваться секс, на-силие, корысть, нетерпимость и вседозволенность. Все это означа-ло разрушение нормативного порядка, которое идет в кризисных ситуациях рука об руку с деформацией социальных институтов и других компонентов социальной сферы в целом.

 Удельный вес корыстных  деяний в середине 60-х годов  состав-лял 40-45 %, а в 1990 году, по учетным данным, он возрос до 70 %. Фактически же по корыстным мотивам в конце существования СССР совершалось более 80 % только зарегистрированных деяний, латентность которых является самой высокой.

3. Современное  развитие криминологии

Современный этап характеризуется  более углубленным исследованием  разнообразных проблем преступности, в частности, проблем личности преступника, проблем причин преступности. Много  внимания сейчас наша наука уделяет  проблемам прогнозирования преступности.

Следует сказать, что средние  темпы роста криминальной преступности в 90-е годы, по официальным данным, составляют 25-30% в год (без учета  того, что, по утверждению Криминологической  ассоциации России, ежегодно в стране за пределами регистрации в правоохранительных органах остается 7-9 млн. криминальных деяний).

Уровень зарегистрированной преступности и судимости в России выглядит следующим образом: в 1990 г. она соответственно составляла 1,8 млн. и 537 тыс.; в 1991 г. - 2,1 млн. и 593 тыс.; 1992 г. - 2,8 млн. и 661 тыс.; 1993г. - 2,79 млн. и 650 тыс.; 1994г. - 2,6 млн. и 926 тыс.; 1995г. - 2,7 млн. и 875 тыс. В 1996 г. зарегистрировано 2,6 млн. преступлений (по данным МВД РФ).

Первое место по тяжести  в структуре преступности занимают насильственные преступления. В 1995 году в результате различных преступлений погибли 75510 человек, в 1996 г. - 65368 (без  учета латентных преступлений).

За последние десять лет  коэффициент убийств и покушений  на убийство в целом по России вырос  в 2,5 раза, в Санкт-Петербурге - в 3 раза, в Москве - в 4,5 раза. В 1996 г. зарегистрировано около 30 тыс. умышленных убийств и  покушений на убийство, свыше 50 тыс. умышленных тяжких телесных повреждений, более 10 тыс. изнасилований и покушений  на них.

Широкое распространение  получила экономическая преступность. Служба борьбы с экономической преступностью  МВД РФ выделяет в структуре преступлений в экономической деятельности следующие  виды: преступления в сфере кредитно-денежных отношений (кредитно-банковские злоупотребления  и фальшивомонетничество); в сфере  внешнеэкономической деятельности; в сфере потребительского рынка; в сфере приватизации.

1992 год вошел в историю  российской криминологии как  год бума финансовой преступности. В ее состав входят: банковские  злоупотребления путем взяточничества, подлогов, мошенничества, хищений;  фальсификация денег и ценных  бумаг.

Внешнеэкономические преступления: это хищения, контрабанда, взяточничество, корыстные злоупотребления властью.

Преступления в сфере  приватизации государственного и муниципального имущества: это хищения, взяточничество, корыстные злоупотребления властью, подлоги и мошенничества, посредством  которых происходит перевод государственного имущества в частную собственность. Для этого используются: занижение  начальной цены при продаже объектов на аукционе или величины уставного  капитала акционерного общества, неверная инвентаризация производственных и  непроизводственных фондов и другие способы. Криминологи выделяют три  вида преступной приватизации: номенклатурная, директорская и «дикая».

Третья черта структуры  российской преступности в 90-х годах - организованная преступность. В 1996 г. раскрыто 26,4 тыс. преступлений, совершенных  организованными группами. Более  всего их в хищениях, вымогательствах, незаконных сделках с валютными  ценностями, контрабанде и т. д.

Четвертой чертой современной  российской преступности является её интернационализация - взаимодействие с зарубежными преступными кланами  в основном в таких видах преступлений, как подделка денег, фальсификация  товаров, мошенничество в сфере  бизнеса и иммиграции, грабежи, разбои, кражи автомобилей, контрабанда.

Преступность несовершеннолетних (совершенные ими преступления персонально  или в соучастии со взрослыми) по удельному весу во всех зарегистрированных преступлениях составила в 1995-1996 гг. 11 %. Самым серьезным её показателем стала доля тяжких преступлений несовершеннолетних и совершения преступлений группами.

Рецидивная преступность по удельному весу ко всем судимым  в 1996 г. составила 33 %. Однако необходимо учитывать неточность статистического  учёта, когда фиксируются не рецидивисты  по их уголовно-правовой характеристике, а лица, вообще когда-либо ранее совершавшие преступления. В действительности с непогашенными судимостями, то есть собственно рецидивистов, в числе зарегистрированных преступников было только 19 %.

Новый период развития отечественной  криминологии ознаменовался присуждением в 1998 г. Государственной премии России проф. В. В. Лунееву за фундаментальный труд «Преступность 20 века. Мировой криминологический анализ».

В конце 20 столетия российская криминология переживает нелегкие времена. Причины её кризиса состоят не только в проблемах переходного  периода, но и в сознании учёных, по-разному относящихся к происходящим переменам и прошлым устоявшимся  истинам. Необходимость объективной оценки современного состояния отечественной криминологической науки и её перспектив в 21 в. обусловили проведение очередного семинара Криминологического центра Санкт-Петербурга, на котором, в частности, обсуждалось, что на развитие методологии криминологической науки в последней трети 20 в. заметное влияние оказывает пришедший из кибернетики системный подход, основанный на понимании системы в качестве совокупности взаимосвязанных элементов, образующих интегральное целое, не сводимое ни к одному из этих элементов. В соответствии с теорией системности общество функционально дифференцировано.

Благодаря применению системного анализа в конце 20 в. в российской криминологии произошло размежевание категорий «преступность» и «преступное  множество» (совокупность преступлений, совершаемых на определенной территории за определенное время), предопределив  изменение структуры данной дисциплины, заключающееся, в частности, в утрате самостоятельности разделом о криминологической  причинности.

Проведенный в октябре 2002 года Социологическим центром Российской академии государственной службы опрос  репрезентативного массива населения  показал, что более четверти всех респондентов в 2002 году стали жертвами преступлений. При этом лишь 28 процентов  из тех, кто обратился в правоохранительные органы, получили хотя бы какую-то помощь.

Выступая на ежегодном  совещании, посвящённом состоянию  законности в стране, состоявшемся 12 марта 2003 года, Генеральный прокурор Владимир Устинов подверг резкой критике правоохранительную систему  в стране, заявив особо: «Преступность  по-прежнему представляет угрозу национальной безопасности страны» Меликова Н. Президент  воздержался от критики силовиков // Независимая газета. 2003, № 48..

Информация о работе Истрия отечественной криминологии